Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение характера искусства со второй половине V века





Обзор памятников V века показывает, что это было время сложения византийской школы живописи с присущей ей стилистическими чертами. По-видимому, традиции эллинизм были особенно живучими на почве Константинополя, в котором процесс варваризации позднеантичного общества протекал гораздо медленнее, чем на Западе. Среди многочисленных памятников Италии наиболее отражают константинопольскую живопись лишь два памятника: мозаики Санта Мария Маджоре и мозаики Мавзолея Галлы Плацидии.

Роль Рима в утверждении и распространении иконографических формул. Искусство Рима, прочно связанное с наследием позднеантичной художественной культуры, сыграло роль одного из важнейших источников византийского искусства, главным образом его официальной линии. В конце 4 и в 5 в. римское искусство представляло особую школу, в которой определяющее значение имели величественные имперские идеалы. Тяготение к торжественности и парадности художественного образа сказалось в церквах, перестраивавшихся из античных Зданий, но особенно в новых церковных постройках. Все же в художественных образах, созданных в 4 и 5 вв. в Риме, позднеантичное чувственное и светски-торжественное начало заметно преобладает над зарождавшимся средневековым спиритуализмом. П о зднее античное наследие проявилось и в римских мозаиках 4—5 вв., украшающих церкви Санта Костанца, Санта Мария Маджоре, Санта Пуденциана (402—417). В этих мозаиках наряду с античными изобразительными традициями отчетливо проявилось отвлеченное духовное начало, утверждавшееся в противовес чувственному полнокровию художественного образа.

Равенна - очаг византийского искусства в Италии (до конца ХII в.). В конце 4-го века Римская империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную, столицей которой стал не Рим, а Милан. Однако в 401 г., после того как варвары-вестготы вторглись в пределы Италии, император Западной Римской империи Гонорий перенес свою столицу из Милана в более безопасную Равенну. Но перенос столицы не помог Гонорию. В 410 г. вестготы под предводительством Алариха захватили Рим. Равенна оставалась столицей до тех пор, пока в 476 г. варвары окончательно не сокрушили Западную Римскую империю, и Равенна стала столицей огромного государства остготов, которое простиралось далеко за Альпы.

Правил в нем король Теодорих Великий. Но в 540 г. византийские войска вытеснили остготов из Италии и Равенна стала главным городом итальянских владений императора Византии Юстиниана. В 751 г. Равенну завоевали варвары-лангобарды, и город, с его обмелевшей гаванью, постепенно пришел в упадок. Все правители Равенны старательно украшали и отстраивали ее, одних лишь церквей здесь было больше двухсот пятидесяти!

Равенна. Новое содержание образов в мозаиках второй половины V века, акцент на духовном содержании образа. Мозаики Равенны позднего V в. как произведения ранневизантийского искусства; сложение в них основных черт византийского стиля. Храмовые иконографические программы V века, что концентрировались на теме священства Христа и основывались на текстах Евангелия, а также текстах Послания к Евреям апостола Павла и Апокалипсисе. В 7-9 главах послания особенно много уделяется внимания теме священства Христа, Который Сам оказывается и Первосвященником, и Жертвой [6]. Изменяется при этом и способ изображения. Со временем объемные фигуры сменяются более легкими и невесомыми. Позы становятся статичнее, живописное пятно уступает первенствующую роль линии. Вытянутые фигуры напоминают как бы раппорт орнамента. Появляется разномасштабность фигур, композиция теряет глубину, сохраняя только два плана. Деревья, здания и горы являются не столько пейзажем, сколько символом места действия. Взгляды персонажей становятся все суровее, они обращены прямо на зрителя и рассчитаны на то, чтобы прихожанин почувствовал все ничтожество и малость своего земного бытия. В мозаиках Равенны мы видим сложение основных черт византийского стиля.

Мозаики Греции. В апсиде церкви Хосиос Давид в Фессалонике (V в.) сохранилась теофаническая композиция «Христос во славе с символами евангелистов» (49). Юный Христос, окруженный сиянием, восседает на радуге. Подняв правую руку в триумфальном жесте, в левой он держит развернутый свиток с текстом пророчества пророка Исаии «Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! Ибо покоится Он в этом доме» (Ис 25. 9). Под ногами Христа изображены реки Эдема. На его берегах симметрично изображены фигуры Иезекииля (по правую руку Христа, по другой версии - апостол Пётр) и Аввакума (по левую руку Христа, по другой версии - апостол Павел)«Видение Иезекииля», как называют эту мозаику, трактовано в монументальной манере. Стиль ее — жесткий, линейный. Иконография имеет восточные корни и дает основание рассматривать ее как памятник, связанный с сирийскими традициями.

Искусство христианского Востока в V в. Сирия, Палестина, коптский Египет. Напольные мозаики, рельефы, мелкая пластика, ткани. Сирия была знаменита своими рукописями с миниатюрами и многими произведениями скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сирийская миниатюра долго оказывала влияние на живопись Византии в целом. Для сирийской школы живописи были характерны экспрессия и драматизм образов.

Своеобразное место в византийском искусстве 4—5 вв. занял Египет, где сложилось коптское искусство, то есть искусство периода распространения и господства христианства в Египте. Крупнейший город Египта Александрия был хранителем традиций эллинистического искусства. Здесь создавались произведения, сочетавшие новые христианские идеи с наследием позднеантичного художественного творчества. Воздействие искусства Александрии на искусство Византии было чрезвычайно большим. К югу от Александрии, в дельте Нила, существовало искусство, связанное с представлениями местного населения и впитавшее в себя древнеегипетское наследие. Противоречия между эллинизмом и древнеегипетскими традициями обострялись и из-за религиозной борьбы господствовавшего в Египте монофизитства против византийского православия. Художественная культура Египта также постепенно отдалялась от византийской культуры, которая воспринималась как враждебная.

Мавзолеи в Эль Багауате в Ливийской пустыне (50) - небольшие, довольно примитивные постройки, интересные сохранившимися в некоторых из них росписями. Исполненные на библейские темы, эти росписи передают множество местных мотивов, включая элементы египетского пейзажа, изображения нильских барок и т. д. Манера письма — примитивная, наивно выразительная; фольклорные приемы сочетаются с традицией древнеегипетской живописи (51).

В Египте, в сухом климате, достаточно хорошо сохранились иконы VI, VII веков. Говоря на прошлой лекции о фаюмском портрете, мы говорили о том, что именно фаюмский портрет, написанный восковыми или темперными красками на доске, был одним из прототипов иконы. Так же как на иконе, на портретах изображался конкретный человек, часто при жизни, но с идеализированными чертами лица. Образу старались придать одухотворенность, взгляд прозревал вечность. Таков образ епископа Авраама (52).

В Египте широкого было развито искусство рельефа, в частности резьба по кости. Особое развитие получило художественное ткачество. Коптские ткани, открытые в погребениях, представляют собой уникальный комплекс художественных памятников. В 4—5 вв. в изображениях на тканях господствовали эллинистические традиции. Тематика была связана со старыми религиозно-мифологическими представлениями. Таковы два медальона 4 века с изображением Нила (53) и богини земли Ге. Погрудные изображения Нила и Ге трактованы объемно, с помощью тонких переходов цвета. По контуру проходит светло-голубая полоса, создающая впечатление воздушного слоя, окружающего фигуры. Яркие, сочные, типичные для тканей того периода цветочные гирлянды окружают медальоны. В тканях 6—7 вв. господствуют христианские сюжеты. Изображение становится плоскостным, цвет локальным (54). Коптское искусство замыкалось в себе, приемы его становились упрощенными. Ко времени арабского завоевания (640—641) художественная культура коптского Египта приобрела застойно-провинциальный характер.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию