Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура дисциплины
Общая трудоемкость составляет 2 з.е. (72 часа) · Аудиторная работа – 30 ч · Самостоятельная работа – 42 ч Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
* перезачет Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
Продолжение таблицы 2
Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Социология как наука Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии. Основные функции социологии в обществе как теории и практики: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.
Тема 2. Возникновение и развитие социологии Возникновение социологии как науки, ее основные исторические предпосылки. О. Конт - основоположник научной социологии, родоначальник позитивизма. Эволюционизм и натурализм в социологии. Г. Спенсер. Социологическое учение К. Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности. Классические социологические теории. Э. Дюркгейм и становление французской социологической школы. М. Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г. Зиммеля. Ф. Теннис как классик мировой социологии. Развитие эмпирической социологии в 20-30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р. Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960-70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.). Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него. Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм - магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Е.В. Де Роберти и др.) П.А. Сорокин - социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А. Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России. Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики.
Тема 3. Культура и общество Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, “идеальная” и “реальная” культура, материальная культура и технология). Структура и функции культуры. Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.
Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация Основные элементы морфологии общества. Различие структуры общества и социальной структуры. Роль общественного разделения труда в формировании структуры общества. Основные парадигмы социальной структуры: К. Маркс и М. Вебер. Современные западные и отечественные концепции социальной структуры. Понятие социальной стратификации. Стратификация как теория социального неравенства. Совокупность признаков (критериев) стратификации. Социальная мобильность. Маргинальность как социальное явление и показатель мобильности. Особенности стратификационных процессов в российском обществе.
Тема 5. Социальные институты Понятие, структура и функции социального института. Классификация социальных институтов. Социальные институты экономической сферы: институт собственности, институт рынка, институт производства и др. Экономическая социология и социологии труда как отрасли социологического знания. Социальные институты политической сферы: институт власти, институт государства. Партии и общественные организации. Политическая социология как отрасль социологического знания. Институты социальной сферы: институт образования, институт семьи и брака. Социология образования и социология семьи и брака как отрасли социологического знания.
Тема 6. Личность как социологическая проблема Проблема личности в философии, социологии, психологии, педагогике (сходство и различия). Общество и личность. Понятие социального типа личности. Типология личности. Личность как совокупность социальных ролей. Ролевой конфликт. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Социализация личности. Основные фазы социализации. Эффективность социализации и ее факторы. Проблемы социальной идентификации и адаптации личности в современных условиях социальных изменений.
Тема 7. Девиантное поведение и социальный контроль Взаимодействие нормы и отклонения. Сущность и виды девиантного поведения. Особенности девиантного типа поведения. Типология социальных отклонений в зависимости от типа нарушаемой нормы. Антисоциальное поведение. Делинквентное (противоправное) поведение. Криминальное (преступное) поведение. Аутоагрессивное поведение. Понятие и виды социального контроля. Социальные условия и формы проявления отклоняющегося поведения в современном российском обществе.
Тема 8. Методы социологических исследований Социологическое исследование как основной источник социального познания в социологии. Виды социологических исследований. Основные этапы. Программа социологического исследования, ее значение и функции. Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации. Его основные виды. Исследование документальных источников в социологии. Место опроса в социологическом исследовании. Виды опросов: анкетирование и интервью. Вопрос как инструмент опроса. Классификация вопросов. Структура вопросника и основные требования к его составлению. Интервью и его виды. Почтовый и экспертный опросы. Обработка и анализ первичной социологической информации. Интерпретация результатов социологического исследования. Оформление результатов исследования, составление отчета.
Date: 2015-09-02; view: 353; Нарушение авторских прав |