Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработки единого подхода к проведению сексуального и гендерного образования, ВИЧ-
образования и образования в области прав человека». Данное руководство разработано рабочей группой, в которую вошли несколько представителей неправительственных организаций, в том числе из МФПС . Вышеперечисленный перечень публикаций показывает, что за последнее десятилетие в области сексуального образования было разработано определенное количество программ. Данная инициатива нацелена заполнить специфический пробел в Европе, основываясь на предыдущих и параллельных публикациях по данной теме. 14 См. IPPF [МФПС] (2006a, 2007), Lazarus JV & Liljestrand J [Лазарус Й.В. & Лильестранд Й.] (2007). 15 IPPF [МФПС] (2007), стр.18. 16 UNESCO [ЮНЕСКО] (2009a, 2009б). 17 Ср. Population Council [Совет по проблемам народонаселения] (2009). Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе 2. Сексуальность, сексуальное здоровье и сексуальное образование – определения и концепции Концепции пола, сексуальности, сексуального здоровья и прав, а также концепции, напрямую связанные с ними, понимаются в разных странах и культурах в некоторой степени по-разному18. При переводе на другие языки их тоже можно интерпретировать по-другому. В связи с этим необходимо пояснить значения концепций, которые используются в настоящем документе. В январе 2002 г. Всемирная организация здравоохранения провела консультативную встречу экспертов в рамках более широкой инициативы с целью определения некоторых концепций, т.к. международно- признанных определений на тот момент еще не существовало . Ее результатом стал перечень рабочих определений концепций пола, сексуальности, сексуального здоровья и прав. Несмотря на то, что эти определения не стали официальными определениями ВОЗ, они размещены на странице ВОЗ в Интернете, и они все чаще используются. В настоящем документе, они используются подобным образом в качестве рабочих определений. «Пол» обозначает набор биологических характеристик, определяющих принадлежность человека к мужскому или женскому полу, хотя в разговорном английском языке под этим термином часто понимается сексуальная активность. «Сексуальность» – в широком понимании «сексуальность» определяется в соответствии с рабочими определениями ВОЗ следующим образом: «Сексуальность человека является естественной частью развития человека на каждом этапе жизненного цикла и включает в себя физические, психологические и социальные составляющие […]». Более исчерпывающее определение, предложенное ВОЗ, гласит следующим образом: «Сексуальность является центральным аспектом бытия человека на протяжении всей его жизни и включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, половой инстинкт, удовольствие, близость и репродукцию. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, установках, ценностях, поступках, поведении, половых ролях и отношениях. Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не всегда все они ощущаются и проявляются. На сексуальность влияет совокупность биологических, психологических, социальных, экономических, политических, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов». По ряду причин это определение очень полезно. Оно подчеркивает, что сексуальность является центральным аспектом бытия человека; оно не ограничивается определенными возрастными группами; оно тесно связано с гендером; оно включает разные сексуальные ориентации, и оно имеет более широкое 18 См. также главу 1. 19 WHO [ВОЗ] (2006). 20 WHO Regional Office for Europe [Европейское региональное бюро ВОЗ] (1999/2001), стр.13. 21 WHO [ВОЗ] (2006), стр.10. Часть 1: Введение Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе
значение, чем репродукция. Оно также указывает на то, что «сексуальность» охватывает больше аспектов, чем только элементы поведения, и что она может сильно варьироваться в зависимости от разнообразных факторов влияния. Это определение косвенно означает, что под сексуальным образованием также необходимо понимать более широкую и разнообразную область, чем «обучение основам сексуального поведения», за которое его, к сожалению, иногда ошибочно принимают. Определение «сексуального здоровья» первоначально сформулировано на совещании экспертов ВОЗ в 1972 г. следующим образом: «Сексуальное здоровье - это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального бытия человека, который позитивно обогащает и развивает личные качества, и способность к общению и любви». Несмотря на то, что данное определение несколько устарело, его продолжают часто использовать. На совещании экспертов ВОЗ в 2002 г. было согласовано новое предварительное определение сексуального здоровья. Это новое предварительное определение 2002 г. звучит следующим образом: «Сексуальное здоровье - это состояние физического, эмоционального, умственного и социального благополучия, связанного с сексуальностью; это не просто отсутствие заболеваний, физических отклонений или недомогания. Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного отношения к сексуальности и половым отношениям, а также наличие возможности безопасно вести половую жизнь, приносящую удовлетворение, свободную от принуждения, дискриминации и насилия. Достижение и поддержание сексуального здоровья неразрывно связано с уважением, защитой и соблюдением присущих людям сексуальных прав» . Настоящее предварительное определение подчеркивает не только потребность в позитивном отношении к проявлению сексуальности человека и в центральном аспекте удовлетворения, но также и понятие того, что сексуальное здоровье включает в себя не только физические, но и эмоциональные, умственные и социальные аспекты. Оно также предупреждает пользователя о потенциальных негативных элементах и впервые упоминает о существовании «сексуальных прав» - два вопроса, которые _______отсутствовали в определении 1972 г. Также в нем не заостряется внимание на потенциально негативных элементах, как это часто бывает в литературе о ВИЧ/СПИДе по данной теме. Коротко говоря, это сбалансированное определение. Сексуальное здоровье – один из пяти приоритетных аспектов глобальной Стратегии ВОЗ в области репродуктивного здоровья, которая была принята сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ в 2004 г. . Необходимо подчеркнуть, что с начала 50-х годов ВОЗ определяла и рассматривала «здоровье» в широком и позитивном смысле, определяя его как «потенциал человека», а не просто отсутствие болезни, и включала в него не только физические, но и эмоциональные, умственные, социальные и другие аспекты. Судя по этим последним причинам создается впечатление, что определения ВОЗ приемлемы и являются полезным отправным пунктом для обсуждения сексуального образования. Таким образом, в настоящем документе используется термин «сексуальное здоровье», но его использование включает в себя значение и понятие «сексуального благополучия». На сексуальное здоровье влияют не только личностные, но и 22 WHO [ВОЗ] (1975). 23 WHO [ВОЗ] (2006), стр.10. 24 WHO [ВОЗ] (2004), стр.21 Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе социальные и культурные факторы. Сексуальные права включают, в частности, право на доступ к информации и образованию. Как упоминалось выше, на совещании ВОЗ в 2002 году было предложено предварительное определение термина «сексуальные права», которое гласит следующим образом. «Сексуальные права включают в себя права человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах. Они включают право каждого человека, в свободе от принуждения, дискриминации, и насилия, на: · наивысший достижимый уровень сексуального здоровья, включая доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья; · поиск, получение и передачу информации, относящуюся к сексуальности; · сексуальное образование; · уважение физической неприкосновенности; · свободу в выборе партнера; · самостоятельное принятие решения быть сексуально активным или нет; · вступление в половую связь по обоюдному согласию; · вступление в брак по обоюдному согласию; · самостоятельное принятие решения иметь детей или нет и когда иметь; и · ведение приятной, безопасной и позволяющей достичь удовлетворения половой жизни. Ответственная реализация прав человека предполагает, что все люди уважают права друг друга.” Несмотря на то, что это только предварительное определение, в настоящем документе оно используется в качестве отправного пункта, т.к. считается, что элементы, которые оно содержит, широко поддерживаются во всей Европе. Более того, важно отметить, что настоящее определение четко включает право на получение информации и образования. Тем не менее, в этом вопросе необходимо соблюдать определенную осторожность. Очевидно, что некоторые из вышеупомянутых прав задуманы для взрослых лиц в качестве точки отсчета. Это означает, что не все из этих прав автоматически применимы к детям и подросткам. Например, понятно, что такие вопросы, как брак по согласию или право самостоятельно принимать решение иметь детей или нет, еще не применимы к детям и подросткам. Право каждого ребенка на получение информации также признается Конвенцией Объединенных Наций о правах ребенка, которая была сформулирована в 1989 г. и на сегодняшний день ратифицирована подавляющим большинством стран. Она четко излагает право на свободу самовыражения и свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода (статья 13); статья 19 ссылается на обязательства государств предоставлять детям образовательные меры, чтобы защитить их, среди прочего, от сексуального насилия . 25 WHO [ВОЗ] (2006), стр.10. 26 United Nations [Объединенные Нации] (1989). Часть 1: Введение Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе 27 Plummer [Пламмер] (2001), Schmidt [Шмидт] (2004), Weeks [Викс] (1998). 28 WHO [ВОЗ] (2006) и IPPF [МФПС] (2008), стр. 10-11. Краткое отступление: “интимное гражданство” В этом контексте полезно представить концепцию «интимного гражданства», которая с точки зрения социологии связанна с сексуальными правами. Научные исследователи в области социологии и сексологии в настоящее время призывают к проведению нравственных переговоров как принципа действенного нравственного сексуального поведения на сегодняшний день. Суть такого нравственного поведения заключается в том, что вопросы должны решаться в духе взаимного согласия зрелыми участниками, равными по статусу, правам и возможностям. Важной предпосылкой этому является то, что участники должны стремиться к одинаковому пониманию концепции «согласия» и осознавать последствия своих действий – в частности, применительно к поведению в рамках взаимоотношений и сексуальному поведению. Предположив, что эта предпосылка выполнена, мы можем использовать концепцию «интимного гражданства». Она представляет собой социологическую концепцию, которая описывает соблюдение гражданских прав в гражданском обществе. Она основана на принципе нравственных переговоров. Кроме сексуальности она включает сексуальные предпочтения, сексуальную ориентацию, различные способы проявления мужественности и женственности, разные формы отношений и способы совместного проживания родителей и детей. Таким образом, термин «интимность» тесно переплетается с широким пониманием сексуальности, предложенном в настоящем документе. Интимное гражданство ставит в центр внимания равенство социального и экономического статуса индивидуумов, поддерживающих самостоятельность в своей жизни, уважая, при этом, границы остальных. 27. Требования, которые интимное гражданство предъявляет индивидууму, отражаются на уровне общества в правах человека и сексуальных правах. Предоставление этих прав подразумевает уважение и постоянную реализацию предоставленных принципов равенства полов и сексуальной самостоятельности индивидуума, в свободе от принуждения и эксплуатации. Такое правоустановление защищает индивидуума от вмешательства со стороны семьи или общества. Важно признавать и принимать во внимание сексуальные права, если наша цель - требовать, содействовать и защищать эти права для себя и для других. 28 В этой связи задача центральной политики в сфере образования, касающаяся сексуальных прав, заключается в том, чтобы осветить важность обучения и содействия развитию в семье, школах и учебных заведениях специфических способностей и навыков усвоения и использования критического мышления. Это предоставит детям и молодежи – взрослым завтрашнего дня - возможность справляться с проблемами самостоятельности и согласия в процессе переговоров с партнерами. Также они должны уметь выражать свои чувства, мысли и действия при помощи слов и размышлять об этом. Целостное сексуальное образование, соответствующее возрасту, особенно хорошо подходит для обучения и размышления над релевантным содержанием – например, для развития необходимых навыков. 27 Plummer [Пламмер] (2001), Schmidt [Шмидт] (2004), Weeks [Викс] (1998). 28 WHO [ВОЗ] (2006) и IPPF [МФПС] (2008), стр. 10-11. Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе Недавно МФПС -ведущая международная неправительственная организация в области сексуального и репродуктивного здоровья - приняла Декларацию по сексуальным правам . Эта Декларация, котороя в большой степени основывается на международно признанных правах человека, обладает структурой, похожей на структуру широко признанной и раннее принятой Хартии МФПС по сексуальным и Date: 2015-09-02; view: 441; Нарушение авторских прав |