Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно





28. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

29. Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда:

1) лицо (индивидуальный предприниматель, учредитель, собственник, руководитель коммерческой или иной организации) занимается предпринимательской деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией;

2) деятельность осуществляется после подачи заявления о предоставлении лицензии, но до принятия решения о нем. Согласно Закону о лицензировании лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (ст. 9);

3) деятельность ведется после получения решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии. В последнем случае соискатель лицензии имеет право обжаловать принятое решение в порядке, установленном законом (ст. 9 Закона о лицензировании), однако право заниматься лицензируемым видом предпринимательской деятельности у него отсутствует;

4) деятельность осуществляется после приостановления лицензирующим органом действия лицензии. Это возможно, если лицензирующими органами выявлены неоднократные нарушения или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Действие лицензии максимально может быть приостановлено на срок до шести месяцев (п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании). Ведение предпринимательской деятельности в этот период, если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - преступно;

5) деятельность осуществляется после аннулирования лицензии лицензирующим органом. Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии (п. 3 ст. 13 Закона о лицензировании). Представляется, однако, что ведение предпринимательской деятельности в течение указанных трех месяцев без уплаты государственной пошлины не подпадает под преступное незаконное предпринимательство, поскольку решение о выдаче лицензии принято в соответствии с законом. В том же случае, если предпринимательская деятельность осуществляется уже после принятия решения об аннулировании лицензии, при наличии других признаков состава, возможна уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ;

6) деятельность осуществляется после аннулирования лицензии решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Аннулирование производится в законном порядке в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и (или) в случае неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (п. 4 ст. 13 Закона о лицензировании);

7) предпринимательская деятельность осуществляется по истечении срока действия лицензии. Он устанавливается на срок не менее пяти лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии (ст. 8 Закона о лицензировании). В последнем случае, разумеется, указанный вид преступного незаконного предпринимательства невозможен. В описанных же выше ситуациях преступление налицо, если предпринимательство имеет место после окончания срока действия лицензии, заблаговременно не продленного;

8) осуществляется сразу несколько видов предпринимательской деятельности, при том, что лицензия имеется только на один из видов деятельности. Например: перевозки морским транспортом пассажиров и грузов требуют наличие двух лицензий; туроператорская и турагентская деятельность - двух лицензий; негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность - двух лицензий и т.д. (п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании). Если лицо или организация осуществляют все указанные или другие виды деятельности, фактически имея разрешение (лицензию) на один из этих видов, при наличии других признаков состава ст. 171 УК РФ, следует говорить о незаконном предпринимательстве в форме осуществления деятельности без лицензии. Подобная ситуация противоречит положениям, предусмотренным в п. 1 ст. 7 Закона о лицензировании: "На каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия". Об этом говорится и в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.: "Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно";


9) лицензионная деятельность осуществляется по лицензии, принадлежащей другому лицу или организации. В Законе о лицензировании подчеркивается: "Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" (ст. 7). Соответственно, лицо, которое само лицензию не получало, считается лицом, ее не имеющим, и должно привлекаться к уголовной ответственности, если имеют место все необходимые признаки состава. Здесь же должен быть решен вопрос о квалификации действий лиц, которые получили лицензию и передали ее другим лицам. Они являются пособниками в незаконном предпринимательстве;

10) лицензионная деятельность осуществляется после утраты лицензией юридической силы, что происходит при ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, или при прекращении действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании).

30. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил также, что, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).


Следует заметить, что приведенное решение не бесспорно и не безупречно, поскольку, помимо вины лица, безусловно, осуществляющего свою деятельность в нарушение положений закона - без лицензии, имеется и вина федеральных органов, - государства, которые были обязаны нормативно регламентировать условия лицензирования и не сделали этого. Верховный же Суд РФ возлагает всю вину целиком и полностью на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

31. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. содержится и еще одно положение, которое имеет отношение к анализируемой форме незаконного предпринимательства: "Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 171 УК РФ" (п. 17).

32. Кроме рассмотренных, возникают вопросы правовой оценки и других ситуаций, предусмотренных Законом о лицензировании.

Так, следует решить вопрос о том, есть ли состав преступления (при наличии всех необходимых признаков), если лицо, получившее лицензию на осуществление какой-либо деятельности от органа исполнительной власти конкретного субъекта Федерации (например, находящегося в Саратовской области), ведет эту деятельность и на территориях других субъектов Федерации (в Воронежской, Тамбовской или Пензенской области, например). Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о лицензировании деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации*(180), может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соответственно, в описанной выше ситуации лицо нарушает закон, если не уведомило лицензирующие органы других областей. Однако уголовная ответственность здесь вряд ли возможна, поскольку закон не требует нового лицензирования, признавая легитимность уже имеющегося. Речь может идти о других видах юридической ответственности.

33. Статья 11 Закона о лицензировании указывает на обязанность лицензиата не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места нахождения или изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. Если эта норма закона умышленно нарушается лицензиатом, и он осуществляет предпринимательскую деятельность без переоформления лицензии, его действия не подпадают под состав незаконного предпринимательства. Деятельность в данном случае законно пролицензирована, а нарушение порядка пользования лицензией может быть наказано как административное или иное правонарушение.

 







Date: 2015-08-24; view: 1181; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию