Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Соломон Рысс
Имя Рысса в последнее время не сходит со столбцов современной печати. Газеты чуть ли не ежедневно сообщают новые подробности о его жизни и деятельности. Соломон Янкелев Рысс, Киевский уроженец, ещё со школьной скамьи стал принимать участие в деятельности революционных организаций. Рысс прошёл все стадии революционного развития. Он был социал‑демократом, затем примкнул к социалистам‑революционерам, а в начале 1906 года перешёл к отделившейся от партии социалистов‑революционеров группе максималистов. Состоя членом организации максималистов, Рысс, совместно с известным “Медведем” (М. И. Соколов), много работал над теоретическим и философским обоснованием идей максимализма. Ему принадлежит ряд статей и сборнике, изданном организацией максималистов под названием “Наш путь”. Будучи по натуре порывистым и страстным, Рысс, естественно, не мог ограничиться исключительно деятельностью литературной, ролью теоретика партии. Он выступил в качестве организатора и руководителя целого ряда экспроприации. В июне 1906 г. в Киеве Соломон Рысс был арестован и попал в Киевскую тюрьму. В виду того, что Рысс был одним из вождей максималистов, последние решили устроить ему побег и с этой целью вошли в сношение со стражей, предлагая ей крупную сумму за содействие побегу. Стража согласилась, но в последний момент жандарм, охранявший камеру, сообщил об этом своему начальнику. Тогда начальник Киевского охранного отделения ротмистр Н. Кулябко, дал знать Рыссу, что ему устроят побег, если он согласится служить, секретным агентом. Получив это предложение Рысс решил использовать его в интересах революции и дал согласие. Приобретя в августе месяце свободу, Рысс немедленно сообщил своим товарищам о данном им обещании служить в охранном отделении, заявил, что хотел бы воспользоваться этим для революционных целей. Товарищи Рысса, руководители организаций максималистов, выразили ему доверие и дали согласие на его службу в политической полиции. Рысс поступил в распоряжение Департамента Полиции и переехал в Петербург. Деятельностью Рысса, как агента‑сотрудника политической полиции, руководил состоявший при департаменте подполковник А. Ерёмин. В Департаменте к Рыссу относились с полным доверием, хотя он существенного ничего не давал, а, наоборот, ложными указаниями старался отвлечь внимание чинов Департамента Полиции от подготавливающегося нападения в Фонарном переулке, что ему и удалось. После разбоя в Фонарном переулке он скрылся из Петербурга, но в апреле месяце 1907 года был арестован в Юзовке Екатеринославской губернии во время подготовки экспроприации одного из Банков. В обвинительном акте по разбиравшемуся в Военно‑Окружном суде С. Петербурга делу об организации максималистов приводились, между прочим, следующие сведения о Рыссе:
“В ночь на 29 апреля 1907 года в посаде Юзовке, Екатеринославской губернии, в квартире мещанина Константина Поля чинами полиции был задержан Соломон Янкелев Рысс, назвавшийся первоначально Петром Романенко, а также минский мещанин Казимир Гарбуз и петербургский ремесленник Николай Фёдоров. По показанию пристава завода Новороссийского общества Аркадия Экка возникло подозрение, что прибывшие лица задумали ограбление одного из местных Банков. Убедившись затем, что паспорт Рысса на имя Романенко, предъявленный им в полиции для прописки, подложен и узнав, что 23 апреля Рысс, Гарбуз и Фёдоров ходили в лес пристреливать свои револьверы, пристав Экк поручил околоточным надзирателям Костенко и Котенка арестовать их. Последние незаметно проникли в квартиру Поля и задержали здесь Рысса, Гарбуза и Фёдорова в то самое время, когда они о чём‑то совещались. Из протокола осмотра отобранных у задержанных бумаг и предметов видно, что у каждого из них оказалось по два заряженных браунинга, а на диване около них лежали три кинжала и финские ножи; в погребе, снятом ими, был обнаружен деревянный ящик ещё с пятью револьверами, 106 патронов, 12 запасных обойм и принадлежности для чистки револьверов. В коридоре квартиры был обнаружен свёрток газетной бумаги, в котором оказалась медная печать с вырезной надписью: “Боевая организация союза с.‑р. максималистов” и пять подложных паспортов. В кармане пиджака Рысса, найдено нижеследующее удостоверение: “Боевая организация с.‑р. максималистов сим свидетельствует, что предъявитель сего уполномочен действовать от лица Б.О. союза. Петербург 1907г. 11—10”, причём в левом верхнем углу на удостоверении был наложен оттиск описанной выше печати. Рысс назвался сначала мещанином Петром Романенко, но затем, обещая быть откровенным в том случае, если пристав Экк примет взятку в 50.000 рублей, которые уплатит за его освобождение организация, назвал своё имя и сам заявил, что принадлежит к организации с.‑р. максималистов. В дальнейшем Рысс рассказал, что участвовал в покушении на жизнь Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, изучая расположение его дачи на Аптекарском острове. Он же принимал участие в ограблении в Фонарном переулке. По словам Рысса он участвовал и организовал ограбление поезда на станции Рогова, близь Варшавы, участвовал в ограблении Банка взаимного кредита в Москве и в Киеве в ограблении артельщика, где был арестован, но из‑под стражи бежал. Далее он сообщил, что принимал горячее участие в восстании матросов в Кронштадте. В Юзовку он прибыл с целью ограбления почтовой конторы или же денег, которые привозятся в контору завода. Револьверы и печать были им получены из главного комитета максималистов в Петербурге”.
На процессе же максималистов было установлено, что за членами этой злодейской организации всё время производилось наблюдение чинами Петербургской и Московской охранных полиций. Однако, вследствие ложных указаний Рысса, Департамент Полиции, неправильно осведомлённый о деятельности данной организации, оттягивал ликвидацию группы максималистов, результатом чего и явилось дело Фонарного переулка. Однако, Рыссу предложено было снова сделаться агентом‑сотрудником Департамента Полиции, но он категорически отказался от этого. В мае месяце 1907 г. Рысс был отвезён в Киев и заключён в “Косой канонир”. Засим в том же месяце дело Рысса разбиралось в Киевском Военно‑Окружном Суде. Обвинение к нему было предъявлено по 279 ст. св. воен. пост. На суде Соломон Рысс держался спокойно. Он говорил свою речь полтора часа, отказавшись от посторонней защиты. Эта речь — грозная филиппика против бывших товарищей, местами переходившая всякие границы. Он назвал себя анархистом. О себе он сказал следующее: “Я доволен тем, что меня судят военным судом… Я достоин петли, потому что по отношению к своим врагам сам не признавал другой тактики, кроме пули и бомбы!…” Военный суд приговорил его к смертной казни без ходатайства о замене. Он был повешен на Лигой горе в Киеве. В партийных кругах Соломон Рысс был известен под кличками “Мортимэр” и “Иван Николаев”.
Date: 2015-08-24; view: 460; Нарушение авторских прав |