Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О греческом иконописном подлиннике. 4 page
«живописности» и «иконности». В иконописи – переход в иной род. Чтобы преодолеть психологизм и перспективу живописи, необходимо подвигнуть- ся от них, перейти в план вечности. А это и есть истинное освобождение. Мы даже и приблизительного отчета не даем себе в том, какие изумительные воз- можности открывает перед нами освобождение от уз психологизма и перспек- тивного аллегоризма. Византийская иконопись разработала все виды икон. По преимуществу это были образа Спаса и Богоматери с младенцем Хри- стом, а также праздники, т. е. события из Ветхого и Нового Заветов и изображе- ния ангелов и святых. Содержанием всех византийских икон служат догматы Церкви, церковное предание и история церкви. Икона сохраняет принятый и освященный церковью образ, схему священ- ного лица или события и самый тип изображаемого. «Иконопись имеет задачей представить понятную схему события, путем очищения темы от лишнего, а равно выработки типа. Иконопись отправляется от реального типа, но стремится, путем идеализации, к выработке духовных типов и форм». Эту задачу – создания православной иконы выполнила Визан- тия и в этом ее величайшая заслуга. * * * Религиозная живопись, появившись на Западе в эпоху Возрождения, получила очень широкое распространение в христианском мире. Эта живо- пись имела исходной точкой Предание Церкви и Священное Писание, а так- же использовала изобразительное наследие византийского искусства. Но нару- шив верность последнему, она пошла путем так называемого «свободного» творчества. Совершенно игнорируя условную иконную форму, религиозная живопись Запада стала с течением времени целиком светской, реалистической. Только тема заимствовалась художником или скульптором из Библии, все ос- тальное художник изобретал сам. Желание блеснуть, удивить, показать кра- соту тела, драпировок, пейзажа, сложность ракурсов, светотени и т. д. привело к великолепным достижениям в области живописи и к полной утрате церков- ности искусства и духовности. Зрело мастерство художников, успех окрылял их, заказы увеличивались. Ничем несдерживаемая свобода пленяла фантазию и были сданы в архив по- нятия церковности искусства предания или традиции. Плоть победила дух. Она подняла армию своих апологетов, их голос слы- шен и теперь, он звучит убедительно, но далеко не для всех… В чем же суть дела? Какова разница между иконой и картиной? Суще- ственная разница между религиозной живописью и иконописью заключается в том, что в живописи человек передает свои чувства и переживания, свое су- губо личное восприятие Евангелия и Христа. Человек как бы идет в этом отношении к Богу. В иконописи, устами Церкви, Бог раскрывает себя чело- веку, иконопись есть выражение полноты богооткровенных истин. Иконопись есть, кроме того, и средство приближения души человеческой к Богу. Это пря- мой и верный путь, как и все в Церкви Христовой. Иконопись лишена индивидуалистической трактовки, она догматична во всем. На догматах веры и только на них возможна жизнь церкви и спасение. Вольнодумство и «свобода» здесь приносят только вред, ибо богооткро- венная истина одна и во всей полноте хранится в церкви. Сохранение чистоты веры задача Церкви, усвоение и претворение этой веры в жизнь членов Церк- ви – ее цель. Все большее приближение к Богу, все возрастающая духовность земных членов Церкви, предмет постоянных забот Церкви, пути и средства к этому – в Церкви. Беда в том, что вкрапленное в нашу жизнь западничество стало силь- но тормозить духовную жизнь. Чуждая нашему духу западная цивилизация со всем ее земным блеском, роскошью и комфортом захватила нас и своим красиво-земным и слащавым религиозным искусством. Строгие идеалы верно- сти православию в искусстве забыты. Увлечение «похожей на жизнь» картиной на библейскую тему стало давно повсеместным. А сколько фальши в этой «похожести»! Сколько дерзости, непонимания и неблагоговейного отноше- ния, доходящего до кощунства! Но зато понятно, красиво, наглядно и умили- тельно. Также «умилительно», как при концертном исполнении театральными солистами песнопений Страстной седмицы или панихиды. Слащаво! Дешево и не церковно это умиление! Оно очень далеко от благодатных состояний души и внутреннего умиления и озарения. Договорились до того, что иконы наши устрашают, умышленно запугива- ют, грозят. Это могут говорить или явные невежды или враги. Победная луче- зарность Воскресения Христова светится в каждом православном образе. Крас- ки наших икон горят радостью, как золото куполов и белизна стен церковных на голубом небе. Необычайно смелая красочная гамма, почти полное отсут- ствие темных, не говоря уже о черных красках, делают иконы всегда празднич- ными, светящимися, благодатно сияющими. Не надо только забывать о возрасте икон, иногда невежественных их владельцах, условиях в которых они находились и варварах «реставраторах». Я здесь имею в виду не настоящих мастеров, воскресающих древние иконы к новой жизни, а многочисленных самозванцев и невежд, которые денег ради берутся за все. И как часто, к великому сожалению, наше доверчивое духовен- ство и даже иерархи, передают для реставрации этим врагам наши церковные ценности, неповторимые сокровища. Иконы потемнели от нас. По нашим грехам и нашему невежественному равнодушию. Горестным фактом можно признать и то, что создатель нашего замечательного церковного искусства – наш народ стал его губителем. Полное непонимание старины, охлаждение, а потом и пренебрежение к ней – это древ- ний грех народа и прежде всего духовенства. Увлечение западом вытеснило иконы в ризницы и на чердаки. Преклоне- ние перед «жизненностью» земных красок, вытеснило и из души животворные запросы духа. И было бы не так обидно, если бы вместе с красивостью, которая сама по себе уже ересь и падение, не проникли и прямо еретические и ложные веяния, которые противоречили догматам нашей Церкви. Несмотря на протесты и специальные охранительные меры Церкви, они вошли в церковные двери и заняли самые почетные места в наших древних храмах. Несвойственным нашему национальному духу и церковным тради- циям, западными храмами стали наполняться наши веси и грады. Постепен- но дошло до того, что и облик нашего духовенства, образ мысли и язык стали западными, вернее, плохими копиями на западное, ибо всякое подражание фальшиво. Как засорилась наша речь, совершенно порой ненужными, иностранны- ми словами, которые стали приниматься как показатель культуры и знаний, так и искусство наше захламилось западным. Попытки очиститься от западной скверны были, но пока успеха не достигнуто. Возвращение блудного сына с за- падной стороны, где он питался отбросами, в отчий дом, – дело будущего, но не- сомненно, богатство нашей древней национальной культуры должно охватить не только одиночек ценителей и ученых специалистов, а всех – весь русский народ. Чувство гордости за свой талантливый и чистый сердцем народ выльет- ся в радость от созерцания тех несметных богатств, созданных народом в те далекие времена, когда еще Запад и думать не мог о своем примате. Вредна ли живопись? Конечно нет. Как существуют в Церкви апокрифы и сочинения не вошедшие в канон, как духовные стихи и песнопения не вклю- чены в богослужение, так и та часть религиозной живописи, не порвавшая с принципами церковности и верности, хотя бы в основном, византийско- русской изобразительной традиции, может быть признана полезной не для храмо- вого богослужебного употребления, а для помещения в домах. Следует при этом всегда помнить, что живописные произведения не являются носителями церков- ного изобразительного предания, а служат лишь для благочестивых настроений и воспоминаний священных лиц и событий. Храмовая обстановка должна быть иконной, роспись обязательно традиционно-церковной, утварь сугубо церковно- го стиля. Хорошо чувствующий природу Церкви священнослужитель не внесет в храм картину, вместо иконы и не будет заказывать иконы с западных картинок. В святом углу должна быть икона. В храме должны быть иконы. Место картин не храм и не святой угол, лампада теплится перед образом, люди молятся перед иконой. Картина, если это настоящая картина, облагораживает, настраивает, она –вспомогательное средство, но она не часть нашего богослужения и церкви, чемявляется святая икона.
Date: 2015-08-24; view: 315; Нарушение авторских прав |