Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феодальное общество и город средневекового Запада
О высоком уровне развития частнособственнических отношений в Римской империи, в частности в Галлии, известно достаточно. Наряду с крупной земельной собственностью галло-римских аристократов, все более укреплявшихся в своих поместьях в течение III—V вв. в связи с варварскими вторжениями, развалом имперской структуры и общей натурализацией хозяйства, здесь в это время сохранялось и свободное крестьянство, а также свободные ремесленники и торговцы, при широком распространении в сельских районах разнообразных форм личной зависимости. Иными словами, эволюция западноримских провинций, прежде всего Галлии, порождала оптимальные условия для зарождения элементов протофеодаль-ной общественной структуры. Их основы, как о том говорилось выше, явственно прослеживаются еще в кельтское время. Римское завоевание узаконило, ввело в жесткие юридические рамки, но тем самым обеспечило и юридически закрепило переход от традиционных отношений власти-собственности кельтских аристократов к, в сущности, уже частной собственности на землю провинциальной галло-римской (как и иберийско-римской, африканско-римской и пр.) знати. На кельтских территориях, вошедших в состав Римской империи, галло-рим-ский синтез рубежа эр, с одной стороны, привел к активной урбанизации и латинизации (через распространение школьного образования), а с другой — утверждения как крупного, так и среднего или мелкого землевладения на частнособственнической правовой базе. В условиях потрясшего сами устои империи "кризиса третьего века", по мере роста фискального гнета и административного произвола, жизнь в городах начинает понемногу замирать. Возрастает значение крупных сельских поместий. Их хозяева, в общественном положении и образе жизни которых уже не трудно разглядеть прообраз будущих феодальных сеньоров, окружены домашними рабами и различными категориями зависимого (в том числе и добровольно ищущего их покровительства) крестьянского населения, фактически становятся реальными носителями власти в масштабах своих земельных владений. Под опеку влиятельных магнатов переходят целые деревни, а то и небольшие городки. Это несколько затушевывает собственнические отношения как 490 ___________________________ Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья таковые, переплетая их с отношениями личностными, однако в целом никоим образом не отменяет их. Черты будущего феодализма проявляются еще ярче, когда в условиях прогрессирующей агонии Западно-Римской империи, усиливающейся анархии и варварских вторжений виллы магнатов начинают укрепляться, а их хозяева — вооружать зависимых от них людей (колонов, слуг, даже рабов), что повышает общественный статус последних. Все это, совместно с упадком городов, замиранием торговли и почти полной натурализацией хозяйства, способствовало становлению к середине I тыс на территории Галлии и других позднеримских провинций по сути уже феодально-крепостнической, в ее экономическом понимании, системы, дальнейшее эволюционное развитие которой в некоторой степени было нарушено установлением власти германских королей. Однако следует подчеркнуть, что здесь мы не видим еще такого важнейшего элемента собственно феодализма как соединение иерархии землевладения с пирамидой власти, равно как и условного характера землевладения, вассально-сеньоральной лестницы и пр. Было бы сильным упрощением полагать, что утверждавшие свою власть над бывшими римскими провинциями германцы несли с собой "первобытнообщинные отношения". После завоеваний у варваров, как отмечает Ж. Ле Гофф, привязанность к личной собственности была даже более сильной, чем у римлян. Франкская Салическая правда особенно дотошна и сурова в отношении различных форм посягательства на собственность, вплоть до потравы скотом чужой нивы, кошения травы на чужом поле, сбора чужого винограда и пр. И даже при произошедшем в последующие столетия поглощении мелкого свободного крестьянского землевладения крупным, феодальным, на протяжении всей средневековой эпохи сохранялось представление о тяжести хозяйственных правонарушений и преступлений. Создававшиеся вестготами и остготами, франками и вандалами, бургундами и лангобордами варварские королевства накладывали привычные для германцев отношения личной верности-зависимости военных предводителей и их дружинников (которым выделялись в управление отдельные области) на сложившиеся в романоязычных провинциях рухнувшей Римской империи общественные формы, включавшие крупное, связанное с эксплуатацией зависимого населения — колонов — землевладение, а также самоуправляющиеся коммуны деградировавших городов и уже сформировавшуюся, общую для всей Западной Европы, церковную структуру во главе с первосвященником "Вечного города". Новоиспеченные германские короли для укрепления власти вынуждены были считаться с авторитетом церкви (даже когда они сами были арианами) и традициями муниципального самоуправления, привлекать на свою сторону авторитетную местную землевладельческую аристократию и использовать остатки римской администрации. При этом они присваивали себе земли римского императорского фиска с проживавшим там свободным крестьянским населением, становясь верховными землевладельцами в масштабах складывавшихся королевств раннего Средневековья. Это позволяло им раздавать земли в условное держание, с правом использования в личных целях частей местных доходов, родственникам, приближенным и доверенным лицам, которые — как графы — направлялись управлять отдельными областями-графствами. В результате всех этих сложных процессов, при усиливающейся романизации варваров на территории бывших имперских провинций и определеннойЗападнохристианская цивилизация средневековья 491 варваризацией быта потомков местной знати, смешавшихся с пришельцами посредством брачных связей, формировалась более-менее унифицированная социальная структура, в основе которой лежало деление на "могущественных" людей варварского и римского происхождения и "смиренных" в обеих этнических группах. В руках первых сосредоточивались земля и власть, тогда как другие оказывались в зависимости от них. В свое время М. Блок высказал, поддержанную Л. Февром и другими медиевистами идею о разделении истории средневекового Запада на "два феодальных периода" с весьма различными ведущими тональностями. Рубежом между ними французский историк обоснованно считал XI в. С этого времени усиливается новая аристократия, прочно, по праву наследования, удерживающая свои земли и рассматривающая себя в качестве не королевских наместников или чиновников, а полновластных господ, за самим королем признающая лишь права "первого среди равных". В конце XI в. начинается "экономическая революция второго феодального периода", заложившая основания последующего роста Западнохристианского мира. Последний, динамично развиваясь в течение XII—XIII вв., переживает мучительный кризис XIV в. (страшная эпидемия чумы в его середине, разгорающаяся Столетняя война и пр.) и вступает в свою новую фазу — Ренессанса в Италии и того сложного, продолжавшегося до начала XVI в., в сущности до Реформации, времени, которое И. Хейзинга удачно назвал "Осенью Средневековья". Оправившаяся от опустошительных нашествий извне (арабских, норман-ских, венгерских) Западная Европа XI в., сохранившая наполненный энергией осевших варваров латинский индивидуалистически-рационалистически-прак-тицистский потенциал, приступает к активной хозяйственной деятельности. Сперва в авангарде этого преобразования стояли организовывавшие на рациональных началах свои крупные хозяйства монастыри, ожившие с началом клю-нийского движения за обновление церковной жизни. Однако вскоре выработанный в них и освященный авторитетом христианства дух уважительного отношения к физическому труду, к деятельности инженеров, вообще дух изобретательности и предприимчивости постепенно выходит за стены монастырей и проникает в светскую жизнь. Его основным носителем становится городской торгово-ремесленный люд. Рассудочный рационализм схоластики в лице Роджера Бэкона, предвестника будущего британского эмпиризма, обращается — впервые в истории человеческой культуры! — к опытному изучению природы как основы знания, а целью науки провозглашается увеличение власти человека над природой. Поэтому, приводя многочисленные данные об усовершенствовании агротехники, рационализации в иных сферах экономической деятельности, современные исследователи приходят к выводу, что процесс технического развития, который, набирая силу в эпоху Возрождения, определит затем характер европейской цивилизации в Новое время, берет начало в Средние века — со второго, по М. Блоку, периода феодализма: первых трех веков II тыс. Формирование эффективной системы сельского хозяйства к северу от Альп и Луары, связанный с этим рост народонаселения и его колонизационная деятельность в самой Западной Европе и на ее периферии (от плато Испании до болотисто-лесистых низменностей Прибалтики), развитие у знати жажды престижного потребления, стимулировавшее развитие торговых отношений с со- 492 _____________________________ Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья седними цивилизациями, и многое другое — все это способствовало взлету городской экономической жизни, основанной на духе рационализма и прагматизма, связанном с деньгами и расчетом. Это развивало абстрактное мышление с акцептацией внимания на количественных в ущерб качественным категориях, с привязанностью к плоскости эмпирически данного бытия. Оцениваемая абстрактными количественными категориями конкретика деловой жизни становится основой ориентации бюргерского сознания, что подготавливает проанализированную М. Вебером в ее связи со становлением капитализма протестантскую деловую этику накопительства, труда и предпринимательства. Эволюция экономики в этот период повлекла за собой настоящую переоценку социальных ценностей. Если ранее немногочисленные и рассеянные ремесленники и купцы, в отдельных случаях иногда далее игравшие важную роль, как общественные группы не имели никакого значения, то с конца XI в. они консолидируются в пределах коммун и становятся во многих местах важной, а в некоторых регионах — Северная Италия, затем Северная Германия и отчасти Нидерланды с Фландрией —- со временем и ведущей силой. Прежде всего, выдвигается образующее по преимуществу городской патрициат купечество, торговый и связанный с ним ростовщический капитал. В результате, как пишет М. Блок, рожденный в весьма редко сотканном обществе, где торговля мало что значила и деньги были редкостью, европейский феодализм глубоко изменился, когда ячейки человеческой сети уплотнились, а обращение товаров и звонкой монеты стало более интенсивным. Феодальный строй, с анархизмом и своеволием которого безуспешно пытались в Х-—XII вв. справиться папство и императорская власть, с XII—XIII вв. изнутри подрывается (а в Северной Италии вокруг таких процветавших городов, как Венеция, Флоренция или Генуя, и ликвидируется) развитием городов. При этом феодализм в Северной Франции, затем — Англии, а также Пиренейских государствах (где он был развит куда слабее) сверху начинает обуздываться королевской властью. Но если королевская власть в течение XIII—XV вв. формировала каркасы и контуры новоевропейских территориально-государственных структур, в пределах которых зарождались современные нации, то в городах складывались новые типы социально-экономических отношений и соответствующие им формы менталитета, столетиями пользовавшиеся переосмысливаемыми по-своему, но воспринимаемыми из официального христианства идее-образами. Такого рода новое, исходящее не от католической церкви, а часто и сознательно направленное против нее переосмысление христианства, часто с заметными нехристианскими или, по крайней мере, неортодоксально-христианскими инъекциями, неизменно порождало учения, объявлявшиеся папами еретическими. С такими течениями католическая церковь боролась жестоко и беспощадно, как о том свидетельствует история преследований вальденсов и катаров в XII в., разгром и истребление южнофранцузских альбигойцев при параллельном введении инквизиции в начале XIII в., маниакальная охота на ведьм и пр. Базовые принципы Новоевропейской цивилизации, во многом наследовавшей и развивавшей, но в ином категорически отметавшей основания Западнохристи-анского мира феодального периода, вырабатывались и утверждались в течение всей первой половины II тыс. именно в городах, являвшихся по своей природе по отношению к господствовавшему феодализму чужеродными элементами. Как пер-Западнохристианская цивилизация средневековья 493 вым млекопитающим, им удалось выжить и окрепнуть в условиях засилия феодальных динозавров, выработав в себе те качества, бороться с которыми (когда те достаточно развились) господствовавшие ранее силы оказались не в состоянии. Но победили не столько города сами по себе, сколько выработанный в их среде дух индивидуализма, сочетавшийся с высокой способностью к самоорганизации, рационализма и прагматизма, предпринимательства и практического расчета, склонного переводить все стоимости и ценности на денежный эквивалент. Поэтому средневековый город со своими цехами, гильдиями, мелочной регламентацией и пр., как далеко он бы не отстоял от реалий развитого капитализма, можно считать эмбрионом буржуазности, созревавшем в лоне феодально-католического Западнохристианского мира. Специфика и уникальность средневекового города на широком историческом фоне, в его совершенно справедливом противопоставлении типу восточного города и определенном, но вовсе не абсолютизируемом сближении с городом античным (с которым он и был связан тонкой пунктирной линией исторической преемственности), были раскрыты в специально посвященном этой теме исследовании М. Вебера. Немецкий ученый обоснованно подчеркивал, что средневековый западный город был не только экономическим центром торговли и ремесла, политически (обычно) крепостью и часто местонахождением гарнизона, административно судебным округом, но также скрепленным клятвой братством. Как и в древнегреческом полисе, отношения между его полноправными гражданами-собственниками строятся по горизонтали как союзно-договорные, с выборными и отчетными перед гражданами органами власти. Индивид выступает собственником, гражданином и воином, полноценным и свободным (в рамках принятых коммуной и защищающихся церковью норм) контрагентом в принципе любых экономических, общественно-политических или культурных отношений. Налагаемые же коммуной запреты и самоограничения в конечном счете призваны служить интересам если не всех поголовно, то, по крайней мере, основной массы ее членов. И до тех пор, пока в самой бюргерской среде разделение по признаку богатства и бедности не заходило уж очень далеко, эти ограничения не воспринимались враждебно даже наиболее преуспевавшими предпринимателями, понимавшими, что их частный интерес непосредственно связан с процветанием города как целого. Сама коммунально-цеховая система была взорвана изнутри ее обогатившимися членами лишь с созданием централизованных государств преимущественно уже в эпоху абсолютизма, в XVI—XVII вв., когда интересы и права молодой буржуазии берется защищать утверждающееся национальное государство. Поэтому же (хотя, естественно, не только поэтому) капитализм в указанные столетия бурно развивается в Нидерландах, Англии и Франции, тогда как Италия и Германия, не создавшие таких государств, резко отстают. Но основы индивидуальных прав и свобод, в том числе (и в первую очередь) в сфере экономики, предпринимательства, были заложены именно в средневековых западных городах. Таким образом, подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что в условиях противостояния и борьбы основных начал средневекового Западнохристианского мира в первой трети II тыс. в городских коммунах рождается опирающаяся на собственность индивидуальная, юридически оформленная свобода, реализующая свои возможности, в первую очередь, в утилитарно-предпринимательской, рационализированной деятельности. 494 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья К XV—XVI вв. Западная Европа созрела для идеи личной, в том числе и духовной свободы, нашедшей свое выражение в двух разных, стремящихся опереться на, соответственно, античную и раннехристианскую традиции формах. Имеется в виду, с одной стороны, романский, сперва — собственно итальянский, гуманизм, делающий акцент на индивидуальности в ее чувственно-художественном, гедонистическом и эстетическом отношении к миру, и, с другой — немецкая (а затем швейцарская и пр.) Реформация, акцентирующая внимание на активно действующей в материально-практической плоскости индивидуальности в ее конечной связи с трансцендентным первоначалом — Богом. Отсюда — этическая насыщенность протестантского менталитета, сочетающаяся (в отличие от православного или даже католического сознания) с религиозным санкционированием обогащения как основы дальнейшей практической деятельности, направленной в сущности на еще большее обогащение. Это, естественно, вело к накоплению капитала, тогда как возрожденческая психология (вполне в соответствии со столь почитавшейся ею античной ценностной шкалой) смотрела на приобретенные богатства с точки зрения их реализации во внеэкономической сфере: от создания художественных шедевров до бытовой роскоши и утонченных чувственных наслаждени. Во времена Возрождения и особенно Реформации в Западнохристианском мире человеческая личность находит опору в самой себе через утверждение своей конечной укорененности в божественном первоначале бытия. Но если романский мир эту укорененность трактует в ключе пантеистически воспринятого неоплатонизма (с его последним аккордом в натурфилософии Джордано Бруно), что снижает трагизм персональной драмы каждого из живущих, делая малозначимым для повседневной практики трансцендентную деперсонализированную первореальность, то германский мир доводит драму личных взаимоотношений каждого верующего и Бога, не имеющих между собою никаких посредников, до крайнего напряжения, получающего свое предельное выражение в философии С. Кьеркьегора. Глубокое созвучие кьеркьегоровской философии с интуициями Б. Паскаля, как и по духу полупротестантским движением янсенизма в целом, убеждает, что соответствующие умонастроения были характерны и для втянутых в эпицентр становления Новоевропейской цивилизации северных областей роман-ско-католического мира, куда относилась и Северная Франция с Парижем. Индивидуальное "я" мыслится в той мере, в какой за ним (и в связи с ним) стоит непосредственно Бог. Обратной стороной этого выступает уверенность новоевропейской буржуазии в своей "богоизбранности" и превосходстве над всеми прочими людьми, особенно — представителями других цивилизаций. Date: 2015-08-24; view: 433; Нарушение авторских прав |