Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи развития. Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), с причинно-следственными связями (снег тает в тепле, вода замерзает на холоде, песок намокает от дождя и высыхает при ярком солнце; загрязнение водоемов, леса приводит к гибели их обитателей и т. п.). Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы. Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными. Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм, красок, запахов. Содержание и условия педагогической работы Организация наблюдений детей за поведением животных: млекопитающих (кошка, собака, хомяк и др.), птиц (попугай, канарейка, синица, снегирь, ворона и др.), рептилий (тритон, ящерица), земноводных (лягушка, жаба). Выделение характерных особенностей их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т. п.); способов передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и ползают), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми и др.). Установление общего и различного в их внешнем виде, поведении и приспособлении. Формирование обобщенных представлений о насекомых, млекопитающих, рептилиях, об особенностях их поведения и образа жизни, например одни насекомые ловко маскируются, другие — вырабатывают отпугивающие запахи, третьи — притворяются мертвыми (божьи коровки, жуки-листоеды, щелкуны и др.). Организация наблюдений за ростом и развитием растений и животных. Развитие обобщенных представлений о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам. Меняются способы приспособления живых организмов к среде обитания; осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; очень многие птицы улетают в теплые края; зимой такие животные, как еж, медведь, засыпают; зимующие птицы приближаются к домам людей (сороки, вороны, снегири, синицы, воробьи). Наблюдение за Солнцем: где оно всходит и где заходит, како-| го цвета утренние и вечерние лучи солнца, как зависит яркость от местоположения солнца. Солнце — источник тепла и света, необходимых для жизни живых организмов. Вода и воздух необходимы для роста и развития растений; для жизни животных и человека. Чем они чище, тем лучше состояние окружающей среды и здоровее человек. Разнообразие водоемов (река, озеро, море и др.), причины их загрязнения и необходимость охраны. Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт; помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало легче дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, к морским кораблекрушениям. Свойства камней: камни твердые, не рассыпаются, разнообразны по форме, величине, цвету; используются человеком в строительстве домов, дорог, памятников и в качестве украшений. Свойства песка: сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Используется для игр детей, в строительстве, для измерения времени (песочные часы). Свойства глины: плотная, пластичная, вязкая; бывает разного цвета (белая, желтая, серая). Используется в строительстве, для изготовления предметов быта, игрушек. Формирование общих представлений о природе как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу; формирование представлений о создании и охране человеком заповедников, о Красной книге, содержащей сведения о редких видах животных и растений. Обучение грамотному поведению в природе и уходу за растениями и животными детского сада. Главнейшее педагогическое условие для поддержания детского интереса к природным объектам и явлениям — естественнонаучная осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми во время их знакомства с природой. Другое важнейшее условие — создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — их эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих объектов (например, цветущее и плодоносящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.). Участок детского сада следует оборудовать так, чтобы дети могли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и действовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать. Ребенка (даже если это сугубо городской ребенок) следует приобщать к культурному землепользованию и воспитывать у него уважение к земле, ее дарам и труду на земле. Примером может служить подготовка компоста для удобрения земли и устройства «теплых» грядок на огороде, для чего используют листья, веточки, бумажки, а также часть кухонных отходов (листья капусты, шкурки бананов и т. д.). Создание таких простых условий для полезной и эффективной (очень наглядной) совместной деятельности воспитателя и детей позволит преодолеть известный формализм детского труда в природе, придаст ему осмысленность и мотивировку. Старшие дошкольники видят плоды своих трудов: цветущая клумба, прекрасная грядка с зеленым сладким горохом, яркая зелень газона — это результат их усилий. Важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе — наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на территории детского сада могут при условии их правильного подбора и содержания стать источником большой детской радости, плодотворных наблюдений, добрых чувств и заботы. В живом уголке детского сада дети изучают поведение животных, их повадки, знакомятся с их размножением, ухаживают за ними. Показатели развития К семи годам ребенок: — проявляет ярко выраженный самостоятельныйинтерес к природным объектам и явлениям; — любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими; — стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи; — привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе; — задает взрослому вопросы о непонятном илиинтересном из области природных объектов и явлений; — обращает свое внимание и внимание других на непорядки и непредвиденные явления в природном окружении, стремится их устранить (убрать мусор, упавшую с дерева сухую ветку; подобрать гусеницу, оказавшуюся на асфальте, и посадить ее в траву); умеет это делать; — владеет навыками экологически целесообразного поведения дома, в городе, в лесу.
К развивающей среде Вместе с тем занятия могут проводиться с одним-двумя детьми и целой подгруппой, учитывая нормы экранного времени занятий и соответствующие правила. Зал релаксации — это своеобразный зимний сад, где могут быть также аквариумы и клетка с экзотическими птицами. Этот зал предназначен для отдыха и эмоциональной разгрузки детей, гигиенической гимнастики для глаз, уставших после работы за компьютером. Глаза отдыхают среди зеленых и цветущих растений, при наблюдениях за рыбками и птицами. Игровое релаксационное пространство компьютерно-игрового комплекса может быть использовано также для игр и занятий природного цикла в обычном распорядке дня.
ФАКУЛЬТАТИВ
Живой мир природы в городе и ребенок Привлечение ребенка к наблюдению за жизнью животных, знакомству с особенностями различных представителей животного мира может сыграть большую роль в воспитании его чувств, черт характера и правильного отношения к окружающей среде. Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта. Поэтому благодатными объектами могут стать такие животные, которые окружают нас даже в черте города, с которыми мы часто сталкиваемся, но почти не обращаем на них внимания. Это — насекомые (мы здесь не имеем в виду бытовых насекомых). Малые размеры насекомых, их быстрое развитие дают возможность содержать их дома, в детском саду и наблюдать за ними в искусственных условиях. Ребенок сам может вырастить, например, бабочку, стрекозу, жука, гусеницу, палочника, получив массу богатых впечатлений, а потом выпустить их в природу. Особенности поведения насекомых, необычные раскраски, способы полета вызывают множество вопросов. Все это делает мир насекомых очень привлекательным для детей. Наблюдение за насекомыми позволяет заложить у детей основы понимания взаимосвязи живой и неживой природы и бережного отношения к ней. Задачи развития Знакомить детей с многообразием живого мира (растения, животные).Развивать интерес и стремление к наблюдению за поведением животных. Формировать общее представление о насекомых, об их развитии. Формировать умение различать насекомых (бабочек, жуков, стрекоз, кузнечиков и т. д.).Развивать представления о естественных причинах природных явлений и их связях..Формировать бережное и ответственное отношение ко всему живому. Содержание и условия педагогической работы Младший дошкольник (четыре-пять лет) Постоянно на прогулках обращать внимание на насекомых, постепенно формируя у детей обобщенные представления: в основном это мелкие разноцветные живые существа, которых можно встретить повсюду; некоторые из них летают, некоторые ползают по земле, в траве, некоторые живут в воде. Во время прогулок или экскурсий необходимо отмечать их присутствие в разных, иногда самых неожиданных местах (например, насекомые обитают не только в лесу, за городом, но их очень много и в самом городе, поселке, рядом с нами — они ползают через дороги, залетают в комнаты, их много в садах, цветниках, на деревьях). Надо привлекать внимание детей к наиболее ярким, причудливым представителям насекомых: крупным гусеницам; жукам-бронзовкам на цветах; фиолетовым жужелицам, живущим в листве под деревьями, кустарниками, под камнями; наиболее ярким, крупным бабочкам; крупным быстролетающим стрекозам и др. На примере встречаемых насекомых знакомить детей с основными особенностями этих живых существ — показывать, где у них крылья, лапки; это. поможет сформировать у детей общее представление о насекомых, а также продемонстрирует поразительную непохожесть разных насекомых друг на друга. Учить детей различать насекомых; бабочек нескольких наиболее распространенных видов — белянок (капустницу, лимонницу), крапивницу, павлиний глаз; жуков — мелких жужелиц под камнями, божьих коровок, бронзовок; отличать в полете стрекоз от бабочек. Для наблюдения за насекомыми в природе хорошо иметь увеличительное стекло. Привлекать детей к наблюдению за насекомыми, содержащимися в живом уголке, обращая внимание на поведение, образ жизни, внешний вид этих животных. В аквариум можно поместить пойманного в луже, ручейке жука-плавунца, который во взрослом состоянии живет довольно долго. Интересно смотреть, как он плавает, как набирает воздух. Он ест маленьких головастиков в аквариуме, а также кусочки сырого мяса. Если на него нападают крупные рыбки, он отпугивает их, выделяя едкую белую жидкость. Жук-плавунец может вылезти из воды и улететь. Для детей это настоящее открытие: плавающий жук летает. Продержав жука-плавунца полторы-две недели, его необходимо выпустить на волю — в те же лужу, ручеек и т. п. Дети обязательно будут продолжать следить за ним сами и рассказывать об этом воспитателю, родителям и другим детям. Хорошо переносят неволю и очень неприхотливы к пище такие насекомые, как палочники. Их можно приобрести на птичьем рынке и держать в банке (3 л) или в сухом аквариуме с веточками. Кормить палочников надо листьями яблонь, шиповника. Они хорошо растут, малоподвижны, не разбегаются. Можно проследить, как появляются маленькие палочники. На зиму им нужно заготовить в целлофановых пакетах листья яблонь, которые держат в холодильнике. Можно предложить детям нарисовать какое-нибудь наиболее понравившееся им насекомое или сценку из его жизни (например, муравья, несущего что-нибудь в муравейник; бабочку на цветке и т. п.); попробовать совместно описать какое-нибудь насекомое, создать его портрет. Организовывать игры типа «Кто больше знает об этом насекомом?», «Угадай, кто это», предложив в качестве объекта бабочку, жука, стрекозу, муху с использованием их изображения в стихотворениях, рисунках, пантомимах. Важно постоянно подчеркивать уязвимость насекомых — их хрупкость, короткую продолжительность жизни, мелкие размеры. Обращать внимание детей на то, как легко бабочки теряют пыльцу и т. п. Учить детей бережно относиться к ним. Старший дошкольник (пять—семь лет) Организовывать тематические экскурсии типа «Обитатели леса», «Обитатели луга», «Обитатели водоема», сопровождающиеся рассказом о природе в целом и о насекомых, живущих в данных природных условиях. Предложить рассказать, чем отличается луг от леса, глубокий водоем от мелкого и т. д., какие насекомые встречаются только на лугу, в лесу или в воде, какие живут поблизости от водоемов. Направлять процесс ознакомления с насекомыми, давая детям задания (например, пронаблюдать, как питаются бабочки и жуки, как переставляет ноги жук, когда ползет); просить их рассказать о том, что они наблюдали; поручать разным группам детей изучать какое-нибудь насекомое и затем рассказывать об увиденном. Учить детей различать разных насекомых: бабочек (радужница, ленточник, листовертка, пяденица, адмирал и др.), жуков (майский, навозник, усач, пожарник и др.), комаров (обычных и больших, безвредных), пчел и ос, наездников и шмелей и др. Встреченных насекомых тщательно рассматривать, наблюдать вместе с детьми за их манерой передвигаться, чиститься, притворяться мертвыми. Выяснять их отличия и общие черты. Знакомить детей с некоторыми наиболее примечательными особенностями жизни насекомых, например с защитной окраской. Так, гусеницы окрашены в цвета, позволяющие им сливаться с листвой; у некоторых форма тела похожа на сучок — при опасности они замирают и становятся незаметными. Использовать для наблюдения бинокуляр или увеличительное стекло (это сделает «изучение насекомых» увлекательнее и серьезнее). Во время знакомства с насекомыми, живущими в природе, рассказывать детям о связях каждого насекомого со своим кормом, местообитанием, укрытием. Например, личинки комаров живут в воде, комары улетают, когда выводятся, а затем прилетают отложить яйца в воду, где будут жить личинки. Это можно увидеть в аквариуме, если рыбок кормить мотылем, т. е. личинками комаров. Та же связь бабочек с растением — бабочка узнает «свое» растение «по запаху». Все это объясняет уязвимость насекомых, их зависимость от своего местообитания. В свою очередь, растения без опыления насекомыми начинают чахнуть. Понимание детьми взаимозависимостей между живой и неживой природой способствует формированию у них бережного отношения к природе, к живым ее представителям, растениям, правильного поведения в окружающей среде (не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не топтать растения, не ломать деревья, не бросать в траву и кусты банки, пакеты и т. п.). Наблюдение за процессом развития насекомых можно успешно вести в закрытых помещениях (группе) детского сада. Чтобы посмотреть, как развивается бабочка, можно, например, в середине мая на каком-нибудь стволе тополя, заборе или стене дома, около которых растут тополя, собрать несколько маленьких гусениц непарного шелкопряда, который практически всегда живет в городах. Их надо посадить в просторную стеклянную банку (0,8 л для трех гусениц достаточно), бросить в банку несколько свежих листьев тополя, и гусеницы сразу же начнут их есть. Если бросить другие листья, например сирени, то гусеницы их есть не будут и погибнут. В банку надо капнуть несколько капелек воды или поставить маленькую розеточку с водой для увлажнения воздуха и накрыть ее сеточкой, чтобы гусеницы не упали в воду. Листья надо аккуратно каждый день менять на новые. Гусеницы будут переползать со старых листьев на новые. Старые надо выбрасывать вместе с накапливающимся мусором. При этом важно аккуратно обращаться с гусеницами. Постепенно они будут расти. Можно заметить, что они растут после того, как сбрасывают шкурку (линяют). При этом меняется их окраска. Линяют они, как правило, четыре раза. После последней линьки гусеницы начинают активно ползать по банке, перестают есть и скоро начинают опутывать себя паутинкой — это они готовятся к окукливанию. Очень скоро в паутинке гусеница превращается в куколку. Этот момент также можно пронаблюдать. За куколкой ухода особенного не требуется. Она лежит (висит между листиков) в банке неподвижно и зреет. Ее лучше не трогать, а то можно ее помять, и она засохнет. Через 10—14 дней (а иногда и больше) верхняя часть куколки лопается, и из нее вылезает бабочка с очень короткими крылышками. Нужно к этому времени поместить в банку вертикально палочку или свернутую трубочкой бумажку, чтобы вылезшая из куколки бабочка могла заползти на эту палочку и повиснуть. Тогда ее крылышки отвиснут и начнут на глазах расти, не дотрагиваясь до дна банки. Если этой палочки не будет, крылья у бабочки вырасти не смогут. Через 1 ч бабочка уже сможет летать, и ее можно выпустить на волю. На примере непарного шелкопряда можно проследить его развитие. Яйца можно собрать в конце августа там же, где жили гусеницы. Яйца покрыты толстым слоем желто-буро-серого пуха. Они лежат внутри этого пуха, как маленькие зеленовато-жемчужные блестящие горошинки. Можно эту кладку аккуратно соскоблить и положить в банку на картонку. Так как яйца зимуют, на зиму их надо поставить в холодильник (но не в морозилку) и продержать там один месяц. Весной, в начале мая, уже можно класть в банку листики тополя. Из яичек вылезут маленькие гусеницы и начнут есть листья. Весь процесс повторится. Можно в углах заборов, домов, прямо вдоль улиц, где растут тополя, в середине июля отыскать куколки непарного шелкопряда, взять их в комнату и положить в любую баночку. Скоро из куколок выйдут либо крупные белые малоподвижные бабочки-самки, либо буро-коричневые небольшие усатые самцы — очень хорошие летуны. Такое непосредственное наблюдение за развитием — от неподвижного яйца до порхающей бабочки — оставляет яркое впечатление у детей и вызывает у них глубокий интерес к изучению секретов природы. Столь же доступными для наблюдения и практического исследования в городе являются растения и прежде всего деревья, растущие на участке детского сада, в парке, сквере, во дворе (Работа с растениями представлена по материалам старшего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Н. А. Рыжовой). На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. В процессе изучения обычного дерева, на которое ребенок не всегда обращал внимание, он открывает много неожиданного, нового, необыкновенного. Оказывается, дерево бывает разным в разную погоду, в разное время года, на нем обитает множество жильцов (насекомых и т. п.). Во время экскурсии в парк, сквер, лес или по территории детского сада педагог обращает внимание детей на разнообразие деревьев, особенности их внешнего вида, сходство, различие во внешнем облике, красоту. Дети могут вести наблюдения за жизнью отдельного дерева (например, за его сезонными изменениями, за птицами, которые прилетают на дерево, и т. п.), проводить исследования (детально изучать листья, кору, ствол, цветки, корни, плоды, семена, почву под деревом, связанных с ним животных, осадки — дождь, снег, влияние человека и т. п.). . Можно предложить детям поближе узнать выбранное дерево. Подумать, какие части дерева можно выделить. Попробовать определить его высоту, встав рядом (оно выше или ниже ребят, тоньше или толще?). Сравнить рост дерева с ростом родителей: кто выше? Обследовать территорию рядом с деревом и выяснить, есть ли рядом с ним другие деревья, которые выше (ниже) его. Определяя ширину ствола, обхватить его руками. Дети сравнивают другие деревья со «своим» и определяют, являются ли они «родственниками». С детьми подготовительной группы можно составить план участка, на котором растет выбранное дерево, отметить его местонахождение, здание детского сада, другие объекты. Педагог изучает с детьми крону, листья деревьев. Например, в солнечный день можно взять лист бумаги (чем больше лист, тем лучше) и положить его под деревом. Много ли солнечных пятен на листе? Или он весь оказался в тени? Если заштриховать затененные участки бумаги, то это будет «кусочек» тени дерева. Отсюда выясняется, можно ли назвать это дерево тенистым. Интересно также понаблюдать, движется ли тень дерева в течение дня. Для этого в солнечный день утром нужно отметить контур его тени (обвести на земле палкой или оконтурить веревкой). В течение дня можно следить, как изменяется контур тени, отмечая ее движение на земле. Можно предложить детям в жаркий день постоять несколько минут на открытом месте, а потом спрятаться в тени дерева. Где приятнее находиться? Почему? Где больше солнечных лучей? Пусть они постоят в тени разных деревьев. Какие из них лучше защищают от солнца? Детям интересно будет исследовать листья деревьев: каждый ребенок может погладить листочек сначала сверху, а потом снизу и определить, какой он: гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий. Если на листочке есть волоски, хорошо рассмотреть их через лупу. Можно предложить дошкольникам потрогать кончик листа и определить, острый он или тупой, мягкий или твердый. Проведя пальчиком по окружности листа, можно выяснить, какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками. С чем можно сравнить листок по форме? Какого цвета лист: светло-зеленый, темно-зеленый, есть ли на нем пятнышки, с чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья на дереве одинакового зеленого цвета или их цвет отличается оттенком? Ранней весной педагог организует наблюдения за почками, из которых потом появятся листья. Пусть дети аккуратно их потрогают (они пушистые, гладкие, клейкие, пахучие). Аналогичным образом проводятся исследования коры, ствола. Дети гладят кору, нюхают ее, определяют, какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, есть ли на ней трещины, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах, чем пахнет кора. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа, следы от разрезов для березового сока и т. п.? Большой интерес вызывает у дошкольников обследование растущих на стволе мхов, лишайников, грибов при помощи лупы. Педагог читает детям рассказы о том, как человек использует деревья, предлагает найти в детском саду деревянные вещи. Параллельно с исследованиями дошкольники могут участвовать и в посильной практической деятельности (уход за деревьями, уборка мусора, изготовление кормушки или скворечника, подкормка птиц зимой, посадка травянистых растений и др.).
|