Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Триадность в театральном искусстве
Проблема, рассмотрению которой посвящена настоящая глава, имеет чрезвычайное значение в понимании конкретных реалий театрального искусства и степени всеобщности, обнаруживаемых при этом закономерностей. Принципы троичности позволяют более полно выявлять системность в комплексе важнейших, связанных с поэтикой сценического произведения понятий. Естественность обращения театра к триадным системам обуславливаются основными двумя причинами. Одной из них является необходимость применения тех троичных систем, которые характеризуют способ существования сценического произведения в трехмерном пространственно-временном континууме сцены. Другой, еще более существенной причиной, является фактор субъективности художественного творчества – присутствие в нем человека, как меры всех вещей, воспринимающего мир трехмерно. Еще в античной философии категории могли рассматриваться и вполне самостоятельно, и в составе полярных пар, и в триадическом единстве. В трансцендентальной логике Канта триадическое деление категории было противопоставлено дихотомическому делению, принятому в формальной логике. Исходя из утверждения о синтетической природе знаний, Кант выделил четыре группы суждений, каждая из которых представляет триаду, образуемую двумя противоположными категориями и третьей, которая «…возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса». /Кант/ 1. По количеству (общее – частное – единичное). 2. По качеству (утвердительное – бесконечное – отрицательное). 3. По отношению (категорическое – гипотетическое – разделительное). 4. По модальности – т.е. степени истинности- проблематическое (допускающее возможность), ассерторическое (констатирующее), аподектическое (достоверное). В послекантовский период идее триадичности особое значение придает Гегель. Именно Гегелем был введен и сам термин «триад а», выражающие трехступенчатость всякого процесса развития, в том числе и развития понятия. Он раскрывает содержание различных триад: качество – количество – мера, единичное – особенное – общее, тезис - антитезис – синтез. Следует особо выделить проблему рациональности иррационального в троичном способе осмысления и отражения мира, столь существенную для механизмов художественного творчества. За противопоставлением этих категорий стоит традиционная для европейской культуры концепция «двух логосов»: логоса дискурсивности – понятийного мышления, опирающегося на закрепленности значений элементов языка, и логоса континуальности – интуитивного «надлогического» мышления. Диффузия этих сфер мышления, ставшая особенно заметной в современной культуре, стимулирует поиск адекватных определений. Здесь может служить термин «рефлективное мышление» - бинарное управление континуальным потоком мысли. Основные моменты в переосмысливании соотношения рационального и иррационального видятся в единстве триады: «периферийность иррационального – актуализация иррационального – рационализация иррационального». Тенденция перехода от полярности к триадичности характеризует и современные работы по психологии. В ходе научных исследований была выявлена возможность не только антагонизма, но и синергизма (сотрудничества) между сознанием и бессознательным (интуицией, с одной стороны, и сознанием и рассудком – другой), т.е., открыто некое новое измерение психической реальности. Фрейд предположил и обосновал трехчленную систему: «бессознательное – подсознательное – сознание». Плодотворная идея триады была творчески развита и школой академика Узнадзе. Исследуя триаду отношений –«психика – деятельность – личность», психолог сформулировал новую триаду: «до-сознательное (установка) – сознание – надсознательное». Кроме двух основных типов мышления – анализ и синтез, современные психологи определили третий тип – синкретизм. Триада «синкрезис – анализ – синтез» сформулирована в линейной традиции, выражающейся в рассмотрении причинно-следственных связей элементов триады. Триады имеют возможность развиваться как линейно, так и циклично, замкнуто, ступенчато, спиралевидно, многопланово.
ТИПОЛОГИЯ ТРИАД
1. Типы философского отражения.
Качество – количество – мера. Эмпирия – умозрение – теория. Цель – средство – результат. Единичное – особенное – всеобщее. Необходимость – случайность – возможность. Истинно – ложно – возможно. Истинно – ложно – неопределенно. Истинно – ложно – бессмысленно. Возможно – неопределенно – бессмысленно. Элементы – структура – система. Изменчивость – устойчивость – движение. Тождество – противоположность – противоречие. Тезис – антитезис – синтез. Синкрезис – анализ – синтез.
2. Типы субъективного отражения. Рациональное – эмпирическое – иррациональное. Реальное – воображаемое – символическое. Иррациональное – рациональное – эмпириосимволическое. Бессознательное – самосознательное – надсознательное. Сциентизм – экзистенциализм – неотомизм. Рациональное – иррациональное – эзотерическое. Рациональное – экзотерическое – эзотерическое. Субъективное всеобщее – субъективное индивидуальное – внесубъективное. Персональное – личностное – индивидуальное. Рефлексивное сознание – внерефлексивное сознание – бессознательное. Миросозерцание – миропонимание – мировоззрение. Пребывание – восприятие – постижение. Тождественность форм мысли и языка на уровне рассудка – распадение тождества – новое тождество на уровне расширенного сознания.
3. Триада сверхсистем искусства. Идеациональная (как вверху – так и внизу) – идиалистическая (как внизу – так и вверху) – чувственная (здесь как здесь).
4. Триады принципов творчества. Творец – хранитель – разрушитель. Творец – хранитель – воссоздатель. Впечатление – озарение – воплощение. Ожидаемое – реальное – невозможное. Познанное – постигнутое – отраженное.
5. Триединство принципов бытия художественного произведения. Создание – сохранение – возрождение.
6. Типы художественного триединства. Событийное – социальное – философское. Социальное – философское – духовное. Сиюминутное – временное – вечное. Стереотип – прототип – архетип. Знак – знамя – знамение. Текст – театр – зритель. Содержание – значение – смысл. Идея – содержание – форма. Синтаксис – семантика – прагматика.
7. Триада соотношений Абсолютной Идеи и ее внешнего образа в сценическом искусстве. Символическая художественная форма (Образ лишь намекает на Идею) – классическая художественная форма (Образ и Идея находятся в гармонии) – романтическая художественная форма (над Образом преобладает Идея).
8. Типы художественной направленности. Мировоззренческая идея – творческая идея – художественная идея. Идея проблемы (история героя / антигероя) – идея героя / антигероя – идея окружения / обстоятельств героя / антигероя. Идея борьбы – идея обстоятельств – идея атмосферы.
9. Триада обусловленности художественной «точки зрения». (Триада частной поэтики.) Композиция – «Модель Мира» - «Образ автора».
10. Типы триединства архетипов.
A. Архетемы. Добро (отказ от зависимости) – Зло (пребывание в зависимости) – Страх (осознание зависимости). Искупление – подвижничество – водительство. Избранник – жертва – подвиг. Герой – антигерой – победа / поражение. Эволюция – инволюция – распад. Восхождение – нисхождение – пребывание. Сохранение – созидание – разрушение. Феномен – ноумен – тайна. Невежество – знание – истина. Радость – горе – бесчувственность.
B. Археформы. Воля – ощущение – постижение. Линия – треугольник – квадрат. Точка – круг – спираль. Шар – конус – пирамида. Упорядоченность – хаотичность – становление.
C. Архетипы. Герой – антигерой – скиталец. Светлый – темный – серый. Обретший – отпавший – ищущий. Вестник – пророк – мессия. София – берегиня – грешница. Мать – отец – дитя. Жена – любимая – одинокая. Муж – любимый – отверженный. Он – она – третий / ья. Дети – родители – учителя. Друзья – враги – сотрудники. Ведомый – ведущий – независимый. Персона – личность – индивидуальность.
11. Типы художественной целостности. Initio – motus – terminus (I:M:T). Образ – экспрессия – развитие. Жанр – направление – акция. Инобытие /иная реальность/ - композиция – интериоризация. Самодостаточность – целостность – гармоничность. Суть – принцип – возможность.
12. Триада Закона соответствия. Место – время – возможность.
13. Типы художественного отражения. Эпос – драма – мистерия. Отражение – воплощение – восприятие. Объект – интерпретант – знак. Обозначаемое – обозначающее – смысл. Образ – эмоция / чувство – мысль. Характер – страсть – мысль. Впечатление – воображение – форма. Сиюминутное – следовое – опережающее. Общественное / социальное – групповое / родовое – личностное / -индивидуальное. Психическое – этологическое – физиологическое. Метафора – аллегория – символ. Иконический знак – индекс – символ / код. Проблематика сего дня (тема) – проблематика временного (идея) – проблематика вечного (сверхзадача).
14. Типы художественного воплощения. /Триады принципов композиционного построения/. Начало – середина – конец. Импульс – движение – завершение. Контекст – семантика – тектоника. Функция – синтаксис – композиция. Экспозиция – разработка – реприза. Пространство – движение – время. Импульс – нарушение равновесия – восстановление равновесия. Созерцание – осмысление – действие. Действие – противодействие – преодоление. Поступок – переживание – размышление. Причина – следствие – поиск. Монолог – диалог – полилог. Вертикаль – глубина – горизонталь. Вхождение – пребывание – выход. Особенности – различия – дополнения. Накопление – выявление – отстранение. Цель – приспособление – акция. С кем / чем борюсь – для чего борюсь – за что борюсь.
15. Триада целеустановки в сценической игре. A. Через самовыражение, самодемонстрацию. B. Через отражение, воссоздание. C. Через постижение, самопознание, самомоделирование.
16. Системы триединства триад коммуникации. A. Прием (Мимесис – имитация – игра). B. Способ (Ассоциаций – аналогий – подобий). C. Цель (Отражение – моделирование – постижение).
Date: 2015-08-24; view: 475; Нарушение авторских прав |