Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средневековая экуменическая трансцивилизационная система и роль в ней Великого Шелкового пути
Рассмотрев средневековый Западноазиатско-Североафриканско-Европей-ский Христианско-Мусульманский мир как трансцивилизационную макросистему, определим его взаимоотношения с двумя другими равномасштабными ему цивилизационными мирами — Индийско-Южноазиатским и Китайско-Дальневосточным, равно как и двух последних между собой. Как известно, основной осью трансъевразийских коммуникаций того времени выступал Великий Шелковый путь с его многочисленными ответвлениями. Однако параллельно с йим действовала и система морских коммуникаций вдоль всей протяженности африканского и азиатского побережий Индийского и Тихого океанов — от Занзибара и египетских портов на Красном море до Кореи и Японии. Следует отметить, что во взаимодействии с цивилизационными мирами Южной и Восточной Азии, как преимущественно и с номадами пустынно-степных просторов Евразии, и в древности, и в средние века ведущую роль играл именно восточный, сперва ирано-зороастрийский, затем мусульманский блок Западноазиатско-Североафриканско-Европейского трансци-вилизационного мира. Средиземноморье и Европа выходили на контакты с Индией и Китаем через Передний и Средний Восток. Неидентичными в этом отношении были и позиции Восточнохристианского и Западнохристианского миров. Первый находился в гораздо более сильной связи с трансазиатскими линиями товарообмена, причем это относится не только к Византии (по крайней мере, до Четвертого крестового похода), не говоря уже о христианском Закавказье и несторианах Центральной Азии, но и к Руси —и до, и после татаро-монгольского нашествия, в сущности до начала XVI в. Вплоть до XIII в. Западнохристианский мир в своих прямых и непосредственных контактах на выходил за рамки Средиземноморья, Причерноморья и Восточной Европы, тогда как, к примеру, геополитические интересы Византии времен Юстиниана I простирались до Африканского Рога, Индии и Центральной Азии, торговые связи иудеев-радонитов покрывали Старый Свет от Испании до Китая, а Киевская Русь уже в IX в. выходила со своими товарами на рынки Константинополя и Багдада. Средневековая трансъевразийская система коммуникаций, известная как Великий Шелковый путь, начала складываться задолго до рубежа эр, причем как со стороны Передней Азии в восточном и северном направлениях, так и с восточной стороны — от Китая к предгорьям Саян, Алтая, Тянь-Шаня и Памира. Затем, на рубеже эр, произошла состыковка прокладываемых из двух названных центров маршрутов, по которым контакты народов Западной, Южной и Восточной Азии, перекрещиваясь в пределах Средней Азии, происходили сперва спорадически, а к концу эпохи древности уже и регулярно. С этого времени Средняя Азия начинает играть роль фокусной точки евразийских межцивилизационных контактов, при этом поддерживая интенсивные связи и с народами Великой Степи. Уже в первой половине III тыс. до н. э., как о том уже шла речь, караванные маршруты прочно связывали Месопотамию и Элам с долиной Инда и предгорьями Памира, откуда в страны Ближнего Востока в больших количествах поступал бадахшанский лазурит и прочие самоцветы, а также, по всей видимости, и олово. Один из торговых путей связывал, как отмечает Т.Ш. Ширинов, месторождения Бадахшана через предгорья Иранского плато с древними горо- Межцивилизационные связи средневековья ______________________________________ 525 дами Двуречья •— Уром, Уруком, Кишем, Лагашем и пр., а другой вел в долину Инда, к таким ее центрам, как Хараппа и Мохенджо-Даро. При этом уже в эпоху бронзы территория будущей Бактрии, где в середине II тыс. до н. э. складывается раннецивилизационный комплекс Сапалли — Джаркутана, поддерживает интенсивные контакты и с более северными территориями, занятыми первобытными племенами. Один из ведших на север маршрутов связывал Бадахшан через бассейн Зарафшана (будущий Согд) с Приаральем (в пределах будущего Хорезма), а через него, как предполагают, с областями Центрального Казахстана и предгорьями Урала, тогда как второй выходил на Фергану и Ташкентский оазис (древний Чач), откуда поддерживались контакты на пространствах от Урала (через Казахские степи) до Верхнего Хуанхэ (через оазисы и полупустыни Восточного Туркестана — Синьцзян-Уйгурии). Важную роль посредников в этом товарообмене выполняли пастушеские племена бронзового века, особенно с появлением собственно кочевого скотоводства во второй половине II тыс. до н. э. С одной стороны, устремившиеся со стороны Нижнего Поволжья, Степного Приуралья и Северного Казахстана в Среднюю и Центральную Азию скотоводческие арийские (индо-иранские) племена не теряли связи с областями своего первоначального расселения, особенно такими богатыми металлами, как Южный Урал, а с другой — установившиеся к концу названного тысячелетия сезонные перекочевки в меридиональном направлении определяли роль номадов данного региона в товарообмене областей Средней Азии и Южной Сибири до Урала и Алтая. Аналогичным образом от Китайского центра опережающего развития тянулись нити товарообмена в сторону северной половины Азии, в секторе от Алтая до Дальневосточного Приморья. Так, уже в бронзовом веке параллельно с "лазуритовым" функционировал и "нефритовый" путь, который через Монгольские степи связывал долину Хуанхэ с месторождениями этого столь любимого китайцами камня в Прибайкалье и Восточных Саянах. Отсюда на юг, как и из областей Западной Сибири и Урала, в обмен на ткани и прочие товары цивилизованных народов в больших количествах поступали также меха. С учетом тесных контактов как древних китайцев (этноса "хуася") с номадами пространств Монголии и Восточного Туркестана, так и последних (юэчжей, усу-ней, объединивших их всех под своей властью со временем сюнну-хуннов) между собой, можно говорить о сложении к началу правления династии Хань единой в пределах Восточной и Центральной Азии, замыкающейся на Северном Китае системы коммуникаций, доходящих до Амура, Байкала, Саян, Минусинской котловины, Алтая, Тянь-Шаня, Памира и Тибета. А поскольку уже в Ахеменидское время, не говоря уже об эпохе раннего эллинизма, были налажены прямые связи между Восточным Средиземноморьем, Средней Азией и Северо-Западной Индией, смыкание Западно-Среднеазиатской и Восточно-Центральноазиатской коммуникационных систем через разделяющие Алтай, Тянь-Шань и Памир долины становилось вопросом времени. Соединение этих трасс облегчалось еще и тем, что местные кочевники знали удобные для перемещения маршруты и пользовались ими в течение многих столетий. Смычка восточноазиатских и западноазиатских трасс произошла во II в. до н. э. в Фергане и севернее Тянь-Шаня, в Таласской долине, через которые китайская империя Хань установила прямые политические, торговые и культурные526 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья связи с государствами Средней Азии. С этого момента, особенно с рубежа эр, можно говорить о появлении Великого Шелкового пути в собственном смысле слова как регулярно действующей, упорядоченной на межгосударственном уровне системе трансазиатских коммуникаций, хотя нерегулярные связи по его трассам имели место и в куда более отдаленные времена. Установление с конца II в. до н. э. международной трансматериковой торговой магистрали завершило объединение древних цивилизаций Старого Света в некую макросистему с неустойчивыми, но весьма продуктивными инфраструктурными связями. Оно завершило происходившее уже в середине I тыс. до н. э. формирование упорядоченной системы торговых маршрутов из западных областей державы Ахеменидов в Индию и Среднюю Азию, с одной стороны, и освоение Ханьской империей открытого ею "Западного края" — с другой. Вдоль трасс, разветвлявшихся и в меридианальном направлении, развивались городские поселения, становившиеся экономическими, культурными, а часто и политическими центрами соответствующих районов Внутренней Азии. Начавшая развиваться трансевразийская караванная торговля была ориентирована на сравнительно ограниченную сферу запросов элитарной части населения сложившихся к рубежу эр цивилизаций Старого Света. Следует иметь в виду, что товары, двигавшиеся по Великому Шелковому пути, не затрагивали основы производительных сил, в их число не входили ни металлы (кроме, понятно, благородных), ни строительный лес, ни поделочный камень, не говоря уже об основных продуктах питания. Но высокая стоимость перевозимых шелков, парчи, пряностей и пр., оправдывавшая путешествия "за тридевять земель", оказывала интенсифицирующее влияние на всю систему товарно-денежных, как и всех прочих, отношений Старого Света. Важным рубежом в развитии и стабилизации системы Великого Шелкового пути становятся первые два века н.э. Тогда, по словам Б.Я. Ставиского, впервые в истории возникла макрополитическая система, охватившая почти всю цивилизованную полосу Старого Света — "квартет четырех империй древности": Римской, Парфянской, Кушанской (большая часть Средней Азии, Афганистана и Индостана) и Китайской. Эти империи вступили в сложные политические, экономические и культурные взаимоотношения, что прямо сказалось на трансконтинентальной системе коммуникаций. По этим путям осуществлялись далекие поездки людей из самых разных стран с дипломатическими, религиозными, научными и особенно торговыми целями, производился обмен товарами и достижениями в сферах духовной культуры, искусства, техники и пр. Показателем широты международных связей той эпохи могут служить находки китайских шелков, зеркал, лаковых изделий во многих пунктах Средний Азии и Ближнего Востока, китайская надпись, процарапанная на каменном надгробии в Крыму, равно как и сведения об индийских, бактрийских и скифских купцах в римской Александрии и о разорительной для Рима (ввиду оттока звонкой монеты) торговле с Востоком, находки денариев и изделий римских мастеров (не говоря уже о Центральной и Восточной Европе) в Средней Азии, Афганистане, Пакистане, Индии, Синьцзяне. Монета кушанского царя Канишки найдена в Киеве, а римский авантюрист во времена Марка Аврелия побывал при китайском дворе. Выразительными символами таких контактов в их узловом, Среднеазиатско-Афганском регионе служат, например, монеты кушанских государей, с изображениями не только местных и иранских, но и индийских, и эллинистических (вклю- Межцивилизационные связи средневековья _______________________________________ 527 чая египетского Сераписа) божеств, а также сокровищница кушанского царя в Баграме (афганская провинция Каписа севернее Кабула*), где найдены стеклянные изделия из римского Египта или Сирии, гипсовые слепки с изображениями античных божеств, индийская резная кость и китайские лаки. Это можно было бы дополнить фактами подчас удивительного сюжетного и идейно-этического подобия литератур Ближневосточного и Индобуддийского ареалов, проникновения в Китай буддийских, а за ними манихейских и христианских проповедников и многим другим. Однако и сказанного достаточно для того, чтобы составить представление о масштабности межцивилизационных контактов по трассам Великого Шелкового пути в поздней древности и в доисламском раннем средневековье. Особо следует отметить мощный поток религиозно-философских воззрений, транслировавшийся дорогами Великого Шелкового пути. При всем значении зороастризма, манихейства и несторианства, даже индуизма, следует отметить, что в доисламское время наибольшее значение в этом отношении играл буддизм во всех его махаянистских и хинаянистских проявлениях. В начале I тыс. он прочно укоренился в Средней Азии, продвигаясь оттуда торговыми трассами в пределы Парфянского государства, но с особенной силой на восток — в Синь-цзян и оттуда далее к Китаю. При этом примечательно, что, несмотря на конфессиональные различия, вдоль магистралей Великого Шелкового пути в это время, от Передней до Восточной Азии, вырабатываются даже общие планировочные черты храмовой архитектуры: целла со святилищем и обходным коридором вокруг, воспринимаемые и такими поначалу чуждыми этой схеме конфессиями, как зороастризм и буддизм в пределах Средней и Центральной Азии. Узловое положение народов и государств Средней Азии на перекрестке межцивилизационных связей, при активной трансконтинентальной торговой и колонизационной деятельности ее обитателей, особенно согдийцев, между границами Сасанидского Ирана и Китая, вызывает особый интерес к этому региону, ставшему ныне ареной борьбы за утверждение мирового господства США и сыгравшему выдающуюся, еще не вполне раскрытую и оцененную роль во всемирной истории. Именно здесь находилась фокусная точка всей системы трансъевразийских коммуникаций поздней древности и раннего средневековья. В XXI в. данный регион в этом смысле восстанавливает свое традиционное значение в мире., Специфика развития народов Средней Азии, особенно стоявшего в авангарде этого процесса городского населения, в древности и средние века определялась тем, что данный регион оказался в зоне перекрестного воздействия трех мощнейших цивилизационных центров — Передней Азии и стоящего за ней антично-христианского Средиземноморья, Индии и Китая. При этом Средняя Азия занимала не только центральное место в рамках сплошной зоны цивилизаций между Атлантическим, Индийским и Тихим океанами, но и маргинальную позицию по отношению к кочевому миру Евразийских степей, выполняя функцию фокуса транскультурных контактов Старого Света. ' Захват расположенной здесь военной базы, позволяющей контролировать воздушное пространство всей Центральной Азии, и является одной из главных задач начатой американцами в октябре 2001 г. военной операции в Афганистане В этом не трудно убедиться, прочитав хотя бы работу 3. Бжезинского "Великая шахматная доска (М., 1999). 528 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья Межцивилизационные связи средневековья 529 Ведущие державы на рубеже эр: //// — Римская империя; — Парфянское царство; =: — Кушанское царство/ ^$Х; — Империя Хань Прочие государства Старого Света в первые века н.э.: 1 — Боспорское царство; 2 — Армения; 3 — Картли; 4 — Албания (Кавказская); 5 — Хорезм; 6 — Канпой; 7 — Мероэ; 8 — Аксум; 9 — Химъяритский Йемен; 10 — Чола; 11 — Андхра; 12 — Калинга; 13 — Магадха; 14 — Камеруна; 15 — Проме; 16 — Пегу; 17 — Фунань; 18 — Пекге; 19 — Силда; 20 — Ямато. Основные торговые пути: ^Н ^Ш ^Н — морские; І І І І І І — сухопутные и речные; — индийская колонизация; — расселение аустронезийцев. Карта 18. Основные государства и торговые пути I—II вв. Такое уникальное положение делало рассматриваемый регион не только средоточием межцивилизационных коммуникаций и определяемого этим интенсивного обмена товарами и информацией, но и обусловливало его уязвимость, открытость для вторжений с разных сторон — и с запада (Ахемениды, греко-македонцы, Сасаниды, арабы), и с севера (саки и массагеты, юэчжи-кушаны, гунны, тюркские народы), и с востока (отчасти — китайцы, затем кара-китаи, монголы). Это препятствовало появлению в данном регионе долговечных мировых держав типа Римской или Ханьской империй, хотя попытки их создания неоднократно предпринимались (Греко-Бактрийское и Кушанское царства, держава Саманидов, империя Тимура). Арабское завоевание Средней Азии, приведшее к большим людским и материальным потерям, и мусульманско-китайская конфронтация середины VIII в. на некоторое время притормозили развитие межцивилизационного диалога по трассам Великого Шелкового пути. Однако при экономическом и культурном процветании региона в эпоху Саманидов (819—1000), которая, как то следует из работ Н.Н. Негматова, вообще может считаться кульминационным пунктом в истории древнетаджикского этноса, охватывавшего почти весь названный регион до начала тюркской инвазии; такие города, как Самарканд и Бухара, Ходжент и Балх, Термез и Мерв, Герат и Мешхед, вновь становятся ключевыми пунктами трансъевразийских связей, будучи прочно интегрированными в общую систему Мусульманской цивилизации. По сравнению с доисламским периодом в это время изменяется ассортимент товаров, перемещавшихся в процессе торговли Мавераннахра (Среднеазиатского междуречья) с другими странами. Кроме таких традиционных, поступавших из Китая товаров, как шелка, фарфор, лаковые изделия, чай, или с Запада — парча, окрашенные пурпуром ткани, с севера — тюркские рабы или с юга — жемчуг, индийские самоцветы, слоновая кость, все большую роль начинают играть предметы, идущие в личное пользование широких слоев населения и для нужд кустарной промышленности: хлопок, металлы и металлические изделия, ковры и пр., в том числе и во все возрастающем объеме местного среднеазиатского производства. В это время основная трасса Великого Шелко- 530 ___________________________ Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья вого пути проходила от портов Восточного Средиземноморья через Антиохию и Дамаск, Багдад, Хамадан, Нишапур, Мерв, Амуль на Бухару, а оттуда через Самарканд, Чач (Шаш — район Ташкента), Тараз, Баласагун, Суяб и южный берег Иссык-Куля в Монголию и Китай. В это время сильно была развита торговля Мавераннахра и Хорасана с Волжской Булгарией, куда торговый путь вел по Амударье через Хорезм, разветвляясь на Нижнюю Волгу, к Хазарии, и на Среднюю — к Булгару, выходя через них на Русь, с дальнейшим движением через Киев к Кракову, Праге и прирейнским городам, и через Новгород — к Балтийскому морю до стран Скандинавии. Из Средней Азии в Восточную Европу везли рис, сухофрукты, различные, преимущественно хлопчатобумажные и шелковые, ткани, но более всего — чеканившиеся в большом количестве из местного серебра Сасанидами дирхемы, получая взамен меха, кожи, рабов, мед и многое другое. Вдоль этих трасс, особенно при их пересечении с водными магистралями (Волгой, Доном, Север-ским Донцом, Днепром), появлялись своеобразные торгово-ремесленные центры с полиэтничнвш населением, места встречи их постоянных обитателей с приезжавшими купцами и подходившими к этим торжищам кочевниками. Разгром державы Саманидов Караханидами, разделившими ее с Махмудом Газневидским, не сильно осложнил трансъевразийские торговые контакты, при том что последний своими завоеваниями в Северной Индии еще более вовлек Индостан в общеазиатский товарооборот. Создание же ко второй половине XI в. обширной, простиравшейся от Босфора до Памира империи Сельджуки-дов способствовало новому подъему транзитной торговли через Среднюю Азию При Сельджукидах, в XI—XII вв., Хорасан и Мавераннахр снова вели обширную торговлю с Дальним Востоком, Индией, Восточной Европой и Западной Азией, обеспечивая трансъевразийские торговые и культурные связи. В результате крестовых походов уже с рубежа XI—XII вв. при активном участии венецианских и генуэзских купцов устанавливаются прямые торговые связи между Западнохри-стианским миром и Передней и Средней Азией через порты Сирии и Палестины Важную торгово-посредническую роль в товарообмене Ирана, региона Индийского океана со странами Средиземноморья, в том числе и с Западнохристи-анским миром, играет Александрия. Возрастает роль путей, что вели из Средней Азии через Фарс и Керман к Персидскому заливу и Индийскому океану. Багдадские купцы возили по этой трассе китайский шелк, индийские — специи, парфюмерные изделия и ароматические вещества. Через Прикаспийские области и Закавказье поддерживалась торговля с Восточной Европой и Византией. Не менее интенсивно развивались и связи в направлении к Китаю, из которого на запад, до Рима (уже на рубеже эр, при Августе) и Византии, шло громадное количество текстиля, в особенности шелка. Находки на Алтае, в Туве и Монголии свидетельствуют и о тесных контактах Танского Китая с его северными соседями, снабжавшего знать местных каганатов (Тюркского, Уйгурского, Кыргызского) шелковыми тканями и разнообразными дорогими изделиями. Об оживленных торговых связях Китая, Восточного Туркестана и Средней Азии свидетельствуют и многочисленные, относящиеся к XI—XII вв. нумизматические данные. Монгольские завоевания приблизительно на столетие связали почти всю Азию с прилегающей к ней Восточной Европой в единую макрополитическую, уже с третьей четверти XIII в. в сущности полицентрическую систему. Уничтожение множества цветущих городов не могло не сказаться отрицательно на всейМежцивилизационные связи средневековья 531 трансъевразийской системе коммуникаций. Но и несмотря на все эти бедствия движение товаров, людей и идей по трассам Великого Шелкового пути не прекращалось, о чем свидетельствуют поездки в Каракорум западных послов Плано Карпини и Рубрука в середине XIII в., многолетние путешествия венецианских купцов семьи Поло, сперва Николая и Матвея, а затем и прославленного Марко. Примечательно, что во второй половине XIII в., после утраты крестоносцами их позиций в Восточном Средиземноморье и опустошения монголами обширных пространств Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока, торговые магистрали в значительной степени переместились на север, проходя в сторону Монголии и Китая от оказавшихся в руках генуэзцев портов Северного Причерноморья. Примечательно, что в XIV—XV в., вплоть до турецкого завоевания всего Ближнего Востока в начале XVI в., на Среднем Востоке появляется все больше европейцев. Среди них такие личности, оставившие описания своих путешествий, как немецкий купец И. Шильтбергер, испанский посол ко двору Тимура Руи Гонсалес де Клавихо и торговец из Твери Афанасий Никитин. Date: 2015-08-24; view: 484; Нарушение авторских прав |