Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народничество





Собираясь в кружки и общества, радикальная интеллигенция стремилась найти и новое идейное знамя; таким знаменем на рубеже 60-70-х годов стало народничество. Приверженцы этого учения подчеркивали, что интеллигенция, будучи в долгу перед народом, прежде всего, крестьянством, обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого строя - социализма; его основу видели в крестьянской общине.

Народники резко критиковали капитализм, считая его регрессивным явлением. Вслед за Герценом и Чернышевским народники считали, что Россия перейдет к социализму, минуя "язвы" капитализма — избежав разорения, пролетаризации крестьянства и появления буржуа-эксплуататоров. Народники критически относились к государству как политическому институту, считая его надклассовой силой. На первом плане для народников социальные и экономические вопросы; борьба за политические свободы отходила на второй план.

В 1870-х гг. главным средством достижения социальной справедливости народники считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х годов принято называть революционным народничеством — в отличие от "либерального народничества" 80-х годов, проповедовавшего мирный, просветительный путь преобразований.

Характерной чертой народничества является также преувеличение роли личности в историческом процессе. Народники в своем большинстве разделяли индивидуалистическую теорию "сильной личности", "героев и толпы". С этой теорией, в частности, была связана народническая тактика "индивидуального террора".

Народничество не было уникальным русским явлением: схожие доктрины возникали в Индии, Китае и других странах — там, где многочисленное крестьянство сталкивалось с натиском капитализма.

«Хождение в народ»

В 1874 г. напряжение, нараставшее в радикальной среде, вылилось в массовое движение - "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни пытались, по теории Бакунина, переходя из деревни в деревню, разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг" народу - лечить, просвещать его. Всеми владели почти религиозный энтузиазм, жертвенный порыв, тяга к нравственному самоочищению, желание порвать с "грязной" средой привилегированного общества.

Крестьяне не оправдали интеллигентских надежд - на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовывая всех, кто вызывал хоть малейшее подозрение. Народники попытались взяться за дело основательнее — перешли к "оседлой" пропаганде в деревне, создавая сельскохозяйственные колонии, устраиваясь на работу в земства и волостные управления.

«Земля и воля».

В 1876 г. в Петербурге возник координирующий центр — революционная народническая организация "Земля и воля", которую возглавили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов. Это была самая крупная и сплоченная организация за всю историю народничества. Она имела разветвленную сеть филиалов, программу, свой печатный орган. Главной задачей ''Земля и воля" считала пропаганду и подготовку крестьянской революции.

Организуя работу в деревне, землевольцы поддерживали и рабочее движение, хотя считали его делом второстепенным. Народнических идей в целом придерживались и первые рабочие организации - "Южнороссийский союз рабочих" (руководитель - Е.О. Заславский) и «Северный союз русских рабочих» (руководители - В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин).

К концу 70-х годов выяснилось, что "оседлая" пропаганда оказалась ненамного успешнее "летучей" — как из-за равнодушия даже враждебности крестьян, так и из-за правительственных репрессий. В 1871-1878 гг. прошло свыше тридцати политических процессов, причем наказания подчас бывали не в меру тяжелы.

Революционеры взялись за оружие. В 1878 г. В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего наказать розгами политического заключенного, и была оправдана судом присяжных (которому в виде исключения передали дело), что прозвучало как общественное одобрение террора. Спустя несколько месяцев после процесса над Засулич прямо на улице террорист Кравчинский заколол шефа жандармов Н.В. Мезенцева в отместку за казнь революционера, оказавшего вооруженное сопротивление при аресте. Был убит ряд других сановников и жандармских чинов.


"Народная воля" и «Черный передел»

К концу 1870-х годов в революционном народничестве назрело много расхождений по тактическим вопросам. В 1879 произошел раскол "Земли и воли". "Землю" "взяла" себе группа "Черный передел" во главе с Плехановым и Засулич. Отрицая политическую борьбу, она попыталась продолжить пропаганду в деревне, но была разгромлена правительством. Постепенно в среде лидеров "Черного передела" вырастал интерес к пропаганде среди пролетариата. В 80-е годы они перешли на марксистские позиции.

Вторую часть старого лозунга "взяла" группа "Народнаяволя" (руководители - Желябов, Перовская, Морозов, Тихомиров, Михайлов). Освобождение народа эти деятели решили начать с изменения государственного строя, захвата власти. Считая самодержавие самодовлеющей, стоящей над обществом силой, народовольцы полагали, что убийство царя разрушит всю старую политическую систему. После этого революционеры намеревались передать всю власть Учредительному собранию.

Место идеалистов-романтиков времен "хождения в народ" заняли профессионалы-подпольщики. Они организовали настоящую охоту на царя: в 1879 г., прокопав сорокаметровый тоннель, взорвали мину под царским поездом; в 1880 г. устроили взрыв в Зимнем дворце, убивший и ранивший несколько десятков солдат.

Революционеров было немного - несколько сот на всю Россию, но широкое недовольство в тогдашнем обществе делало их грозной силой.

Власти наносили ответные удары; они стали особенно ощутимы во времена Лорис-Меликова, когда правительство реорганизовало полицию и наладило контакт с умеренными кругами. Однако Софья Перовская, собрав силы гибнущей организации, смогла подготовить последний удар. 1 марта 1881 г. террорист-смертник И.И. Гриневицкий, сам убитый взрывом бомбы, смертельно ранил Александра II. Убийство царя не вызвало, как рассчитывали народовольцы, ни восстаний, ни распада старой политической системы. Напротив, резко усилились правительственная реакция и охранительные настроения в обществе. Началось быстрое внутреннее разложение "Народной воли", прекратившей к середине 80-х годов свое существование.

Убийство Александра II — высший успех народовольцев — стало началом их заката. Народ остался неподвижен, самодержавное государство не рухнуло, а умеренное общество отшатнулось от террористов. Народовольцы теряли веру в прежние идеалы: ярким примером стала эволюция Л.А. Тихомирова — одного из вождей "Народной воли". В эмиграции он отрекся от революции, вернулся в Россию и стал убежденным защитником самодержавия.

Внутренне ослабленное революционное подполье гибло под ударами властей. В 1882 г. полиция завербовала видного народовольца, отставного офицера С.П. Дегаева. Надеясь выйти на первое место в революционных рядах, честолюбивый Дегаев выдал главных деятелей "Народной воли". К 1883 г. от некогда грозной организации остались лишь разрозненные мелкие кружки. Последним отзвуком террора стало "второе 1-е марта", - неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой петербургских студентов с участием А.И. Ульянова (старшего брата Ленина).

Для радикальной интеллигенции наступили тяжелые времена. "В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла", — писал о 80-х годах А.А. Блок. Выход из тупика попытались найти либеральные народники: они предлагали вести крестьянство к социализму на путях мирной, постепенной работы. Лозунгом стали "малые дела"— устройство больниц и школ, защита юридических прав крестьянства, агрономия, экономическая помощь общинам и артелям, в которых народники видели зародыш социализма.

"Маленькое дело — вовсе не синоним маленькой цели, подчеркивали либеральные народники. — Из маленьких дел слагается жизнь миллионов". К либеральному народничеству принадлежали талантливые экономисты В.П. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, виднейший публицист, социолог, литературный критик Н.К. Михайловский. Печатными органами этого направление были газета "Неделя", журналы "Отечественные записки", "Русская мысль", "Русское богатство". Теорию "малых дел" разделяло в годы большинство идейных земских служащих — бескорыстных тружеников русской провинции.

У Михайловского и других идеологов либерального народничества было немало последователей. Однако пора расцвета народничества в России осталась позади: ему на смену шли из Европы новые радикальные теории.







Date: 2015-08-24; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию