Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, основные характеристики диалога в музыкальной педагогической деятельности





В настоящее время современная педагогическая наука обращает особое внимание на проблемы диалогического взаимодействия педагога и учащегося.

Зависимость между общением и совместной деятельностью в становлении психики человека и развитии личности исследуется в работах известных психологов Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева и др. [95, 96, 48,49]

Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Это – объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы [90]. Этот процесс складывается из физического контакта, перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта. Учеными выделяются следующие виды взаимодействий: бывает внутриличностное, межличностное, личностно-групповое, личностно-массовое, межгрупповое, массово-групповое.

Л.В. Байбородова считает, что взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей, действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [11]

В социальной психологии взаимодействие рассматривается как систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего [81].

В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Г.М. Андреева интерпретирует взаимодействие как «организацию совместной деятельности, в процессе которой для участников, чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовывать «обмен действиями», спланировать общую деятельность, внести свой вклад в нее» [5].

Диалог в системе обучения или учебный диалог является своеобразной формой общения – взаимодействия между людьми в условиях учебной ситуации.

Диалог является предметом комплексного изучения многих наук: философии, социологии, культурологи, психологии, педагогики, эстетики, искусствознания, лингвистики, аксиологии, герменевтики и др.

Идея диалога в обучении возникла в глубокой древности, начиная с сократических диалогов, и пронизывает всю историю педагогической мысли. В сохранившихся научных работах методу диалога уделяли внимание видные представители древнегреческой философии. «Аббат Петр Абеляр (1079 – 1142) считал диалогические беседы и диспуты во время прогулок основной формой обучения и общения с учениками, которые, задавая вопросы, должны были учиться на ответах учителя-лектора. Сомнение предполагалось в качестве обязательного элемента диспута» [21].

Диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения и воспитания. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в которой происходит развитие субъекта этой деятельности – обучающегося. Ключевым для понимания роли диалогического общения является тезис: «развивается не ребенок, но единство ребенка со взрослым» (Карпей Жак).

Для педагогики характерно обращение к диалогу как важнейшему компоненту личностно ориентированного обучения, в котором усваиваются знания, выработанные многими поколениями прошлого, и сохраняется то, чем владеет обучающийся, что известно ему. Эти две стороны составляют диалогику обучения (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).

Диалог в первоначальном значении – разговор, беседа, в философском и научных смыслах – специфическая форма и организация общения, коммуникации.

Отечественный филолог и лингвист М.М. Бахтин в своих научных работах развил тему диалога. Исследуя работы М.М. Бахтина, А.Е. Войскунский утверждал, что автор помог ему осознать роль диалогических отношений в познании мира и человека, истории культуры, развития мировой литературы. Диалог, как отмечает А.Е. Войскунский, - это проблема междисциплинарная. Диалог – это едва ли не уникальное поле научной деятельности для самых различных областей знаний.

« Польский педагог Януш Корчак (1878 – 1942) в работе «Как любить ребёнка» видел в диалогическом общении суть воспитания, основанного на духовной общности, доверии и любви к ребёнку» [21].


Диалог в музыкально-педагогическом процессе обладает большим воспитательным потенциалом. О.В.Бочкарёва утверждает, что «пространство творческой составляющей музыкально-педагогического диалога может быть представлено как взаимодействие совокупности творческих потенциалов: творческий опыт, накопленный мировой музыкальной культурой, шире, социальный опыт; творческая составляющая культуры педагога; творческая составляющая культуры ученика, воспитанника; творческие возможности самого процесса обучения – сотрудничество учителя и учащихся, их готовность к взаимопомощи, наличие у них установки на собеседника»[24].

Именно такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Уважение и доверие к своему партнёру, искренний обмен мнениями, позволяет выработать сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Диалог – подлинное сотрудничество, где педагог не просто даёт учащимся знания, но и сам опирается на их опыт, раскрывает его, помогает извлечь из этого опыта такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, тем самым обогащает этот опыт и преобразует его на новой основе.

Организация, реализация и эффективность диалога в классе сольного пения зависит от личностных и профессиональных качеств учителя, от наличия у него соответствующих теоретических знаний, от практических умений устанавливать духовно-личностный контакт с композитором и учащимися и от навыков педагогического управления этим процессом; должно присутствовать равенство партнёров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; диалог должен быть открытым, искренним, эмоционально насыщенным.

Специфика диалога в классе сольного пения заключается в том, что активным участником живого диалогического процесса «учитель-ученик» выступает композитор. «Присутствие» композитора опосредовано звучащей музыкой, представляющей собой форму «инобытия» ее создателя, в которой он воспроизводит свою собственную структуру и строит «модель своей психической жизни» (выражение Л.Я. Дорфмана). Это означает, что возможность установления диалога между композитором, учителем и учащимися, отвечающего природе музыки и способу взаимодействия с ней, обусловлена личностным измерением музыкального текста.

Ван Хань утверждает, что «диалогичность – ярко выраженное свойство музыкального искусства, которое проявляется и в строе музыкального произведения (система соотношений звуков по высоте), особенностях музыкальной речи (интонирование), и в общении исполнителя и слушателя с композитором и его музыкой. Музыкальная коммуникации реализуется также в общении исполнителя и слушателя между собой, в общении каждого с самим собой во внутреннем диалоге. Диалог пронизывает весь музыкально-педагогический процесс, является его сущностной основой, обеспечивающей процесс духовного сотворчества композитора, педагога и обучающегося, создаёт атмосферу творческой активности и вариативности в различных видах музыкальной деятельности» [25].

Таким образом, в первом параграфе работы мы обобщили современные представления исследователей, изучающих проблемы диалогического взаимодействия, диалога; обратились к истории изучения философских понятий: «взаимодействие», «диалог»; выяснили, что диалог в музыкально-педагогической деятельности является необходимым компонентом, и что диалогичность – ярко выраженное свойство музыкального искусства.







Date: 2015-08-24; view: 604; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию