Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Революционно-демократическое движение 1860-х гг
11. 2. 1. Идеология «шестидесятников» На левом фланге выделилась радикальная революционно-демократическая (революционно-социалистическая) группировка. Вождем стал Н.Г. Чернышевский (1828-1889) — ведущий публицист журнала "Современник". Сторонник социализма и демократии, Чернышевский возмущался эгоизмом помещиков в крестьянском вопросе, компромиссными проектами правительства, стоял за максимальные наделы для крестьян при минимальном выкупе; он полагал, что царь заодно с дворянами, а бюрократия способна решать общественные проблемы. Стремление к решительным переменам во имя народа разделял с Чернышевским его соратник по "Современнику" Н.А. Добролюбов (1836-1861). Сложную позицию занимал А.И. Герцен, вместе с Н.П. Огаревым издававший в Лондоне альманах "Полярная звезда", газету "Колокол", сборники "Голоса из России". Социалист и демократ Герцен упорно боролся против крепостничества, обличал охранителей в правительстве. Но широким общественным переменам, полагал Герцен, должно предшествовать становление самостоятельной личности, сознающей свое нравственное достоинство: "Нельзя людей освобождать в наружной степени больше, чем он свободен внутри". Лондонский публицист стремился дать слово всем вольнолюбивым течениям на страницах своих изданий, что обеспечило им огромную популярность в России, упрекал "Современник" за излишнюю прямолинейность. Особое место в русском радикализме занимал Д.И. Писарев ведущий публицист журнала "Русское слово". Молодой радикал стремился устранить все препятствия, стоящие на пути человеческой индивидуальности - бытовые и семейные устои, традиции, религию, авторитеты. Сторонников Писарева называли нигилистами (от латинского nigil — ничего). Вождь нигилизма призывал молодежь "крушить направо и налево": если какое-нибудь учреждение или обычай не выдержат удара, значит их и не стоило сохранять. Писарев отвергал искусство, философию во имя естественных наук, приносящих конкретную пользу. Он считал, что в основе человеческих отношений должны лежать не отвлеченные идеалы, а соображения взаимной выгоды (разумный эгоизм). Самым ярким художественным воплощением нигилиста - "шестидесятника" стал образ Базарова И.С. Тургенева (роман "Отцы и дети"). Тяжелым для радикальных идеологов 1860-х гг. был вопрос о крестьянской революции. Порой они склонялись к ее признанию (особенно после реформы 1861 г.), но никогда не забывали об издержках восстаний и насильственных переустройств. Типичным проявлением идеологии "шестидесятников" была пропаганда практической социальной деятельности. Проповедь радикализма находила живой отклик в русском обществе, переживавшем пору крутых перемен. Сословные границы разрушались; реформы в сфере образования открыли высшую школу для всех сословий. Складывался особый слой профессионалов умственного труда (интеллигенция), в значительной степени состоявший из разночинцев — выходцев из обедневшего дворянства, духовенства, мещанства, крестьянства. Порвав с прежней средой, интеллигенты-разночинцы освобождались от вековых сословных традиций, рвались к решительной переделке мира, враждебно относясь к устоям старого строя — государству и церкви. Внимание интеллигенции было заострено на общественных переустройствах: этой задаче должны были подчиняться наука, литература, искусство и другие сферы духовной жизни. В общественную жизнь разночинцы привносили горькое чувство озлобленности: ведьим приходилось тяжким трудом добиваться того, что "баре" имели от рождения. Самодержавие усугубляло радикализм интеллигенции, отстраняя ее от политики и широкой общественной деятельности. Главный носитель просвещения, интеллигенция искренне верила, что ей под силу менять пути развития России. Вместе с тем интеллигенты-разночинцы болезненно переживали разрыв с "простым народом", их мучало чувство вины перед ним. Люди умственного труда в Западной Европе никогда не ощущали себя до такой степени единой, обособленной от остального общества группой. Зато в странах Востока и Латинской Америки, проходивших полосу европеизации, возникали и возникают явления, подобные русской интеллигенции. Date: 2015-08-24; view: 648; Нарушение авторских прав |