Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информатика в ноосферной перспективе
Объективно протекающий процесс информатизации и четко вырисовывающаяся информационная устремленность в перспективу станут все сильнее трансформировать социальное развитие, а значит, все активнее будет происходить синтез наук об информации с науками об обществе. Синтетические, комплексно-иитегративвые дисциплины и проблемно-ориентированные области поиска уже начали появляться. Гуманитарно-информационные подразделения науки - предвестники формирования глобально-общенаучного комплекса знаний, именуемого ноосферологией. Остановлюсь на трех составляющих информационного комплекса дисциплин, могущих, на мой взгляд, войти в науку о ноосфере. Прежде всего „технологическая" информатика - научно-техническая дисциплина, акцентирующая внимание на технических и программных средствах информатизации, на новых информационных технологиях, - сосредоточится на созидании инфосферы. Именно инфосфера будет представлять собой ту систему технических, программных и иных средств, на базе которой и станет развиваться процесс информатизации, формироваться ИО. Это своего рода нервная система, как ее характеризуют авторы концепции информатизации образования[96], технологический фундамент ноосферы. „Технологическая" информатика будет изучать законы становления ноосферы, связанные с процессами компьютеризации, медиатизации, электронизации, развития оптических и других средств информатики, и создания на их базе все более совершенных информационных технологий, усилителей естественного интеллекта. Не менее важное значение имеет развитие наук о движении информации в социосфере в ходе ее превращения в ноосферу. Нередко считают, что этим должна заниматься информатика в ее технологическом смысле, однако, как показала практика, у нее свои проблемы. Изучением информационного аспекта, на мой взгляд, должна заниматься научная информатика, поскольку в центре ее интересов лежит научная информация, научно-информационная деятельность. Информатика как информационная наука уже обнаруживает тенденции эволюции, которые прослеживаются в статье Р. С. Гиляревского „Что такое информатика?"[97]. В 50 - 60-х годах информатика понималась как теория научной информации и занималась в основном проблемами овладения информационным „взрывом". От упорядочивания информации, производимого наукой, исследования тенденций ее движения внимание ученых постепенно начало перемещаться к научной и научно-информационной деятельности, ее организации, взаимосвязи с производством и народным хозяйством. „В 70-е годы, - подчеркивает Р.С. Гиляревский, - произошло дальнейшее расширение сферы приложения информатики. Научная информация стала играть более существенную роль в вопросах управления народным хозяйством, принятия политических решений, глобального моделирования развития общества"[98]. Расширение предмета научной информатики, включение в сферу ее исследований новых проблем и, следовательно, усиление ее роли в обществе будут и далее усиливаться, что связано с процессом интеллектуализации социосферы, превращением ее в ноосферу. Информатика как информационная наука и информатика „технологическая" стремятся к единению, конвергенции. Их синтез произойдет тогда, когда информационная технология окажется не просто автоматизированной с помощью ЭВМ, а будет иметь дело в основном с переработкой знаний, то есть когда во всех сферах социальной деятельности начнут широко использоваться компьютеры пятого поколения. Но это, в свою очередь, произойдет лишь после реализации возможностей информатики как информационной науки, изучающей семантическую информацию, ее связь со знанием как идеальным феноменом. И хотя некоторые ученые относят расцвет „интеллектуальной информатики" лишь на следующие столетия, я полагаю, что уже через десятилетия будет осуществлено существенное повышение интеллектуального потенциала цивилизации на базе информатики в ее научно-теоретическом и практико-технологическом единстве. Суть прорыва к ноосферному состоянию заключается в возможности производства и использования знания, получаемого обществом, и прежде всего наукой, во имя человека и цивилизации ноосферной ориентации. Новый, „ноосферный" разум человечества ухе не будет отставать от бытия, обрекая социальное развитие на тупики с трагическим финалом. Усиленный средствами объединенной информатики, целостно-совокупный интеллект человечества станет не только объяснять и описывать природу и общество, но и предвидеть их развитие, взаимодействие, освещать путь устойчивому развитию. Нет никаких сомнений в том, что информатика окажется в ИО наиболее почитаемой областью знания, деятельностью с высоким социальным престижем. Она превратится в сильно структурированное и дифференцированное подразделение всего научного знания, проникнет во многие ныне существующие дисциплины, образует новые, о которых сейчас вряд ли можно догадываться. Вместе с тем это будет единая информационная наука. Ухе сегодня мы убеждаемся в том, что специализация рождает между новыми областями знания четко выраженную тенденцию интеграции на высокой информатизированной основе. В перспективе информационное подразделение науки окажется наиболее влиятельной интегративно-общенаучной тенденцией и областью поиска, формирующей единство абсолютно всех отраслей и направлений научного знания. История развития информационных наук, в том числе информатики, свидетельствует об их качественных трансформациях, которые будут происходить в ускоряющемся темпе. Если менее двух десятилетий назад „информатика в перспективе" мыслилась, как движение от изучения научной информации к информации социальной, то сейчас видны иные пути этого развития. Отныне информатика не может мыслиться вне связи с процессом информатизации, становления ИО как первой ступени ноосферы, и на вопрос „Что такое информатика?" мы не получим достаточно обоснованного ответа, не осмыслив перспектив развития информационного комплекса наук, их устремленности в ноосферное будущее. Изучая роль различных видов информатики в становлении сферы разума, вряд ли можно уйти от ноосферизации науки в целом. Возможно, именно ноосферизация знаний об информации и создаст итоговый образ „информатики в перспективе", или „ноосферной информатики". Конечно, такого рода прогностические, или футурологические, исследования не очень популярны в традиционной науке, которая скорее тяготеет к изучению истории своих проблем („мы знаем одну науку- науку истории"). Однако не смещается ли акцент творческого поиска в будущее? Что касается информатики, то ее прогнозирование особенно важно во всех формах и аспектах, поскольку позволяет своевременно выделить наиболее перспективные направления развития, могущие сыграть кардинальную роль в становлении ИО и устойчивого развития человеческой цивилизации. К числу таких направлений я отношу социальную информатику. До недавнего времени социальная информатика (СИ) не связывалась с проблемами ноосферы. Высказывалось мнение, что проблемами ноосферы должна заниматься социальная экология. Однако становление ноосферы вовсе не сводится только лишь к проблеме гармонизации взаимоотношений общества и природы. Вряд ли учение о ноосфере возможно без развития комплекса информационных наук, утверждения социального разума нового типа. Истоки СИ уходят к началу 70-х годов либо даже еще раньше - все зависит от того, насколько жестко мы связываем название этого научного направления с его содержанием, которое до сих пор не установилось и не общепризнанно. Термин СИ предложен А.В. Соколовым и соавторами[99] по аналогии с научной информатикой (в нашей стране с 1966 г. эта дисциплина по инициативе А.И. Михайлова, Л.И. Черного, Р.С. Гиляревского называлась просто информатикой[100]). Л.В. Соколов и его соавторы связывали СИ с распространением подхода и методов, разрабатываемых в рамках научной информатики, на социальную информацию и коммуникацию. В последнее время сюда включено и управление. Одно из недавних определений в этом смысле таково: СИ- „научная дисциплина, изучающая посредством информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом"[101]. Возникли и другие направления изучения социальной информации, учитывающие, например, позиции социального и философского знания[102]. Появился термин „социальная кибернетика", обозначились философские и социальные проблемы кибернетики. Таким образом, круг вопросов, который возник в связи с исследованиями социальной информации, коммуникации и управления, не связывался однозначно с развитием СИ в понимании А.В. Соколова. Новый этап в развитии СИ начался с выявлением ее связи с использованием новых информационных технологий (НИТ). Возникла мысль, что СИ должна сосредоточиться на изучении процесса информатизации общества. В принципе мнение, что „должно возникнуть новое социально-технологическое познание, в центре которого должны находиться проблемы информатики, информационной технологии и информатизации общества"[103] как синтез социального и технического знания, было высказано и Л.И. Ракитовым (после появления новой интерпретации СИ). Новое понимание СИ, предложенное в раде работ[104], в значительной степени поглощает изначально отведенную ей проблематику СИ во всем ее проявившемся многообразии. В современной интерпретации предметом СИ предлагается считать закономерности взаимодействия информатики и общества, прежде всего процесса его информатизации. Сюда входят и закономерности, касающиеся социальной информации, коммуникации, а также управления - в той мере, в какой оно связывается с процессом информатизации общества, становлением информационной цивилизации и ее дальнейшим устойчивым развитием. Необходимость соединения социально-гуманитарной и естественно-технической составляющих в целостную гносеологическую систему вызвана тем, что каждая из них в отдельности не решает проблему ноосферно-гуманистической ориентации процесса информатизации, становления ИО как ступени ноосферы. Изоляция технических и информационных наук от социальных приводит к сциентизму, техницизму и технократизму, а автономное развитие социального знания уже дискредитировало себя тем, что не смогло вовремя предугадать наступление информатизации, экокризиса, становление ноосферы. Вот почему идея связать технико-технологические и социально-гуманитарные аспекты информатизации в единую систему знаний оказалась логичной и актуальной. Итак, направление исследований СИ находится на стыке информатики как научно-технической дисциплины, изучающей закономерности информационных процессов и систем, включая я преобразование информации с помощью технических средств, и социально-гуманитарного знания, акцентирующего внимание на изучении законов развития общества и человека. Имея в этой области много общего с информатикой (ее информационный и технологический аспекты) и обществоведением, СИ не входит в полной мере на в одну из этих областей, выступая самостоятельным направлением с интегративно-общенаучным статусом. Последнее имеет принципиальное методологическое значение, определяя все характеристики СИ как научного направления - предмет, методы и подходы, понятия и закономерности, связи с другими отраслями и фрагментами знания и т.д. Впрочем, СИ, как и информатика, имеет более широкий смысл, нежели научное направление, подобно тому, как информатику можно считать специфической областью деятельности, в которой связаны в единое целое наука, техника, комплекс индустрии информатики и НИТ, наполненные социальным содержанием (СНИТ), а также их применение в социальной сфере. Несколько слов о СИ как научном направлении нсосферологиче-ского комплекса знаний. Одной из первостепенных задач СИ является определение базовых понятий, таких, как информация, социальная информация, компьютеризация, медиатизация и информатизация общества, информационное общество, информационная безопасность, социальная информационная технология, информационная демократия и т.д. На их основе формируется впоследствии система закономерностей СИ. Однако необходимая для этого рабочая система понятий, как, впрочем, и методов, еще не сложилась, и, на мой взгляд, многое в развитии СИ будет зависеть от базовых понятий. Выскажу свои соображения по поводу некоторых из них. Замечу, что понятие ИО, несмотря на его прогностическую устремленность, может по-разному рассматриваться в зависимости от целей исследования. Одно дело, если ИО мыслится как конечный результат процесса информатизации, и другое - когда оно рассматривается как ступень в процессе перехода к устойчивому развитию и ноосферогенеза. И еще: создание ИО и всех последующих ступеней ноосферы будет происходить на базе НИТ с использованием систем искусственного интеллекта (ИИ), которые сами по себе призваны повысить совокупную интеллектуальную мощь цивилизации, усилить ее гуманистическую ориентацию. Поэтому информатизация как составляющая тенденция ноосферогенеза играет роль мощного стимулятора и социального механизма обретения качественно нового интеллектуально-гуманистического статуса социосферы. Изучение закономерностей информатизации, процесса становления ИО представляет собой главную задачу СИ как нового научного направления. Предметом СИ являются закономерности процесса информатизации, проявляющиеся на стыке общества и информатики как единства науки, техники и производства. Однако СИ вряд ли сможет беспристрастно исследовать объективные закономерности безотносительно к целям и задачам социального развития. Как направление ноосферологического комплекса знаний, она, несомненно, должна видеть процессы информатизации и становления ИО не замыкающимися сами на себя, а в широком - ноосферном - ракурсе. Одной из важнейших задач СИ является разработка НИТ социально-гуманистического содержания, которые, превращаясь в СНИТ, обеспечивали бы безопасное течение процесса информатизации. В конкретные проекты и СНИТ СИ должна вкладывать ноосферные цели, которые по возможности исключали бы их антигуманистическое использование. В отличие от информатики СИ интересуется лишь такими НИТ, которые реализуют социальные цели и задачи. Приоритетное внимание уделяет не любой информации, а именно социальной, а в этой, последней, прежде всего научной. По-видимому, имеет смысл выделять в социальной информации ноосферную составляющую, то есть ту ее часть, которая способствует выживанию цивилизации, ее переходу на путь устойчивого развития и становлению сферы разума. Вот почему методы исследования, используемые в СИ, не сводятся к информационному подходу, как это было в начальном варианте СИ, основанном на аналогии с научной информатикой. К методам СИ общего характера относятся также социологический, системный, эволюционный (коэволюционный), алгоритмический, моделирование, а также другие методы, выявленные в системе общенаучного знания. Подобно социальной экологии, СИ как общенаучное направление может пользоваться всеми интегративно-общенаучными средствами, адекватными решению тех или иных задач. СИ, несомненно, имеет общенаучный теоретико-методологический статус, который, однако, утрачивается либо существенно снижается, если положения СИ эксплицируются на уровень соответствующих специализаций - экономической, социологической, политической информатики и т.д. В самом общем виде СИ оказывается общенаучным ноосферно-методологическим направлением, снабжающим своими идеями, концепциями специальные и прикладные отрасли знания, образованные на стыке информатики и общественных наук. К ним помимо частных СИ относятся такие новые области, как компьютерное право, компьютерная этика, когнитивная наука и т.д. СИ, однако, не является „верхним этажом" для этих направлений и сама входит в более обширный и системный комплекс знаний - ноосферологию. Проблемно-интегративный и прогностический характер СИ порождает определенные трудности в обучении студентов и аспирантов, поскольку, в частности, традиционная модель образования и классическая наука рассчитаны на общество современное, индустриальное. По-видимому, наряду с организацией кафедр СИ в гуманитарных вузах необходимо ввести специализацию по СИ с правом защиты диссертации по основным гуманитарным, естественным и техническим наукам. СИ представляет собой новую область научного поиска и образования, которая получит свое наиболее паяное развитие в ИО. Более того, СИ наряду с другими информационными отраслями окажется, по-видимому, важной составляющей в науке и образовании, соответствующей ИО. Развитие СИ и се использование в образовании предполагается тесно увязать с комплексом глобальных проблем и отраслей знания, входящих в ноосферную систему дисциплин и научных направлений. Как трудно определить, когда началось развитие СИ, так трудно определить и истоки ноосферного комплекса знаний. Обычно, как отмечает Н.Н. Моисеев, ссылаются на труды Э. Леруа, П. Тейяр де Шардена и В.И. Вернадского[105]. Однако это в основном терминологические источники предвестников развитой концепции ноосферы. Вместе с тем в последнее время в связи с бурным развитием экологических исследований как-то стали сужать проблематику ноосферы, начисто изолировав ее от информационного цикла наук (как и космического цикла, начатого К.Э. Циолковским). Самое простое здесь- пытаться включить информатику (СИ, а также информационную науку и технологию) в ноосферологию. Важно, однако, сделать и более фундаментальный вывод. А он заключается в том, что одним из важнейших источников ноосферологии являются науки об информации. Именно информация может претендовать на приоритетно-доминирующий фактор развития сферы разума, управляющий ее и духовным, и материальным компонентами. И конечно, прав П. Кууси, утверждая, что именно „информация является движущей силой человеческого эволюционного процесса"[106], тем более на этапе истории, который связывают с переходом к устойчивому развитию и становлению ноосферы. Итак, мне представляется несомненным, что роль информационных наук в ходе ноосферогенеза будет существенно возрастать; без этого не реализуется ни ИО, ни другие ступени сферы разума. Особое значение будет принадлежать как информатике в ее технологическом аспекте, так и научной информатике в СИ, которые с различных, во тесно связанных между собой сторон станут изучать процесс информатизации общества, возрастания приоритета информации и т.д. Информационный аспект становления ноосферы настолько важен, что вскоре ему будет посвящено громадное число исследований. И не отдаленное, а самое ближайшее будущее покажет, прав ли автор.
Date: 2015-09-03; view: 494; Нарушение авторских прав |