Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальное занятие в классе сольного пения





Тема занятия: «Распевки – скороговорки как зарядка для голоса».

Цель: закрепить вокальную зарядку (голосовую технику) с помощью упражнений и скороговорок.

 

Образовательные задачи:

- обеспечить усвоение учащимися знаний методов и техник разогрева голосового аппарата, используемых на уроках вокала;

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;

- обучить правильному произношению скороговорок;

- обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Развивающие задачи:

- создать условия для развития у учащихся:

- осознанных вибрационных ощущений певческого процесса;

- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально – образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

- нижнерёберно-диафрагматического дыхания.

Воспитательные задачи:

- создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Тип занятия: индивидуальный.

Форма занятия: урок – диалог.

Методы работы:

Наглядные – наглядно – иллюстративный, личностный показ;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

Практические – упражнения, практические задания;

Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.

План урока:

·Организационный момент.

II. Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками.

III. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок.

Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.

Работа над исполнением песни «Простой мотив» и репертуара Данаи Шаршавицкой - пропевание мелодии a kap.,исполнение под фонограмму «-».

Работа над песней «Мир который нужен мне» Музыка Александра Ермолова, слова Сергея Золотухина.

IV. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Ход занятия:

· Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

· Объявление темы, цели и задач урока через беседу – диалог с учениками.

Педагог:

Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.

Что же это за инструмент?

Учащийся:

Человеческий голос.

Педагог:

Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка. А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.

Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.

А какие это органы?

Учащийся:

Ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. (см. рисунок)

Педагог:

Всё, что мы с вами перечислили это называется?

Учащийся:

Артикуляционный аппарат.

Педагог:

Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

Но вернёмся к нашей зарядке, которая будет состоять….

А из чего может состоять зарядка вокалиста?

Учащийся:

Из вокальных упражнений и скороговорок.

Педагог:

Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.

А зачем нам это нужно? Может быть это совсем и необязательно?

Учащийся:

Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог:

Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

Таким образом, на что мы обратим главное внимание на этом уроке?

Учащийся:

Будем делать зарядку для голоса.

Педагог:

А из чего состоит зарядка вокалиста?

Учащийся:

Из распевок и скороговорок.

Педагог: А так как мы эту зарядку делаем на каждом уроке, поэтому мы будем её просто закреплять. Соответственно, цель нашего урока….? Закрепить вокальную зарядку с помощью распевок и скороговорок.

· Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение 5).

Педагог:

Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос».

Объясните, а зачем мы выполняем этот вид работы?

Учащийся:

Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.

Распевание. Использование вокальных упражнений:

А теперь наш класс превращается в луг. Время года – лето. Друзья по школе, Руслан и Маришка, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди – ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («пр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку и с горки»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней).

Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному – поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар» - головное резонирование, рука при этом на шее – звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование – поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает («дук-дик-дак-дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех у Маришки и Руслана. (Упр. «Ха-ха-ха», активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато – Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упр. «Там-тики-тики»).

Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова (Приложение 6).

Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко – низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное – нижняя губа вперед, обиженное – верхняя губа вверх, веселое – верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения?

Учащийся:

Разогреваем мышцы лица, артикуляционный аппарат.

Педагог:

А потом друзья стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. Вы молодцы! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, давайте вспомним наши главные правила вокалиста (прочтение – памятка «Наказ вокалисту»).

Трактат о пении (XVI в. Архимандрит Матфей)

Чтоб красиво петь до гроба
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точки две:
В животе и в голове.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идете,
Надо глубже опираться.

Всех тогда перепоете,
Хоть и нечем заорать.
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте «головы».
Не рычите, словно зверь,
«Открывайте» мягко дверь.
Что такое звук прикрыть,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Надо к «е» прибавить «и»,
«А», где «о», а «о», где «у»,
Но не в глотке, а во лбу.
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.

И не слушать никого, кроме Бога одного!

А теперь, когда наш вокальный аппарат хорошо разогрет и готов к работе, давайте прочитаем отрывок из скороговорной сказки.

«Скороговорина»

В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка, шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять, пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, - о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин –зальцбургский бессперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Работа над песней «Простой мотив» из репертуара Данаи Шаршавицкой

- ученица показывает мелодию песни a kap.;

- исполняет песню под фонограмму «-».

Работа над песней «Мир который нужен мне» Музыка Александра Ермолова, слова Сергея Золотухина.

 

· Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

Педагог:

Подведём итоги нашего занятия.

Что мы делали на уроке?

Учащийся:

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила.

Педагог:

Получилось – ли у нас приблизиться к образцу? В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учащийся:

Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!

 

Date: 2015-08-24; view: 956; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию