Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11. Византийское искусство. Византийская живопись





Начало IV в. знаменует конец классической древности и наступления

великой эпохи – торжества христианской Церкви.

Император Константин Великий оставляет Рим – столицу древней языче-

ской культуры и основывает в 330 г. Константинополь – столицу нового христи-

анского государства на берегах Босфора, на месте греческой колонии Византии.

С переносом столицы на Восток некогда единая империя распалась на две

части: Западную с Римом и Восточную с новой столицей во главе.

В IV в. империя неоднократно делилась и снова воссоединялась под еди-

ной властью, но 395 г. считается годом окончательного разделения империи

на восточную и западную части. Этот год и считается началом самостоятель-

ного существования Византийской империи.

После этого разделения Западная империя просуществовала недолго.

В 476 г. она прекратила свое существование под натиском варваров. В пределы

Восточной империи вошли крупные центры эллинской цивилизации – Афины,

Александрия, Антиохия и др.

Географическое положение обеспечивало Византийской империи процве-

тание торговли. Она находилась на стыке между Европой и восточным миром,

на перекрестке всех великих сухопутных и морских путей.

Константинополь был крупнейшим торговым и промышленным центром

восточного средиземноморья. В него стекались люди и товары не только из при-

легающих стран, но из стран Дальнего Востока, Центральной Азии и Индии.

Он был торговым посредником между Европой и Азией.

Город наводняли купцы со всех концов мира, различные мастера, ремес-

ленники, кустари и зодчие.

Все они приносили с собой в Византийскую столицу свои художественные

вкусы, национальные обычаи, технические приемы и образцы собственных

изделий.

Многочисленные художественные традиции древних культур обильно на-

сытили почву, на которой дали богатые всходы благодатные зерна Христова учения.

В Константинополь переносится центр христианской государственности

и новой христианской культуры.

Сложность византийской культуры объясняется населением многочис-

ленных культур народов, вошедших в состав Византии и тех, с кем Византия

имела те или иные отношения.

* * *

Однако невозможно рассматривать византийское искусство как разновид-

ность «греко-римского искусства Востока» и труд византийских художников,

как плод их личного вдохновения или продолжения греко-римского наследия

в сочетании с различными местными стилями. Нельзя рассматривать византий-

ское искусство и как сборное, составное. Византийское искусство впитавшее

и переобразовавшее художественные элементы различных культур, является

самостоятельным, национальным искусством. «Византийская живопись, на-

пример, явилась в результате большого творческого направленного процесса,

переплавившего как в горниле все элементы разновременных, разнохарактер-

ных искусств, представлявших из себя драгоценный материал, почву, благодаря

которой византийское искусство могло подняться на столь большую высоту».

Следует с самого начала усвоить тот факт, что в жизни Византийской

империи очень важное и почетное место занимала Церковь. В Византийскую

эпоху определились и получили форму канона все стороны богословско-

практической жизни Церкви.

В Византии христианское искусство достигает своего наивысшего расцве-

та и необыкновенной полноты. Здесь складывается в определенный художе-

ственный облик, в определенную форму выражения богословских идей и пред-

ставлений, получившую наименование «Византийского искусства».

Это искусство по своему содержанию охватывает всю совокупность ис-

тин, необходимых для христианской жизни и спасения человека.

Громадно значение Византии для христианского мира и, главным образом,

для православия.

Несомненно, что божественный промысел определил для Византии сде-

латься законодательницей в области церковной жизни.

Мы верим, что Божественная благодать сохраняет и оживляет Церковь

и все виды церковной жизни.

Естественно, что в сохранении изобразительного предания Церкви нельзя

усматривать только человеческий элемент. Глава Церкви Господь наш Иисус

Христос сам окормляет и ведет свою Церковь, и все в Церкви оживляется им

и получает в Нем свой смысл и значение.

Византийский период истории Церкви – это время больших и сложных

свершений на благо православия. Достаточно упомянуть Вселенские соборы,

эти величественные проявления соборного самосознания Церкви, чтобы пред-

ставить всю громадность византийского периода для дальнейших судеб Церкви.

В Византии выкристаллизовались и окончательно сложились все формы

церковной жизни, вся полнота церковности.

На основе церковного предания и живой традиции в Византии сформиро-

вались в определенный канон богослужение и искусство.

В борьбе с ересями и человеческими заблуждениями Церковь на соборах

раскрыла свое учение по существу важнейших истин христианства.

Создание догматической системы, труды многочисленных великих

богословов, подвиги основоположников монашества и их преемников, раз-

витие церковной жизни – все это связано с именем громадной Византийской

импе-рии на протяжении более тысячелетнего ее существования (IV–ХV вв.).

Процесс сложения византийского искусства, становление и выработка

византийского стиля – длительное и весьма сложное явление.

IV–V в. представляли в истории так наз. предвизантийский период, но уже

в это время начинается процесс сложения византийской культуры.

Важнейшим и наиболее типичным для всей византийской культуры не-

сомненно был ее церковный характер. Церковность составляла главное содер-

жание всего византийского изобразительного искусства и зодчества.

Византийское искусство было неразрывно связано с Церковью и богослу-

жением.

В Византии порою трудно определить, где начинается священнодействие

и где начинается художественное творчество. Православное богослужение это

символическое действие. Каждое движение священника, каждый возглас или

песнопение преисполнено глубокого смысла и символики.

Искусство Церкви также глубоко символично.

В Византии окончательно сложился иконописный и архитектурный канон.

Изобразительное исскусство перестало быть делом отдельных лиц – художни-

ков, оно стало соборным, церковным и в нем во всей полноте стало выражаться

учение Церкви.

Точное соответствие Священному Писанию и Священному Преданию –

основной признак византийского церковного творчества.

Византийское искусство возникло на основании древнехристианского ис-

кусства, как его прямое продолжение и развитие.

В Византии священные традиции древнехристианского искусства получи-

ли свое блестящее и полное воплощение.

Душой византийской культуры было сохраненное предание Церкви, иду-

щее от дней земного подвига Основателя Церкви.

Искусство древней Церкви было краеугольным камнем великолепного

создания византийского искусства.

Живое предание непосредственно соединило эпоху древнехристианскую

с созданием величественной христианской столицы на берегах Босфора.

Византийский стиль – это стиль православной церкви, это наилучшая

и единственная форма воплощения всей полноты христианства.

Византийское искусство средствами изобразительного искусства и зод-

чества воплотило в зримые образы Священное Писание, Священное Предание,

предание Церкви и церковную историю.

Замечательно, что творчество художников в Византии развивается в гра-

ницах церковно-художественной традиции или изобразительного предания

древней Церкви.

Запечатленное, частично в искусстве катакомб и, возможно, в других,

недошедших до нас, формах, церковное предание было ценнейшим исхо-

дным материалом для дальнейшего развития изобразительного творчества

Церкви.

Накопленный опыт Церкви, развитие богословской мысли, творческие

усилия талантливых мастеров, способствовали становлению и формированию

церковного стиля.

Унаследованное от древних народов, в частности от греков, великолеп-

ное художественное чутье, тонко развитый вкус к действительно прекрасному

и изящному, любовь к богатству материалов и роскоши, воспринятая от Восто-

ка, в сочетании с глубиной содержания, создали совершенно невидимое дото-

ле и неповторимое многогранное искусство восточной православной церкви.

Богоотровенные истины являлись основой византийского искусства. Они

оказали громадное влияние и на формирование самих изобразительных при-

емов.

Архитектурные формы в зодчестве, линия и цвет в изобразительном ис-

кусстве Византии были всегда одухотворены высотой христианского учения.

Они преображены им в совершенно иные, чем в обычном понимании и при-

вычном представлении, образы. Человек и весь мир представляются в визан-

тийском искусстве преображенными. Они вне реальности этого мира, «над»

ним, что дает возможность возноситься религиозной мысли к представлени-

ям и понятиям будущего потустороннего, небесного состояния. Иначе говоря,

дают возможность проникать за завесу земного бытия и созерцать частич-

но, доступное для земного и бренного, сияние божественной славы Царства

Божия.

Развитие церковной жизни, большое творческое напряжение художе-

ственных сил и государственный размах византийского искусства способ-

ствовали необычайному расцвету церковного творчества, которое иногда

и переживало периоды спада, но всегда оставалось живым и необычайно ду-

хоносным. Менялись приемы мастеров, видоизменялась техника, но существо

искусства оставалось тем же, незыблемым и святым.

* * *

Византия, создав свой собственный церковный стиль, создала саму форму

выражения высочайших христианских истин.

Византийское зодчество и все виды византийского изобразительного

искусства являются носителями и выразителями православной церков-

ности.

Византийское церковное искусство во всем его объеме носит дидактичес-

кий, учительный характер. Оно учит вере и жизни христианской и властно зо-

вет к спасению. Главное в нем, его внутреннее глубокое содержание.

Не эстетическое любование, а внутреннее перерождение таит в себе вели-

кое искусство Византии.

Глубокое усвоение церковного духа, живая связь с древнехристианским

искусством, возникшим в дни земной жизни Христа Спасителя и Его апосто-

лов, глубокая духоносность составляют характерные признаки византийского

искусства.

Простота, наглядность и яркость выразительных форм в этом искусстве

близка к евангельской простоте.

Искусство Византии – это Евангелие в красках, это великолепная симфо-

ния православия, богатое многоцветие живой веры.

Из всех видов изобразительного искусства Византии наиболее глубока

своим внутренним содержанием иконопись.

Условный язык внешних форм иконы служит схематичным намеком

на богатство содержания.

Среди икон не может быть иконы без глубокой сущности. Не мыслима

икона, написанная «просто так», ради искусства или абстракции.

Содержание православной иконописи необозримо. Иконы, храмовые

росписи и книжные миниатюры выражают всю полноту вероучения православ-

ной церкви.

Византия создала икону как особый, выдающийся вид церковного искус-

ства. Средствами иконописи византийский мастер передавал все богатство

церковного учения, всю полноту православия.

Богословский характер византийских икон, сочетался с сильным аскети-

ческим и нравоучительным элементами.

Икона – это часть церковной жизни, неотъемлемая и существенная при-

надлежность богослужения и христианской жизни, носительница особой бла-

годати, постоянная соучастница в деле спасения человека.

Святой Василий Великий, как и многие другие Отцы Церкви, высоко це-

нил живопись как средство распространения вероучения и считал силу воз-

действия живописи большей, чем красноречие.

Заслуга Византии в создании церковного искусства поистине громадна.

Именно Византия сохранив и сформировав в строгой системе древнехристи-

анское изобразительное предание, передала его богатство и другим народам,

вместе с Евангелием, богослужением и богословием, как составную и важней-

шую часть православия.

Искусство Византии стало исходной точкой для развития христианской

культуры у различных народов, в том числе и у нас на Руси.

Многие поколения людей черпали из Византии ее духовные сокровища,

и она щедро давала вместе с Евангелием свою великую культуру.

По мере приближения к византийским оригиналам определялась цен-

ность памятника, и хотя каждый народ привнес свое понимание и свою нацио-

нальную трактовку византийского наследия, оно оставалось главным и опреде-

ляющим, ибо оно было и есть священным наравне с Писанием и Преданием

Церкви.

Непреходящее значение византийского искусства объясняется непрехо-

дящим и универсальным значением христианства.

Неизменяемость византийских иконописных форм в самом главном,

в передаче неповрежденного церковного предания, одно из проявлений Божес-

твенного Промысла и содействия благодати.

Лик Христов распространился по всему миру, как и изображения Пребла-

гословенной Матери Христовой, и повсюду он хранит на себе, у разных наро-

дов и в разные эпохи действительные черты Богочеловека. В нем соединяются

догмат и историческая правда, любовь и благоговейное почитание.

Священные изображения в мире несут проповедь Евангелия, они повсюду

являются вестниками Нового Завета.

С ХЕМА ИСТ ОРИИ

ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТ ВА

Свободное и великолепное развитие христианского искусства связано пре-

жде всего с именем святого равноапостольного царя Константина. Основанный

им новый центр империи стал центром замечательного христианского искусства.

313 г. положил начало свободному процветанию всех видов церковного

творчества.

Начало IV в. в истории Церкви знаменует собою наступление совершенно

блестящей эпохи в истории искусства Церкви.

Конец IV в. знаменует начало византинизма.

V–VI в. считаются временем сложения византийского стиля, который

в основном определился в VI в.

На протяжении всей своей дальнейшей истории этот стиль сохранил свои

специфические черты.

Прекратив гонения на церковь, император Константин открыто стано-

вится христианином.

Эпоха св. равноапостольного царя Константина и его преемников IV–

VIII в. – время замечательного подъема всех видов христианского творче-

ства.

Усиленное строительство храмов, богатое их убранство содействовали бы-

строму развитию самых различных форм церковного искусства.

Как из ростков замечательные растения, так из глубокого своим содержа-

нием раннехристианского искусства теперь начинают произрастать обильные

всходы.

Языческое древнее мировоззрение навсегда умерло, культура изжила себя,

весь мир представлял собой к этому времени духовно и физически больного

человека, и обновляющим, целящим, новым, явилось христианство.

Формирование церковной культуры – это длительный и сложный процесс.

Весь период Византии, это время большого и сложного преобразования, пере-

устройства старого и ветхого, процесс сложения самобытного и нового.

Язычество не могло дать вечного, ибо оно было делом человеческим,

в лучшем случае – исканием истины.

Становится очевидным, что дохристианская культура и дохристианское ис-

кусство были временным и несовершенным явлением. Они не имели в своем су-

ществе самого основного и поэтому, отжив свой век, стали достоянием истории.

Потеряв всякое внутреннее содержание, памятники язычества стали пред-

метом изучения и былого и только.

Непреходящее и вечно живое содержание христианского искусства делает

его жизненно важным и бесконечно близким, родным для христиан всех веков

и всех стран.

* * *

Своеобразие византийского искусства объясняется прежде всего его

внутренним содержанием, глубоко церковным характером и его специальной

направленностью. Кроме того, оно впитало в себя древние традиции ранне-

христианского творчества различных народов и многочисленные веяния древ-

них культур.

Отличительной чертой византийского искусства была высокая его оду-

хотворенность. В Византии на смену античному представлению о полной

гармонии душевных и физических сил, о внешней красоте человека приходит

христианское учение о высшей духовной красоте человека.

Византийское искусство ставит материальную сторону изображаемого

на второй план, трактуя его всегда условно. Главное в искусстве Византии пол-

ное соответствие искусства вероучению Церкви.

Ведущую роль в Византийской архитектуре занимает церковное зодчес-

тво, в изобразительном искусстве иконопись, церковная роспись, книжная

миниатюра и все виды прикладного искусства, связанные с жизнью Церкви.

«Мощная высокоразвитая художественная культура Византии сумела

впервые выработать образцовые для Средневековья типы купольных зда-

ний и систему их украшения, создать проникнутую возвышенным духов-

ным содержанием монументальную живопись и миниатюру, выдвинуть

новый тип станковой живописи – иконопись. Удивительно жизнеспособ-

ная, возродившаяся после ряда катастроф культура Византии пронесла

в претворенном виде античное наследие и оказала цивилизующее влияние

на соседние страны, и главным образом на Восточную Европу и Ближний

Восток».

Византийское наследие в области зодчества изобразительного и приклад-

ного искусства в основном подразделяется на следующие виды:

1. Византийский храм (всех типов и видов);

2. Храмовые росписи (мозаики, фрески);

3. Иконы;

4. Книжная миниатюра;

5. Перегородчатые эмали;

6. Рельефы, резьба, резные камни, изделия из слоновой кости и других

материалов;

7. Изделия из металла, стекла, фарфора, глины и т. д.

8. Ткани;

9. Оклады богослужебных книг, богослужебная утварь, оклады на иконы,

облачения, светильники;

10. Медали, монеты, печати.

История Византии охватывает время с IV по ХV в. Всю историю визан-

тийского искусства можно представить в следующей краткой схеме:

1. IV–V вв. – время св. равноапостольного царя Константина и его пре-

емников, зарождение и становление византийского стиля;

2. VI–VII вв.– время первого расцвета при императоре Юстиниане I и его

преемниках;

3. Эпоха иконоборчества (726–842 гг.) – первый упадок искусства;

4. С половины IХ до конца ХII в. – время второго расцвета искусства при

династиях: Македонской – середина IХ – середина ХI в. и Комнинов – середина

ХI в. – 1204 г.;

5. 1204–1261 гг. – вторичный упадок искусства после опустошения Кон-

стантинополя крестоносцами;

6. 1261–1453 гг. – последнее оживление искусства при династии Палео-

логов;

7. Падение Константинополя в 1453 г.

Краткая характеристика основных периодов византийского искусства

IV – V вв. – время зарождения и становления визатийского искусства.

В это время происходит творческое освоение художественных влияний. Идущих

от древних центров языческой цивилизации, и освоение их в свете христианства.

Христианская вера и новое миропонимание в это время входит в сопри-

косновение с художественными традициями прошлого. Живые токи предания

и безыскусные, но исторически и духовно правдивые изображения древнехри-

стианских художников становятся, вместе с устным преданием, главным мате-

риалом в формировании большого церковного искусства.

Эпоха Константина, основание новой столицы, строительство храмов,

в основном – базилик и центрических в Константинополе и других местах им-

перии.

Римское зодчество в начале V в. создает свою особую школу, где создают-

ся памятники архитектуры с тяготением торжественности и парадности.

В искусстве Рима продолжает сказываться сильное античное влияние.

В V в. в Равенне создаются замечательные памятники христианского зод-

чества и изобразительного искусства.

В течение V в. в основном окончательно сложился византийский тип

христианского храма. Он существенно отличался по своему плану и конструк-

ции от древних базилик.

Главное его отличие составляет органическое соединение в одном здании

базиличного и центрического сооружения, увенчанного куполом.

Византийская архитектура окончательно разрешила задачу помещения

купола над квадратным зданием посредством парусов (пандативов).

К середине V в. относится распространение списков с чтимых икон: Эдес-

ского Спаса, Влахернской Божией Матери, Одигитрии и Никопеи.

В VI в. византийское искусство переживает эпоху своего первого высокого

расцвета.

В VI в. разрозненные элементы византинизма впервые сливаются в нечто

целое и органическое. Из огромного наследия разнообразнейших сюжетов ви-

зантийские богословы стали отсеивать необходимые формы.

Необыкновенное развитие христианского искусства связано с именем

императора Юстиниана I.

Юстиниан построил храм св. Софии в Константинополе (532–537 гг.) – за-

мечательный памятник сложившегося византийского стиля.

Св. София была единственным и неповторимым явлением византийской

архитектуры. После св. Софии в Византии уже не было создано более роскош-

ного и величественного здания.

В архитектуре появляются новые типы храмов, гораздо меньших по размеру

и более скромных по своему убранству. Еще при императоре Юстиниане была воз-

двигнута в Константинополе церковь Св. апостолов, впоследствии разрушенная.

Она была крестообразная с пятью куполами на невысоких барабанах. По-

являются многокупольные храмы с девятью, десятью и даже с тринадцатью

куполами. Постепенно барабаны куполов вытягиваются вверх, увеличивается

число апсид.

«Четыре года спустя после смерти Юстиниана в Мекке родился человек,

оказавший огромное влияние на судьбы человеческого рода. В Европе его про-

звали обманщиком, в Азии – величайшим пророком. Он дал арабам новую

религию… его вероучение отняло у христиан лучшую половину их владений,

и в том числе колыбель их религии Палестину, – охватило собой всю Северную

Африку и перешло в Европу. Христианское влияние Африки на Европу было

уничтожено. Калиф Омар захватил Иерусалим».

В эту эпоху получают развитие крестовокупольные храмы, и замечательные

монументальные мозаики.

Большое искусство византийской книжной миниатюры получает свое

развитие также в эту эпоху, когда был осуществлен переход от древнего свитка

к кодексу, т. е. к книге современного типа.

В VII–VIII веках из-за осложнившихся политических условий, когда араба-

ми, лонгобардами и славянами были захвачены значительные области визан-

тийской империи и она потеряла былое могущество, искусство утрачивает

свой размах и богатство.

Наиболее тяжелым периодом для искусства и всей византийской культу-

ры было время иконоборчества (726–842 гг.).

IХ век – середина ХI в. – период правления Македонской династии (867–

1057 гг.). В ходе успешных войн Византия окрепла и возвратила ряд часть

утраченных владений.

В это время выткристаллизовались каноны византийской культуры.

Эпоха Македонской династии является поворотным этапом в развитии

византийского искусства. Именно в эту эпоху происходит тот решающий пере-

лом, логическим следствием которого была выработка классического византий-

ского стиля. После тревожных, бурных времени иконоборчества наступает от-

носительно спокойный период.

Ведущим типом храма окончательно становится крестовокупольное зда-

ние. Чаще купол венчает центр здания. Храмы приобретают более стройные

вытянутые пропорции. Вводится рельефное членение плоскости стен.

В эту эпоху сложилась система расположения храмовых росписей.

Храмовые росписи получили к этому времени свою окончательную форму

и систему размещения на стенах храма.

Не просто произвольное украшение храма, а сжатая четкая формула, воп-

лощающая в себе все богатство богооткровенных истин домостроительства

человеческого спасения, получила замечательную завершенность и строгую

последовательность. Наряду с ведущей константинопольской школой получа-

ют развитие местные школы иконописи.

Иконописный стиль этой эпохи носит черты большой строгости и отвлеченнос-

ти от земных представлений. В иконописи выработались определенные типы икон.

Иконные изображения Христа Спасителя были в Византии главным об-

разом следующие:

1. Нерукотворный образ (св. Убрус);

2. Вседержитель (Пантократор);

3. Дейсус (Христос с предстоящими);

4. Эммануил (Христос-отрок).

Кроме этих основных видов икон Спаситель изображался в иконах празд-

ников, в иконах святых; Спас, окруженный святыми, и в виде Ангела в Ветхо-

заветной Троицы.

Известны такие изображения Христа Спасителя в образе «Царя царей»,

«Великого Архиерея», «Преосвященника».

Особую область изображения Спасителя составляют таинственные и сим-

волические иконы.

Основные типы Богородничных икон были следующие:

1. Одигитрия;

2. Умиление;

3. Оранта.

Эти изображения так же как и иконы Спасителя можно подразделить на

иконы Богородицы в рост и поясные.

Изображения Богоматери на иконах праздников, у Креста (или на самих

крестах) на панагиях, священных сосудах и одеждах.

Деисусные иконы Богородицы составляют неотделимую часть Деисуса,

т. е. трех основных икон – Спаса, Богородицы и Иоанна Предтечи. Кроме того

существовали иконы:

1. Богоматерь в окружении святых;

2. Богоматерь на иконах святых.

Главным видом моленной иконы стали с древности погрудные изображе-

ния священных лиц Нового и Ветхого Заветов и особенно мучеников. Гораздо

позднее появились изображения святых с «деянием» или «житием» праздников

с «бытием». «Праздничными» иконами называются изображения двунадеся-

тых праздников, а также изображения великих праздников. «Аналойными» –

именуются иконы чаще небольшого формата, полагаемые в храме на аналой.

Имеются отличия храмовых икон от помещаемых в домах.

Имелся особый вид икон, поставляемых на воротах, кораблях; существо-

вали иконы специально для путешествий. С эпохи иконоборчества совершенно

исчезает в Византии круглая пластика. Дальнейшее развитие получают рельеф

и резьба, а также книжная миниатюра, художественные ткани и эмали.

Середина ХI – начало ХIII века. С 1057 по 1204 гг. на Византийском пре-

столе сменилось несколько династий. Но дали имя этому периоду Комнины,

правившие большее число лет.

В изобразительном искусстве происходит дальнейшая разработка кано-

низированных Церковью художественных образов.

Это период возвышенного идеального стиля.

Продолжается интенсивная многогранная художественная деятельность.

Мастера в это время уделяют большое внимание более тонкой трактовке духов-

ного содержания образа.

Этот период является классической эпохой византийского искусства.

Именно в это время все те тенденции, которые наметились в позднемаке-

донском искусстве, достигают своего логического завершения. В результате

вырабатывается законченный стиль. К этому времени основные принципы

византинизма настолько укрепились, что они не могли быть потрясены ни

народными влияниями, ни воздействием эллинизма. В искусстве оконча-

тельно утверждается торжественный, возвышенный стиль призванный вы-

разить глубочайшие моменты христианской веры. Этот классический визан-

тийский стиль, бывший продуктом развития столичного искусства, достиг

наибольшего расцвета на константинопольской почве. Со второй половины

ХI в. Константинополю принадлежит совершенно исключительная роль худо-

жественного центра.

Окончательного завершения достигает изобразительный канон церковно-

го искусства.

В произведениях искусства ярко выступает высокое духовное начало, воз-

вышенное богословское раскрытие церковного учения.

В архитектуре этого времени наблюдается развитие уже сложившихся

храмовых зданий, но наблюдается и новая трактовка архитектурного решения.

Изменяется внешний облик храмов и их интерьер.

В начале ХIII в. значительно увеличивается византийское строитель-

ство. Зодчие уделяют большое внимание внешней выразительности храмов.

В это время сложились два основных типа крестово-купольных храмов:

1. Классический тип – свободно стоящие центральные опоры, на которых

с помощью парусов крепится купол, и

2. Укрепленный на тромпах главный купол опирается на торцы стен или

пилястры – храм с куполом на восьми опорах.

Между IХ и началом ХIII в. не было создано новых типов храма. В архи-

тектуре продолжается развитие старых форм. Становятся лишь более строй-

ными пропорции храмов.

В Греции распространяется тип церкви с куполом на тромпах.

Частые случаи перестройки и расширения старых храмов.

Мастера миниатюры в это время достигают высокой изощренности и бо-

гатой красочности в своих работах, помещаемых теперь не только на отдельных

местах, но и на полях, и в самом тексте рукописей.

В 1204 г. Константинополь становится жертвой крестоносцев.

Единая империя распадается на ряд небольших государств. Наибольшее

значение имела из них культура Никейской империи.

ХIII–ХV века. Период с 1261 по 1452 носит наименование палеологовского.

В это время продолжается бережное хранение изобразительной тради-

ции церкви, но наблюдается, особенно в ХIV в., проникновение в искусство

церкви реалистических черт.

Человеческие переживания, наблюдения над природой, интерес к точным

наукам и античному наследию отразился на византийском искусстве.

Черты реализма, передача пространства и движения фигур не нарушили,

однако, основ византийского искусства, которое оставалось строго церковным

как по содержанию, так и по форме.

Большим мастером этой эпохи был мастер Феофан Грек, четыре десятиле-

тия трудившийся на Руси.

В ХV в. византийское искусство теряет свой размах и свое общественно-

государственное значение.

Образы мельчают, иконописцы постепенно переходят к схематизации.

Искусство теряет значительность, свою большую одухотворенность, пафос

и широту.

Архитектура этого периода продолжает развитие крестово-купольного

храма.

Наблюдается стремление зодчих к красочно-декоративной отделке храмов

средствами различных эффектов кирпичной кладки.

При строительстве храмов применяется ордерное решение, вводятся ко-

лонны.

В это время строятся большие монастырские ансамбли.

В 1453 г. Турецкое завоевание положило конец Византийской империи

с его замечательным искусством.

В ХVI–ХVII веках традициям византийской культуры следовала итало-

критская школа иконописи, совмещавшая византийские иконописные тради-

ции с современным итальянским искусством.

Византийское наследие имело большое влияние на культуру Греции, а так-

же на целый ряд христианских стран и в первую очередь на культуру нашей

Родины.

СОФИЯ КОНСТ АНТИНОПОЛЬ СКАЯ

Храм Св. Софии в Константинополе – одно из самых выдающихся хри-

стианских сооружений мира.

Существующая очень большая литература, отражает громадный интерес

к этому замечательному и неповторимому памятнику, где великолепно сочета-

ется внутреннее идейное содержание с прекрасным выражением в совершен-

ных архитектурных формах.

В Св. Софии впервые выражена незнакомая античным строителям компо-

зиция, охватывающих друг друга архитектурных форм и арок. Разумное нача-

ло древней архитектуры превращается как бы в непознаваемое, таинственное

осуществленное в камне чудо.

Св. София воплотила в себе всю полноту византийского церковного стиля.

Этот храм – классический тип византийского зодчества. Великолепная

вершина христианского строительства, поистине Храм с большой буквы.

Св. София обычно именовалась «Великой церковью» Византии, главным,

соборным храмом всей христианской империи.

Гигантский взлет творческой, одушевленной глубокой верой силы, не-

обыкновенное богатство отделки и утвари, глубокая богословская мысль,

выраженная в величавой простоте и духовности, создали всемирную славу

этому единственному в мире храму.

* * *

Создавая новую христианскую столицу империи, св. Константин Великий

в центре города воздвиг храм в честь Софии Премудрости Божией.

330 г. считается временем торжественного освящения храма и новой

столицы.

Св. София, очевидно, была сооружена из дорогих материалов и с большой

любовью. Можно предполагать, что она имела форму базилики.

Сын и преемник равноапостольного Константина Констанций лет через 30

перестроил храм, увеличив его размеры, и соединил его с храмом св. Ирины.

Освящение нового храма последовало в 360 г.

Через 44 года при императоре Аркадии во время возмущения, воздвигну-

того арианами против св. Иоанна Златоуста, храм сгорел.

В 415 г. император Феодосий II (Младший) восстановил св. Софию. Пос-

ле этого храм 117 лет благополучно существовал до 532 г., когда он был окон-

чательно разрушен во время народного восстания, явившегося следствием

давней вражды двух партий цирка, так наз. голубых и зеленых.

В 532 г. через 39 дней после подавления мятежа, император Юстиниан

совершил торжественную закладку нового храма Св. Софии.

По мысли Юстиниана новый храм должен был превосходить своими раз-

мерами и своим великолепием все здания мира.

Император повелел по всей империи собирать различные материалы для

сооружения храма. В Константинополь во множестве были привезены мрамо-

ры, готовые колонны и другие необходимые для строительства материалы.

Дорогие материалы из всех областей империи были принесены как дар

возводимому храму Божественной Премудрости.

Юстиниан не щадил сил и средств на сооружение храма. Император лично

принимал участие в его закладке, сам постоянно наблюдал и за ходом строи-

тельства.

Двум греческим зодчим из Малой Азии – Анфимию Тральскому и Исидо-

ру Милетскому было поручено руководить всеми работами по строительству

храма.

10 000 рабочих возглавлялись 100 мастерами.

Рабочие были разделены на две группы по пять тысяч человек и между

ними было установлено соревнование. Лучшие тут же получали вознагражде-

нии за хороший труд.

Храм сооружался целиком из негорючих материалов.

При его строительстве употреблялись наиболее прочные материалы. Для

создания купола применялись особые облегченные кирпичи.

26 декабря 537 г. состоялось торжество освящения Св. Софии.

Вступив в храм вместе с патриархом Миной, император Юстиниан стре-

мительно прошел вперед и воскликнул знаменитую фразу: «Благословен Бог,

избравший меня для совершения такого дела; Соломон, я победил тебя!».

Храм поражал своими размерами, гигантским куполом и необычайной

роскошью внутренней отделки и утвари.

В своем плане Св. София имеет форму прямоугольника, близкого к ква-

драту, длина его, включая апсиду, составляет 77 м, ширина 69,56 м. Строение

занимает площадь в 7 560 кв. м.

В основу храма положен план трехнефной базилики. Боковые нефы имеют

по два этажа; средний более широкий и высокий перекрыт посредине громад-

ным куполом.

В храме Св. Софии таким образом произошло замечательное соединение

двух типов раннехристианских храмов – базилики и центрического.

Создатели Св. Софии разрешили эту трудную строительную задачу с ге-

ниальной смелостью.

Два типа раннехристианской архитектуры, купольный и продольный,

оказываются здесь слитыми в единое, но многообразное по значению целое.

Купол содержит в себе что-то героическое, имеет космическое значение по-

добия мира и вместе с тем он осеняет здесь место собрания общины, живых

людей.

Гигантский купол был возведен на четырех столбах при помощи пару-

сов. Между столбами переброшены арки, на верхние точки которых опирает-

ся основание купола. Огромное давление купола передается при помощи арок

на боковые стены.

Восточная и западные арки поддерживаются полукуполами. Каждый из

этих двух полукуполов опирается на три арки, за которыми находятся пере-

крытые сводами двухэтажные колоннады, полукруглые в плане.

Апсида храма обращена на восток.

Каркас храма состоит из 12 пилонов или столбов, соединенных между

собой арками и сводами. В храме 107 колонн.

Св. София представляет явление, выдающееся в истории византийской

и вообще средневековой архитектуры. В ее устройстве искусно использова-

ны все творческие достижения греко-римского зодчества. Мы здесь видим

наиболее совершенные конструктивные и художественные формы и техниче-

ские приемы: базиличный план и базиличную конструкцию здания, великолеп-

ные колоннады с арочным антаблементом, изящную орнаментику, крестовые

своды, купольные и полукупольные покрытия, открытые экседры с колоннами,

кирпичную кладку на известковом растворе необычайной крепости, кладку

из крупных каменных блоков, тонкие облегченные стены с большим количес-

твом оконных проемов.

Задача, поставленная перед строителями храма, представляла громад-

ные трудности, так как она вытекала из необыкновенно смелой и новой идеи:

захватить безграничное мировое пространство, озаренное со всех сторон све-

том неба и вместить его в стены храма и через это показать, что здесь, в храме

Св. Софии, весь мир, небо и земля немолчно славословят Господа.

Чтобы воплотить в жизнь такую грандиозную идею, необходимо было

создать наиболее совершенную архитектурную форму, какой могло быть только

базилично-купольное здание, при том такое, в котором гармонически слились

бы в одно целое лучшие формы базиличного и купольного типа сооружений.

Вот впечатления очевидца посетившего Св. Софию в 1960 г.

«Небольшой пароходик доставил нас снова в Истамбул. Серое небо навис-

ло над городом, моросит мелкий дождь. Серые здания выглядят мрачно.

С пристани мы приехали в Святую Софию.

С особым волнением ждал я этого часа.

О встрече со Св. Софией я мечтал долгие годы. Об этом храме знают

и думают все православные, он как легенда живет в веках, волнуя сердца, при-

влекая их к своим чудесным сводам.

И вот я у Св. Софии. Опять ощущение, что это только сон.

Вблизи собор не производит впечатления грандиозности. Могучие стены

с контрфорсами, столбы минаретов, где-то вверху покатость купола. Кругом

много построек. Мощеный плитами двор. У входа получаем билеты. С 1935 г.

это уже не мечеть, а музей.

Сердце замирает от волнения и восторга.

Перешагнув порог, мы очарованные, делаем несколько шагов и невольно

останавливаемся, не зная, что сказать друг другу. Как гигантский легкий шатер

повис громадный купол, подкуполы расширяют размах этого изумительного,

как бы небесного свода. Стены расступились, уйдя далеко друг от друга. Могу-

чие колонны величаво несут тяжесть стен.

Как грандиозно! Как велико! Как неземно!

Очень мал человек в просторном, громадном зале Св. Софии. Это целая

площадь, это часть вселенной, заключенная стенами.

Здесь послы князя Владимира не знали от восхищения, где они находятся,

на небе или не земле. Действительно, и этот храм – чудо, и в нем – что-то необъ-

яснимо таинственное и благодатное, хотя нет иконостаса, икон, алтаря и утвари.

Лишь кое-где светятся древние мозаики, открытые реставраторами. В конце ап-

сиды Богоматерь на троне, гигантские херувимы в парусах, святители на хорах.

Архитектурный образ Св. Софии гармоничен; в нем замечательно целост-

но отражена идея величия, сложности, бесконечного многообразия мира…

Зодчие храма Св. Софии, сведя в стройную систему все многообразие форм

интерьера, создали образ совершенно особого мира, полный возвышенной

торжественности».

Храм Св. Софии – это величественный дом Божий, храм молитвы, песнь

творцу, величественный гимн владыке Христу, Царю Славы. Это прекрасней-

шее олицетворение Церкви Христовой, дивный отблеск божественной славы.

Размеры храма грандиозны.

После Св. Петра в Риме, соборов в Севилье и Милане, Св. София стоит

на четвертом месте. По высоте Св. София, имеющая 55 м 60 см, стоит после

упомянутых трех соборов и собора Св. Павла в Лондоне.

Самое замечательное – это купол Св. Софии, его диаметр 31,5 м он лежит

на барабане, в котором 40 окон, что создает невесомость купола.

«Храм Св. Софии и примыкающие к нему по типу более мелкие храмы

св. Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) и св. Виталия в Равенне (547 г.)

характеризуют самую важную сторону византийской архитектуры – богослов-

скую идею Софии, мудрости».

«Восторженный, молитвенный гимн души, расширяемый созданием бес-

конечности Божественных совершенств и изливавшийся как бессмертная

и свободная песнь в этом бессмертном и прекрасном здании, смелый и сво-

бодный порыв от земли на небо, исполненная мечта – в осязаемом, сложенном

руками здании выразить безграничность Творца напряжением мысли “Твоя

от Твоих”, Величайшему в мире – величайшее на земле…».

Великолепен храм, представляешь, как же величественно и пышно совер-

шалось здесь богослужение…

В путеводителе, купленном в Св. Софии, сказано, что издержки по соору-

жению храма составляют приблизительно 75 миллионов долларов по курсу

на начало 1960-х гг.

В старых русских книгах говорилось, что Св. София стоила в 10 раз дороже

Исаакиевского собора, т. е. 300 млн. руб. Это только цифры. Но нет цифр и слов,

чтобы сказать о значении Св. Софии для Византии и для всего православного мира.

Можно было бы, да и хотелось – часами стоять в храме, бродить в его

нефах, любоваться, слушать, думать…

Сильные землетрясения часто вредили зданию.

Так в 553 и в 557 гг. сильно пострадала арка храма. В 558 г. рухнула восточ-

ная часть храма. Восстановление храма было поручено Исидору Младшему,

племяннику архитектора, строившего здание.

Исидор несколько изменил конструкцию здания. Чтобы уменьшить гори-

зонтальное давление верхней части храма он соорудил на храме новый купол,

подняв его приблизительно на 6 м 25 см. Диаметр нового купола стал меньше.

Для укрепления четырех основных столбов он надстроил сверху контрфорсы

в виде башен.

В декабре 563 г. состоялось освящение восстановленного храма.

При императоре Василии I в 869 г. 40-дневное землетрясение вновь по-

вредило храм. В 870 г. совершен был его ремонт.

С 865 г. в северной колокольне собора имеется колокол.

В 912 г. в храме возник пожар.

В 986 г. землетрясение значительно повредило храм.

При императоре Василии II производился тщательный ремонт и укрепле-

ние храма.

После страшного разграбления Св. Софии крестоносцами император Ми-

хаил Палеолог восстановил храм.

В мае 1341 г. обрушились некоторые части здания.

В 1354 г. храм был восстановлен.

В 1453 г. Св. София была захвачена турецкими завоевателями и превраще-

на в мечеть.

Внутреннее убранство Св. Софии и ее утварь поражали своим необыкно-

венным великолепием и неземной роскошью. Здесь сочетались изысканность ху-

дожественного вкуса, высокое мастерство и необычайная ценность материалов.

В Св. Софии вскоре после ее сооружения при Юстиниане в куполе поме-

щалось громадное изображение креста, остальные мозаики носили преиму-

щественно декоративный характер. Но уже при Юстиниане II 565–578 гг. в хра-

ме Св. Софии появились и священные изображения.

Преемники Юстиниана поддерживали великолепие храма, дополняя его

внутреннее убранство.

За свою тысячелетнюю историю храм претерпевал различные бедствия.

Неоднократные разграбления и полное его поругание в 1453 г., конечно, способ-

ствовали утрате его былого великолепия и роскоши.

Громадные богатства храма, как и сведения о необычайно пышных бого-

служениях, остались лишь на страницах книг как замечательная легенда.

Современное положение Св. Софии – музея – лишь в основном дает пред-

ставление о былом величии храма.

Кроме великолепных архитектурных форм и чудом уцелевших фрагмен-

тов древних мозаик, ничто уже не говорит о царственной роскоши храма.

Престол Св. Софии был отлит из дорогих металлов и украшен драгоцен-

ными камнями. Киворий, увенчанный массивным золотым крестом, блистал

густой позолотой и крупными драгоценными камнями. Над престолом ви-

сел золотой голубь, служившей дарохранительницей. Даже ступени, ведущие

к престолу, были покрыты пластинами из золота и серебра.

Амвон был сооружен из сердолика, апсида, хрусталя, сапфира, золота,

и украшен бисером.

Храм освещался множеством светильников. Море огня отражалось в зо-

лоте и драгоценностях.

Штат храма состоял при Юстиниане из 525 человек, впоследствии был

увеличен до 1 000.

В ризнице собора хранилось 300 евангелий в богатых драгоценных окла-

дах, весивших до 4-х пудов каждый.

* * *

Интересны впечатления и сведения о храме, которые удалось получить

автору этих строк в Константинополе.

Сохранившиеся мозаики Св. Софии, раскрытие и изучение их еще не за-

вершено, позволяют заключить о нескольких наследиях, относящихся к раз-

личным эпохам. Над входной дверью в храм помещается большая мозаика,

изображающая Богоматерь с Богомладенцем, сидящую на троне; слева от Бо-

гоматери император Константин Великий с городом в руках, справа император

Юстиниан с моделью храма.

Фон мозаики золотой.

Мозаика относится к концу Х в. и является одним из лучших памятни-

ков византийского мозаичного искусства. Над восточной внутренней дверью

храма в тампане находится мозаика, изображающая Христа, сидящего на бо-

жественном золотом троне. В медальонах изображены: справа от Христа – ар-

хангел Гавриил со скипетром в руке, слева от Христа – Богородица. По левую

сторону Христа, у ног Его изображена фигура императора в короне. По мнению

одних исследователей, это император Василий I, другие утверждают, что это

Лев VI; но до сих пор ни то, ни другое точно установить не удалось. Однако

сходство с портретами, изображенными на монетах Льва VI, который царство-

вал с 886 по 892, по-видимому, подтверждает правильность второй гипотезы,

и в этом случае мозаика датируется, следовательно, IХ в.

В большом зале, где заседали в прежнее время Вселенские соборы, кото-

рые собирались в Св. Софии, находится Деисус. Эта мозаика является наиболее

замечательной в храме Св. Софии, а может быть и вообще самой совершенной

из всех мозаик в мире. В центре изображен Христос, сидящий на троне, справа

от Него – святой Иоанн Креститель, слева Пресвятая Дева Мария. Лики, испол-

ненные жизни и экспрессии, являют собой шедевр мозаичного искусства. Эта

мозаика относится, вероятно, к ХIV в. Она напоминает мозаики, изображаю-

щие императора Иоанна Комнина и императрицу Ирину; мозаика выполнена

с большим искусством и изяществом.

Северная часть залы, именно та, где находится Деисус, была, согласно Ан-

тоннадию, предназначена патриарху.

Слева находятся колонны, обращенные к главному нефу, а также мо-

заики в аркадах. Затем, проходя через узкий проход, заключенный между

восточным столбом и первоначальной стеной, вы попадаете в залу, находя-

щуюся в конце юго-восточной части здания, которая предназначалась для

императора. В конце этой залы, налево от той двери, которая открывается

в направлении фасада со стороны Мраморного моря, имеется две замеча-

тельные мозаики. Та, что помещена на западной стороне, представляет им-

ператора Иоанна II Комнина (1118–1143), его жену Ирину и их сына Алексия,

которого отец привлекал к совместному правлению, но который умер ранее

отца. Эта мозаика была выполнена, по-видимому, в конце первой четверти

ХII в.

Мозаика, находящаяся на восточной стене, представляет императрицу

Зою (1028–1050) с ее третьим мужем Константином Мономахом и между ними

Христа, сидящего на троне и держащего Евангелие в левой руке. Каждый раз,

когда императрица выходила замуж, заставляла менять на мозаике изображе-

ние головы и имя своего мужа.

Поэтому имя Константина расшифровывается с трудом, и напротив того,

весьма легко читаются имя императрицы и эпитет «очень благочестивая». Эта

мозаика датируется серединой ХI в.

Если от кулуара, находящегося возле этой мозаики, обратиться к полу-

куполу апсиды, можно увидеть вблизи мозаику, представляющую Богома-

терь. Она относится, по-видимому, к ХIV в. На арке апсиды две мозаики пред-

ставляли архангелов; та, что на южной стороне, хорошо сохранилась, хотя

в некоторых ее частях имеются повреждения; от другой не осталось ничего,

кроме кончиков крыльев и ног.

На большой арке с северной стороны имеются мозаики, которые изобра-

жают святителей Игнатия, патриарха Антиохии, святого Иоанна Крестителя

и Игнатия, патриарха Константинопольского, одетого во все белое. Эти заме-

чательные мозаики были выполнены, по-видимому, в середине Х в.

Четыре скульптурных украшения, висящие над четырьмя массивными,

расположенных четырехугольником столбами, украшены четырьмя фигурами

херувимов, которые с восточной стороны выполнены в виде мозаики и с запад-

ной в виде картины.

В верхней галерее с западной стороны не имеется ничего замечательного,

кроме нескольких подписей. Здесь находится гинекей, представляемый специ-

ально знатным супружеским парам двора. Возле этой галереи следует обратить

внимание на колонны из зеленого мрамора, на находящиеся под ними мозаики.

Дверь в восточной части этой залы ведет в меньший зал, который претер-

пел много преобразований. В прежние времена потолок этой залы был сплошь

покрыт мозаикой. Эти мозаичные работы можно разделить на две группы.

Первая группа относится к VI в. Эти мозаики представляют декоративные

мотивы, которые были выполнены после иконоборческой эпохи. Те, которые

находятся по обе стороны потолка, изображают противников иконоборцев

святителя Тарасия, Мефодия, Германасии и Никифора.

С течением времени эти мозаики попортились, однако на них можно про-

честь имена. Вероятно, посредине, находились мозаичные изображения апо-

столов. Теперь можно различить только две фигуры, представляющие, может

быть, святого Петра и святого Андрея. Над входной дверью находится изо-

бражение Деисуса. Христос сидит на троне, по правую Его руку – Богороди-

ца. Третья фигура была изображением святого Иоанна Крестителя, но она со-

вершенно разрушена. Одежды на мозаике темно-синие и черные. Лики Христа

и Девы Марии выполнены с большей наивностью, чем на других мозаиках.

Это – первые попытки этого жанра, они датируются IХ в. Портреты апостолов

и портреты императоров и патриархов относятся к последующей эпохе.

В смежном зале находятся мозаики VI в.

ВИЗАНТИЙСКО Е ИСКУССТ ВО

ПОС Л Е И КОНОБ ОРЧЕСТ ВА

И ПАДЕНИЯ В И ЗАНТИИ

Последовавший за иконоборческим период византийского искусства

имеет очень важное значение для судеб византийской культуры.

Период Македонской династии (867–1057) – был временем выработки

классического византийского стиля.

В это время заканчивается складывание системы церковных росписей.

Церковь уделяет большое внимание изобразительному творчеству, как

важнейшей стороне церковной жизни, имеющей громадное влияние на членов

Церкви и содействующей их духовно-нравственному возрастанию.

Отныне к искусству предъявляют все более серьезные требования. Ико-

ны, мозаики и фрески должны выражать глубочайшую духовность. Фигуры

на иконах в это время теряют свою материальность, лица приобретают стро-

гий аскетический характер, большое внимание уделяется глазам изобра-

жаемого. Пространственная среда схематизируется, живописная трактовка

уступает место линейной. Красочная гамма становится плотной и определен-

ной. Происходят изменения и в книжной миниатюре. В это время утвержда-

ется тот утонченный, основанный на игре линий и цвета стиль, характерный

для лучших византийских произведений этого типа. В церковной архитекту-

ре этого времени купольные постройки почти целиком вытеснили базилики.

Храм, увенчанный куполом, являлся полным олицетворением Церкви

Христовой, и все помещаемые в нем росписи должны были как можно полнее

воплощать эту высочайшую истину.

Догматическое понятие Церкви, объединяющее в себя Церковь небесную

и земную, получило блестящее воплощение в византийской архитектуре, ико-

нах и храмовых росписях.

Выработанный в Византии путем длительных поисков тип крестово-ку-

польного храма наиболее полно выражает весь объем заключенных в нем хри-

стианских понятий.

Образцовыми храмами крестовокупольного типа считаются пятиглавая

Неа (Новая) в Константинополе (не сохранилась). Значительное количество

крестово-купольных церквей было сооружено в Греции. К концу Х в., первой

половины II в., относятся церкви в монастыре Осиос Лукас в Фокиде. В Афинах

известен крестовокупольный храм Св. муч. Феодора.

Пропорции этих храмов создают впечатление уравновешенности и спо-

койствия.

Интересна церковь св. апостола Павла на Агоре в Афинах (первая поло-

вина II в.), тетраконх (центрическая постройка), по четырем сторонам которой

находятся апсиды.

Уже сама крестовая форма планов и сводов возводит мысль к самому

дорогому и великому, поистине первому символу христианства – кресту.

Вся природа Церкви выражена в Кресте. Крестом совершено спасение

и через Крест происходит спасительное действие Церкви в этом мире. Поэтому

форма креста, крестовость пронизывает всю церковную жизнь, все сознание

церкви выражается в в Кресте и Крестом.

Крестом Церковь воспитывает, ведет и спасает своих членов. И нет боль-

шей радости и утешения для христиан как св. Крест. Это величайшая сила

и вечная слава Церкви.

Символ креста неразрывно связан с Христом. Это великолепно изобра-

жали первохристиане в катакомбах, это неотделимые святейшие понятия, вся

полнота веры христианской.

Крестово-купольная византийская система также совмещает в одно целое

крест (план здания) и Христа (глава здания). И все в храмовом здании объеди-

няется в его главе как и в человеческом организме, так и в Церкви Христовой.

К концу IХ в. относится создание определенной системы расположения

священных изображений на стенах и сводах храма. Окончательное сложение

системы храмовых росписей стало возможным после раскрытия основных

догматов веры и завершения в основном процессе складывания церковного

богослужения. Путем тщательного критического отбора из очень обширного

иконографического материала Церковь на протяжении нескольких столетий

создала эту систему.

Глава храма символ Главы Церкви Господа нашего Иисуса Христа. В са-

мом храме высшую точку храма его купол отводили для изображения Христа.

Господь царит над всем миром, Он объединяет Церковь земную и небесную,

являясь ее главой. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Панто-

кратора, т. е. Вседержителя. Реже на более древних мозаиках можно встретить

на куполах изображение Вознесения Господня. Композиция Вознесения по-

мещалась, например, в храме Св. Софии Солунской и в других древнейших

храмах VI–IХ в. Эта композиция впоследствии была расчленена перенесени-

ем фигур в барабан и апсиду с оставлением в куполе только крупного изо-

бражения Христа. Нередко изображение Христа бывает окружено фигурами

архангелов.

В барабане купола помещаются изображения пророков или апостолов.

На парусах, поддерживающих купол, четыре евангелиста, распространив-

шие евангельское учение на все стороны света.

За куполом следует композиция алтарной апсиды. Она идейно тесно свя-

зана с изображениями в куполе.

Центральное место в аспиде отведено изображению Богоматери. Царица

Небесная изображается в торжественной царственной позе, как истинная Бо-

городица, Матерь Бога-Слова.

В Византии можно часто видеть в апсиде изображение Богоматери в виде

Оранты или восседающей на богатом троне с Богомладенцем на руках. Бого-

матерь молитвенно предстательствует Сыну Своему и Богу за мир. Она воз-

девает свои молебные руки к Пантократору или торжественно несет в мир свое

Божественное дитя.

Без Богородицы невозможно было бы Боговоплощение, и в важнейший

момент евхаристии, непосредственно за преосуществлением Святых Да-

ров, церковь установила прославлять «Матерь Господа – Изрядно о Пресвя-

тей…»

Изображение Богоматери вместе с Христом в куполе (или конце апсиды)

господствует в храме. Это главная, основная тема храмовых росписей. В ней

выражен основной догмат нашей веры – догмат Боговоплощения и спасения.

Недалеко от Богоматери помещались изображения архангелов. В виме

(своде алтаря) изображался трон Христа, уготованный для Страшного суда,

т. е. Этимасия. Ниже изображения Богоматери, в алтарной апсиде, помеща-

ется евхаристия – причащение Христом апостолов. Еще ниже помещен свя-

тительский пояс, где всегда изображались авторы литургий, наиболее чтимые

святители и архидиаконы.

По стенам храма помещались изображения праздников, т. е. событий

из земной жизни Спасителя и Богородицы. На столпах чаще всего изобража-

лись мученики. На западной стене храма помещалось изображение Страшно-

го суда.

Такова в основном схема расположения росписей в византийских храмах;

некоторые отступления от нее были, но в своей основе она почти всюду сохра-

няется неизменной на протяжении веков.

Кровли византийских храмов отличались большим разнообразием. Они

делались из золоченой бронзы, свинца или черепицы. Колокола появились

не ранее ХII – ХIII вв., когда они были занесены в Византию с запада кресто-

носцами. Не ранее этого времени появляются и колокольни.

* * *

В середине IХ века в Византии наблюдается развитие мозаичной живопи-

си. Константинопольская школа середины IХ, начала ХIII веков представлена

превосходными мозаиками в Св. Софии.

Таковы изображения Богоматери и архангела Гавриила, Христа Спасителя

на троне др.

Своеобразные памятники мозаик создавались в это время в провинци-

альных школах, например, мозаики кафоликона в монастыре Хосиос Лукас

в Фокиде и росписи пещерных церквей Каппадокии (Малая Азия).

Второй половиной II в. датируется цикл мозаик в монастыре Дафни, около

Афин.

Великолепен Деисус ХII в. в Св. Софии.

Яркую картину стиля и совершенствования мастерства представляют

в это время книжные миниатюры. Известны рисунки на полях т. н. Хлудовской

Псалтири (2 пол. IХ в., Москва), Парижской Псалтири (I пол. Х в., Париж), Слов

Григория Назианзина, миниатюры Христиаской Топографии Козьмы Индико-

плова (последняя четверть IХ в.).

После иконоборчества в Византии совершенно исчезает круглая скуль-

птура. Развивается рельеф, широко применяемый при отделке храмов и резьба.

Пластинками из резной кости отделывались кафедры, ларцы и т. д.

Стремление к роскоши и пышности, усвоенное императорским дворцом

в IХ–ХI века, способствовало подъему художественной промышленности, про-

изводству предметов роскоши. В течение этих столетий множество искусных

рук обратилось к художественной промышленности.

Из византийских мастерских выходили роскошные ткани, прекрасные

филигранные металлические, керамические и стеклянные изделия, на которых

лежит отпечаток большого вкуса и высокой техники… Под влиянием восточ-

ных вкусов, искавших многоцветности и красоты красок, широко развивается

производство перегородчатых эмалей. Золотые изделия, украшенные перего-

родчатой эмалью, были широко распространены как в церковной практике, так

и в быту верхов византийского общества. Общепризнанными достои

Date: 2015-08-24; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию