Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Другие субъекты международного права ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В соответствии с межгосударственными договорами устанавливался в прошлом и предусмотрен ныне специальный международно-правовой статус некоторых государственно-подобных образований, которые наделяются определенными правами и обязанностями в международных отношениях и тем самым становятся субъектами международного права. Но поскольку международная правоспособность таких политике территориальных единиц регламентируется положениями соответствующих договоров, она является ограниченной и не может смешиваться с универсальной правоспособностью государств. В прошлом специальный международно-правовой статус принадлежал так называемым вольным городам – Кракову, Данцигу (Гданьску). Специальный международно-правовой режим был установлен в Западном Берлине. Вольные города в основном создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются не вооруженными силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Гарантами статуса вольных городов выступали группа государств (в основном спорящие государства) или же международные организации. Статус вольного города Данцига был определен в ст. 100–108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в Польско-данцигской конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в Соглашении от 24 октября 1921 г. и в решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впоследствии польским правительством). Его гарантом выступала Лига Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Статус Триеста (свободная, вольная территория) был предусмотрен в разделе III ч. 2 Мирного договора с Италией 1947 в приложениях VI–X к нему. В октябре 1954 г. Италия, Великобритания, США и Югославия парафировали текст меморандума о взаимопонимании, на основании которого Италия получила во владение зону А (Триест с окрестностями), за исключением небольшой части территории, отнесенной к зоне В, которая осталась в Югославии. Свободная территория Триест находилась под защитой Совета Безопасности ООН. Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. После окончания второй мировой войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная единица – Западный Берлин. Международно-правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним Соглашением, подписанным правительствами Великобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, аккредитованный при соответствующих властях правительств США, Великобритании и Франции. СССР с согласия правительств этих стран учредил Генеральное консульство. Западный Берлин имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки постоянных жителей в различные районы ГДР и т.д. ФРГ представляло западные сектора Берлина в международных организациях и конференциях. Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соответствии с Договором об объединении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина. В настоящее время вольных городов нет. В 1929 г. на основании латеранского договора, подписанного папским представителем Гас пар и главой правительства Италии Муссолини, было создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). В Преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. Ватикан (Святой престол)[10] обладает почти всеми атрибутами государства – территорией (хотя и небольшой), органами власти и т.п. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан – не государство в социальном смысле как механизм управления обществом, им порожденный и его представляющий. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Специальный международно-правовой статус города-государства Ватикана – резиденции главы католической церкви (папы римского) в особом районе Рима – определен соглашениями 1984 г. между Италией и Святым престолом. В наше время Ватикан – международный центр католической церкви и резиденция его главы папы римского – всего лишь крохотное город-государство в центре столицы Италии – Риме. Город-государство Ватикан (площадь – 440 га, население – около одной тысячи человек) включает в себя площадь и собор святого Петра, папские дворцы, сады и пристройки, а также ряд церквей и зданий (Латеранский дворец, вилла Костельгондоль-фо и др.), расположенных в разных частях Рима и его окрестностях. Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, деньги, прессу, почтовые марки, валюту, банк, сервер Internet, гвардию, жандармерию и, главное, своего главу – папу римского. Основная функция Ватикана – религиозная, количество верующих католиков – 600–700 млн. человек, а аппарат церковнослужителей насчитывает 400 тыс. человек и более одного миллиона членов монашеских орденов. Абсолютным монархом Ватикана, располагающим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, является папа римский. Папа посредством римской курии – центрального административного аппарата католической церкви, состоящего из конгрегации, секретариатов, канцелярий, трибуналов – руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира. Главных католических иерархов – кардиналов, епископов – папа назначает из представителей духовенства различных стран. Коллегия кардиналов – конклав – пожизненно избирает из своей среды папу, который, являясь по католическому вероучению «викарием Иисуса Христа, преемником св. Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном государства-города Ватикана», венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической организации католицизма. Как суверенное образование Ватикан обменивается дипломатическими представителями с другими государствами. В 1968 г. в более чем 60 странах были аккредитованы папские дипломаты различных рангов и статусов (нунции, пронунции, интернунции, апостолические легаты), при папском престоле представлены правительства около 60 стран. Интересно, что Италия и Ватикан также обмениваются послами. В 20 государствах, в том числе в Великобритании и США, Ватикан имеет представительства (апостолические делегации), не носящие дипломатического характера. Республика Узбекистан тоже установила дипломатические связи с Ватиканом. Делегации Ватикана участвуют во многих международных конференциях, в том числе созываемых под эгидой ООН для заключения многосторонних кодификационных конвенций. Он является также членом ряда международных организаций (Всемирного почтового союза, МАГАТЭ, Международного союза электросвязи), имеет постоянные представительства при некоторых международных организациях, в том числе при ООН, ЮНЕСКО, а также обладает статусом наблюдателя в некоторых международных организациях и конференциях. Необходимо остановиться и на вопросе международной правосубъектности индивидов и транснациональных корпораций. Индивиды обладают частичной международной право- и дееспособностью. Это касается их права обращаться в международные судебные учреждения (Суд по правам человека Совета Европы, Суд Европейских Сообществ, Суд по правам человека Организации Американских государств, Суд по правам человека Организации Африканского Единства, Комиссия по правам человека ООН) по защите своих прав и основных свобод. Индивиды могут быть субъектами международной ответственности (так, например, были созданы Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.). Кроме перечисленных случаев, индивиды по другим вопросам не обладают международной право- и дееспособностью и не могут быть признаны в качестве субъектов международного права. Транснациональные корпорации на сегодняшний день активно лоббируют свои интересы на международном уровне. Их капиталы, ежегодные обороты и доходы превышают бюджеты многих государств. Исходя из этого некоторые западные юристы-международники утверждают о наличии международной право- и дееспособности ТНК, хотя это утверждение не имеет никаких научных и практических основ.
Заключение международный право государство субъект Сложившаяся на сегодняшний день обстановка в мире представляется чрезвычайно сложной. Действительно, достаточно лишь упомянуть о ситуации вокруг Ирана, Ирака, Северной Кореи, а также вокруг многих других государств. Без строгого и неукоснительного соблюдения основных принципов и норм международного права при разрешении, упомянутых и иных вопросов и конфликтов мировое сообщество может надолго остановиться в развитии человеческой цивилизации, поскольку в данном аспекте мирное сосуществование и генезис человечества взаимосвязаны и неразделимы друг от друга. В этой чрезвычайно важной задаче основную роль, конечно должно сыграть международное право и его институты, принципы и нормы. Недаром, Всемирная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1995 году, определила международное право как язык международного общения. Исходя из этого, можно заключить, что государства не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами (печальные результаты этого известны всему человечеству). Соблюдение норм и принципов международного права в международной деятельности государств являются основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами дорожного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катастрофами, для нейтрализации пагубных последствий которых мировое сообщество вынуждено будет затратить огромное количество материальных и временных ресурсов. Таким образом, государства являются основными субъектами международного права в силу присущего им государственного суверенитета. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях. Размещено на Allbest.ru
Список литературы 1. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учеб.для вузов. М.; Юстицинформ, 2006.-336с. 2. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: учеб. для вузов. М.:Эксмо, 2006.- 736 3. Международное право. Учебник для вузов./ А.Я. Капустин и др./ под ред. А.Я. Капустина. М.:Омега-Л,2007.-832с. 4. Международное право. Учебник для вузов / Ю.М. Колосов и др./ под ред. Ю.М. Колосова. М.: Юрайт, 2009.-1012с. 5. Международное право. Учебник для вузов. / Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов и др./ под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М.: Норма, 2009.-784с. 6. Международное право. Учебник для вузов./А.Я. Ковалев, С.В. Черниченко и др./ под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М.: Омега-Л, 2011.- 831с. 7. Консультативное заключение Международного Суда от 11 апреля 1949 года по делу "Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations". 8. Международное право в документах. - М., 1982. - С. 19.
[1] Консультативное заключение Международного Суда от 11 апреля 1949 года по делу "Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations" [2] В качестве синонима понятия «субъект международного права» в международных отношениях часто используется термин «актор» (от латинского «actus» - поступок, действие, деяние). [3] Международные межправительственные организации следует отличать от международных неправительственных организаций, которые международной правосубъектностью не обладают [4] В юридической литературе встречается и иное написание данного термина: «государствопо-добные». См.: Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова и В. И. Кузнецова. - М., 2011. -С. 57. 62. [5] См.: Международное право в документах. - М.. 1982. - С. 71. [6] Малинин С. А., Ковалева Т. М. – «Правосубъектность международных организаций»//Правоведение. 1992. № 5 [7] http://ru.wikipedia.org/wiki/Субъект_международного_права [8] Международное право в документах. - М., 1982. - С. 19. [9] В многостороннем соглашении о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) 1971 г. говорится, что а) ИНТЕЛСАТ обладает правосубъектностью. Она пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью: заключать соглашения с государствами или международными организациями; заключать контракты; приобретать собственность и распоряжаться ею; быть стороной в судебном разбирательстве; б) каждый участник принимает такие меры в пределах своей юрисдикции, которые необходимы для того, чтобы данные положения вступили в силу в соответствии с его собственным законодательством. [10] Так Ватикан именуемся в международных актах Date: 2015-08-24; view: 584; Нарушение авторских прав |