Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи развития. Поддерживать и развивать устойчивый интерес де­тей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям





Поддерживать и развивать устойчивый интерес де­тей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Знакомить детей с ростом, развитием и размножением жи­вых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.

Формировать у детей элементарные представления о взаи­мосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), с причинно-следственными связями (снег та­ет в тепле, вода замерзает на холоде, песок намокает от дож­дя и высыхает при ярком солнце; загрязнение водоемов, ле­са приводит к гибели их обитателей и т. п.).

Развивать первые представления о существенных призна­ках благополучного и неблагополучного состояния природы.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение от­ветственно ухаживать за растениями и животными.

Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богат­ство ее форм, красок, запахов.

Содержание и условия педагогической работы

Организация наблюдений детей за поведением животных: млекопитающих (кошка, собака, хомяк и др.), птиц (попугай, кана­рейка, синица, снегирь, ворона и др.), рептилий (тритон, ящерица), земноводных (лягушка, жаба). Выделение характерных особеннос­тей их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т. п.); спосо­бов передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и ползают), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми и др.). Установление общего и различного в их внеш­нем виде, поведении и приспособлении.

Формирование обобщенных представлений о насекомых, мле­копитающих, рептилиях, об особенностях их поведения и образа жизни, например одни насекомые ловко маскируются, другие — вырабатывают отпугивающие запахи, третьи — притворяются мерт­выми (божьи коровки, жуки-листоеды, щелкуны и др.).

Организация наблюдений за ростом и развитием растений и животных.

Развитие обобщенных представлений о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам. Меняются способы приспособления живых организмов к среде обитания; осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; очень многие птицы улетают в теплые края; зимой такие животные, как еж, медведь, засыпают; зимующие птицы приближаются к домам людей (сороки, вороны, снегири, синицы, воробьи).

Наблюдение за Солнцем: где оно всходит и где заходит, како-| го цвета утренние и вечерние лучи солнца, как зависит яркость от местоположения солнца. Солнце — источник тепла и света, необ­ходимых для жизни живых организмов.

Вода и воздух необходимы для роста и развития растений; для жизни животных и человека. Чем они чище, тем лучше состоя­ние окружающей среды и здоровее человек.

Разнообразие водоемов (река, озеро, море и др.), причины их загрязнения и необходимость охраны.

Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дунове­нию, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бума­га и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распростране­нию семян, движению парусных яхт; помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало легче дышать). Одновремен­но очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что ино­гда приводит к разрушению жилья человека, к морским корабле­крушениям.

Свойства камней: камни твердые, не рассыпаются, разнообраз­ны по форме, величине, цвету; используются человеком в строи­тельстве домов, дорог, памятников и в качестве украшений.

Свойства песка: сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Исполь­зуется для игр детей, в строительстве, для измерения времени (песочные часы).

Свойства глины: плотная, пластичная, вязкая; бывает разного цвета (белая, желтая, серая). Используется в строительстве, для изготовления предметов быта, игрушек.

Формирование общих представлений о природе как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу; формирование представлений о создании и охране человеком заповедников, о Красной книге, со­держащей сведения о редких видах животных и растений.

Обучение грамотному поведению в природе и уходу за расте­ниями и животными детского сада.

Главнейшее педагогическое условие для поддержания детского интереса к природным объектам и явлениям — естественнонауч­ная осведомленность воспитателей, развитие их собственного эко­логического сознания и готовности к содержательному, увлеченно­му общению с детьми во время их знакомства с природой.

Другое важнейшее условие — создание разнообразных разви­вающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — их эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих объектов (например, цветущее и плодо­носящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.).

Участок детского сада следует оборудовать так, чтобы дети мог­ли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и дейст­вовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать. Ребенка (даже если это сугубо городской ребенок) следует приобщать к культурному землепользованию и воспитывать у него уважение к земле, ее дарам и труду на земле. Примером может служить под­готовка компоста для удобрения земли и устройства «теплых» гря­док на огороде, для чего используют листья, веточки, бумажки, а также часть кухонных отходов (листья капусты, шкурки бананов и т. д.). Создание таких простых условий для полезной и эффек­тивной (очень наглядной) совместной деятельности воспитателя и детей позволит преодолеть известный формализм детского тру­да в природе, придаст ему осмысленность и мотивировку. Старшие дошкольники видят плоды своих трудов: цветущая клумба, прекрас­ная грядка с зеленым сладким горохом, яркая зелень газона — это результат их усилий.

Важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе — наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на терри­тории детского сада могут при условии их правильного подбора и содержания стать источником большой детской радости, плодо­творных наблюдений, добрых чувств и заботы. В живом уголке дет­ского сада дети изучают поведение животных, их повадки, знако­мятся с их размножением, ухаживают за ними.

Показатели развития

К семи годам ребенок:

— проявляет ярко выраженный самостоятельныйинте­рес к природным объектам и явлениям;

— любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

— стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно-следст­венные связи;

— привлекает внимание взрослых и других детей к инте­ресным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в жи­вой и неживой природе;

— задает взрослому вопросы о непонятном илиинтерес­ном из области природных объектов и явлений;

— обращает свое внимание и внимание других на непо­рядки и непредвиденные явления в природном окружении, стремится их устранить (убрать мусор, упавшую с дерева су­хую ветку; подобрать гусеницу, оказавшуюся на асфальте, и посадить ее в траву); умеет это делать;

— владеет навыками экологически целесообразного пове­дения дома, в городе, в лесу.

 

К развивающей среде

Вместе с тем занятия могут проводиться с одним-двумя детьми и целой подгруппой, учитывая нормы экранного времени занятий и соответствующие правила.

Зал релаксации — это своеобразный зимний сад, где могут быть также аквариумы и клетка с экзотическими птицами. Этот зал пред­назначен для отдыха и эмоциональной разгрузки детей, гигиеничес­кой гимнастики для глаз, уставших после работы за компьютером. Глаза отдыхают среди зеленых и цветущих растений, при наблюде­ниях за рыбками и птицами.

Игровое релаксационное пространство компьютерно-игрового комплекса может быть использовано также для игр и занятий при­родного цикла в обычном распорядке дня.

 

ФАКУЛЬТАТИВ

 

Живой мир природы в городе и ребенок

Привлечение ребенка к наблюдению за жизнью жи­вотных, знакомству с особенностями различных представи­телей животного мира может сыграть большую роль в вос­питании его чувств, черт характера и правильного отношения к окружающей среде.

Животный мир огромен, однако подавляющее большин­ство его видов недоступно для близкого контакта. Поэтому благодатными объектами могут стать такие животные, кото­рые окружают нас даже в черте города, с которыми мы ча­сто сталкиваемся, но почти не обращаем на них внимания. Это — насекомые (мы здесь не имеем в виду бытовых насе­комых). Малые размеры насекомых, их быстрое развитие да­ют возможность содержать их дома, в детском саду и наблю­дать за ними в искусственных условиях. Ребенок сам может вырастить, например, бабочку, стрекозу, жука, гусеницу, па­лочника, получив массу богатых впечатлений, а потом выпу­стить их в природу.

Особенности поведения насекомых, необычные раскрас­ки, способы полета вызывают множество вопросов. Все это делает мир насекомых очень привлекательным для детей. Наблюдение за насекомыми позволяет заложить у детей ос­новы понимания взаимосвязи живой и неживой природы и бережного отношения к ней.

Задачи развития

Знакомить детей с многообразием живого мира (рас­тения, животные).Развивать интерес и стремление к наблюдению за пове­дением животных. Формировать общее представление о насекомых, об их развитии. Формировать умение различать насекомых (бабочек, жуков, стрекоз, кузнечиков и т. д.).Развивать представления о естественных причинах при­родных явлений и их связях..Формировать бережное и ответственное отношение ко всему живому.

Содержание и условия педагогической работы

Младший дошкольник (четыре-пять лет)

Постоянно на прогулках обращать внимание на насекомых, по­степенно формируя у детей обобщенные представления: в основном это мелкие разноцветные живые существа, которых можно встре­тить повсюду; некоторые из них летают, некоторые ползают по зем­ле, в траве, некоторые живут в воде.

Во время прогулок или экскурсий необходимо отмечать их при­сутствие в разных, иногда самых неожиданных местах (например, насекомые обитают не только в лесу, за городом, но их очень мно­го и в самом городе, поселке, рядом с нами — они ползают через дороги, залетают в комнаты, их много в садах, цветниках, на дере­вьях). Надо привлекать внимание детей к наиболее ярким, причуд­ливым представителям насекомых: крупным гусеницам; жукам-брон­зовкам на цветах; фиолетовым жужелицам, живущим в листве под деревьями, кустарниками, под камнями; наиболее ярким, крупным бабочкам; крупным быстролетающим стрекозам и др. На примере встречаемых насекомых знакомить детей с основными особенностя­ми этих живых существ — показывать, где у них крылья, лапки; это. поможет сформировать у детей общее представление о насекомых, а также продемонстрирует поразительную непохожесть разных насе­комых друг на друга.

Учить детей различать насекомых; бабочек нескольких наиболее распространенных видов — белянок (капустницу, лимонницу), крапив­ницу, павлиний глаз; жуков — мелких жужелиц под камнями, божьих коровок, бронзовок; отличать в полете стрекоз от бабочек.

Для наблюдения за насекомыми в природе хорошо иметь увели­чительное стекло.

Привлекать детей к наблюдению за насекомыми, содержащими­ся в живом уголке, обращая внимание на поведение, образ жизни, внешний вид этих животных.

В аквариум можно поместить пойманного в луже, ручейке жу­ка-плавунца, который во взрослом состоянии живет довольно дол­го. Интересно смотреть, как он плавает, как набирает воздух. Он ест маленьких головастиков в аквариуме, а также кусочки сырого мяса. Если на него нападают крупные рыбки, он отпугивает их, вы­деляя едкую белую жидкость. Жук-плавунец может вылезти из во­ды и улететь. Для детей это настоящее открытие: плавающий жук летает.

Продержав жука-плавунца полторы-две недели, его необходимо выпустить на волю — в те же лужу, ручеек и т. п. Дети обязательно будут продолжать следить за ним сами и рассказывать об этом вос­питателю, родителям и другим детям.

Хорошо переносят неволю и очень неприхотливы к пище такие насекомые, как палочники. Их можно приобрести на птичьем рын­ке и держать в банке (3 л) или в сухом аквариуме с веточками. Кормить палочников надо листьями яблонь, шиповника. Они хоро­шо растут, малоподвижны, не разбегаются. Можно проследить, как появляются маленькие палочники. На зиму им нужно заготовить в целлофановых пакетах листья яблонь, которые держат в холо­дильнике.

Можно предложить детям нарисовать какое-нибудь наиболее по­нравившееся им насекомое или сценку из его жизни (например, му­равья, несущего что-нибудь в муравейник; бабочку на цветке и т. п.); попробовать совместно описать какое-нибудь насекомое, создать его портрет.

Организовывать игры типа «Кто больше знает об этом насеко­мом?», «Угадай, кто это», предложив в качестве объекта бабочку, жу­ка, стрекозу, муху с использованием их изображения в стихотворе­ниях, рисунках, пантомимах.

Важно постоянно подчеркивать уязвимость насекомых — их хруп­кость, короткую продолжительность жизни, мелкие размеры. Обра­щать внимание детей на то, как легко бабочки теряют пыльцу и т. п. Учить детей бережно относиться к ним.

Старший дошкольник (пять—семь лет)

Организовывать тематические экскурсии типа «Обитатели леса», «Обитатели луга», «Обитатели водоема», сопровождающиеся расска­зом о природе в целом и о насекомых, живущих в данных природ­ных условиях. Предложить рассказать, чем отличается луг от леса, глубокий водоем от мелкого и т. д., какие насекомые встречают­ся только на лугу, в лесу или в воде, какие живут поблизости от водоемов.

Направлять процесс ознакомления с насекомыми, давая детям задания (например, пронаблюдать, как питаются бабочки и жуки, как переставляет ноги жук, когда ползет); просить их рассказать о том, что они наблюдали; поручать разным группам детей изучать какое-нибудь насекомое и затем рассказывать об увиденном.

Учить детей различать разных насекомых: бабочек (радужница, ленточник, листовертка, пяденица, адмирал и др.), жуков (майский, навозник, усач, пожарник и др.), комаров (обычных и больших, без­вредных), пчел и ос, наездников и шмелей и др.

Встреченных насекомых тщательно рассматривать, наблюдать вместе с детьми за их манерой передвигаться, чиститься, притво­ряться мертвыми. Выяснять их отличия и общие черты.

Знакомить детей с некоторыми наиболее примечательными осо­бенностями жизни насекомых, например с защитной окраской. Так, гусеницы окрашены в цвета, позволяющие им сливаться с листвой;

у некоторых форма тела похожа на сучок — при опасности они за­мирают и становятся незаметными.

Использовать для наблюдения бинокуляр или увеличительное стек­ло (это сделает «изучение насекомых» увлекательнее и серьезнее).

Во время знакомства с насекомыми, живущими в природе, рас­сказывать детям о связях каждого насекомого со своим кормом, местообитанием, укрытием. Например, личинки комаров живут в воде, комары улетают, когда выводятся, а затем прилетают отложить яйца в воду, где будут жить личинки. Это можно увидеть в аквариуме, ес­ли рыбок кормить мотылем, т. е. личинками комаров. Та же связь ба­бочек с растением — бабочка узнает «свое» растение «по запаху». Все это объясняет уязвимость насекомых, их зависимость от свое­го местообитания. В свою очередь, растения без опыления насеко­мыми начинают чахнуть.

Понимание детьми взаимозависимостей между живой и неживой природой способствует формированию у них бережного отношения к природе, к живым ее представителям, растениям, правильного по­ведения в окружающей среде (не рвать цветы, не уничтожать насе­комых, не топтать растения, не ломать деревья, не бросать в траву и кусты банки, пакеты и т. п.).

Наблюдение за процессом развития насекомых можно успешно вести в закрытых помещениях (группе) детского сада.

Чтобы посмотреть, как развивается бабочка, можно, например, в середине мая на каком-нибудь стволе тополя, заборе или стене дома, около которых растут тополя, собрать несколько маленьких гусениц непарного шелкопряда, который практически всегда живет в городах. Их надо посадить в просторную стеклянную банку (0,8 л для трех гусениц достаточно), бросить в банку несколько свежих листьев тополя, и гусеницы сразу же начнут их есть. Если бросить другие листья, например сирени, то гусеницы их есть не будут и погибнут.

В банку надо капнуть несколько капелек воды или поставить ма­ленькую розеточку с водой для увлажнения воздуха и накрыть ее се­точкой, чтобы гусеницы не упали в воду. Листья надо аккуратно каждый день менять на новые. Гусеницы будут переползать со ста­рых листьев на новые. Старые надо выбрасывать вместе с накапли­вающимся мусором. При этом важно аккуратно обращаться с гусе­ницами. Постепенно они будут расти. Можно заметить, что они рас­тут после того, как сбрасывают шкурку (линяют). При этом меняется их окраска. Линяют они, как правило, четыре раза. После последней линьки гусеницы начинают активно ползать по банке, перестают есть и скоро начинают опутывать себя паутинкой — это они готовятся к окукливанию. Очень скоро в паутинке гусеница превращается в ку­колку. Этот момент также можно пронаблюдать. За куколкой ухода особенного не требуется. Она лежит (висит между листиков) в бан­ке неподвижно и зреет. Ее лучше не трогать, а то можно ее помять, и она засохнет. Через 10—14 дней (а иногда и больше) верхняя часть куколки лопается, и из нее вылезает бабочка с очень короткими кры­лышками. Нужно к этому времени поместить в банку вертикально па­лочку или свернутую трубочкой бумажку, чтобы вылезшая из кукол­ки бабочка могла заползти на эту палочку и повиснуть. Тогда ее кры­лышки отвиснут и начнут на глазах расти, не дотрагиваясь до дна банки. Если этой палочки не будет, крылья у бабочки вырасти не смогут. Через 1 ч бабочка уже сможет летать, и ее можно выпустить на волю.

На примере непарного шелкопряда можно проследить его раз­витие. Яйца можно собрать в конце августа там же, где жили гусе­ницы. Яйца покрыты толстым слоем желто-буро-серого пуха. Они лежат внутри этого пуха, как маленькие зеленовато-жемчужные бле­стящие горошинки. Можно эту кладку аккуратно соскоблить и поло­жить в банку на картонку. Так как яйца зимуют, на зиму их надо по­ставить в холодильник (но не в морозилку) и продержать там один месяц. Весной, в начале мая, уже можно класть в банку листики то­поля. Из яичек вылезут маленькие гусеницы и начнут есть листья. Весь процесс повторится.

Можно в углах заборов, домов, прямо вдоль улиц, где растут то­поля, в середине июля отыскать куколки непарного шелкопряда, взять их в комнату и положить в любую баночку. Скоро из куколок выйдут либо крупные белые малоподвижные бабочки-самки, либо буро-коричневые небольшие усатые самцы — очень хорошие летуны.

Такое непосредственное наблюдение за развитием — от непо­движного яйца до порхающей бабочки — оставляет яркое впечатле­ние у детей и вызывает у них глубокий интерес к изучению секре­тов природы.

Столь же доступными для наблюдения и практического исследо­вания в городе являются растения и прежде всего деревья, расту­щие на участке детского сада, в парке, сквере, во дворе (Работа с растениями представлена по материалам старшего научного со­трудника Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Н. А. Рыжовой). На при­мере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с ок­ружающей средой. В процессе изучения обычного дерева, на которое ребенок не всегда обращал внимание, он открывает много неожиданного, нового, необыкновенного. Оказывается, дерево быва­ет разным в разную погоду, в разное время года, на нем обитает множество жильцов (насекомых и т. п.).

Во время экскурсии в парк, сквер, лес или по территории дет­ского сада педагог обращает внимание детей на разнообразие деревьев, особенности их внешнего вида, сходство, различие во внешнем облике, красоту. Дети могут вести наблюдения за жизнью отдельного дерева (например, за его сезонными изменениями, за птицами, которые прилетают на дерево, и т. п.), проводить иссле­дования (детально изучать листья, кору, ствол, цветки, корни, плоды, семена, почву под деревом, связанных с ним животных, осадки — дождь, снег, влияние человека и т. п.).

.

Можно предложить детям поближе узнать выбранное дерево. По­думать, какие части дерева можно выделить. Попробовать опреде­лить его высоту, встав рядом (оно выше или ниже ребят, тоньше или толще?). Сравнить рост дерева с ростом родителей: кто выше? Об­следовать территорию рядом с деревом и выяснить, есть ли рядом с ним другие деревья, которые выше (ниже) его. Определяя шири­ну ствола, обхватить его руками. Дети сравнивают другие деревья со «своим» и определяют, являются ли они «родственниками».

С детьми подготовительной группы можно составить план участ­ка, на котором растет выбранное дерево, отметить его местонахож­дение, здание детского сада, другие объекты.

Педагог изучает с детьми крону, листья деревьев. Например, в солнечный день можно взять лист бумаги (чем больше лист, тем лучше) и положить его под деревом. Много ли солнечных пятен на листе? Или он весь оказался в тени? Если заштриховать затененные участки бумаги, то это будет «кусочек» тени дерева. Отсюда выясня­ется, можно ли назвать это дерево тенистым. Интересно также по­наблюдать, движется ли тень дерева в течение дня. Для этого в сол­нечный день утром нужно отметить контур его тени (обвести на зем­ле палкой или оконтурить веревкой). В течение дня можно следить, как изменяется контур тени, отмечая ее движение на земле. Можно предложить детям в жаркий день постоять несколько минут на откры­том месте, а потом спрятаться в тени дерева. Где приятнее находить­ся? Почему? Где больше солнечных лучей? Пусть они постоят в тени разных деревьев. Какие из них лучше защищают от солнца?

Детям интересно будет исследовать листья деревьев: каждый ребенок может погладить листочек сначала сверху, а потом снизу и определить, какой он: гладкий, пушистый, шершавый, колючий, во­лосатый, твердый, мягкий. Если на листочке есть волоски, хорошо рассмотреть их через лупу. Можно предложить дошкольникам потро­гать кончик листа и определить, острый он или тупой, мягкий или твердый. Проведя пальчиком по окружности листа, можно выяснить, какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками. С чем мож­но сравнить листок по форме? Какого цвета лист: светло-зеленый, темно-зеленый, есть ли на нем пятнышки, с чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья на дереве одинакового зеленого цвета или их цвет отличается оттенком?

Ранней весной педагог организует наблюдения за почками, из которых потом появятся листья. Пусть дети аккуратно их потрогают (они пушистые, гладкие, клейкие, пахучие). Аналогичным образом проводятся исследования коры, ствола. Дети гладят кору, нюхают ее, определяют, какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, есть ли на ней трещины, может ли кто-ни­будь жить в этих трещинах, чем пахнет кора. Есть ли на коре дере­ва следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа, следы от разрезов для березового сока и т. п.? Большой ин­терес вызывает у дошкольников обследование растущих на стволе мхов, лишайников, грибов при помощи лупы.

Педагог читает детям рассказы о том, как человек использует деревья, предлагает найти в детском саду деревянные вещи.

Параллельно с исследованиями дошкольники могут участвовать и в посильной практической деятельности (уход за деревьями, убор­ка мусора, изготовление кормушки или скворечника, подкормка птиц зимой, посадка травянистых растений и др.).

Date: 2015-09-02; view: 1410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию