Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработки единого подхода к проведению сексуального и гендерного образования, ВИЧ-





образования и образования в области прав человека». Данное руководство разработано рабочей

группой, в которую вошли несколько представителей неправительственных организаций, в том числе из

МФПС

.

Вышеперечисленный перечень публикаций показывает, что за последнее десятилетие в области

сексуального образования было разработано определенное количество программ. Данная инициатива

нацелена заполнить специфический пробел в Европе, основываясь на предыдущих и параллельных

публикациях по данной теме.

14 См. IPPF [МФПС] (2006a, 2007), Lazarus JV & Liljestrand J [Лазарус Й.В. & Лильестранд Й.] (2007).

15 IPPF [МФПС] (2007), стр.18.

16 UNESCO [ЮНЕСКО] (2009a, 2009б).

17 Ср. Population Council [Совет по проблемам народонаселения] (2009).

Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе

2. Сексуальность, сексуальное здоровье и

сексуальное образование – определения и

концепции

Концепции пола, сексуальности, сексуального здоровья и прав, а также концепции, напрямую связанные

с ними, понимаются в разных странах и культурах в некоторой степени по-разному18. При переводе на

другие языки их тоже можно интерпретировать по-другому. В связи с этим необходимо пояснить

значения концепций, которые используются в настоящем документе.

В январе 2002 г. Всемирная организация здравоохранения провела консультативную встречу экспертов в

рамках более широкой инициативы с целью определения некоторых концепций, т.к. международно-

признанных определений на тот момент еще не существовало

. Ее результатом стал перечень рабочих

определений концепций пола, сексуальности, сексуального здоровья и прав. Несмотря на то, что эти

определения не стали официальными определениями ВОЗ, они размещены на странице ВОЗ в Интернете,

и они все чаще используются. В настоящем документе, они используются подобным образом в качестве

рабочих определений.

«Пол» обозначает набор биологических характеристик, определяющих принадлежность человека к

мужскому или женскому полу, хотя в разговорном английском языке под этим термином часто

понимается сексуальная активность.

«Сексуальность» – в широком понимании «сексуальность» определяется в соответствии с рабочими

определениями ВОЗ следующим образом: «Сексуальность человека является естественной частью

развития человека на каждом этапе жизненного цикла и включает в себя физические, психологические и

социальные составляющие […]».

Более исчерпывающее определение, предложенное ВОЗ, гласит следующим образом:

«Сексуальность является центральным аспектом бытия человека на протяжении всей его жизни и

включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, половой инстинкт,

удовольствие, близость и репродукцию. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях,

желаниях, убеждениях, установках, ценностях, поступках, поведении, половых ролях и отношениях.

Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не всегда все они ощущаются

и проявляются. На сексуальность влияет совокупность биологических, психологических, социальных,

экономических, политических, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов».

По ряду причин это определение очень полезно. Оно подчеркивает, что сексуальность является

центральным аспектом бытия человека; оно не ограничивается определенными возрастными группами;

оно тесно связано с гендером; оно включает разные сексуальные ориентации, и оно имеет более широкое

18 См. также главу 1.

19 WHO [ВОЗ] (2006).

20 WHO Regional Office for Europe [Европейское региональное бюро ВОЗ] (1999/2001), стр.13.

21 WHO [ВОЗ] (2006), стр.10.

Часть 1: Введение

Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе

 

 

значение, чем репродукция. Оно также указывает на то, что «сексуальность» охватывает больше аспектов,

чем только элементы поведения, и что она может сильно варьироваться в зависимости от разнообразных

факторов влияния. Это определение косвенно означает, что под сексуальным образованием также

необходимо понимать более широкую и разнообразную область, чем «обучение основам сексуального

поведения», за которое его, к сожалению, иногда ошибочно принимают.

Определение «сексуального здоровья» первоначально сформулировано на совещании экспертов ВОЗ в

1972 г.

следующим образом:

«Сексуальное здоровье - это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных

аспектов сексуального бытия человека, который позитивно обогащает и развивает личные качества, и

способность к общению и любви».

Несмотря на то, что данное определение несколько устарело, его продолжают часто использовать. На

совещании экспертов ВОЗ в 2002 г. было согласовано новое предварительное определение сексуального

здоровья. Это новое предварительное определение 2002 г. звучит следующим образом:

«Сексуальное здоровье - это состояние физического, эмоционального, умственного и социального

благополучия, связанного с сексуальностью; это не просто отсутствие заболеваний, физических отклонений

или недомогания. Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного отношения к сексуальности и

половым отношениям, а также наличие возможности безопасно вести половую жизнь, приносящую

удовлетворение, свободную от принуждения, дискриминации и насилия. Достижение и поддержание

сексуального здоровья неразрывно связано с уважением, защитой и соблюдением присущих людям

сексуальных прав»

.

Настоящее предварительное определение подчеркивает не только потребность в позитивном отношении к

проявлению сексуальности человека и в центральном аспекте удовлетворения, но также и понятие того, что

сексуальное здоровье включает в себя не только физические, но и эмоциональные, умственные и социальные

аспекты. Оно также предупреждает пользователя о потенциальных негативных элементах и впервые

упоминает о существовании «сексуальных прав» - два вопроса, которые _______отсутствовали в определении 1972 г.

Также в нем не заостряется внимание на потенциально негативных элементах, как это часто бывает в

литературе о ВИЧ/СПИДе по данной теме. Коротко говоря, это сбалансированное определение.

Сексуальное здоровье – один из пяти приоритетных аспектов глобальной Стратегии ВОЗ в области

репродуктивного здоровья, которая была принята сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ в

2004 г.

.

Необходимо подчеркнуть, что с начала 50-х годов ВОЗ определяла и рассматривала «здоровье» в широком

и позитивном смысле, определяя его как «потенциал человека», а не просто отсутствие болезни, и

включала в него не только физические, но и эмоциональные, умственные, социальные и другие аспекты.

Судя по этим последним причинам создается впечатление, что определения ВОЗ приемлемы и являются

полезным отправным пунктом для обсуждения сексуального образования. Таким образом, в настоящем

документе используется термин «сексуальное здоровье», но его использование включает в себя значение и

понятие «сексуального благополучия». На сексуальное здоровье влияют не только личностные, но и

22 WHO [ВОЗ] (1975).

23 WHO [ВОЗ] (2006), стр.10.

24 WHO [ВОЗ] (2004), стр.21

Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе

социальные и культурные факторы.

Сексуальные права включают, в частности, право на доступ к информации и образованию. Как

упоминалось выше, на совещании ВОЗ в 2002 году было предложено предварительное определение

термина «сексуальные права», которое гласит следующим образом.

«Сексуальные права включают в себя права человека, которые уже признаны в национальных

законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых

документах. Они включают право каждого человека, в свободе от принуждения, дискриминации, и

насилия, на:

· наивысший достижимый уровень сексуального здоровья, включая доступ к услугам по охране

сексуального и репродуктивного здоровья;

· поиск, получение и передачу информации, относящуюся к сексуальности;

· сексуальное образование;

· уважение физической неприкосновенности;

· свободу в выборе партнера;

· самостоятельное принятие решения быть сексуально активным или нет;

· вступление в половую связь по обоюдному согласию;

· вступление в брак по обоюдному согласию;

· самостоятельное принятие решения иметь детей или нет и когда иметь; и

· ведение приятной, безопасной и позволяющей достичь удовлетворения половой жизни.

Ответственная реализация прав человека предполагает, что все люди уважают права друг друга.”

Несмотря на то, что это только предварительное определение, в настоящем документе оно используется в

качестве отправного пункта, т.к. считается, что элементы, которые оно содержит, широко

поддерживаются во всей Европе. Более того, важно отметить, что настоящее определение четко включает

право на получение информации и образования.

Тем не менее, в этом вопросе необходимо соблюдать определенную осторожность. Очевидно, что

некоторые из вышеупомянутых прав задуманы для взрослых лиц в качестве точки отсчета. Это означает,

что не все из этих прав автоматически применимы к детям и подросткам. Например, понятно, что такие

вопросы, как брак по согласию или право самостоятельно принимать решение иметь детей или нет, еще

не применимы к детям и подросткам.

Право каждого ребенка на получение информации также признается Конвенцией Объединенных Наций

о правах ребенка, которая была сформулирована в 1989 г. и на сегодняшний день ратифицирована

подавляющим большинством стран. Она четко излагает право на свободу самовыражения и свободу

искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода (статья 13); статья 19 ссылается на

обязательства государств предоставлять детям образовательные меры, чтобы защитить их, среди прочего,

от сексуального насилия

.

25 WHO [ВОЗ] (2006), стр.10.

26 United Nations [Объединенные Нации] (1989).

Часть 1: Введение

Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе

27 Plummer [Пламмер] (2001), Schmidt [Шмидт] (2004), Weeks [Викс] (1998).

28 WHO [ВОЗ] (2006) и IPPF [МФПС] (2008), стр. 10-11.

Краткое отступление: “интимное гражданство”

В этом контексте полезно представить концепцию «интимного гражданства», которая с точки зрения социологии

связанна с сексуальными правами.

Научные исследователи в области социологии и сексологии в настоящее время призывают к проведению

нравственных переговоров как принципа действенного нравственного сексуального поведения на сегодняшний день.

Суть такого нравственного поведения заключается в том, что вопросы должны решаться в духе взаимного согласия

зрелыми участниками, равными по статусу, правам и возможностям. Важной предпосылкой этому является то, что

участники должны стремиться к одинаковому пониманию концепции «согласия» и осознавать последствия своих

действий – в частности, применительно к поведению в рамках взаимоотношений и сексуальному поведению.

Предположив, что эта предпосылка выполнена, мы можем использовать концепцию «интимного гражданства». Она

представляет собой социологическую концепцию, которая описывает соблюдение гражданских прав в гражданском

обществе. Она основана на принципе нравственных переговоров. Кроме сексуальности она включает сексуальные

предпочтения, сексуальную ориентацию, различные способы проявления мужественности и женственности, разные

формы отношений и способы совместного проживания родителей и детей. Таким образом, термин «интимность» тесно

переплетается с широким пониманием сексуальности, предложенном в настоящем документе. Интимное гражданство

ставит в центр внимания равенство социального и экономического статуса индивидуумов, поддерживающих

самостоятельность в своей жизни, уважая, при этом, границы остальных. 27.

Требования, которые интимное гражданство предъявляет индивидууму, отражаются на уровне общества в правах

человека и сексуальных правах. Предоставление этих прав подразумевает уважение и постоянную реализацию

предоставленных принципов равенства полов и сексуальной самостоятельности индивидуума, в свободе от

принуждения и эксплуатации. Такое правоустановление защищает индивидуума от вмешательства со стороны семьи

или общества. Важно признавать и принимать во внимание сексуальные права, если наша цель - требовать,

содействовать и защищать эти права для себя и для других. 28

В этой связи задача центральной политики в сфере образования, касающаяся сексуальных прав, заключается в том,

чтобы осветить важность обучения и содействия развитию в семье, школах и учебных заведениях специфических

способностей и навыков усвоения и использования критического мышления. Это предоставит детям и молодежи –

взрослым завтрашнего дня - возможность справляться с проблемами самостоятельности и согласия в процессе

переговоров с партнерами.

Также они должны уметь выражать свои чувства, мысли и действия при помощи слов и размышлять об этом.

Целостное сексуальное образование, соответствующее возрасту, особенно хорошо подходит для обучения и

размышления над релевантным содержанием – например, для развития необходимых навыков.

27 Plummer [Пламмер] (2001), Schmidt [Шмидт] (2004), Weeks [Викс] (1998).

28 WHO [ВОЗ] (2006) и IPPF [МФПС] (2008), стр. 10-11.

Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе

Недавно МФПС -ведущая международная неправительственная организация в области сексуального и

репродуктивного здоровья - приняла Декларацию по сексуальным правам

. Эта Декларация, котороя в

большой степени основывается на международно признанных правах человека, обладает структурой,

похожей на структуру широко признанной и раннее принятой Хартии МФПС по сексуальным и

Date: 2015-09-02; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию