Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия совокупного спроса и совокупного предложения
Совокупный спрос (АD – aggregate demand) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в отечественной экономике. Структуру совокупного спроса можно представить в виде следующей формулы: AD = C +I + G + Xn, где С – потребительский спрос (спрос д/х на потребительские товары); I – инвестиционный спрос (спрос сектора бизнеса на инвестиционные товары; G – государственный заказ (спрос на товары и услуги со стороны государства); Xn – спрос на чистый экспорт (разница между экспортом и импортом) или спрос на экспорт со стороны иностранцев. Отметим, что одни элементы совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно (например, потребительские расходы). Другие, наоборот, более динамичны (инвестиционные расходы). Именно изменения последних в наибольшей степени определяют колебания совокупного спроса и вызывают изменения деловой активности в стране. Совокупное предложение (AS – aggregate supply) включает в себя все конечные товары и услуги, которые производятся в стране. Другими словами под совокупным предложением понимается реальный объем производства при сложившемся уровне цен в стране. Допуская, что вся произведенная в стране продукция оплачивается (реализуется), то совокупное предложение AS должно соответствовать сумме доходов домашних хозяйств (владельцев ресурсов). Следовательно, совокупное предложение может быть приравнено к величине ВВП, измеренного по потоку доходов. Обозначив совокупный доход через Y - реальный объем производства в стране, получим: AS =Y Согласно модели круговых потоков доходы одного экономического агента формируются за счет расходов другого экономического субъекта. Таким образом, совокупное предложение будет равняться совокупному спросу при условии полного потребления. В связи с этим возникает равновесная ситуация (ситуация равновесия на товарном рынке): Совокупное предложение = совокупному спросу Реальный объем производства (валовой доход), при котором спрос на него равен предложению, называется равновесным (Ye). Равновесному объему производства соответствует равновесный уровень цен (). На основании данных нами определений совокупного спроса и совокупного предложения можно вывести условие равновесия на рынке товаров и услуг. AD = AS Y = C + I + G + Xn. Это уравнение носит название фундаментального на рынке товаров и услуг. 3.1.2. Кривая совокупного спроса AD Кривая совокупного спроса AD показывает изменение совокупного уровня всех расходов четырех секторов экономики – домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы – в зависимости от изменения уровня цен при прочих равных условиях. Кривая AD внешне напоминает кривую спроса D на рынке отдельно взятого товара. Но построена она в иной системе координат: - по оси абсцисс указывают значение реального ВВП; - по оси ординат – уровень цен (дефлятор ВВП). График совокупного спроса представлен на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса
Кривая AD показывает то количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом возможном уровне цен: каждому уровню цен (Р) соответствует свой объем совокупного спроса (Yd). Несмотря на графическую схожесть кривых спроса (D) на рынке отдельно взятого товара и совокупного спроса (AD), между ними есть существенные различия: 1) Кривая спроса показывает результаты изменения в цене на один продукт, предполагая, что цены на другие товары остаются неизменными. Кривая совокупного спроса, наоборот, отражает движение экономики в ответ на изменения в ценах на один или на все товары и услуги, приводящие к изменению общего уровня цен. 2) Кривая спроса отражает тот факт, что номинальный (денежный) потребительский доход остается неизменным на протяжении всей кривой. Кривая совокупного спроса, наоборот, позволяет сделать вывод о том, что движение экономики вдоль кривой в ответ на изменения общего уровня цен может приводить к изменению номинального ВВП. В связи с этим, сложно утверждать, что наклон кривой (AD) просто отражает суммированный наклон кривых (D) на рынках отдельно взятых товаров. Поэтому целесообразно рассмотреть более подробно причины отрицательного наклона кривой AD. Действительно, кривая AD имеет отрицательный наклон. Это означает, что совокупный спрос уменьшается с ростом уровня цен. Согласно количественной теории денег ( уравнение Фишера ): MV = PY, где M – количество денег, находящихся в обращении (предложение денег); V – скорость обращения денег. Она определяется числом оборотов денежной единицы за определенный период времени и показывает быстроту, с которой банкноты перемещаются из бумажника одного экономического агента в бумажник другого. P – уровень цен; Y – реальный ВВП (реальный объем дохода). Отсюда следует: Из уравнения видно, что любое изменение уровня предложения денег М в экономике (или скорости обращения V) изменит объем совокупного спроса (Yd) при каждом уровне цен (Р). Следовательно, изменится не Yd, а сам AD. Поэтому кривая AD сместится вправо, если AD увеличится, или влево, если он сократится. Таким образом, можно выделить ценовые (Р) и неценовые факторы (к ним относятся М и V), влияющие на кривую совокупного спроса. Ценовые факторы будут менять объем совокупного спроса, т.е. под воздействием изменения уровня цен Р будет меняться величина реального дохода Yd. Неценовые факторы будут менять не Yd, а саму линию совокупного спроса AD, т.е. при таком же уровне цен величина совокупного дохода будет другой. Рассмотрим эти две группы факторов более подробно. 1. Ценовые факторы, влияющие на AD Важнейшей переменной совокупного спроса является уровень цен Р. Изменение объема совокупного спроса (Yd) выражается в движении вдоль кривой AD. Допущение: каждую конкретную кривую AD можно построить при условии, что все неценовые факторы останутся неизменными (к примеру, предложение денег). Таким образом, ценовыми факторами признаются все факторы и условия, влияющие на изменение уровня цен (Р) в стране. Ценовыми факторами считают причины обратнопропорциональной зависимости между объемом совокупного спроса и уровнем цен: 1. Эффект богатства (эффект Пигу, эффект реальных кассовых остатков): Рост уровня цен ведет к падению покупательной способности денег и некоторых других финансовых активов (уменьшение богатства), в результате чего сокращаются потребительские расходы и, следовательно, объем совокупного спроса. Р↑ → ↓ → С↓ → AD ↓. 2. Эффект Кейнса (эффект процентной ставки): С ростом уровня цен требуется больший объем денег в обращении, возникает их дефицит и возрастает их цена – ставка процента. С ростом процентной ставки спрос на инвестиционные товары сокращается. Кроме того, домашние хозяйства сокращают потребление и увеличивают финансовые вложения, т.к. их доходность возрастает. В итоге объем спроса на инвестиционные и потребительские товары (совокупный спрос) сокращается. Р↑ → ↓ → i↑ → I↓ → AD ↓. 3. Эффект импортных закупок (обменного курса, эффект Манделла-Флеминга, импорта): Когда снижение уровня цен приводит к уменьшению процентной ставки, инвесторы перемещают часть своих капиталов за границу, что обуславливает падение курса национальной валюты. Обесценение национальной валюты предопределяет удешевление отечественных товаров по сравнению с импортными, и следовательно, способствует росту чистого экспорта и объема совокупного спроса. И, наоборот, с ростом уровня цен импортные товары дешевеют относительно отечественных, в результате чего спрос на импортные товары возрастает, а на отечественные падает.
2. Неценовые факторы, влияющие на AD К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, можно отнести все факторы, влияющие на: 1) С – потребительские расходы домохозяйств: § благосостояние потребителей; § ожидания потребителей; § изменения в подоходном налоге. 2) I – инвестиционные расходы фирм: § субсидии и льготы; § ожидаемые прибыли от инвестиций; § технологии; § наличие избыточных производственных мощностей; § налоги на бизнес. 3) G – государственные расходы: § расходы, связанные с проведением государственной политики; § изменения заработной платы бюджетникам; § изменения структуры государственных расходов. 4) Xn – чистый экспорт: § колебания валютных курсов; § национальный доход в зарубежных странах; § условия на внешних рынках. Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора: - предложение денег; - скорость обращения денег. Учитывая влияние ценовых и неценовых факторов, совокупный спрос можно представить как функцию, зависящую от ряда переменных (от этих факторов): 3.1.3. Кривая совокупного предложения AS График совокупного предложения AS отражает изменения совокупного реального объема производства всех конечных товаров и услуг в связи с изменением уровня цен. Кривая совокупного предложения AS, также как и кривая S, имеет положительный наклон. Кривая AS строится в той же системе координат, что и кривая AD. Однако в отличие от графика AD ее форма различна в краткосрочном (2-3 года) и долгосрочном периодах. Рассмотрим особенности построения кривой в краткосрочном периоде, характеризующие ценовые факторы, влияющие на AS. 1. Ценовые факторы, влияющие на AS В современной экономической литературе кривая AS обычно состоит из трех участков (рис. 3.2). 1. Горизонтальный участок (кейнсианский): рост объема совокупного предложения осуществляется при неизменном уровне цен. Данный характер зависимости возможен в депрессивной экономике, когда не используется большое количество ресурсов (труда, капитала и т.д.). Поэтому эти ресурсы можно вовлечь в экономику без повышения их цен. Этот характер зависимости обусловлен жесткостью номинальной (денежной) заработной платы. В депрессивной экономике значительные масштабы безработицы позволяют фирмам нанимать новых сотрудников, сохраняя номинальную зарплату на прежнем уровне. Поэтому рост производства и дохода может происходить до определенного предела без какого-либо повышения цен. Данный участок назван по имени Д. Кейнса, создавшего экономическую теорию, объяснившей причины “Великой депрессии” 30-х гг. в экономике США. Рис. 3.2. Кривая совокупного предложения AS 2. Восходящий участок: участок, на котором кривая AS имеет положительный наклон. Рост уровня цен ведет к увеличению объема совокупного предложения (Ys), а снижение уровня цен – к его падению. Данный участокотвечает промежуточному состоянию экономики, когда для вовлечения дополнительных ресурсов требуется увеличение цен, причем с ростом уровня цен эффект увеличения реального объема производства ослабевает. 3. Вертикальный участок (классический): отвечает состоянию экономики с полной занятостью, когда дальнейшее повышение цен не приводит к увеличению используемых ресурсов, поскольку они уже расходуются полностью. В современной трактовке полная занятость предполагает естественный уровень безработицы в размере 5-6% от общей численности всего трудоспособного населения. Таким образом, кривая AS совершенно неэластична по отношению к общему уровню цен. Если экономика достигает точки YF, то у нее отсутствуют возможности для расширения производства. Участок называют классическим, поскольку представители классической школы А. Смита рассматривали состояние полной занятости как норму. 2. Неценовые факторы, влияющие на AS Изменение неценовых факторов может сместить кривую совокупного предложения вправо, если AS растет, и влево, если AS падает. Данные сдвиги свидетельствуют о новом уровне издержек производства в расчете на единицу выпуска (средние издержки производства или себестоимость продукции). К неценовым факторам относят: 1. Рr - изменение цен на ресурсы: § наличие внутренних ресурсов (земля, капитал, трудовые ресурсы); § цены на импортные ресурсы; § наличие монопольной власти у поставщиков ресурсов. 2. Ef - изменения в производительности труда, зависящей от: § T -технологий; Date: 2015-08-15; view: 465; Нарушение авторских прав |