Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущая деятельность — игра. Игра — особая форма освоения действительности путем ее воспроиз­ведения и моделирования





 

Игра — особая форма освоения действительности путем ее воспроиз­ведения и моделирования. В сюжетно-ролевой игре ребенок сначала эмоцио­нально, а затем интеллектуально осваивает доступную ему сисжму человечес­ких отношений. Он берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в вообража­емой ситуации. В данном процессе ребенок открывает для себя ранее невыделенные стороны и особенности «взрослой жизни», ориентируется в смыс­лах человеческих взаимоотношений. Важно и то, что освоению через модели­рование в игре подвергаются не только отношения взрослых, но и весь окру­жающий мир в его многообразии. Поэтому развивающее значение ведущей деятельности в полной мере принадлежит и режиссерским играм и играм-экспериментированиям.

Игра предстает как практическая форма размышления ребенка об окружа­ющей его действительности. Присвоение, понимание тех или иных содержаний в игре происходит только в процессе активной самостоятельной деятельности субъекта, в которой он начинает «учиться» — учить себя, т.е. самостоятельно ставить и пытаться решать задачи собственной деятельности. Такая развиваю­щая функция характеризуется тем, что дети перехватывают инициативу игры и начинают разворачивать ее сюжет, организовывать игровые ситуации, в том числе и проблемного характера, осуществлять ролевое взаимодействие в соот­ветствии с собственными замыслами и потребностями. Только такая, самодея­тельная, игра становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содер­жание самодеятельных игр обогащается опытом других видов деятельности ребенка и общения со взрослым.

Ведущая роль игры состоит в том, что она позволяет ребенку через практи­ческое действие понять на доступном уровне «взрослый мир», начать ориенти­роваться в смыслах человеческой деятельности и отношений и как специфи­чески детская деятельность способствует формированию в ней основных ново­образований возраста, т.е. качеств, позволяющих ребенку перейти на другой возрастной этап. К числу таких новообразований относятся:

формирование внутреннего плана деятельности, связанное с созданием во­ображаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них. Его становление

проявляется в том, что ребенок способен совершать мыслен­ные преобразования предмета, т.е. у него развиваются наглядно-образное мышление и воображение. На сформированность внутреннего плана де­ятельности к концу дошкольного возраста указывает появление игр-фан­тазирований;

развитие знаковой функции связано с тем, что в игре значение отрывается от предмета и переносится на другие предметы («как будто»). Ребенок становится способным осуществлять с предметом действия, логику кото­рых диктует не реальный предмет в руках ребенка, а воображаемый (в руках — палочка, но действует он с ней как с ложкой или градусником). Это расхождение видимого и смыслового поля присутствует в игре и при принятии роли, и при использовании предметов-заместителей, или обоб­щенной модульной игровой среды. Без сформированности этой способ­ности к замещению в дальнейшем будет крайне затруднено становление теоретического мышления;

становление произвольности деятельности выражается в проигрывании роли в соответствии с ее правилами и умении согласовывать с партнера­ми по игре замыслы и игровые действия;

формирование познавательной мотивации, которая связана со становлени­ем способности разными путями искать и целенаправленно осваивать информацию, нужную ребенку для продолжения игры на интересующую его тему.

Все это существенно значимо для формирования готовности детей к даль­нейшей учебной деятельности.

Необходимо различать игру как форму организации педагогического процесса и игру как деятельность. Последняя развивается по своим законам. Воспита­тельный процесс, опирающийся на сформированное игровое детское сообще­ство, или образовательный процесс, в который включены игровые формы и приемы, становятся значительно более эффективными. Однако игра не должна подчиняться только решению дидактических задач, это приводит к парадок­сальной ситуации ее депривации на фоне ее тотальной эксплуатации в услови­ях педагогического процесса.

Чтобы игра в условиях ДОУ могла выполнить свою функцию ведущей дея­тельности, она обязательно должна быть представлена в форме самостоятель­ных сюжетных игр, которые дети затевают совместно со сверстниками.

На протяжении младшего дошкольного возраста происходит становле­ние игры как деятельности: формируются значимые игровые мотивы, ребе­нок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, услов­ными, речевыми и пр.), учится придумывать игровые проблемные ситуации, а к концу младшего дошкольного возраста —- выстраивать их в последова­тельный сюжет.


На протяжении старшего дошкольного возраста игра как деятельность окончательно формируется. Постепенно она переходит в умственный план: реализуется в форме игры-фантазирования или теряет сюжетную составляю­щую, выдвигая на первый план правило (дети не столько играют, сколько договариваются, как играть). Переход сюжетной стороны игры в умственный план позволяет использовать ее элементы для решения задач других видов деятельности (учебной, трудовой), придавая им привлекательную для ребенка

 

игровую форму, но специфика сюжетной игры не решает дидактических за­дач, поскольку они будут решаться игровыми, условными способами (пона­рошку, как будто).

Все другие виды игр органично включаются в содержание разных разделов Программы:

— «Физическая культура» (подвижные, народные, а также доступные детям спортивные);

— «Здоровье» (подвижные и соответствующие народные);

— «Безопасность» (подвижные и игры с правилами);

— «Социализация» (сюжетно-ролевые (самодеятельные и организованные), досуговые, многие народные и игры с правилами);

— «Труд» (образные (образно-ролевые));

— «Познание» (игры-экспериментирования, автодидактические предметные, учебно-предметные дидактические, компьютерные, интеллектуальные);

— «Коммуникация» (речевые и игры-драматизации);

— «Чтение художественной литературы» (игры-драматизации и театрали­зованные по сюжетам литературных произведений);

— «Художественное творчество» (создание сюжетных игрушек-самоделок, игры с опорой на рисунок);

— «Музыка» (музыкальные и театрализованные).

 

 

 







Date: 2015-09-02; view: 790; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию