Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологического воздействия





 

“Человеческая голова, т.е. сознание, никогда не была одинокой крепостью,

она всегда была частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. Если отдельному собеседнику надо сто раз сказать своему партнеру, что он свинья, чтобы тот захрюкал, то группе из ста человек достаточно один раз сказать отдельному своему члену, что солнце восходит на западе, чтобы тот поверил в это раз и навсегда”(13, с.76).

Деструктивные культы интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь сразу заполучить потенциальных адептов на свои коллективные мероприятия: семинары, собрания, службы и т. п. Эмиссары группы Шри Чинмоя например, приглашают людей на бесплатные медитации или концерты "духовной музыки", центры "дианетики" и "хаббард- колледжи" - вербовочные структуры церкви сайентологии - приглашают на групповые "одитинги" и на семинары по менеджменту, "Федерация семей за мир во всем мире" - вербовочная структура мунистской церкви унификации - приглашает на семинары по проблемам семьи и "философии Истинной Любви". Примеры неисчислимы, но смысл их один - в группе, тем более незнакомой, человеку легче что-то внушить, в чем-то убедить, легче незаметно им манипулировать. В то же время присоединение к группе нередко происходит посредством индивидуального контакта со специально подготовленными вербовщиками, которые приводят новичков под групповой пресс набором приемов, как известный Крысолов уводил детей своей дудочкой.

 

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВСТУПАЮТ В КУЛЬТЫ, ТАКТИКА КУЛЬТОВ

Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со

второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще (13, с. 77:) всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении.

Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их

кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к "полной и абсолютной Истине" (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют "true believers" ("истинно верующие") и которые

характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

 

ТАКТИКИ ВЕРБОВКИ

Хотя конкретная тактика варьируется, определенные общие черты выделены ниже. В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

1. Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

2. Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

3. Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.

4. Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

 

Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

- показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно

хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: "Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?"; (13, с. 78:) - демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: "О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...";

- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, "нападая" сексуально (в психологическом смысле);

- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: "что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?" или "Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?" или "Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?". Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с

вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например,

вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в "духовную дискуссионную группу", в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу".

Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно - быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим

"вложения", на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К

несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.

"Чемпионами" по методичности вербовки являются, видимо, члены секты "Свидетели Иеговы", которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми. От их назойливости спасает только специальная табличка на двери с надписью "Свидетелей Иеговы просят не беспокоить".

Обратите внимание: Различные культы используют разные методики вербовки, в то время как некоторые культы уделяют вербовке мало внимания. Указанное выше является очень общим и довольно эскизным описанием. Также, пожалуйста, заметьте, что многие популярные терапии и даже некоторые традиционные религии предлагают обещания свершения, сходные с деструктивными культами. Однако, деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям.

 

ОБРАЩЕНИЕ В ПОЛНОГО ПРИВЕРЖЕНЦА

Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый

безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные

группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного

(13, с. 79:) вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда (week-end - конец недели, выходные, англ.); другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу("Церковь Христа" и пр.). Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они принимают на себя идеальную культовую личность (соглашаются с требованием культа, чтобы они "стали как дети", "стали полностью спокойными", "были отделенными от материального мира" и тому подобное), и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано культом. Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать мощные стрессы у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанностями и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное подчинение практике и верованиям культов, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными (диссоциированными) от сегодняшнего сознания.

Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:

КОНТРОЛЬ ВРЕМЕНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ),

то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления.

Такой график может включать:

лекционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.

Результаты: пониженная психологическая защита, снижение внимания, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ, например: отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио, газеты, связь с людьми за пределами группы; "бомбардировка" вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по

идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как "секретной" (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от культистов; на что уходят деньги); искажение (13, с. 80:) ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий") и открытая ложь ("Никто из наших последователей не дает деньги

лидеру", "Мы не верим, что наш гуру - Бог"). Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и

таким образом предотвращает критическую оценку культа.

МАНИПУЛЯЦИЯ ЯЗЫКОМ.

Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в "Миссии Божественного Света" слово "знание" означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово "разум" синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; "мир" относится к тому, что находится за пределами "Миссии Божественного Света" и поэтому является непросвещенным. Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление отбить охоту к "банальному" разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет "мы-они", причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше - с некультовым миром.

ОТУЧИВАНИЕ ОТ КРИТИЧЕСКОГО, РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа "Все станет ясно со временем" или угрозами типа "В корне всякого сомнения Сатана", или увещеваниями вроде "Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности".

Результаты: Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИКАМ, ВЫЗЫВАЮЩИМ ТРАНС.

Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т. е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).Результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в

ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ СЕССИИ, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых, настоящих или планируемых проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Результаты: Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. (13, с. 81:) Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культисты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям. Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.

 

ПОДДЕРЖАНИЕ ВЕРНОСТИ НОВООБРАЩЕННЫХ

Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже. Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития ("монастыри", "ашрамы" и т. п.), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: "Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь."

Результаты: Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.Результаты: Подобные методики могут иметь своим результатом: подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; подчас психопатологию. Обратите внимание: Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и "проработки" умственных затруднений.

Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и другое вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности. Результаты: Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу и заставляет уходящих казаться предающими доверие.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ УГРОЗЫ САНКЦИЙ ЗА УХОД (13, с. 82:), такие как: "Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски"; или "твоя душа сгниет"; или "ты отправишься в ад"; или "пострадают твои родственники"; или "твоя жизнь будет в опасности".

Результат: Обращенные боятся покинуть культ.

ОБЕЩАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, МИРА, СПАСЕНИЯ, например, говоря обращенным, что если они "только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше" себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Результаты: Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ЕГО ОТСУТСТВИЕ.

Результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

ОТСУТСТВИЕ НЕКУЛЬТОВЫХ СВЯЗЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

Результаты: Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

КОНТРОЛЬ СЕКСУАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ И ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ КУЛЬТА; например,

лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые отношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.

ПОСТОЯННАЯ ИСПОВЕДЬ И САМООПОРОЧИВАНИЕ.

Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их "дурной натуры".

ЧРЕЗМЕРНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т.п.).

Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.Таким образом, мы рассмотрели основные приемы вербовки и культовой ресоциализации (обращения) личности.

 

ТЕХНИКИ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ АДЕПТОВ

В этом параграфе даны объяснения - в чем выражается феномен скрытого психологического насилия, его составляющие, их названия (в том числе условные) и описания.

Феномен скрытого психологического насилия, по определению доцента кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, кандидата философских наук Е.Н.Волкова выражается в "целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц незаконного контроля над сознанием и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия". В данном параграфе представлены данные, полученные рядом исследователей, относительно техник контроля сознания в деструктивных религиозных организациях.

 

УСЛОВИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЫШЛЕНИЯ

В данной области исследований имеется ряд концепций, но наиболее адекватной является модель Маргарет Т. Сингер, в которой существует шесть условий для контроля сознания:

1. Контроль над временем человека, особенно над временем размышления.

2. Создание ощущения беспомощности у новичка, при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры).

3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний и практических действий, чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.

4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам).

5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы.

6. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности).

 

ТЕХНИКИ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

1. Групповое давление и "бомбежка (сверхопека) любовью" отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Термин "бомбежка любовью" применяется не только внешними критиками деструктивных культов, но и самими адептами культов, например, "мунитами". Цель метода, сверхназойливостью вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что ждали именно только его, что он - это нечто особенное, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту. Рекомендованная специальными наставлениями "мунитов" процедура называется "сандвич" и требует, чтобы новичок постоянно находится в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением "сотрудничать" с ним и вовлекать его.

2. Изоляция (отделение) создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.

3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.

4. Страх и вина вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград.

5. Отказы от сна поощряются под маской духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).

6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.

7. Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, целей и определений (дефиниций), чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.

 

СТАДИИ ЗАВОЕВАНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СОЗНАНИЕМ

Можно выделить три стадии в установлении контроля над сознанием:

 

I. Размораживание (психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):

1. дезориентация;

2. сенсорная депривация и (или) сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);

3. физиологическая манипуляция (депривация (лишение) сна, депривация приватности (лишение возможности побыть одному), изменение диеты(может не иметь, а может и сопровождаться серьезными физиологическими и соответствующими психическими изменениями);

4. гипноз (в качестве средств используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное говорение (скандирование) произнесение молитв, пение);

5. новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность ("потерять себя прежних").

 

II. Изменение:

1. создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально - в ходе индоктринальных занятий;

2. неформально другими адептами, аудио и видео записями, книгами и т.п.);

3. использование техник модификации поведения (награды и наказания, использование техник остановки мышления, контроль Среды (окружения));

4. мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни "обрабатываемой" личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе);

5. использование гипноза;

6. использование исповедей и доносов.

 

III. Замораживание (консервация новых стереотипов):

1. укрепление новой идентичности и отказ от старой (отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами);

2. новое имя, новый язык, новая "семья";

3. спаривание с новыми ролевыми моделями: система "приятельства";

4. продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм).

 

СФЕРЫ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах:

1. контроль поведения;

2. контроль информации;

3. контроль мышления (мыслей);

4. контроль эмоций (чувств).

 

КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Контроль поведения включает в себя следующее:

1. Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость).

2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

3. Необходимость спрашивать разрешения для принятия важных решений. •Награды и наказания.

4. Отбивается охота к индивидуализму (превалирует групповая мысль).

5. Жесткие правила и предписания.

6. Необходимость покорности и зависимости.

 

КОНТРОЛЬ ИНФОРМАЦИИ

Контроль информации заключается в следующем:

1. Ложь (использование обмана) - умышленное утаивание, искажение информации, открытый обман.

2. Максимально возможное ограничение доступа адептов к не культовым источникам информации или устранение приверженности к ним, загружение адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин (отсутствие свободного доступа к информации, варьирование информации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды, регулирование лидером потока информации среди адептов).

4. Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе "приятельства" для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках).

5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников).

6. Использование проповеди (информация о "грехах" - чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).

 

КОНТРОЛЬ МЫШЛЕНИЯ

Контроль мышления включает в себя следующее:

1. Необходимость интернализации (понуждение к принятию) групповой доктрины как "Истины", включающей в себя следующие элементы:

"схема тождественна реальности";

"черное и белое" (нет полутонов);

"добро против зла" (нет компромиссов и сложных взаимодействий и сочетаний);

"Мы против Них" (групповое против внешнего мира).

2. Навязывание принятия "нагруженного" языка, (характеризующегося мыслительными клише).

3. Поощрение только "хороших" и "правильных" мыслей (как это предписывается лидером и группой).

4. Использование техник прекращения мышления:

отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное ("мышление желаниями");

монотонное говорение (скандирование), говорение на "языках", пение или гудение; медитация; произнесение молитв.

5. Запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными.

6..Запрет на альтернативные системы верования.

 

КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ

Контроль эмоций включает следующее:

1. Осуществление манипулирования и сужение спектра чувств личности.

2. Индоктринация убеждения, что в любых проблемах адепта всегда имеется его вина.

3. Чрезмерное использование вины:

- вина идентичности (личной тождественности);

- социальная вина;

- историческая вина.

4. Чрезмерное использование страха - индоктринируются различные фобии.

5. Создание крайностей эмоциональных пиков и спадов.

6. Использование ритуального, часто публичного признания "грехов".

 

ИНДОКТРИНИРОВАНИЕ ФОБИЙ В СОЗНАНИЕ АДЕПТОВ

Наиболее сильной техникой контроля сознания адептов, используемой деструктивными культами является индоктринация различного рода фобий. Чувство страха постоянно поддерживается.

Могут индоктринироваться следующие фобии:

1. боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа;

2. боязнь внегруппового социума ("внешнего мира");

3. боязнь выхода из культа;

4. боязнь врагов;

5. боязнь потерять свое "спасение";

6. боязнь природных бедствий;

7. боязнь несчастных случаев;

8. боязнь потери божественной или ангельской заботы;

9. боязнь преследований со стороны потусторонних сил;

10.боязнь "божьей кары" - болезней, невзгод, потери материальных благ, потери членов семьи, потери работы, и т.д.

 

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ (РЕФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ)

В консультировании жертв контроля сознания первостепенное значение имеет тщательное разъяснение тех социально-психологических механизмов, которые были задействованы манипуляторами для их подчинения и установления зависимости.

Отсутствие ясного представления о том, что же с ними случилось, иногда на многие годы отравляет жизнь людей, даже уже вышедших из культов, или приводит к новым рецидивам вовлечения в культ. Поэтому в консультировании о реформировании мышления обязательно предъявляют клиенту научные модели контроля сознания и психологического манипулирования. Некоторые из них представлены ниже (Излагаются по: Dubrow-Eichel, S. Deprogramming: A case study. Cultic Studies Journal, 1989, № 5, р.7-18. Перевод Е.Н.Волкова).

В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р. Дж. Лифтона, изложенная в работе "Реформирование мышления и психология тотализма" (Lifton, R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism, 1961) (14, С. 86-95).

 

МОДЕЛЬ Р. ДЖ. ЛИФТОНА

Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:

1) Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения,

в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.

2) Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной

"спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного

манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при

переходе на вегетарианское питание объясняются "нисхождением святого духа".

3) Требование чистоты - резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "хороший"

и "плохой". Тоталитарная секта - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое"

и грязное".

4) Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для

уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.

5) "Святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной.

Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.

6) Нагруженный (культовым смыслом) язык - создание специального клишированного

словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для

самостоятельного и критического мышления.

7) Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее

индивидуальный опыт.

8) Разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование,

остальные - нет, т. е. "цель оправдывает любые средства".

Впоследствии Лифтон развил свою концепцию, дополнив ее моделью "удвоения личности" в работе "Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида" (Lifton, The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide, 1986). Он попытался объяснить психологические механизмы, которые позволили профессиональным врачам стать профессиональными убийцами, когда они были частью самого эффективного конвейера убийств, известного западной цивилизации: нацистских лагерей смерти.

Это исследование привело к более точному пониманию того, как люди, психически здоровые, часто интеллектуальные, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо противоречит их первоначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее "УДВОЕНИЕМ". УДВОЕНИЕ заключается в разделении системы собственного "я" на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым "я". Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от "старого "я", что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное "я", которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых психологически условиях.

Новое частичное "я" действует как целостное "я", устраняя внутренние психологические конфликты. В Аушвице врач мог через удвоение не только убивать и осуществлять вклад в убийство, но и молча организовывать в интересах этого зловещего процесса всю структуру своего "я", все аспекты своего поведения. Таким же образом, как показывает опыт "Народного храма", "Белого братства" и ряда других сект, человека можно подвести к почти бесконфликтному принятию идеи самоубийства. Удвоение отличается от традиционных концепций "расщепленного" сознания и "расщепленных" психологических систем личности (то есть составных личностей).

Эти процессы считаются пожизненными моделями, которые начинаются в раннем детстве, обычно в ответ на серию травматических событий и крайне конфликтных отождествлений, которые незрелая психика не может постигнуть или интегрировать и остаться при этом нетронутой или "целой". Более того, диссоциированные или множественные "системы личности" индивида обычно сознательно не подозревают друг о друге и скорее действуют независимо. При удвоении, однако, две "личности" знают друг о друге, и все-таки действия "злой" половины не имеют никаких моральных последствий для того "я", которое не несёт на себе зла. Удвоения не бывает у детей даже тогда, когда они сталкиваются с подавляющей травмой. Оно происходит у взрослых, реагирующих на крайнюю, но не непостижимую ситуацию (такую, как тоталитарный режим). Более того, у взрослого, который "раздваивается", присутствует элемент активного, адаптивного, участия как средство приспособления к крайности.

УДВОЕНИЕ включает массированную психическую перестройку, однако оно может быть относительно временным и относительно легко обратимым. Само по себе удвоение не является ни плохим, ни хорошим. Говоря вообще, приспособительная потенциальная способность к удвоению является присущей человеческой психике и может быть со временем спасительной для жизни: для солдата на войне, например; или для жертвы жестокости, такой, как заключенный в Аушвице, который должен испытать какой-то вид удвоения, чтобы выжить. Но адаптивно "удвоенное "я" может стать опасно необузданным, как это произошло у нацистских докторов. К тому же, кроме социальной опасности массового "удвоения" это явление в любом случае наносит тяжелейшую травму душе и психике человека, вынужденного его пережить, что прекрасно известно по опыту узников лагерей и ветеранов войн. Именно интенсивность и особенности воздействия в деструктивных культах таковы, что их трудно приравнять к обычным способам социализации и жизнедеятельности.

Ближе всего к тому, что происходит в тоталитарных сектах - подготовка новобранцев в армии, пребывание на войне, тюрьмы, концлагеря и разные подпольные группы. Чрезвычайность однонаправленного воздействия - чрезвычайного по силе и специально созданным условиям, резко отличающимся от обыденно-повседневного процесса социализации, при отсутствии равносильной конкуренции, равновесного

выбора - вот что такое деструктивная культовая группа в социально-психологическом смысле. Если в нормальном обществе предлагаются различные (и противоположные, взаимоисключающие) идеи с более или менее одинаковой силой, то деструктивный культ, с этой точки зрения, это целенаправленная система для обеспечения исключительно одностороннего воздействия с максимальным исключением возможности выбора и с максимальным обеспечением силового воздействия одной идеи или личности. Таким образом, можно констатировать, что современные деструктивные культы способны создавать своего рода психологические концлагеря для завербованных в их ряды приверженцев, причём радикальнейшие изменения личности происходят для жертвы почти незаметно. Как представляется, именно этим описанным выше механизмом объясняется та тяжесть психологического травмирования личности, которая - в виде синдрома посттравматического стресса - проявляется как у части адептов деструктивных культов, так и у людей, прошедших либо страшнейшие застенки, либо попавших в условия войны (Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. 1996. № 1 (2). С. 26-29).

Е.Н Волков в свой работе обращает внимание на то, что в модели Лифтона есть и оптимистическая нота: даже после такого изощрённого насилия истинная личность человека способна на возрождение и возвращение к нормальной жизни, если она изначально формировалась в обычной социальной обстановке. Есть все основания для эффективной помощи жертвам деструктивных культов.

В США разрабатываются и другие социально-психологические и информационные модели радикального изменения сознания, а также модели влияния на психику чрезмерных трансовых, гипнотических и медитационных состояний, вызывающих деструкцию наиболее сложных когнитивных образований и упрощающих структуру интеллекта и эмоций.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

В одном из исследований культа НЛО (по общему мнению, не отвечающего критерию деструктивного культа) выдвигается предположение, что теория принятия ролей недостаточно объясняет поведения членов культа. В нём делается вывод, что "когда люди присоединяются к религиозному культу, они сначала меняют своё поведение, усваивая новую роль... безграничная вера истинного верующего обычно развивается только после продолжительного участия в культовой повседневной деятельности".

В противоположность этому стэнфордский психолог Филип Зимбардо и его коллеги изыскивают интегрированную социально-психологическую модель того, что они определяют как "ОБРАЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ УБЕЖДЕНИЯ". Обрисовывая "принципы обращения убеждением", они отмечают, что члены культа "погружены в группу и поощряются к деиндивидуализирующим действиям и чувствам... индивида заставляют ощутить силу группы, которую он разделяет". Новичкам предлагают слушать некритически, безоценочно и с преднастроенным восприятием повторяющиеся лекции и другие "информационные вливания", в то время как привлекательные, ничем не отличающиеся от новичков люди моделируют искренность, счастье, жизнеспособность и безусловное принятие идей культа. Изменению позиции и поведения помогают путем мощных социальных подкреплений, которые раздаются свободно. Эти подкрепления включают улыбки, благоприятное мнение, похвалу, одобрение, физический контакт и видимую любовь. Неприемлемое поведение со стороны новичка, однако, вызывает немедленную единообразную реакцию всех членов группы; они все опечалены, никогда не гневаются на отклоняющиеся от нормы действия или мысли. Культовые центры по идеологической обработке имитируют типичные ролевые отношения типа гость-хозяин (т.е. член культа - новичок культа)", и чувство вины - мощный модификатор поведения - является результатом, когда новичок огорчает своего "хозяина".

МОДЕЛИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Крис Эдвардс, бывший член “Церкви Унификации”, который написал как о своем собственном опыте в качестве “муниста”, так и о культовом обращении вообще, утверждал, что обращение осуществляется путем манипулирования информацией. Культ как группа представляет собой унифицированную систему взаимодействий между группой и вновь принятыми (групповая "личина", "маска"). На более глубоком уровне культ контролирует или пытается контролировать все сигналы извне, особенно поток информации. Эдвардс описал методики, используемые преуспевающими культовыми вербовщиками, которые начинают с того, что подстрекают лицо, принятое

в сообщество, к саморазоблачению (и предоставляя свое собственное саморазоблачение), чтобы установить взаимопонимание. Собственное саморазоблачение вербовщика может не всегда быть правдивым; чтобы способствовать взаимопониманию, он может претендовать на интерес к музыке в стиле "вестерн-кантри", чего на самом деле нет. Как только приглашение к действию в рамках культа принято, и новый адепт погружается в среду, созданную этой группой, культовые учителя приступают к манипулированию вниманием вновь принятого, повышая внушаемость и принуждая новичка модифицировать или демонтировать прежние методы обработки информации (которые получают кличку "сатанинских" или "демонических"). С. Хассен также подчеркивает роль информационного контроля и внимания, или, по его определению, информации, "осмысливаемой изолированно": "Информация - это горючее, которое мы используем, чтобы наш мозг работал должным образом... Люди попадают в ловушку деструктивных культов потому, что они не только лишаются доступа к критической информации, но и испытывают недостаток правильно функционирующих внутренних механизмов для ее обработки. Такой информационный контроль имеет впечатляющее и разрушительное влияние".

На основе своих интервью с рядом бывших членов культа, депрограммистов и нейропсихологов Конвей и Зигельман выдвинули гипотезу о том, что культовое обращение является результатом рассчитанного манипулирования информацией, ведущего к информационной перегрузке. Они предлагают основательные доказательства того, что культы повышают уязвимость в отношении информационной

перегрузки путем манипулирования окружающей средой новичка: например, неожиданные изменения в диете, включающие уменьшение количества протеина; недостаток сна; изоляцию и перевод в незнакомое место, постоянная эмоциональная и, следовательно, физиологическая стимуляция; и запрограммированные, "детские" социальные взаимодействия. Став уязвимыми, новички затем подвергаются постоянной бомбардировке радикальными идеями и верованиями. Им не дают времени на размышление или проверку этой информации в сравнении с реальностью. Нейробиологическое побуждение интегрировать и извлечь смысл из этого нового жизненного опыта и информации толкает новичка к кризису, который может быть разрешен только внезапным некритическим принятием новой системы верований. Затем новичок испытывает внезапное изменение личности: он "сламывается". Основываясь частично на своём открытии, что члены культа, которые подверглись депрограммированию, реабилитировались быстрее, чем те, кто вышел из культов без

информации, обеспечиваемой депрограммистами, Конвей и Зигельман предположили, что культы могут порождать новую форму психологического заболевания: "информационную болезнь".

 

МОДЕЛИ ИЗМЕНЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ГИПНОТИЧЕСКИЕ/МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

В отчетах депрограммированных культистов немало схожих описаний процессов обращения и последующего погружения в культ. Они описывают чувство "пребывания в другом мире", отмеченное сосредоточенным вниманием, искаженными восприятиями,

стереотипными аффектами и суженным критическим суждением. Эти факторы привели ряд исследователей к гипотезе, что в контексте социального контроля окружающей среды и давления группы участие в культе вызывает "похожее на транс" измененное состояние сознания, близкое во многих отношениях к гипнозу, характеризующееся повышенной внушаемостью, узким фокусом самоосознания, возрастающей зависимостью и усиливающимся принятием навязываемой роли. Они сравнивают процесс культового обращения с искажением информации и манипулированием вниманием, используемыми в качестве лечебных средств в гипнотерапии и представляют концепцию культового обращения и поддержания членства как частично вызванных похожим на гипноз феноменом: "Когда приступают к процессу вовлечения в культ, стимуляция трансом часто становится формализованной и ценимой практикой, вводимой путем монотонного

пения, медитацией или деятельностью типа "говорения на языках". Хотя, как в фазе обращения, состояния транса продолжают усиливать групповую преданность и поглощение информации, их первая задача в процессе вовлечения в культ явно заключается в том, чтобы бороться с сомнением, скептицизмом и внешней критикой".

Многие первичные культовые взаимодействия направлены на возвращение в состояния, похожие на детские. В ходе уик-энда лидер группы управляет похожим на детское поведением, поощряя вновь принятых членов петь детские песенки, играть в детские игры, есть детские лёгкие закуски и проговаривать вслух примитивные утверждения о мире и любви. От группового лидера можно услышать поощрение членов группы к тому, чтобы "растопиться вместе как арахисовое масло и желе", чтобы быть друг к другу ближе. Групповые лидеры отучают от характерных черт взрослого поведения, включая независимость суждений, установление контекста, личное принятие решений или индивидуальное истолкование.

Особое внимание к ритуальной медитации и/или молитве, особенно как к средствам противодействия антикультовым влияниям, убеждениям и импульсам, способствовало пониманию того, что культы обучают гипнотическим "останавливающим мышление" методикам. Как подчеркивают некоторые исследователи, техника медитации нацелена на демонтирование познавательного "процесса построения моделей": "Мы легко приспосабливаемся почти к любым новым исходным данным. Новая технология, новая личность, изменения в нашей непосредственной окружающей среде быстро становятся составной частью нашей жизни, частью нашей модели внешнего мира. Этот процесс построения моделей и есть конкретно то, что следует разрушить путем осуществления медитации... эзотерические традиции говорят о совершенствовании сознания таким образом, что допускают проникновение в сознание любого стимула, свободного от нормального отбора первичных исходных данных, строительства моделей и систем категорий".

Критики культов доказывают, что в сочетании с контролем окружающей обстановки и давлением группы медитационная деятельность повышает внушаемость, в результате поступающая информация не подвергается "нормальному распределению по категориям". Таким образом, новая информация воспринимается менее критически.

Медитация и другие сходные с гипнотическими методики, применяемые культами, вызывают убывание "обобщенной ориентации в реальности", что, согласно мнению многих бывших культистов, влечет за собой распад мыслительных процессов.

 

ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕРТВ КУЛЬТОВОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Основные проблемы тех, кто оказался под "железной пятой" культов, можно разделить на четыре основные группы:

1. психические,

2. психосоматические,

3. соматические,

4. социальные.

Примечание: не все из этих пагубных последствий будет испытывать каждый, у кого есть опыт деструктивного культа.

ПСИХИЧЕСКИЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ пребывания сознания личности под культовым

контролем включают:

Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).

Диссоциирующие ("плавающие") состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.

Приступы паники и тревожности.

Депрессия.

Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).

Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.

Чувство вины.

Страх.

Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.

Духовное насилие.

Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.

Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).

Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.

Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или

наслаждаться гибкими, непринужденными связями.

Недобровольно, де-факто - рабство или эксплуатация.

Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения (особенно в группах, где участники полагаются на

вышестоящих или лидера при принятии этических и практических решений, таких, как стоит ли жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить родителей и т.п. Этот ущерб также вероятен там, где ограничен или отсутствует доступ к источникам информации).

Задержка достижения зрелости (например, 30-летний культист, который никогда не назначал свиданий из-за культовых запретов).

Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы

более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).

Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем. Культисты могут стараться существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.

Отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Расстройства сна: кошмары.

Пищеварительные расстройства.

Сексуальные проблемы.

Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные

раздражения).

СОМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ проявляются в следующем:

Ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к несчастным

случаям, болезням и общему утомлению.

Неполноценность питания.

В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или

проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем.

Избиения, в том числе детей.

Сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей.

Преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

Преследование и угрозы со стороны культа.

Огорчающая потеря друзей, семьи.

ФИНАНСОВЫЙ УЩЕРБ. Члены культа могут заставить силой или обманом свои семьи пожертвовать группе значительную часть денег. Попытка помочь культисту покинуть группу может также оказаться дорогим предприятием. Финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае медицинской или иной срочной необходимости. Если они хотят уйти, у культистов часто нет денег, чтобы это сделать. Наконец, если они ухитряются уйти (при помощи со стороны, например), они могут не иметь средств, чтобы содержать себя в некультовом мире. Многие состоятельные адепты передали культам огромные финансовые суммы для управления по доверенности.

УЩЕРБ ДЛЯ СЕМЕЙ И БЛИЗКИХ:

Эмоциональный ущерб. Родители, братья и сестры, супруги культистов часто теряют рассудок от горя из-за перемен, вызванных культом в их близких. Они могут испытывать дополнительное огорчение, если культ ограничивает контакты или связь между культистами и их семьями (путем отговаривания от визитов домой или их запрещения). Разлука и развод, споры из-за опеки над детьми и серьезные эмоциональные проблемы внутри семей проявляются как результат культовых стрессов.

 

ФИЗИЧЕСКИЙ УЩЕРБ. Некоторые культы заходят настолько далеко, что грозят причинить физический ущерб семьям, которые им оказывают сопротивление.

СОЦИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ. Расхваливая абсолютную праведность своего дела, культы порождают враждебность и неуважение к ценностям, институтам, законам, собственности и культурным нормам общепризнанного общества. В результате своей культовой подготовки адепты часто чувствуют, что имеют право участвовать в мошеннической или даже деструктивной деятельности, варьирующейся от провокационного подстрекательства до действительного причинения вреда тем, кого культ провозгласил "врагами". По существу, культы могут лишить своих членов совести, лишая чувств ответственности в отношении "внешнего мира" и преуменьшая ценность жизни индивида до такой степени, когда некоторые культисты готовы отдать свою собственную жизнь или жизнь других людей во имя "дела".

Четвёртая и пятая статьи будут посвящены самой технологии консультирования о реформировании мышления, конкретному опыту автора и другим аспектам работы консультанта в этой новой и необычной области практической психологии.

 

Date: 2015-08-24; view: 609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию