Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ресентимент и другие ценностные смещения в современной морали
Мы показали, что основополагающий ценностный элемент «морали», все более укреплявшей свое влияние с начала Нового времени, а именно «всеобщее человеколюбие», обязан своим происхождением ресентименту. Рассмотрим теперь, какую роль сыграл ресентимент в ценностной фальсификации трех других элементов современной «морали». Мы выбрали элементы, имеющие, на наш взгляд, фундаментальное значение, хотя и не утверждаем, что они характеризуют современную мораль в достаточной, а тем более исчерпывающи мере. Правда; и применительно к ним мы вынуждены ограничиться демонстрацией того, как извращаются моральные принципы, не имея возможности показать их влияние на конкретный процесс формирования оценок в различных ценностных сферах. Последнее — предмет отдельного рассмотрения; результаты этого исследования, для которого уже собран богатый материал, автор предполагает опубликовать в другом месте'133. ' Целью настоящей работы было дать генеалогию современной, «буржуазной», морали, насколько историческое исследование вообще способно вскрыть формировавшие ее движущие силы. Но именно поэтому меня не может не радовать тот факт, что Вернер Зомбарт в разделе своей книги «Буржуа» (ср. мою статью «Буржуа»), посвященном этой теме, не только подтвердил РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ ==149 выдвинутые мной положения и сделанные в результате анализа выводы, но и усилил их, превзойдя мои самые смелые надежды. Буквально в продолжение настоящей работы он утверждает, что «ресентимент является отличительной особенностью» семейных хроник человека, в котором, по его мнению, дух современной буржуазной морали и буржуазного образа мыслей нашел ярчайшее и типичное выражение на самой ранней стадии (задолго до Б.Франклина, Д.Дефо и др.), — речь идет о семейных хрониках флорентийца «шерстоткача» Леона Батиста Альберти. Привожу это место целиком: «Я думаю, что он [т. е. ресентимент] сыграл свою роль в истории капиталистического духа, и я усматриваю ее в возведении родившихся из нужды принципов мелкобуржуазного уклада жизни во всеобщие, полноценные жизненные максимы, то есть — в учение о „буржуазных" добродетелях, которые понимаются в качестве высших человеческих добродетелей. Именно буржуа, преимущественно из деклассированных дворян, с завистью смотревшие на „господ" и их поведение, объявляли это поведение порочным и проповедовали отказ от „господского" образа жизни — между тем в глубине души он им нравился, и они сами хотели бы вести такой, но по причинам внешнего или внутреннего порядка не могли себе этого позволить. Ресентимент является отличительной особенностью семейных хроник Альберти. Ранее я уже цитировал места из них, где комичная ребяческая ненависть к „сеньорам", к их кругу, недоступному для него, прямо-таки бросается в глаза; примеры легко умножить. Характерно и то, что каждую тираду против сеньоров, их основного развлечения, охоты, против нравов его клиентов-господ и т. д. он заканчивает фарисейской хвалой собственной добропорядочной „буржуазности". Конечно, и торговые интересы, и плоды философских чтений, и утешительные слова духовника — все влияло на то, что восприятие жизни постепенно обуржуазивалось. Но безмерная бранчливость, в которую Альберти впадает всякий раз, когда заходит речь о „сеньорах", и которая свидетельствует о том, что у него, наверное, был чертовски неудачный опыт общения с ними, — все-таки говорит о другом: главной движущей силой, приведшей его к благоразумному буржуазному мировоззрению, был именно ресентимент. На протяжении всего времени он был и остается надежной опорой буржуазной морали. Добродетельный „бюргер" и сегодня провозглашает „Виноград зелен!" и находит в этом лучшее для себя утешение (продолжение сноски на следующей странице).
К оглавлению ==150 МАКС ШЕЛЕР 00.htm - glava08 Date: 2015-09-03; view: 310; Нарушение авторских прав |