Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расширение Западнохристианского мира на рубеже I и II тысячелетий
Если первый этап самоорганизации Западнохристианского мира знаменовался романо-германским синтезом, то на втором Западнохристианская цивилизация существенно расширилась в северном и восточном направлениях за счет обращенных в католицизм народов, а также вернула себе свои прежние позиции в отвоеванных у мусульман частях Южной Европы. Однако сперва Западу пришлось самому пережить полосу бедствий, связанных с опустошительными варварскими нашествиями IX—X вв., среди которых наибольшее для последующей истории Европы значение имело появление на исторической арене викингов. Западнохристианская цивилизация средневековья __________________________________ 505 объединялись на условиях личной унии. Утверждение государственности изменило характер экспансии викингов. Со второй половины X в. они все более стремятся к подчинению ранее разграблявшихся ими территорий с целью сбора регулярной дани. Особенно в этом деле преуспевала Дания. С 991 г. Англия была вынуждена платить дань датчанам, и на ее территории увеличивалось число датских поселений. В усиливавшейся борьбе норманы в 1014 г. потерпели поражение в Ирландии, однако в том же году датчане, при помощи норвежцев, овладели Лондоном, а в 1016 г. датский король Кнут Могучий полностью завоевал Англию, где господство датчан продолжалось до 1041 г. А в 1018 г. в состав созданной им державы вошла и Норвегия. Короны Дании и Норвегии потом были вновь соединены — в 1041 г., при Магнусе Оловсоне. Однако воинственный пыл викингов постепенно угасал, и, несмотря на более-менее успешные попытки таких королей, как Магнус Могучий, Магнус Добрый и зять Ярослава Мудрого Харальд Суровый, создать обширную державу Севера в пределах Скандинавии и Британии при теснейших династических связях королевских домов Дании, Норвегии и Швеции, каждое из этих государств в течение XI в. все более обретало собственную структуру и идентичность, начиная приобщаться к социокультурной системе феодально-католической Европы. Естественным и понятным было стремление римских пап и европейских правителей приобщить норманов к христианству, однако глубокий упадок, в каком папство пребывало между серединами IX—XI вв., вплоть до реформы католической церкви, начатой при Льве IX (1049—1054) и успешно продолженной Григорием VII (1073—1085), не позволял эффективно справиться с этой задачей. Поэтому христианизация скандинавских народов осуществлялась медленно и с отступлениями. Первыми из крестившихся королей здесь были: в Дании — Харальд Синезу-бый (950—986), в Норвегии — Олаф Триггвесон (969—1000), в Швеции — Олаф Скотконунг (рубеж X—XI вв.). Однако это мало затрагивало верования основной массы населения и не исключало возврата к древнему язычеству даже представителей королевских домов. Так, в 1060 г. шведский король Стейн, будучи христианином, отказался разрушить древнее языческое капище в Упсале, а в конце XI в. король Свейн ненадолго даже вернулся к кровавым жертвоприношениям. Все же христианство понемногу утверждалось. В Норвегии оно было официально введено Олафом Торбгвасолном (995—1000)', и, несмотря на сильное тому сопротивление, утверждено Олафом Гаральдсоном (1015—1028). В 1000 г. под давлением Норвегии христианство на народном собрании (альтинге) официально было принято и в Исландии. Однако во многом это были поверхностные успехи, и в целом процесс приобщения Скандинавских стран к католицизму завершается лишь в XII в. К этому времени тут начинают возводиться первые большие соборы в романском стиле, такие как в Ставангере (Норвегия) или в Лунде (Швеция). В середине XII в., с усилением шведской экспансии, христианство начинает вводиться и среди финнов, однако преимущественно в прибрежных районах, тогда как во внутренних областях страны язычество преобладало еще несколько веков. Таким образом, можно сказать, что в течение второй половины X—XII вв. в орбиту Западнохристианской цивилизации прочно вошли народы Северной Европы, прежде всего скандинавы, но затем постепенно и финны, и завоеванные датчанами в первой трети XIII в. прибрежные эсты (от о. Эзель до устья 506 _____________________________ Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья р. Нарва). В состав Западнохристианского мира полностью вписались и осевшие в различных частях Западной Европы и принявшие католицизм компактные группы норманов, прежде всего на севере Франции (Нормандия) в X в. и в Южной Италии (Сицилия, Апулия, Калабрия, Неаполь) в середине XI в. Не менее сложно протекал и процесс приобщения к Западнохристианскому миру народов Центральной Европы. Франкское государство входит в непосредственное соприкосновение с отдельными группами славян этого региона уже первой половине VIII в. и в середине его распространяет свое влияние на при-альпийскую славянскую Карантанию (Каринтию). В эпоху Карла Великого, как уже отмечалось, после завоевания саксов границы Франкской державы вышли на Верхнюю и Среднюю Эльбу, по правому берегу которой уже жили поморские и полабские славяне (ободрить:, лютичи, лужицкие сербы), занимавшие территорию бывшей ГДР за исключением Тюрингии. Южнее их сопротивление войскам франков оказали чешские и моравские племена, так что на всем протяжении от границ Дании и устья Эльбы до Дуная в районе Вены протянулся так называемый "Сербский рубеж", за который франки продвинуться не смогли. Иная ситуация складывалась в Восточноальпийско-Среднедунайско-Запад-нобалканском регионе. Здесь в борьбе с аварами уже в середине VIII в. сложился союз славян Каринтии (карантанцев) с зависимыми от франков и уже принявшими христианство баварцами. Тогда же в восточных предгорьях Альп ирландцы основывают первый монастырь, настоятель которого Вертилий становится вторым епископом Зальцбурга в 747 г. От него принимают крещение местные славянские князья, в частности Хотимир, усилиями которого, как и его преемников, в течение второй половины VIII в. предки современных словенцев обращаются в веру по латинскому обряду, признавая верховенство Франкской державы. С этого началось приобщение западных и юго-западных групп славян к Западнохристианскому миру. Сближению среднедунайско-западнобалканских славян с Франкским государством способствовала их совместная борьба с Аварским каганатом, закончившаяся его полным уничтожением в 803 г. Особое значение здесь играли хорваты, крещенные до начала IX в., но в первой трети этого века, по-видимому, отвергшие его вместе с франкским господством. Первым точно известным христианским князем в Хорватии был Мислав (835—845), а при Тиримире (845— 864) в Нине уже было учреждено хорватское епископство. С середины IX до конца X в. Хорватское государство переживает пору расцвета, однако в XI в. в результате династических распрей и экспансии соседних, также западнохристианских государств (Венеции, Венгрии и пр.) оно резко ослабевает. В XII в. под властью Венгрии оказывается подавляющее большинство хорватских земель. Хорватия перестает быть независимым государством на многие столетия — вплоть до недавнего распада СФРЮ. Однако не вся территория Хорватии оказалась под властью венгров. На Далматинском побережье их присутствие практически не ощущалось. В то же время приморское положение далматинских городов, как и романоязычие значительной части их населения, определяли их торговые и культурные связи с Апеннинским полуостровом и особенно Венецией, стремившейся распространить на них свое влияние уже в XI в. С 1133 г. Венеция владела г. Задаром и некоторыми островами, а в 1409 г. под ее власть попала почти вся Далмация (за исключением территории к северу от р. Зарманьи и Дубровника).Западнохристианская цивилизация средневековья В результате этих событий в структуру Западнохристианского мира в последней четверти I тыс. были интегрированы славяне Восточноальпийско-За-паднобалканского региона, предки современных словенцев и хорватов. Восточнее их в это время в пределах Первого Болгарского царства (в состав которого входили области нынешних Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговины) утверждалось христианство греческого обряда, еще более прочно укоренившееся в восточных и центральных районах Балкан в XI—XII вв., когда эти территории непосредственно вошли в состав Византии. В эпоху Карла Великого началось приобщение к Западнохристианской цивилизации и чешских племен, совместно действовавших с франками против Аварского каганата. В 805 г. Карл послал в Чехию большое войско, вынудив местных князей к 807 г. признать верховную власть его империи. Где-то между 817 и 822 гг. так же вынуждены были поступить и мораване. В их землях первые церкви были построены около 800 г., а в 20-е гг. IX в. христианство принял уже местный князь Прибина, сблизившийся с франками. Это вызвало возмущение, благодаря которому к власти пришел Моймир I (830—845), — действительный основатель Велико-моравского государства. При нем в 831 г. произошло крещение мораван. К этому времени чехи, судя по всему, вышли из-под контроля Франкской империи, натиск со стороны которой усилился на их земли после ее раздела по Верденскому договору. Стремясь вывести себя из-под удара, чешские князья в 845 г. прибывают в Регенсбург к Людовику Немецкому и принимают крещение. Однако уже в следующем году Людовик напал на христианскую Моравию, а чехи напали на его войско, возвращавшееся из этого похода. Христианство было на несколько десятилетий оставлено, а борьба с Восточно-Франкским государством продолжалась. В противостоянии западному соседу чешские князья с 855 г. стали опираться на поддержку князя Великой Моравии Ростислава. Великоморавское государство, включавшее во второй половине IX в. обширные территории собственно Моравии, а также Паннонии, Чехии, земли лужицких сербов на Средней Эльбе, Силезии и Южной Польши с Краковом, Словакии и Закарпатья, в упорной борьбе отстояло свою независимость от франков при князе Ростиславе (846—870). Антагонизм с Восточно-Франкским государством стимулировал поиски политической и культурной альтернативы в лице Византии. В 862—863 г. Ростислав, пригласивший Кирилла и М.ефодия для религиозно-просветительской деятельности, заручается обещанием поддержки от Византии в его борьбе с восточнофранкским королем, а также санкции на самостоятельное церковное устройство Моравии. Однако в последующие десятилетия Византия не проявила достаточных усилий для приобщения этого крупнейшего на то время славянского государства к Восточнохристианскому миру. Не получая должной поддержки от Константинополя (где энергичного и широкомыслящего Фотия на патриаршем престоле сменил нерешительный и склонный к уступкам папству Игнатий), просветители славянства должны были идти на сближение с римским духовенством. Медлительность в деле организации моравской церкви со стороны Византии привела к тому, что Ростислав добился учреждения архиепископства от Рима, которое начало действовать в Моравии уже после его смерти — в 873 г. Во главе его встал Мефодий. Правление Святополка (870—894) было ознаменовано как максимальным территориальным расширением Великоморавской державы, так и неуклонной ее 508 _____________________________ Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья интеграцией в систему Западнохристианского мира. Стремясь обеспечить независимость своего государства, князь развивал прямые связи с Римом и при содействии архиепископа Мефодия получил в 880 г. подтверждение самостоятельного положения своей страны под патронатом престола св. Петра в противовес претензиям Восточно-Франкского государства. Сближение с Ватиканом способствовало и христианизации зависимых от Святополка земель, в частности Чехии. Однако в стране все более разгоралось противоборство между славянским и немецким духовенством, устав от которого, князь после смерти Мефодия в 885 г. решил вопрос таким образом, что, в соответствии с волей папы, изгнал из своей державы всех, кто не отрекся от славянской литургии. Однако эта уступка Ватикану ничего не дала, кроме усиления позиций немецкого клира. С упадком папской власти в 80-х гг. IX в. Рим перестал быть важным политическим партнером для Святополка, который после трехлетней войны вынужден был принести присягу личной верности Карлу III Толстому (881—887), признав себя данником и сменившего его на престоле Восточно-Франкского государства Арнульфа (887—899). Таким образом, к концу IX в. Великоморавское государство в целом уже вполне интегрировалось в систему Западнохристианского мира. Однако со смертью Святополка началась стремительная дезинтеграция государства. В 895 г. от него отложилась Чехия, двумя годами позднее — полабские сербы, а в 896 г. в Потисье закрепились пришедшие из Причерноморских степей кочевники мадьяры (венгры), которые оказались новой опустошительной силой в Центральной Европе. В 899—900 гг. Моравия предпринимает решительные шаги в сторону сближения с Римом, но это уже не могло спасти ее, и к 906 г. она как государство погибает под ударами венгров, захвативших Паннонию и области современных Словакии и Закарпатья. Чехи же, принесшие вассальную присягу восточно-франкскому королю Арнульфу еще в 895 г., перед лицом венгерской угрозы все более входили в силовое поле Германии. Более самостоятельную политику по отношению к немцам начал проводить лишь Болеслав I (935—972), противостоявший до 950 г. императору Отгону I (936— 973) и распространивший власть на Силезию, Краковскую землю и Моравию, войдя на востоке в соприкосновение с владениями Киевской Руси. С основанием в 973—975 гг. Пражского епископства процесс христианизации населения Чехии значительно ускоряется, и до конца столетия здесь уж были основаны два мужских и один женский монастыри. В XI в. число монастырей, игравших ведущую роль в распространении западнохристианской культуры, в пределах Чехии и оказавшейся в зависимости от нее Моравии значительно возростает. Через Моравию и Чехию уже в первой половине X в. христианство латинского обряда начинает проникать и на территорию Польши, где с середины этого века ведущую роль играла княжеская династия Пястов с центром в Гнездо. Особенно возвышается она при князе Мешко I (960—992), распространившего власть на междуречье Одера и Вислы и принявшего в 966 г. христианство по западному обряду. При этом ему приходилось считаться с политическими и церковными интересами возникшей при Отгоне I "Священной Римской империи германской нации". Особых политических успехов добился его сын — Болеслав Храбрый (992—1025), присоединивший Краковскую землю и Силезию, а также в то или иное время властвовавший над Поморьем, землями лужичан и полабских сербов, чехов, мораван и словаков, а также над Червенски-ми городами Руси. В 1000 г. он получил санкцию на создание подчиненного Западнохристианская цивилизация средневековья __________________________________ 509 непосредственно Ватикану Гнездовского архиепископства, а в последний год жизни принял королевский титул. Однако уже при его сыне Мешко II (1025—1034) Польша потерпела сокрушительные поражения от Германии, а также вернувших свои земли, ранее захваченные Болеславом, Чехии и Руси. После его смерти вспыхнуло широкое восстание (1034—1038), сопровождавшееся массовым возвращением народа к язычеству. Подавить его удалось лишь при помощи немцев, в результате чего восстановленное в 1039 г. Польское государство было вынуждено признать вассальную зависимость от Германии. Католицизм был восстановлен, и церковная иерархия стала играть существеннейшую роль в общественно-культурной жизни. Таким образом, к середине XI в. в структуру Западнохристианско-го мира окончательно вошла и Польша, чьи восточные рубежи подходили к линии Перемышль — Червень — Холм. Более драматичной оказалась судьба полабско-поморских славян. Освободившись от навязанного им немецкого владычества и оставив христианство на рубеже тысячелетий, они были вновь подчинены Германией лишь в сере-" дине — второй половине XII в. С этого времени здесь уже прочно утвержда-» ется католицизм. На пространствах между Эльбой и Одером, а в значительной мере, и в Померании, происходит постепенная германизация населения. Результатом было его непосредственное включение в систему Западнохрис-тианского мира к рубежу XII—XIII в. В течение X в. к Западнохристианскому миру начинают приобщаться и захватившие Среднедунайскую низменность с обращенными к ней предгорьями Карпат и Трансильванией венгры. Несмотря на некоторую децентрализацию системы власти в первой половине этого столетия, правящему дому Арпа-дов удалось сохранить ведущие позиции и при Гезе (970—997) добиться усиления государственного начала. Уже при нем после некоторых колебаний Арпа-ды решают вопросы о культурно-политической ориентации в пользу Запада, а не Византии. Это доказывается разрешением деятельности католических миссионеров, крещением Гезы и его сына Иштвана по латинскому обряду и явным сближением с Баварией. Подобная политика еще явственнее прослеживается при женатом на баварской принцессе Иштване (997—1038), которому папа даровал королевский титул в 1000 г. и принял его под свое покровительстве. Побелив около 1008 г. князя Айтоня, начавшего внедрять в южной, подвластной ему части Среднеду-найской равнины христианство восточного обряда при помощи приглашенных из Византии миссионеров, Иштван распространяет католическую церковную иерархию на все подчиненные венграм территории. В 1000 г. в Венгрии с центром в Эстергоме возникает отдельная архиепископская кафедра, а за несколько лет до того тут появляются первые монастыри. Однако процесс принятия христианства венграми растянулся почти на столетие. В течение XI в. им не только удалось отстоять политическую независимость от посягательств на нее со стороны Германии, но и подчинить своему преимущественному влиянию Хорватию, королевской короной которой в 1102 г. венчался Кальман I (1095— 1116). Так возникла венгерско-хорватская персональная уния, ориентированная в церковном отношении на Рим. Таким образом, в течение X—XII вв. в пределах Центральной и Северной Европы вокруг романо-германского ядра Западнохристианской цивилизации 510 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья образовался широкий пояс католических государств: Хорватии, Венгрии, Чехии, Польши, Швеции, Дании и Норвегии. Территориально и по численному составу Западный мир вырос примерно на треть. Однако в религиозно-культурном отношении они образовывали его внутреннюю периферию, где слой католической культуры был все еще весьма тонким, а под ним сохранялся столетиями мощный пласт несколько преображенного христианством народного язычества. По всему обширному фронту от Боснии до Литвы Западнохристианский мир вошел в соприкосновение с Восточнохристианским, выиграв у последнего борьбу за Среднее Подунавье. Однако тот удержал в своем поле Сербию, Македонию и Болгарию, на которые также периодически распространялись претензии Ватикана. Несмотря на единичное появление в восточнославянских землях представителей католического духовенства, Киевская Русь прочно оставалась в системе Византийско-Восточнохристианского мира. Влияние западного христианства, ощущавшееся в Закарпатье и Галицком Прикарпатье (особенно после похода Батыя), было едва ли сколько-нибудь заметным даже в Киеве, Полоцке и Новгороде^ не говоря уже о землях восточнее Днепра и Волхова. Впрочем, в годы, предшествующие монголо-татарскому нашествию, немецкие купцы уже имели в Киеве католическую церковь св. Марии. Date: 2015-08-24; view: 382; Нарушение авторских прав |