Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты опытно-практического исследования
Проведенная нами работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале опытно-экспериментальной работы, а именно: - проверена эффективность педагогических условий, способствующих организации диалога в классе сольного пения; - разработаны серии занятий, выявляющих возможности организации диалога в классе сольного пения. Сводная сравнительная таблица показателей по всем критериям в процессе организации диалога в классе сольного пения.
Сравнительный анализ данных опытно-экспериментального исследования показывает, что на его заключительном этапе показатели по всем критериям, выделенным для проведения организации диалога в классе сольного пения стали выше, в сравнении с начальным этапом его проведения. Показатели высокого уровня развития вокальных умений возросли с 15% до 35 %, среднего уровня развития снизились с 35 % до 30 %, низкого уровня развития – с 50 % до 35 %. Показатели высокого уровня развития творческих способностей возросли с 15 % до 35 %, показатели среднего уровня снизились с 42, 5 % до 35 %, низкого уровня – с 42, 5 % до 30 %. Коэффициент активности обучающихся в процессе подготовки и проведении занятий поднялся с о, 63 до о, 76. Таким образом, реализация педагогических условий по организации диалога в классе сольного пения позволила обеспечить уровень планируемого результата, который соответствует современным требованиям музыкального образования. Заключение В исследовании проведено теоретическое и практическое осмысление проблемы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в классе сольного пения. Поставлена цель и решены задачи. Теоретически осмыслена научная литература по проблеме организации диалога в классе сольного пения и внедрении его в современную педагогику. Выявлены исключительные возможности диалогического взаимодействия для осуществления творческого процесса в различных видах деятельности и условий для выявления творческих способностей каждого ребенка с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности. Обобщены современные представления исследователей, изучающих проблемы диалогического взаимодействия, диалога. Определены понятия: «взаимодействие», «диалог». Обозначены основные этапы истории развития вокального искусства, выявлены умения и особенности их овладения учащимися в классе сольного пения: певческая постановка голоса, певческая стойка, певческое дыхание, работа над дикцией, работа над вокальной техникой, педагогическая и художественная целесообразность песенного репертуара, воплощение художественного образа в пении. Выявлена и проверена эффективность педагогических условий, способствующих организации диалога в классе сольного пения. Сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу с осознанием ее цели. Разработана серия музыкальных занятий на эстрадном материале, в которых диалоговая форма является ведущей во всех видах деятельности. В процессе проведения опытно-экспериментального исследования были изучены особенности и методы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в классе сольного пения. Были выявлены и рассмотрены противоречия: - между потребностью в разработке новых подходов к обучению, включая диалоговые технологии, и существующей традиционной системой подготовки обучающихся в классе сольного пения; - между существующими в педагогике и вокальной методике накопленными научными разработками и малой востребованностью их педагогами в своей практической деятельности; - между поставленными педагогом задачами и реальным выполнением их обучающимися, где эффективность педагогического процесса зависит от состояния реального взаимодействия его участников (педагога и обучающегося). В работе подчеркнута мысль о том, что взаимодействие педагога и детей – это особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнерских), которые зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога. Взаимодействие и все многообразие отношений между педагогом и детьми зависит от профессионализма педагога, особенностей его педагогического стиля и его авторитета как руководителя, от готовности обучающихся воспринимать и понимать педагога, от условий в которых будет развиваться это взаимодействие. Методы, приемы, средства взаимодействия, самовоспитания, саморазвития, с которыми мы познакомились – это только инструмент с помощью которого можно направлять творчество обучающихся в нужное русло и вырабатывать ответственность за их судьбы. Необходимо анализировать не только детское, но и свое собственное поведение, поскольку для успешного влияния на обучающегося необходимо не только добиться изменения его поведения, но и изменить собственное. Таким образом, проблема организации диалога в классе сольного пения является актуальной в настоящее время. Умение организовать занятия на основе диалога является одним из основных условий формирования и развития профессионально-педагогических способностей, исполнительского и педагогического мастерства педагога – музыканта.
Список литературы 1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед.учеб. заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин.- М.: Издательский центр Академия, 2004.- 336с. 2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта (б-ка учителя музыки) [Текст] / Э.Б. Алиев – М.: ВЛАДОС, 2000.- 336с. 3. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии [Текст] / А.Д. Алферов – Ростов н/Д.:Феникс, 2000. -384с. 4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. [Текст] /Б.Г. Ананьев – М.:Педагогика, 1980. – 230с. 5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева – М.:Аспект-Пресс, 2005. -384с. 6. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие [Текст] /И.П. Андриади. – М.: Академия, 1999. – 156с. 7. Арановская, И.В. Культурно-художественный контекст профессиональной подготовки будущего педагога – музыканта в высшей школе [Текст] / И.В. Арановская. Музыка и время №4. -2004. –С.31- 34. 8. Арчажникова, Л.Г. Профессиональная деятельность педагога-музыканта [Текст]: [монография] / Л.Г. Арчажникова, З.В. Румянцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Костромской гос. Ун-т им. Н.А. Некрасова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некраова, 2011. 225с. 9. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев – М.: Музыка, 1973. – 151с. 10. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики [Текст] / В.А. Багадуров. - М.: Музыка, 1956. 11. Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов воспитательного учебного заведения [Текст] / Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 256с. 12. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография. [Текст] / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 319с. 13. Барвинская, Е.М. Вокально-педагогическая компетентность учителя музыки [Текст] / Е.М. Барвинская. Музыка в школе №6 // Научно-методический журнал. – 2009. – С.53 – 59. 14. Барсов, Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики [Текст] / Ю.А. Барсов. – Ярославский педагогический вестник. -2008. -№2. – С.17 - 15. Батербиев, М.М. Мировой и отечественный опыт разновозрастного обучения [Текст] / М.М. Батербиев // Школьные технологии. – 2008. - №1. –С.65. 16. Бахтин, М.М. как философ отв. Ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич [Текст] / М.М. Бахтин. – М.:Наука, 1992. –С. 26. 17. Белкин, А.С. Ситуация успеха в учебной деятельности школьников и пути ее создания [Текст] / А.С. Белкин // Воспитание школьников. – 1989. - №1. – С. 70-79. 18. Библер, В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. [Текст] / В.С. Библер. – Кемерово: «Алеф» Гуманитарный центр. -1993. -416 с. 19. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев – М.: Изд-во МГУ, 1983. -314с. 20. Бодалев, А.А., Караковский, В.А., Новикова, Л.И. Психологические проблемы воспитания в современных условиях // Советская педагогика. 1991. №5. 21. Бочкарева, О.В. Дидактический диалог в профессионально педагогической подготовке будущих учителей музыки [Текст]: монография / О.В.Бочкарева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.- 320с. 22. Бочкарева, О.В. Музыка и диалог: научно-методическое пособие [Текст] /О.В. Бочкарева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. – 137 с. (9 п.л.). 23. Бочкарева, О.В. Развитие эмпатии в дидактическом диалоге [Текст] / О.В. Бочкарева // Ярославский педагогический вестник. -2008. - №2- с.13-17. 24. Бочкарева, О.В. Творческая природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: сборник статей научно-практической конференции / Под ред. Г.К. Селевко, М.Д. Солдатенковой, С.А. Томчук – Ярославль: ИРО.- 2003,- С.95-100 (0,5 п.л.) 25. Ван Хань. Музыкально-педагогический диалог как эффективное средство освоения музыки разных народов [Текст] / Ван Хань // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. Том 2, №4. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. – С.44-47. (),25 п.л.). 26. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии [Текст] / Под ред. Н.Е. Щурковой. 2000 [Электронный ресурс]. 27. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психологический очерк / Л.С. Выготский. – М.:2001. 28. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. 29. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1998. – 480 с. 30. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК [Текст] / Ю.Б.Гиппернейтер.- Москва, 1997. –с.261 [Электронный ресурс] 31. Далецкий, О.В. Школа пения: из опыта педагога. [Текст] / О.В. Далецкий. – Москва. -2007г. 32. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] /Л.Б. Дмитриев. –М.: Изд-во Музыка, 1968. 33. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования [Текст] / Е.Б. Евладова –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с. 34. Емельянов, В.В. Развитие голоса: Координация и тренинг. [Текст] В.В. Емельянов. –Спб. – 2000г. 35. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практик. [Текст] / В.Л. Живов // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с 36. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения [Текст] / А.С. Залужный. – М. – Л.: Госиздат, 1931. 37. Зимина, О.В. Диалог как многоаспектный музыкально-педагогический феномен [Текст] / О.В. Зимина //Методология педагогики музыкального образования. – М.: МПГУ, 2007. 38. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 39. Каган, М.С. Искусство и общение [Текст] /М.С. Каган // Искусство и общение: сб. научн. Трудов. – Л., 1984. 40. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М., 2010. 41. Калачева, Л. Музыка как фактор духовного развития личности школьника [Текст] / Л. Калачева. Музыка и время №3. -2007. – С.54 – 56. 42. Кандинский, А.И. История русской музыки [Текст] / А.И.Кандинский. - Т. 2. - Москва: Музыка, 1984. - 307 с. 43. Кощеева, М.В. Вокально-хоровая работа в школе: пути совершенствования [Текст] / М.В. Кощеева. Музыка в школе №6. – Научно-методический журнал. -2009. –С.64 – 68. 44. Критская, Е.Д. Итнонационный анализ – творчество учителя и ученика [Текст] / Е.Д. Критская // Искусство в школе. – 1993. - №1. –с.21-28. 45. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. -№1. 46. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. [Текст] / С.Ю. Курганов. – М.: Просвещение. - 1989. -128 с. 47. Ламперти, Ф. Искусство пения [Текст] / Ф. Ламперти. – М.; СПб., 1923. –С.15 -16. 48. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Знание. – 1979. -46 с. 49. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х. т. Т.1 [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. -392 с., ил. – (Труды д. чл. И чл.-кор. АПН СССР). 50. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М., 1977. -304 с. 51. Луканин,В.М. Обучение и воспитание молодого певца [Текст] / В.М. Луканин // Составление и общая редакция Е. Нестеренко. –Изд-во Музыка. – 1977. 52. Луначарский, А.В. О воспитании нового человека [Текст] / А.В. Луначарский // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск, 1971. – С. 513-516. 53. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании [Текст] / А.В. Луначарский. – М.: Педагогика, 1976. – 640 с. 54. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. -224 с. 55. Майковская, Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - №1 (22), 2008. – С.181 -185. – о,46 п.л. 56. Майковская, Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки [Текст] / Л.С. Майковская // Педагогическое образование и наука. Научно- методический журнал.№2. – М.: МАНПО, 2007. –С.13-16. – 0,55 п.л. 57. Майковская, Л.С. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: [Текст] / Л.С. Майковская // Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. –С.16-27. -23 п.л., авт. -1 п.л. 58. Методологическая культура педагога-музыканта: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ваншхина, Н.В. Морозова и др.; под ред. Э.Б. Абдуллина. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с. 59. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗ / А.В. Мудрик. – 6-е изд., перераб. и доп.. – М.: Академия, 2007. – 224 с. 60. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение [Текст] / А.В. Мудрик. – М., 1986. 61. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – Москва.: Академия, 1979. 62. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Т.В. Надолинская. –М., 2003. 63. Назаренко, И. К. Искусство пения [Текст] / И. К. Назаренко. - М.: Музыка, 1963. 64. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учеб. заведений: в 3 кн. – Кн.1: Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. 65. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений: в 3 кн. –Кн.2: Психология образования. -2-е изд. –М.: ВЛАДОС, 1995. 66. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений: в 3 кн. –Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 67. Обозов, Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. –М.: Педагогика, 1981. С 80-92. 68. Обозов, Н.Н. Психологические методы исследования совместной работы [Текст] / Н.Н. Обозов.// Вопросы психологии, - 1977. -№4. 69. Орлов, А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Орлов. – М., 2004. 70. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед.О-во России, 1998. – 640 с. 71. Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся [Текст] / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. – Пенза: изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2006. – С.263-269. 72. Петровский, А.В., Калиненко, В.К., Котова, И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / А.В. Петровский. – Ростов-на-Дону, 1993. 73. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.И.Петрушин.- Москва: Академический проект; Трикста, 2008. – 400с. 74. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый // Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2003. 75. Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004. 76. Поляк, Н.Ф. Диалог в развитии познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Поляк // Из опыта работы по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – Владимир: Маркарт. – 2000. – 80 с. 77. Прокофьева Е.В.Учитель и ученик: особенности общения во время вокально-хоровой работы. // Музыка в школе. № 6. Научно-методический журнал. – М., 2009. – С. 60-63. 78. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. – М., 2000. 79. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя [Текст] / В.Я. Синенко // Педагогика. – 1999. -№5. 80. Смелкова, З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. [Текст] / З.С. Смелкова // Учеб. пособие. – М.: Флинта. -1999. – 232 с. 81. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева, Издательства: Сибирское соглашение, - Инфра – М, 2001. 82. Стоянова, Г.И. Художественная эмпатия – индикатор профессионального уровня педагога-музыканта. [Текст] / Г.И. Стоянова // Методологические проблемы музыкальной педагогики: сб. научн. статей. – М., 1991. 83. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в хоре [Текст]: Учебное пособие / Г.П.Стулова. – Москва: Изд-во «Владос», 2002. 84. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М., 1981. –Т. 3. –С. 208. 85. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. 86. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. // Проблемы индивидуальных различий. –М., 1961. 87. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР./ М. – Л., 1947, вып. 2. 88. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357. 89. Филиппов, С.М. Принципы эстетического воспитания и образования [Текст] / С.М. Филиппов. Музыка и время №4. -2003. – С.34- 36. 90. Философский словарь. – М., 1991. 91. Харичева, Д.В. Обзорный анализ методических пособий, научных исследований и статей в сфере обучения подростков эстрадному вокалу [Текст] / Д.В. Харичева // Музыка и время №4. – 2005. – с.52-53. 92. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: [Текст] / Учеб. пособие В.Н. Холопова. – СПб. Лань, 2000. – с.7. 93. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся [Текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Интерпракс, 1994. -384 с. 94. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с. 95. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: 1960. 96. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин //Избр. Психол. Пр. – М., 1989. 97. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой познавательной среде [Текст] / В.А. Ясвин. –М., 1997. 98. Date: 2015-08-24; view: 484; Нарушение авторских прав |