Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компьютер в детском саду
Компьютер — специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В программе он представлен в качестве современного средства деятельности дошкольника. Ребенок решает задачу, преобразуя изображение на экране опосредованно, с помощью компьютерных средств — клавиатуры, мышки, джойстика, электронного пера и планшета (дигитайзера). Рекомендуется использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с 5 лет. Ребенок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютерной технологией. Принять эти условия он может потому, что к 5 годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления — основная характеристика достижений умственного развития в этом возрасте. Работая на компьютере, ребенок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым значением. Ребенок переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном (модельном, символическом) плане. Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи, его рефлексию (осознание). Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу. Образовательные задачи: — формировать психологическую (мотивационную, интеллектуальную, операциональную) готовность к жизни в информатизированном обществе; — способствовать становлению культуры использования персонального компьютера как средства решения задач своей деятельности; — знакомить с особенностями компьютера, способами управления событиями ш экране (дисплее) с помощью операторов (клавиатура, мьшка, джойстик, лига тайзер) и с учетом возможностей (меню) той или иной программы — обязательного компонента компьютерной грамотности пользователя; — знакомить с постановкой и решением игровых, изобразительных и познавательных задач в ходе работы за компьютером; — способствовать становлению предпосылок теоретического мышления — рефлексии (осознания) способов действия в процессе решения задач с помг-щью компьютерных средств; — поддерживать творческий «поисковый» подход к работе с компьютерными программами, стимулировать поиск разных путей решения задачи;
— формировать отношение к неправильному действию за компьютером («ошибке») как к новой задаче, которую можно решить самостоятельно уже имеющимися средствами; — обогащать представления о возможностях компьютерных или мультимедийных технологий, демонстрировать эти возможности (развивающие игры, электронные энциклопедии, «открытые» программы творческого характера, в том числе «рисовальные», мультипликационные и др.). Содержание психолого-педагогической работы Чтобы ребенок мог свободно использовать компьютер как средство игровой, изобразительной, познавательной деятельности, ему нужно освоить «компьютерную грамоту», т.е. усвоить правила действий с рабочими устройствами компьютера к научиться их применять в своей деятельности. Необходимо заинтересовать ребенка и раскрыть ему возможности той или иной программы. При этом не следует бояться использовать в общении с детьми специальные термины: компьютер, клавиатура, мышка, клавиша, экран (дисплей), программа, диск, флешка, меню (возможности программы или ее репертуар), рамка, курсор и т.д. Дети, как правило, быстро усваивают эти слова и используют их в той или иной «компьютерной ситуации». Для работы с детьми следует отбирать и использовать компьютерные программы, содержание которых соответствует возрастным психофизиологическим возможностям детей и одновременно обеспечивает дальнейшие перспективы их развития. Недопустимы использование программ с агрессивным содержанием или напряженный темп работы с программой. Существуют разные компьютерные программы, в которых перед ребенком ставятся те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений), другие — закрытого | имеют только одно решение). Те и другие программы могут быть игровыми, позволяющими осуществлять режиссерскую игру, сочинять и рисовать на экране игровые «мультики»; познавательными, способствующими развитию детского экспериментирования и специальных качеств мышления, дидактическими, обучающими конструированию, основанному на формировании динамических пространственных представлений, активизирующими сознательное применение элементарных математических представлений, обучающими второму языку и т.д. В работе с дошкольниками могут использоваться только развивающие и специальные обучающие программы. К их числу относится ряд продуктов Ассоциации «Компьютер и Детство», компаний «Новый Диск», «Никита», «Просвещение Медиа» и др. При планировании игр и занятий за компьютером необходимо иметь в виду многофункциональность компьютерных программ. Игры и занятия на основе компьютерных технологий проводятся в соответствии с общим планом образовательной работы с детьми. Нужно учитывать при планировании, что обучающие компьютерные программы представляют собой дидактические игры с математическим, языковым, природоведческим содержанием, дают возможность проводить занятия по ознакомлению с окружающим, конструированию, изобразительной деятельности и т.д. Содержания обычных и компьютерных игр взаимно обогащают друг друга. Игры и занятия в компьютерном зале должны быть систематическими. Классно-урочный и фронтальный методы работы, так же как и соревновательные методы, здесь недопустимы.
Для демонстрации детям возможностей использования компьютера можно рекомендовать программы, позволяющие через него управлять различными игрушками (система Лего-Дакта и др.). Нужно поощрять желание детей поделиться своими впечатлениями, комментировать результаты, которых они достигают на экране компьютера, побуждать к самостоятельной постановке целей и их достижению. Дети могут выбрать программу для своей игры, а также в любой момент покинуть компьютерный зал и перейти в игровой для самостоятельной игры с игрушками. Нужно предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Проведение игр и занятий с детьми предполагает учет специфики компьютерной развивающей технологии образовательной работы. Эта технология начинается с организации в дошкольном учреждении компьютерно-игрового комплекса. Компьютерно-игровой комплекс (КИК) — система развивающих условий, позволяющая сочетать игры и занятия на компьютере с разнообразными специфически детскими видами деятельности, в результате чего устанавливаются содержательные связи между системой знаний, получаемых ребенком в повседневной жизни, в процессе обучения, в том числе с использованием компьютера, и игрой как ведущей деятельностью. При этом важно, что компьютерные игры не заменяют обычные, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. КИК состоит из нескольких функционально взаимосвязанных помещений — компьютерный и игровой залы, спортивная зона и зона релаксации. Компьютерный зал представляет собой светлое, хорошо проветриваемое помещение, где располагаются компьютеры. При установке и эксплуатации компьютеров следует соблюдать условия, определенные санитарными правилами и нормами (Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.22./2. 4.1340-03*). Согласно нормам, площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 кв. м, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные! — 4,5 кв. м. Таким образом, число компьютеров зависит от площади зала. Оптимальным считается наличие 5—7 (но не более 12) компьютеров для детей, компьютер для педагога, а также при необходимости периферийные устройства (принтер, сканер, электронная интерактивная доска и пр.). Компьютеры располагаются на специальных одноместных столах, предусматривающих возможность регулировки высоты и фиксации рабочих поверхностей и обеспечивающих удобное для ребенка расположение экрана, клавиатуры, мышки. Оптимальное расстояние от глаз ребенка до экрана компьютера — 60—70 см (но не менее 50 см), при условии направления глаз на центр экрана по горизонтали. Для этого дети должны сидеть на стульях, обеспечивающих такое положение. Стулья должны быть со спинкой для опоры, их замена табуретками или скамеечками недопустима. Необходимо поддерживать общее освещение рабочих мест в компьютерном зал* в пределах 300—500 лк. Нельзя устанавливать экраны компьютеров напротив окон Естественный свет должен располагаться сбоку (желательно слева), а общий — сверху. На окнах следует иметь жалюзи или светлые шторы. Нужно поддерживать определенный уровень влажности воздуха в компьютерном зале и обеспечивать _____________ * Санитарные нормы для образовательных учреждений: Справочник. Кн. 3. М., 2004.
систематическое проветривание после каждого часа работы ПЭВМ. Нельзя допус-1тъ повышения нормы показателей электростатичности в помещении. Важно обес-гзечивать свободный выход детей из компьютерного зала. Недопустимо загромож-зть зал посторонней мебелью, игрушками, особенно мягкими. Рекомендуется ежедневная влажная уборка помещения, бережный уход за компьютерами. Рабочее место воспитателя, методиста должно быть удобно расположено, оснащено персональным компьютером того же типа, что и на детских «рабочих» местах, иметь принтер хтя черно-белой и цветной распечатки методических материалов и детских работ, горошо также иметь сканер, интерактивную доску и т.д. Продолжительность занятий с использованием развивающих игровых программ для г:етей 5 лет не должна превышать 7 мин и для детей 6 лет — 10 мин (не чаще трех раз в неделю: по вторникам, средам и четвергам). Или (для детей 6 лет) раз в неделю не более "5 мин. При этом само занятие, включающее обыкновенную игру, установочную часть, собственно деятельность за компьютером, завершающую гимнастику для глаз и самостоятельную деятельность в игровом зале, может длиться от 15 до 25—30 мин. Не допускается проведение занятий за компьютером в ущерб сну, дневным прогулкам и другим оздоровительным мероприятиям. Занятия дошкольников с использованием персональных компьютеров должны гроводиться воспитателем, им предшествуют спокойные игры. Запрещается использовать один компьютер для двух и более детей независимо от их возраста одновременно. Вместе с тем занятия могут проводиться с одним ребенком и целой подгруппой, учитывая нормы экранного времени занятий и соответствующие правила. Во время занятий важно предоставлять детям возможность объяснять что-то друг другу. В процессе таких объяснений дети выделяют и лучше понимают способ действия, кроме того, объяснение, идущее от сверстника, в ряде случаев лучше воспринимается детьми. При организации занятий самое главное — четко осознавать, что диалог с персональным компьютером — это не диалог ребенка с машиной. Машина сама не мыслит. Компьютер — орудие мыслящего человека. Поэтому процесс его освоения оборачивается не прямой связью «ребенок — компьютер», а опосредованной — ребенок — компьютер — цель», задаваемой либо воспитателем, либо программой, либо самим ребенком. Здесь важна мотивированность включения компьютера в самостоятельную деятельность ребенка. Таким образом, компьютер должен выступать для него не как самоценный объект, а как удобное средство решения разнообразных задач его деятельности. Игровой зал — помещение, непосредственно примыкающее к компьютерному залу и оснащенное наборами игровых средообразующих модулей, а также обычными и нетрадиционными игрушками, конструкторами, бросовым материалом, выполняющими функции предметов-заместителей и пр. Игровой зал выполняет важные функции, сначала подготавливая ребенка к осмысленной игре на компьютере, а затем предоставляя ему возможность практически реализовывать в рамках специфически детских видов деятельности те новые знания, способы действий, с которыми он знакомится «виртуально» на компьютере, соотнося видеоряд программы с реальными предметами. Воспитателю такой подход позволяет использовать компьютер, дополняя его возможностями обычные занятия, но не заменяя их. Спортивная зона находится в непосредственной близости от компьютерного зала. Здесь ребенок получает возможность активно двигаться, в том числе используя специальное спортивное оборудование, что способствует снятию психоэмоци-
онального напряжения после работы за компьютером, нормализации работы функциональных систем организма и профилактике гиподинамии. Спортивная зона также может использоваться и для сюжетных игр, поскольку ее оборудование позволяет выстраивать игровое пространство не только по горизонтали, но и по вертикали (мачты корабля, переходы космического корабля, джунгли и пр.). Зона релаксации — комната или зона, оформленная по типу своеобразного зимнего сада, где могут находиться также аквариумы и клетки с экзотическими птицами и животными. Этот зал предназначен для отдыха и эмоциональной разгрузки детей. Здесь целесообразно проводить гигиеническую гимнастику для глаз, уставших после работы за компьютером. Глаза отдыхают в природной среде зеленых и цветущих растений, при наблюдениях за рыбками и птицами. Игровое и релаксационное пространство компьютерно-игрового комплекса может быть использовано также для игр и занятий природного цикла в обычно м распорядке дня.
Приложение 3
Date: 2015-09-02; view: 396; Нарушение авторских прав |