Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово на Рождество Христово





Велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти

(1 Тим. 3,16)

...Приидите, пастыри кроткие, и облобызайте Агнца и Пастыря, -Агнца, пасущего пастырей, и Пастыря, имеющего собрать воедино мирное стадо с агнцами волков и юнцев со львами. Приидите, волхвы мудрые, и поклонитесь тайнам древнего Младенца; научитеся от Слова немотствующего, вкусите от Ангельского хлеба на трапезе бессловесных и видите, яко благ Господь. Сонмы небесных сил, восхвалившие Господа, егда сотворены быша звезды! Удвойте и утройте ваши славословия пред вашим Солнцем, и для нас восходящим. Христос рождается!

Христос рождается в Вифлееме: и в сем ли состоит вся настоящая радость, и вся слава в вышних Богу? Слава Богу: если Он рождается и для нас; ибо, по намерению судеб, сие Отрочародися нам, и дадеся нам (Ис. 9,6). Среди торжества о Его рождении Церковь страждет болезнию рождения, дабы Он вообразился (Тал. 4,19) в нас. Не презрим радостной скорби нашея Матери; снимем хотя

—162 —

некоторые черты с образа рождения Иисусова и положим их в сердцах наших.

Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых: однако Иосиф и Мария не имели в нем ниже убогой хижины, ниже пяди земли наследственной, ни пребывания постоянного. Провидение, рукою Кесаря, привело их в сие место, из которого предопределено было изыти Вождю Израиля (Мф. 2, 6). Чуждые в земле предков своих, пришельцы в своем отечестве дали отечество Сыну Того, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3,15). - Христиане! Доколе мы живем в мире с беспечностью граждан, и наслаждаемся им с самовластием обладателей: дотоле Христос не может вообразиться в нас. Мир непрестанно силится выпечатлевать в душе нашей свои преходящие образы; насыщаемые желания рождают другие желания, которые непременно возрастают в исполинов, и зиждут Вавилон. Блажен, wee имет иразбиет о камень веры самых младенцев сего Вавилона, и отчуждит себя от града пребывающаго, дабы взыскать грядущаго! Если бы Авраам, по гласу Божию, не изшел от земли своея и от рода своего; то он бы не получил славного завета, обетования и наследия.

Только произвольные изгнанники земли приемлются в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия, тот должен иметь отечество в едином Боге и, при всей привязанности к отечеству земному, впрочем, весьма естественной и праведной, почитать его токмо предградием небесного.

Иисус, ничего не заняв от мира в Своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственного. Древодел получил имя отца его; носившая Его во чреве, по Ее признанию, не принесла к сему служению другого достоинства, кроме чувствования Своего недостоинства: призре не смирение рабы Своея (Лк. 1,48); Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения; престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью -пелены, первыми слугами Царствия - пастыри стада; Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества. Но кто может измерить расстояние от высоты Божественного Суще-

п*

— 163

ства Его - до глубины Его уничижения? Конечный ум не может следовать за Ним, как в Его восхождении превыше всех небесных, так и в Его нисхождении до бездн падшего естества. Что же при виде толикого смирения должно чувствовать сердце, желающее быть сообразным образу Иисуса? - Сила ума, великость духа, знаменитость дел, преимущества званий! Я вами не прельщаюсь и не завидую тем, которые гордятся вами. Нет высшей мудрости, - как отречься от мудрости - для Иисуса; нет большей славы, - как разделять бесчестие - с Иисусом; нет избыточнейшего состояния, -как нищета Иисуса; нет иной двери к совершенству и блаженству, - как младенчество Иисуса; нет лучшего украшения для души, в которой Он должен обитать, как видеть себя чужду всех украшений, подобно яслям Его. - Ток благодати, подобно речным устремлениям, изливается в долы: кедры на горах блюдутся громам и молниям. Бог творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть - чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает Своего дела. Смирение и отвержение себя - есть основание в нас храма Его: кто более углубляет оное, - тот выше и безопаснее созиждет. Одною из существенных принадлежностей рождения Иисусова была чистота Его Матери, не нарушенная ниже взором, ниже мыс-лию. Она должна была иметь обручника: но токмо для того, чтобы он был защитником и свидетелем Ее целомудрия и чтобы Ее священное девство не казалось осуждением брака. Между тем она была, как единодушно исповедует Церковь, Дева - прежде рождества, в рождестве и по рождестве. - Взирай на Ее пример, стремящаяся к соединению с Богом душа; и виждь в зерцале совершенства Ее твою обязанность. Господь есть Бог ревнивый: тогда как Он гласом отеческой благости говорит человеку: даждь ми, сыне, твое сердце, праведная ревность, не менее в духовном, как и в нравственном смысле заповедует: не прелюбы сотвори. Тот, Кто дал нам сердце, не довольствуется большею или меньшею его долею: оно все должно принадлежать Владыке всяческих. Он не признает достойною Себя никакой Любви, которая не основывается на любви к Нему; всякое услаждение, в котором ищем себя пристрастно, всякая мысль, наклоненная к тварям,

—164 —

всякая рассеянность - есть удаление от Него. Строгая токмо над собою бдительность может возвести к блаженному с Ним соединению и удержать в нем; всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23). Небесный Жених обручается с мудрыми токмо и непорочными девами, не дремлющими при Его чертоге; девственная, к единому Богу обращенная душа зачинает духовную жизнь и рождает блаженство чистого созерцания. Блажени чистые, яко тии Бога узрят; и где? - в самом сердце своем. Чистая душа, подобно как чистая вода, приемлет в себя живые изображения солнца и неба....

При Рождении Христовом Ангелы воспевают Славу Божию и мир на земле: они воспевают и при нашем возрождении славу благодати и мир человека с Богом. Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 7)...

Христу приносятся дары: злато, яко Царю; ливан, яко Богу; смирну, яко мертвому за смертных: но не обещает ли Он и нам, что ищущим Царствия Божия - вся приложатся (Мф. 6,33)- Не хощет ли сотворить нас Цари и Иереи Богу и Отиу Своему (Апок. 1, 6). Не сопрягает ли нашего духовного рождения с тою животворящею смертию, после коей живот наш будет вместе с Ним сокровенен в Бозе (Кол. 3, 3).

О Боже, давый нам Сына Твоего! Чего Ты нам с Ним не дарствуешь! Даждь токмо нам родити в себе дух Христов, и жити Его жизнию. Тогда пусть и против нас, как некогда против Него, мятется Ирод и весь Иерусалим с ним; - пусть неистовствует князь века сего, и весь мир вооружается: Ты покроеши нас в тайне селения Твоего; на воде покойне воспитаеши нас, и через Ангела завета Твоего введеши нас в гору святую Твою. Аминь.

ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

Никого не люби чрезмерно. Если и все тебя оставят - не скорби. Главное, чтобы Христос тебя не оставил. Об этом и молись (Старец Иероним Эгинский).

— 165 —

...Ведь каждый ощущает иногда, что в мире он один.

И лучший друг уж кажется чужим,

И чувств не может наших разделить...

Причина в том, что Бог любить желает

И быть любимым каждым сердцем.

И потому хранит Он ключ секретный,

Чтоб открывать тайник любого сердца,

Отраду и Любовь Свою дарить

Сердцам, которые к Нему приходят.

Когда нам очень, очень одиноко,

Христа в себе мы слышим глас зовущий,

Всегда, как кто-то нас не понимает,

Должны мы к Иисусу обратиться,

И только Он нам утешенье даст.

Из дневников Государыни Александры Феодоровны

О ЦЕЛИ НАШЕЙ ЖИЗНИ

- Люблю акафист Преподобному Серафиму, - говорила матушка, - он как бы обо всех русских святых. Солнце русской святости - называет народ Батюшку. Ангелов Творец избра тя изначала, да прославиши житием твоим Пречуд-ноеИмя Святыя Троицы... Но и Преподобный Сергий, и Царская Семья, и Елисавета Феодоровна... все Они - избранники, все Они жили, прославляя каждым днем жизни своей - Пре-чудное Имя Святыя Троицы... Самое невероятное, что и мы призваны к жизни (Бог нам подарок такой - жизнь дал) - ради одной единственной цели. Чтобы Славилось в нас недостойных, - Имя Господне. Это же не просто так молитву «Отче наш» Христос назвал - главной нашей молитвой. ..Да святится Имя Твое (во м н е); Да приидет Царствие Твое (в мою д у ш у); Да будет воля Твоя... (исполняема моими близкими и мною)... Яко на небеси и на земли... Но мы не очень-то стараемся, горячимся навести в душе такой порядок, чтобы ее осенило Царство Небесное. Но, если для нас -

— 166 —

праздный глагол - слово главной молитвы, если мы не боремся за исполнение этих слов, какой прок тогда мечтать о Рае?! Если не приобщимся ему здесь, как надеяться - попасть в него - Там?.. Вот, Царствие Божие внутрь вас есть... (Лк.17, 21) - это же нам Господь оставил руководство к действию. Мы должны стараться, чтобы еще здесь в нас начал произрастать - Райский Сад. По меньшей мере, мы должны каяться и горько страдать от того, что этого в себе - не обретаем.

ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ

- Матушка, вот слушаешь разумное, вроде все понимаешь. А на деле - наоборот.

- Хочешь, прими к сведению, хочешь - не принимай. Есть детский совет: возьми хорошую духовную книгу, которая до сердца тебя проняла. А лучше не одну, а три-пять. Подчеркни в них то, что считаешь для себя необходимым. И, как в школе: «повторение - мать учения» - каждые несколько дней - с сердцем перечитывай. И великие подвижники, и прежние христиане не стеснялись в своей келье повесить изречения, необходимые для своей души, чтобы чаще их на ум приводить. Составь и ты себе такую духовную азбуку.

Текст, висевший в келье схиархимандрита Феофана (Шишманова). Под заглавием в виде эпиграфа написано: Да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (то есть да не поселится в сердце твоем беззаконная мысль). Далее следует перечисление добродетелей, к которым всякой душе необходимо стремиться. Вот они: Внимание. Сострадание. Ласковость. Жалость. Сожаление. Тихость. Соучастие. Соболезнование. Отзывчивость. Молчание. Благодарность. Собранность. Рассуждение. Самоукорение. Уступчивость. Услужливость. Предупредительность. Кротость. - Малые семена. Аминь. Все, кто знал отца Феофана, свидетельствуют, что он был из тех неизвестных миру подвижников, из-за молитв

— 167 —

которых еще стоит мир. Его отличала беззаветная скромность, кротость и смирение, послушливость. Все, кто соприкасался с ним, были духовно согреты и обласканы батюшкой. За что же Господь ниспослал отцу Феофану дар утешения? За то, что он, по словам знавших его, «никогда никого не осуждал и никогда ни на что не жаловался»... Дай, Господи, и нам, по молитвам отца Феофана, хоть издали увидеть свет добродетелей, перечисленных в его памятке.*

«Некоторые выписывают в тетрадь цитаты из Святых От-цев, - говорила матушка. - Но если есть книги - можно и в них аккуратно нужное карандашом пометить и систематически возвращаться. Не правда, что в Евангелии нельзя важное для души подчеркивать. Очень даже можно и - нужно. Вот, как в первом классе, сидят, азы повторяют. А духовная азбука -посложней. Не грех себя ежедневно и к самым простым вещам возвращать. Заодно это будет шпаргалка в помощь ежедневному покаянию. И для смирения - сотни поводов. Как перечел названия тех добродетелей, которые нужно достигнуть, - так сразу самолюбие дутое, которое мыльным пузырем переливается - враз лопнуло. А если только хвалить себя: это и это послушание я прилично исполнила и т.д.- тогда превознесешься так, что Богу придется тебя срочно на землю возвращать. Чем выше залетела - тем больнее придется падать».

НУЖНО ЖИТЬ - ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Одного известного человека просили назвать: самое главное событие его жизни, самое важное время и самое значительное из его дел. Он отвечал: «Самое главное для меня в жизни - то, что происходит - теперь; самое важное время -непосредственно - эта минута, самое значительное дело -то, что я сейчас делаю». «Мы все время пытаемся заглянуть в будущее или витаем где-то в прошлом, или вперились во что-то воображаемое... - говорила матушка. - А нужно жить -

* Инок Всеволод (Филипьев).

168 —

здесь и сейчас. Это трудно. Но нужно приучить себя: здесь и сейчас - вслушиваться в каждое слово молитвы, которую читаешь. Здесь и сейчас наполнять любовью слова, которые говоришь, дела, которые делаешь...»

О ЖАЛОСТИ К БЛИЖНЕМУ

Однажды моя подруга рассказала матушке случай из своей жизни: «Никогда не забуду первую свою Пасху. В понедельник Светлой седмицы меня чудом отпустили с работы - дали какое-то поручение. Исполнив его, я смогла попасть в храм к концу Литургии. Это было продолжение пережитого ночью... Во время крестного хода ко мне подошла неизвестная женщина и с нескрываемой завистью произнесла: «Вы так радуетесь, а я вот ничего особенного не ощущаю... - И вдруг после паузы, - Нельзя ли вас пригласить в гости?» Последние мои деньги были истрачены на праздничные свечи. В кармане оставался один рубль, и я, не задумываясь, согласилась. После угощения мы разговорились. «Вы знаете, - понизив голос, как бы доверяя мне тайну, произнесла моя неожиданная знакомая, - на новый год мне подарили церковный календарь, в нем была неизвестная мне старинная икона Божией Матери, которая мне очень не понравилась. Ну, - думаю, - изобразят же! - И отметила в ней уйму недостатков. И вдруг, можете себе представить, в эту же ночь, снится мне - Сама Царица Небесная! И именно в таких одеждах, как в журнале, - точно такая. Это Она мне, грешной, хотела сказать: «Не твое дело разбирать, как Мои иконы написаны. Кто ты такая, чтобы судить?!» Когда после паузы она продолжала рассказ, в ее голосе послышался страх: «Матерь Божия сказала мне: «Мария, Я ведь пришла тебя предупредить: Опомнись! Ты за всю жизнь никому, кроме собственных детей, - ничего доброго не сделала. Время приближается... Одумайся, пока не поздно. Будут ли Мне нужны твои приношения в Церковь, если ты ни одного человека подле себя - не пожалела?» И исчезла. Проснулась, а

—169 —

меня просто трясет. И всю-то жизнь я свою просмотрела. И действительно, только о покойном муже и о детях - все были мысли и заботы. Но нет, - вдруг с торжеством сказала она, чем меня очень поразила, - я вспомнила! Два года назад я соседке с четвертого этажа макароны покупала. И вот теперь -вас угощаю». От этих слов мне стало не по себе - никогда я не видела, Господи помилуй, подобных верующих. Так естественно на каждом шагу что-то делать для других людей...»

Только не осуждай, - сказала матушка, - это тебе подарок от Господа - для вразумления. Прими к сведению». Она помолчала: «Видишь, Бог не ценит, когда человек всю душу отдает только своим близким по крови. Ведь как у нас: закармливают детей сластями, одевают, как кукол, чрезмерно о них заботятся и переживают, как говорится, сходят с ума. Это ведь продолжение нашей эгоистической, тщеславной любви - к самим себе. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, -недостоин Меня (Мф. 10, 37), - сказал Господь. И кошка своих котят кормит и греет - исполняя закон природы. Заповеди Господни - это законы Духа. Любить только себя-такой заповеди нам Бог не оставил. Он сказал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим... и ближнего своего - как самого себя (Мф. 22, 37). Господи, даруй святую благодать - исполнять Твои заповеди: ...не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2,13). Вот, дорогая моя, как важна для Матери Божией - наша жалость к ближнему. Это ведь, страшно сказать, сущность Самого Бога. Ради жалости к нам, непотребным, - Христос пожертвовал всем - сделал для нас то, что - постичь невозможно. Он оставил для всех - одно условие спасения: Возлюби Меня и другого человека, - как Я возлюбил - каждого из вас.

Это Закон Вечности. Он золотом запечатлен в заповедях Блаженства. Они сияют над Вратами Царства Небесного. Фросенька сама, стоя перед этими вратами, - Заповеди Бла-

—170

женства читала... Как велика и блаженна награда тех, кто всем сердцем послужит Богу и людям. А ведь это самое естественное и простое, и радостное - делать что-нибудь - из Любви. Как один святой сказал: Возлюби Бога всем сердцем - и делай, что хочешь.

О ПРЕДАННОСТИ БОГУ

Как-то я сказала матушке: «Не понимаю, как это можно считать себя хуже животных*. Матушка ответила: «А ты посмотри на собаку, как она смотрит хозяину в глаза, - говорит матушка. - Как она рада и благодарна ему, едва хвост себе не оторвет, - всем существом выражает свою преданность... А каковы мы перед своим Господом?!*

СХИАРХИМАНАРИТ ВИТАЛИЙ*

Когда матушка жила у нас, она нередко благословляла кропить комнаты крещенской водой и кадить ладаном. Мы читали с ней особую молитву Архангелу Михаилу на ограждение дома от врагов видимых и невидимых. Матушка говорила, что нужно заботиться о духовной чистоте своего жилища. Недавно ко мне пришла замечательная молитва схиархи-мандрита Виталия (Сидоренко; 1928 - 1992) на благословение дома.

«Молитва батюшки из ада вырвет!» - такова была вера его духовных детей. И он вымаливал человека, какого бы подвига ему это ни стоило. Даже зная волю Божию о человеке, он имел дерзновение умолять Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного...

Сия молитва читалась по несколько раз в день во время бомбежек, осаждений, обысков... Дом не пострадал, хотя в округе все было сожжено, разбито, взорвано...

* Желаю всем христианам прочесть книгу о замечательном старце: О жизни схиархимандрита Виталия. Новоспасский монастырь. М., 2004.

— 171 —

Date: 2015-08-24; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию