Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Анализ себестоимости продукции
9.1. Управление себестоимостью: цели, задачи и содержание Необходимость управления затратами следует рассматривать как один из компонентов рыночной экономики, объективно вытекающий из основной идеи рынка – идеи свободной конкуренции. Основная цель анализа затрат на производство и себестоимости продукции – это создание информационной базы для формирования управленческих решений. Управление себестоимостью представляет собой процесс формирования затрат на производство и себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, а также процесс определения продажных цен и, следовательно, рентабельности продукции. Элементами системы управления себестоимостью являются: прогнозирование; планирование; нормирование затрат; учет фактических затрат и калькулирование себестоимости продукции; анализ и контроль затрат; регулирование (принятие управленческих решений). Цели управления себестоимостью: выявление возможной экономии всех видов затрат, определение резервов снижения себестоимости конкретных изделий для повышения их конкурентоспособности на рынках сбыта. В условиях жесткой конкуренции возрастает роль себестоимости как основного фактора образования прибыли. Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: · полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; · затраты на рубль товарной продукции; · себестоимость отдельных видов продукции; · отдельные статьи затрат. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями, так как связаны с технологическими процессами производства продукции. Себестоимость продукции, работ, услуг является качественным показателем, в котором концентрировано отражается эффективность производственной, финансовой и хозяйственной деятельности организации. Правильность формирования себестоимости продукции, работ, услуг имеет три последствия: · бухгалтерское, предполагающее составление бухгалтерской отчетности; · налоговое, связанное с правильным исчислением налоговых обязательств организации; · управленческое, обеспечивающее организации создание объективной информационной базы для оптимального управления издержками. Задачи анализа и управления затратами и себестоимостью: · оценка обоснованности и напряженности сметы по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат; · установление динамики и степени выполнения плана (сметы) по себестоимости; · определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых (сметных); · анализ себестоимости отдельных видов продукции; · выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции; · нормирование затрат (определение оптимального размера затрат, необходимых для производства запланированной к выпуску продукции, выполнения работ, оказания услуг); · обеспечение инвестиционной привлекательности организации с целью диверсификации производства. Для проведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство используются следующие источники информации: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам; бухгалтерская отчетность (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 5 «Приложение к балансу»), материалы пояснительной записки к годовому отчету; статистическая отчетность (форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)предприятия», бизнес-план; сметы затрат, расчеты цен и т.п. В зависимости от задач управления затратами и себестоимостью в планировании (бюджетировании), учете и анализе применяют классификации затрат по разным признакам. Для финансового учета используется классификация затрат по периоду списания их по отношению к продаже: определяют себестоимость проданной продукции за период и расходы за полный период, которые могут не иметь связи с продажей данного периода, а содержатся в остатках незавершенного производства, в товарах, оставшихся на конец периода на складах предприятия. В управленческом учете используются все возможные критерии классификации для принятия управленческих решений, связанных с разными критериями классификации. Так, для калькулирования себестоимости отдельных изделий применяют классификацию расходов на прямые и косвенные, для обоснования безубыточности продаж – на переменные и постоянные. Планирование и учет продукции на предприятиях ведут по элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов. Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банков, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.). Группировка затрат по элементам необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости продукции и установления влияния технического прогресса на структуру затрат. Уменьшение доли заработной платы и увеличение доли амортизации свидетельствуют о повышении технического уровня предприятия, росте производительности руда. Группировка затрат по статьям калькуляции (по назначению) указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов товаров, установление центра сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения. Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисление на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы. Различают также прямые и косвенные затраты. Прямые затраты связаны с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и др.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные затраты связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др. В рыночной экономике издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и др. Неявные (имплицитные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящиеся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду. В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные, что имеет немаловажное значение при анализе себестоимости продукции. Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно выделить также индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом. Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции. В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшения выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень сложное. Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зарубежной практике рассматривается как одно из направление распределения доходов. Переменные и постоянные затраты применяются для маржинального анализа, на основе определения маржинального дохода, безубыточного объема продаж, зоны безопасности и суммы прибыли по отчетным данным, которые позволят прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
Date: 2015-08-24; view: 625; Нарушение авторских прав |