Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 21 9 page
Статья 53
1. В статье 53 закреплен общий принцип ответственности за вред, причиненный физическим лицам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Это положение имеет превентивное значение, призвано способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти. Возмещение ущерба является универсальным гражданско-правовым способом защиты нарушенных прав. В гражданском законодательстве определены основные правила, регулирующие порядок, условия и пределы имущественной ответственности. Поскольку нормы Гражданского кодекса РФ имеют приоритет перед гражданско-правовыми нормами, содержащимися в других законах (пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ), применительно к ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должен действовать режим, предусмотренный Гражданским кодексом. По сравнению со статьей 53 Конституции в Гражданском кодексе РФ расширен круг потерпевших, имеющих право на возмещение вреда, причиненного действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц: это не только физические, но и юридические лица (статья 16 Гражданского кодекса). В главе 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" (часть 2 Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ) детально урегулированы принципы и основания ответственности. Часть 1 статьи 1069 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны соответствующего субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Под правовыми актами имеются в виду акты, адресованные конкретному лицу (группе лиц), нормативные и ненормативные (индивидуальные) акты. Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ в случае признания судом недействительными ненормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Кодекса (в частности, путем возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда). При возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, действует общий принцип полного возмещения вреда, содержание которого раскрывается в статье 1082 Гражданского кодекса РФ: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п. либо путем возмещения убытков. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимается реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). При этом размер вреда определяется по ценам, существующим на момент его возмещения (статья 393 Гражданского кодекса РФ). Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса (см. комментарий к статье 52 Конституции). На основании статьи 1081 Гражданского кодекса РФ государственный орган, орган местного самоуправления, возместившие вред, причиненный их работником при исполнении служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Общие условия гражданско-правовой ответственности предполагают наличие вины соответствующего органа или его должностных лиц. Особенность установленного режима ответственности в этих случаях заключается в том, что источником возмещения вреда служат соответственно казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования. В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ от имени казны выступают финансовые органы, а в случаях, установленных законом, могут выступать другие органы, юридические лица или граждане. Ответственности за вред, причиненный государственными органами и органами местного самоуправления, посвящены также нормы, содержащиеся в некоторых других законах, в том числе и регулирующих деятельность определенных государственных органов. В одних актах предусмотрено, что убытки, причиненные изданием незаконных актов государственных органов и органов местного самоуправления, возмещаются соответствующим органом (статья 60 Закона РФ "О залоге" от 29 мая 1992 г. N 2872-1 (с послед. изм. и доп.), статья 6 Закона РФ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (с послед. изм. и доп.), в других актах - по вопросу возмещения таких убытков содержится общая отсылка к гражданскому законодательству (статья 20 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. N 5238-1 (с послед. изм. и доп.), статья 26 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в ред. от 9 октября 2002 г.). Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 (с послед. изм. и доп.) не содержит норм об имущественной ответственности органов прокуратуры, однако это не должно означать, что причиненный такими органами вред не подлежит возмещению. 2. В отдельных предусмотренных законом случаях обязанность возместить вред может быть возложена и при отсутствии вины. Так, в соответствии с частью 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В соответствии с частью 2 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных частью 1 статьи 1070, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса РФ. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Очевидно, имеется в виду применение следующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ: статьи 299 "Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности"; статьи 301 "Заведомо незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей"; статьи 305 "Вынесение судьей (судьями) заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта". Кроме того, глава 18 "Реабилитация" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с послед. изм. и доп.) специально регламентирует вопросы реабилитации, которая включает право на восстановления прав и свобод и возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию. Особый порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, установлен для реабилитации жертв политических репрессий (Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" и другие нормативные акты, касающиеся этого вопроса). Гражданский кодекс РФ впервые предусмотрел положение о том, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу (часть 3 статьи 1081 Гражданского кодекса РФ). Статья 53 Конституции РФ относится к числу норм, требующих конкретизации в законодательстве - принятия специального закона об ответственности государства за неправомерные действия (бездействие) должностных лиц.
Статья 54
1. Нормы, устанавливающие гуманистический принцип неприменения более строгого и неблагоприятного для человека наказания к деяниям, совершенным до принятия закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, содержится во многих международных документах, в том числе во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. Если ранее нормы об обратной силе закона устанавливались только в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях, то закрепление их в действующей Конституции придает этим нормам всеобщий характер. Поскольку Конституция РФ не уточняет, о каком виде ответственности идет речь, значит, правило об обратной силе закона относится не только к уголовной и административной, но и к иным видам ответственности: гражданско-правовой, дисциплинарной, конституционно-правовой, избирательно-правовой. 2. Установленному в данной статье конституционному положению корреспондируют соответствующие нормы уголовного законодательства. Так, статья 10 УК РФ закрепляет, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Аналогичные нормы содержатся в КоАП РФ. Поскольку в комментируемой статье речь идет именно о правонарушении, а не о преступлении, данное положение относится не только к уголовным правонарушениям (преступлениям), но и к дисциплинарным, гражданско-правовым и иным правонарушениям. Такая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.10.1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах". Суд подтвердил, что общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Конституционное положение о недопустимости привлечения к ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, служит гарантией стабильности правового статуса человека и гражданина, который должен соблюдать действующее законодательство и не опасаться уголовного или иного преследования в будущем за деяния, которые не являются правонарушениями в данный момент.
Статья 55
1. Основные права и свободы - это права и свободы, включенные в текст Конституции РФ (главу 2). Общепризнанные права и свободы - права и свободы, включенные в общепризнанные принципы и нормы международного права, которые входят в правовую систему Российской Федерации, но не обладают приоритетом над внутренними законодательными актами, как это сделано в отношении международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. К числу общепризнанных прав и свобод можно отнести права и свободы, содержащиеся в международных документах, например в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 ноября 1985 г., Протоколе N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г., иных конвенциях Совета Европы, к которым пока не присоединилась Россия, а также в Европейской Хартии основных прав и свобод от 7 декабря 2002 г. Часть 1 статьи 55 в соответствии со статьей 30 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., статьей 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и статьей 5 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. утверждают открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным. Согласно статье 5 Международного пакта о гражданских и политических правах, никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме. Отсутствие в Конституции Российской Федерации того или иного общепризнанного права или свободы, включенного в общепризнанные принципы и нормы международного права, не влечет их умаление и отрицание в том смысле слова, что общепризнанные права и свободы являются частью правовой системы Российской Федерации. Правоприменители вправе ссылаться на эти общепризнанные права и свободы в той же мере, что на законы (федеральные конституционные законы и федеральные законы) при осуществлении и защите нарушенных прав и свобод. В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П отмечалось, что Международный пакт о гражданских и политических правах, исходя из материального содержания правосудия и приоритета в нем прав человека, подчеркивает, что цель исправления судебных ошибок служит основанием для пересмотра окончательных решений судов, если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки (пункт 6 статьи 14). Данная международно-правовая норма закрепляет более широкие возможности для исправления судебных ошибок, чем Уголовно-процессуальный кодекс РФ, и в силу части 4 статьи 15 Конституции, являясь составной частью правовой системы России, имеет приоритет перед внутренним законодательством по вопросам защиты прав и свобод, нарушенных в результате судебных ошибок. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации" также ориентирует суды на применение общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в международных пактах, конвенциях и иных документах*(36). 2. Под правами и свободами, называемыми в части 2 статьи 55, следует понимать основные (конституционные) права и свободы, указанные в части 1 статьи 55. Под федеральными законами подразумеваются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Отмена или умаление федеральными законами и федеральными конституционными законами конституционных прав и свобод должны влечь признание их Конституционным Судом РФ неконституционными. Неотъемлемый и неотчуждаемый характер прав человека признается действующим законодательством. Так, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ установил, что вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. 3. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в смысле части 3 статьи 55 относится к исключительной компетенции федерального законодателя. Законодательные полномочия по этому вопросу не могут быть делегированы законодательным органам субъектов Федерации, ибо иначе в разных субъектах РФ будет установлен разный общий правовой статус человека и не будет общего правового статуса гражданина России. Часть 3 статьи 55 позволяет законодательно ограничивать права человека не только в целях защиты прав других лиц, но и для защиты других конституционно значимых ценностей. Устанавливается закрытый перечень публично-правовых ценностей, защита которых оправдывает отдельные ограничения прав и свобод (основы конституционного строя, обеспечение обороны и безопасности государства, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц). Российское законодательство устанавливает отдельные ограничения прав и свобод (в том числе политических) военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей. Так, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ прямо предусматривает, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом о статусе военнослужащих, федеральными конституционными законами и федеральными законами (статья 1). Международно-правовые документы определяют правомерные цели ограничения прав и свобод. Часть 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает законные ограничения свободы выражения мнений, необходимые для уважения прав и репутации других лиц и охраны государственной безопасности и нравственности населения. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в ряде статей предусматривает более широкий перечень оснований ограничений прав и свобод, чем это установлено в части 3 статьи 55 Конституции. Свобода выражать свое мнение (статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Осуществление права на свободу мирных собраний и на свободу объединения (статья 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства. Часть 2 статьи 9 Европейской Конвенции предусматривает, что свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам (статья 28 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ). В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности (пункт 4 статьи 1 Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ).
Статья 56
1. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения (ст. 28 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ) К числу мер и временных ограничений прав и свобод относятся, в частности: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"). При наличии особых обстоятельств могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения: введение комендантского часа; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции; временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ; выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда (статьи 12 и 13 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"). На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении". 2. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение как временная мера может вводиться при наличии обстоятельств, представляющих собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования Указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения. Date: 2015-09-03; view: 301; Нарушение авторских прав |