Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Испания





 

К этой именно стране сводится прежде всего средневековая деятельность евреев, пришедших сюда с финикиянами ещё за тысячу лет до Р.Х. Разгром Иерусалима Титом и рассеяние иудаизма Адрианом из Палестины во II столетии по Р.Х. наряду с изгнанием евреев из Месопотамии персами в XI столетии, являлись дальнейшими причинами накопления еврейства на Пиринейском полуострове. Чрезвычайно усилившись при остготах, евреи сохраняли властное положение и при вестготах, независимо от того, что эти последние относились к сынам иуды строго, называли их отвратительной сектой, а в своём кодексе (Lex Wisigothorum) запрещали обрезание, равно как празднование “Пурима” и карали не только за покушение на христианскую религию, но и за чтение противохристианских книг. Тем не менее, даже король Сизебут, этот “истинный бич евреев”, как, негодуя, его называет Мордух Грэц, ничего с ними поделать не мог. Равно, безплодными оказались постановления соборов в Иллиберии и Эльвире, воспрещавшие наивным христианам под страхом отлучения от церкви “призывать благочестивых евреев для благословения полей, дабы преподаваемая духовенством благодать не казалась бесплодной”. Поэтому временами, как, например, в царствование королей Рекареда, Хинтиллы, Рецесвинта, Вамбы и Эрвига, принимались в защиту от евреев крайние меры. Так при Хинтилле в 637 году по Р.Х. было на соборе постановлено, что “никто не может воспринять у вестготов верховную власть без торжественной присяги, что никоим образом не будет мирволить евреям и не позволит никому, если он не христианин, свободно проживать в королевстве”. Немного раньше, около 620 года, по совету византийского императора Ираклия, едва справившегося с новым восстанием евреев в Палестине, король Сизебут повелел упорствующих талмудистов выгнать из Испании. Тогда, по обычаю, масса их притворно крестилась, остальные же евреи разбежавшись кто куда: в Африку, на остров Корсику, в Галлию… А когда наследник Сизебута Свентилла (621—631 гг.) отменил его узаконения, то уже ближайший его преемник Рецесвинт на соборе в Толедо, который являлся и парламентом, был вынужден провозгласить следующее: “Я оплакиваю образ жизни и поведение евреев, ибо узнал, что земля моего отечества тяжко осквернена ими. Всемогущий уничтожил еретиков в этом государстве, остался только один этот жалкий позор церкви, но и он будет смыт вашим благочестием или сокрушён королевской строгостью. Многие из евреев удерживают прежнее неверие, другие же, хотя и очищенные баней крещения, до такой степени погрязли в заблуждениях, что пятнают церковь ужаснее, чем некрещёные. Заклинаю вас, без всякого пристрастия и невзирая ни на кого, постановить угодное Богу и полезное для веры решение против евреев”. В частности, стараясь поднять унижаемое еврейскими махинациями правосудие и оградить свой народ от ябеднического коварства иудеев, Рецесвинт издал указ: “клятвам их не верить и в свидетели не допускать”.

“Однако, — рассказывает Грэц, — все эти мероприятия не достигли цели. Тайные евреи или, как их называли, иудействующие христиане (марраны) не искореняли иудаизма в сердцах своих, а наоборот, являлись тем преданнее, чем большая предстояла опасность. Испанские евреи научились, несмотря на угрозы смертью, хранить верность своей религии и утомлять тысячеглазых врагов. В своих домах они продолжали справлять иудейские торжества и презирать установленные церковью праздники…” С другой стороны, пренебрегая осуждением на вечные муки в аду и забавляясь над проклятиями собора 656 года, “само духовенство продавало евреям христианских рабов”, язвительно прибавляет Грэц. Этим, впрочем, он по иудейскому методу стремится оправдать единоплеменников своих в виду монополизирования ими не только работорговли, но и фабрикации евнухов сперва для гаремов Востока либо северной Африки, а впоследствии и для мавров Андалузии. Поддерживая наряду с этим непрерывные сношения с Малой Азией, Сирией и Вавилонией, испанские евреи следовали Талмуду неуклонно. Без стеснения торгуя всем, что попадается под руку, они возводили причинение зла христианам в свой основной принцип.

После смерти Рецесвинта марраны вздохнули свободнее. Устав трепетать между самомнением и вероломством, они решились дать волю своей злобе и взбунтовались против короля Вамбы, едва лишь Гильдерих Нимский, граф Септимании, отказал ему в повиновении. Они даже подготовили в Нарбонне избрание в короли Павла, главнокомандующего войсками Вамбы, двинутыми против Гельдериха. Но евреи просчитались. Вамба уничтожил Гильдериха, казнил изменника Павла и разогнал евреев как из Нарбонны, так и из всей готской Галлии. Тогда сыны Израиля обратились к другому занятию: они стали писать и притом на самом распространённом латинском языке возмутительные пасквили на христианство… Преемник Вамбы, Эврит, оказался в необходимости со слезами умолять вновь созванный в Толедо собор “очистить страну от еврейской язвы и от проказы вырождения”. Царствовавший же за ним предпоследний король вестготов Эгика, разочаровавшись в данных им Израилю милостях, созвал XVII (последний) Толедский собор (в 694 году). Изложив несомненный умысел местных евреев предать по уговору с африканскими евреями Пиринейский полуостров маврам, Эгика раскрыл и доказал пути задуманной сынами Иуды государственной измены и ради спасения отечества потребовал нового изгнания евреев из Испании. Единогласно и с большим энтузиазмом приняли на соборе магнаты и прелаты это предложение короля. Но искушённые опытом, и видя бесплодие двух предшествовавших “изгнаний” при королях Сизе‑буте и Хинтилле, члены собора решили, что перед столь грозной опасностью все евреи безотлагательно обращаются в рабство, а их имущество всецело конфискуется, “дабы нищета лучше заставила их почувствовать, что такое труд”; еврейские же дети по достижении семилетнего возраста должны быть отбираемы и воспитываемы в духе христианства. Презрение и ненависть к учению Христа в связи с гордыней евреев, стремившихся к порабощению иноплеменников, представлялись неизменными устоями Талмуда, а потому вызывали одни и те же результаты. Как, например, удивляться, что, говоря о столкновении Голубой и Зелёной партии цирка в Антиохии при Зеноне Исаврянине, сам же Грэц сообщает такой факт. Зелёные победили и воспользовавшись случаем, умертвили много евреев, бросили трупы в огонь и сожгли синагогу. Получив об этом сведение, император Зенон сказал: “зелёные потому лишь достойны наказания, что с мёртвыми евреями не сожгли и живых!…” Получив из рук Эгики не далее, как в предыдущем году, совершенно неоценимый для той эпохи и в такой стране подарок дворянского достоинства, а вслед за этим став по своим огромным богатствам на одном уровне с благороднейшими семьями королевства, евреи сами вызывали против себя надлежащие меры.


К сожалению, постыдное поведение сына Эгики, Витицы, и безнравственность высших классов народа ускорили осуществление иудейских замыслов. Короли Теодефред и Родриг довершили крушение монархии Атаульфа. В июле 711 года, после сражения при Хересе, свирепые полчища Муссы и Тарика, наведённые в Испанию евреями, разнесли отчаяние и смерть по этой несчастной стране. Завладев городом Кордовой, Гренадой, Севильей или Малагой, арабы оставляли только незначительные гарнизоны, а затем уходили на разбой вперёд, охрану же завоёванного поручали евреям. Можно себе представить, какими господами становились эти вчерашние рабы и какую чашу страданий, унижения и отчаяния приходилось испивать христианам!…

Это звучит ещё и теперь в словах Грэца о взятии арабами вестготской столицы Толедо: “Пока христиане молили Творца о сочинении государства и религии, евреи отворили городские ворота победителю, встретили его радостными кликами и отомстили христианам за все бедствия, претерпенные со времён Реккареда и Сизебута… Таким образом, при благоприятных обстоятельствах, евреи признали главенство мусульман над собой и, подобно вавилонским и персидским сородичам своим, считались сподвижниками победоносных войск Магомета. Этим путём они вступили в великий союз, который всех евреев магометанского мира объединял в одну общину”.


Свидетельствуя ещё раз о сосредоточении и единообразии деяний иудейских, т. е. об исполнении определённого плана, для предначертания которого необходима, разумеется, в среде самого же еврейства правительственная власть, означенные факты не могут быть, однако, рассматриваемы по направлению к означенному правительству с одной лишь “дипломатической” точки зрения. В той или иной форме но по пути всей своей истории сыны Иуды неизменно занимались рабовладением, да и саму монополию торговли невольниками захватывали в свои руки. Так, между прочим, и в союзе с мусульманами евреи за несколько веков вывезли через Евпаторию, Керчь и Феодосию и распродали по берегам Средиземного моря миллионы русских людей, даже из самой Москвы. Нынешняя война Италии в Триполи, главном теперь рынке невольников, знаменательна потому, что грозит пресечь эту излюбленную иудеями профессию. Охотясь за неграми, арабы вырезают их на огромных пространствах чёрного континента лишь для того, чтобы затем тысячи отсортированных невольников направлять к монополистам‑евреям именно в Триполи. Этим, пожалуй, объясняется, в частности, и тот азарт, с которым ожидовелые “младо‑турки” подстрекают “верноподданных” султана на защиту “кагального” патриотизма. А дабы не сомневаться, что для иудейских гешефтов образ правления безразличен, хотя бы и в среде рабовладения, отметим, например, следующие два факта: а) в 945 году при доже Орса‑Партичи‑пацио законом воспрещено было капитанам венецианских кораблей брать к себе на борт, а тем более привозить, хотя бы одного еврея, и б) тирания коноводов синдикализма, в современной Французской республике ещё недавно выразилась в том, что лишённые крова через подъём цен на строительные работы, массы тружеников собирались у Елисейского дворца в Париже, требуя от президента, чтобы он отвёл им квартиры. В общем же виде это явление развилось до почти открытой торговли коноводами рабочих синдикатов жизнью своих “невольников” через учинение стачек и забастовок, оплачиваемых удавами и акулами биржи…

Ясно, что оказывая покровительство евреям, и мавры в Испании не сентиментальничали. В сынах иуды они видели не только заклятых врагов любой страны, куда еврейству удалось проникнуть, но и образцовых шпионов. Надо ли удивляться, что отхватив в первые же 50 лет на земном шаре такой кусок, каким никогда не владел Рим, магометане признавали в этом и некоторую заслугу “избранного народа”, а потому ладили с ним до тех пор, пока в эпоху крестовых походов он не предал и их самих.


Эта “трогательная” дружба не исключала, впрочем, ни взаимной ненависти новоявленных приятелей, ни даже того, что святые коран и талмуд преисполнены злобными проклятиями друг другу. Ядовитые насмешки над Магометом его современника жида Пинхуса ибн Азуры, выводившие “пророка” из всякого терпения, а с другой стороны — отрава, поднесённая тому же Магомету двумя его любовницами, красивыми еврейками Сафией и Цианаб и отзывавшаяся на его здоровье всю его последующую жизнь, сами по себе достаточно мотивируют непочтительный взгляд корана на евреев и вполне оправдывают распоряжение калифа Омара (640 г.) об изгнании всех сынов Иуды, чтобы они не оскверняли арабской почвы…

Изложенным обуславливается такой вывод. Читая историю вестготов в Испании и вдумываясь в анналы столь знаменитых на Западе соборов, как те, что заседали в Толедо, можно с первого взгляда предположить, будто у христиан того времени не было другого дела, кроме охоты на евреев или же, что именно у вестготов антисемитизм являлся какой‑то национальной эпидемией. Между тем, при внимательном анализе предположение подобного рода оказывается не только странным, но и совершенно ложным, особенно, если мы припомним те условия, среди которых проникли, размножались, богатели и возвеличивались семиты в Испании, а с другой стороны, примем к сведению факт, что в период самого страшного натиска карфагенян на Галию, Гельвецию и Рим Ганнибал как раз в Испании установил свой базис операций.

Напрасно, как показал опыт, соборы и короли удаляли евреев либо крестили их. С первым изменением политики сыны Иуды возвращались к испанцам, а выкресты к иудейству. Тем не менее, отсюда не следует, что надо было поступать иначе. Мудрено ли, что посталенные перед дилеммой ожидоветь в качестве еврейских рабов или же отстаивать свою народность, хотя бы ценой неимоверных усилий, вестготы решили действовать по инстинкту самосохранения?!

Прошли века… И вот уже не королевство вестготов, а Российская Империя оказывается перед такой же точно дилеммой. Скрадывая самого себя, например, под маской конституционно‑демократической партии, иудаизм обещает нам свободу и благоденствие, а мы… мы занимаемся антисемитизмом. Евреи над нами смеются, а мы даже не плачем. Но ведь от такого смеха их самих мороз по коже пробирает, ибо не хуже нашего понимают они, что засмеётся хорошо тот, кто будет смеяться последним…

Дальнейшая история еврейства в Испании не менее назидательна, чем и за время вестготов. Мы лишены, однако, возможности проследить за ней. Поэтому ограничиваемся указанием лишь её основных мотивов. Сюда прежде всего относилось расширение области Талмуда сообразно новым требованиям “эпохи разсеяния”. Вторым элементом задачи являлось маскирование кагальных изуверств, возродившихся через арабов философией Аристотеля. Третьей и, быть может, важнейшей заботой была популяризация талмудических учений. Не повторяясь, мы за подробностями возвращаем читателя к отделам настоящего труда о Талмуде и Шулхан‑Арухе. Заметим только, что, если основной тенденцией иудейского правительства являлось сохранение национализма сынов Иуды, иначе говоря, “ограда Закона”, то поименованные направления кагальных мероприятий становились на очередь сами собой, как суррогат и орудие централизующей еврейство силы.

Если далее, осуществляя своё единство, испанские евреи сносились даже с хозарами, то несообразно предполагать, будто они утратили связь с вавилонией. “Там, в исконном отечестве величия евреев, — удостоверяет Грэц, — струился, по всеобщему убеждению Израиля, живоначалъный источник древней иудейской мудрости. Бог благословил основать сурскую и пумбадидтскую академии за двенадцать лет до разрушения храма Навуходоноссором и Сам чудесно сохранил их. Никогда не подвергались они преследованиям Рима и Вавилонии, никогда не видели принуждения и порабощения. Оттуда взойдёт спасение “избранному народу”, а жители этой счастливой земли будут избавлены от скорбей Мессианского времени”.

Параллельно с этим в испанском еврействе незыблемо держалось верование, что его свет и будущность заключаются в Талмуде, и что основатель иудейского величия придёт с Востока. Он станет беспощадным соперником новоявленному богу Магомету; он же посеет и вскормит новые отпрыски “чудодейственного” талмудизма; он, наконец, раскроет, укрепит и на недосягаемую высоту превознесёт “золотой” век кагального могущества…

Так и случилось. Крейсировавшему в Средиземном море мавританскому адмиралу ибн‑Румахису попались у берегов Италии в 948 году “четыре зародыша талмудического плодотворного духа”, как их ласково именует Грэц. Эти “зародыши”, т. е. четыре озверелых талмудиста — Шемариа, Хушиэль, Натан бен‑Исаак Коген и Моисей бен‑Ханох были отправлены сурским иешиботом к богатым евреям других стран за деньгами в виду приближавшейся грозы — персов. Недолго думая, ибн‑Румахис распродал своих “зародышей” в Каир, Каируан, Нарбонну и Кордову. Все четверо… основали иешиботу.

Однако, столь нетерпеливо ожидаемым, действительным “гением” талмудологии оказался лишь один из них — рабби Моисей бен‑Ханох. Он не только заложил основы “величайшей” академии в Кордове, но достиг того, что мудрый калиф Хаким взял его под своё покровительство и чуть ли не сам решил учиться талмуду. Объединяя в своём лице достоинства гаона и экзиларха (эшмалотарка) и прославившись на весь еврейский мир, рабби Моисей умер, благословляемый Израилем в 1015 году. Лучший из его учеников Самуил га‑Леви, унаследовал ему в сановном звании “раба” или верховного раввина, а уже в 1027 году был всенародно провозглашён нагидом, т. е. князем испанских евреев. С него именно, как с туземца, а не пришельца, ведут евреи счисление “святых” раввинов в Испании. Авторитеты в этой области — дон Хозе Родригес де‑Кастро и Эммануил Абоаб ‑разделяют по “рабам” или “раббаним” всю последующую историю испанских евреев на девять эпох, перечислять которые излишне. Отметим разве, что кроме Моисея бен‑Ханоха, основателями еврейско‑испанской культуры почитаюся: андалузский грамматик Бенахем бен‑Са‑рух и творец художественной формы для еврейской поэзии Дунаш ибн лабрат. “Солнцем” же, согревавшим первые талмудические всходы в Испании, был сносившийся с хозарами банкир и министр калифа Абдулл‑Рахмана III Абу Юсуф Хаздаи бен‑Исаак ибн‑Шапрут. Как они, так и другие “раббаны” или “рабы” оставили тысячи сочинений в разъяснение и дополнение “божественного” Талмуда.[137]

В 1492 году последний “князь испанских евреев” Исаак Або аб, гаон, более известный под сокращенным именем Раби, ушел в Португалию, где, впрочем, скоро и умер. Другие прославленные раввины этого времени также рассеялись в разные стороны: раб Иосиф Уриэль и раб Сим Тоб удалились в Африку, где основали иешибот в Феце; раб Иосиф Песко поселился в Константинополе; раб Самуил Серальво — в Каире; раб Иаков де Раб — в Шахете (Палестина) и, наконец, раб Иегуад Абоаб — в Альказарквивире, в Африке же.

“Взор с удовольствием, — повествует Грэц, — переносится от упадка, одеревенелости и внутренней дряхлости восточных евреев на свежие, цветущие общины по Гвадалквивиру и Гвадиане. Силы, полные юношеского огня, развивались по эту и по ту сторону (Гибралтарского) пролива (Andalus и Maghreb) и довели еврейскую культуру до такого блистательного состояния, которого она еще никогда не имела в после‑библейские времена. Благосостояние Кордовской общины дало ей возможность сделать столицу фокусом всех стремлений. В Кордове жило несколько тысяч богатых еврейских семейств, которые могли соперничать с арабами в гордой любви к великолепию. Они одевались в шелк, носили дорогие тюрбаны, владели роскошными экипажами. Они ездили на конях с развивающимися султанами, усвоили рыцарские манеры и величавость, которыми с выгодой отличались от евреев других стран”…

Спрашивается, откуда явилась эта благодать?

Увы, сам Грэц не может скрыть того, что “многие из евреев были своим счастьем обязаны преимущественно работорговле. Покупая рабов и перепродавая их калифам, сыны Израиля непрерывно увеличивали блеск и роскошь, калифы же из этих рабов мало‑по‑малу составили свою лейб‑гвардию”…

Да и не одну “лейб‑гвардию”, конечно…

Так вот он, венец “божественной” премудрости испанских евреев, как ее величает тот же Грэц!…

 







Date: 2015-08-24; view: 296; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию