Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административном правонарушении





Возбуждение дела — первоначальная стадия производства по делу об административном правонарушении, и, следовательно, именно от нее зависит весь ход производства. На этом этапе про­исходит фиксация обстоятельств, имеющих значение по делу, определение подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

Возбуждение дела должно быть своевременным, желательно по «горячим следам». Возбуждение дела — это реагирование со­ответствующих должностных лиц на событие, содержащее при­знаки правонарушения. Запоздалое реагирование может привес­ти, например, к утрате доказательств и потом серьезно затруднить производство по делу.

Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ве­дется производство по делу об административном правонаруше­нии, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяс­нения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Дело об административном правонарушении рассматривается с его участием. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, когда от него не поступи­ло ходатайство об отложении рассмотрения дела либо когда та­кое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонаруше­нии, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в от­ношении которого ведется производство по делу, обязательно. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об ад­министративном правонарушении, вправе признать обязатель­ным его присутствие при рассмотрении дела.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется про­изводство по делу об административном правонарушении, мо­жет быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, об­суждение которых может оказать отрицательное влияние на него.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший — физиче­ское или юридическое лицо, которому административным пра­вонарушением причинен физический, имущественный или мо­ральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, пред­ставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользо­ваться юридической помощью представителя, обжаловать по­становление по данному делу, пользоваться иными процессу­альными правами, предусмотренными КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривает­ся с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежа­щем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля.

Нормы ст. 25.2 КоАП РФ направлены на обеспечение прав физических и юридических лиц, которым административным пра­вонарушением причинен физический, имущественный или мо­ральный вред. Физическому лицу могут быть причинены все три вида вреда. Юридическому лицу, как правило, может быть при­чинен имущественный вред, однако в результате административ­ного правонарушения может пострадать его деловая репутация.

Права потерпевшего в производстве по делу об администра­тивном правонарушении, по сути, аналогичны правам лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ст. 25.3 и 25.5 КоАП РФ защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется про­изводство по делу об административном правонарушении, мо­жет осуществлять защитник, а потерпевшего — представитель. В отношении лица, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, защиту осуществляют их законные представители: родители, усынови­тели, опекуны или попечители.

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, выступающих законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

При рассмотрении дела об административном правонаруше­нии, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обя­зательным присутствие законного представителя указанного лица.


Защиту прав и законных интересов юридического лица со­гласно ст. 25.4 КоАП РФ осуществляют его законные представи­тели, которыми выступают его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными до­кументами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документа­ми, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Филиалы и представительства юридических лиц согласно ч. 3 ст. 55 ГК не считаются юридическими лицами. Следовательно, их руководители не могут выступать в качестве законных пред­ставителей юридического лица и могут представлять его интере­сы только по доверенности.

В качестве защитника или представителя к участию в произ­водстве по делу об административном правонарушении допус­кается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостове­ряются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юриди­ческую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной нотариусом.

Защитник и представитель допускаются к участию в произ­водстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в свя­зи с административным правонарушением защитник допускает­ся к участию в производстве по делу об административном пра­вонарушении с момента административного задержания.

Согласно ст. 25.12 КоАП РФ к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защит­ника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществля­ющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников произ­водства по данному делу.

Защитник и представитель вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказа­тельства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмот­рении дела, обжаловать применение мер обеспечения произ­водства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Право каждого на получение квалифицированной юридиче­ской помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмот­ренных законом, закреплено в ст. 48 Конституции.

Согласно ст. 25.6 КоАП РФ в качестве с видетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежа­щие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, долж­ностного лица, в производстве которых находится дело об ад­министративном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.


Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усы­новителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков); давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесе­ния его показаний в протокол.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психоло­га. В случае необходимости опрос проводится в присутствии за­конного представителя.

Свидетель предупреждается об административной ответствен­ности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или за укло­нение от исполнения своих обязанностей свидетель несет адми­нистративную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

В качестве свидетеля может быть опрошен и потерпевший.

Ответственность свидетеля за заведомо ложные показания установлена в ст. 17.9 КоАП РФ.

Согласно ст. 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных гл. 27 КоАП РФ, обязательно присутствие понятых. Понятой — один из участников производства по делам об административных пра­вонарушениях. В качестве понятого может быть привлечено лю­бое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Таким образом, должно исключаться привлечение в качестве понятых лиц, находящихся в родственных отношениях с ли­цом, привлекаемым к административной ответственности, по­терпевшим, а также иных лиц.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт со­вершения в его присутствии процессуальных действий, их со­держание и результаты.

Об участии понятых в производстве по делу об администра­тивном правонарушении делается запись в протоколе.

Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых про­цессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

В случае необходимости понятой может быть опрошен в каче­стве свидетеля.

Согласно ч. 1 ст. 25.7 КоАП РФ число понятых должно быть не менее двух. Из этого положения можно сделать вывод о том, что число понятых может быть и больше двух, главное, чтобы их было как минимум двое.

КоАП РФ (ст. 25.8) допускает в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правона­рушении привлечение любого не заинтересованного в исходе дела совершеннолетнего лица, обладающего познаниями, не­обходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреп­лении и изъятии доказательств, а также в применении техни­ческих средств.

Специалист обязан: явиться по вызову судьи, органа, долж­ностного лица, в производстве которых находится дело об ад­министративном правонарушении; участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнару­жения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий; удостоверить своей под­писью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.


Он вправе: знакомиться с материалами дела об администра­тивном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, должностно­го лица, лица, председательствующего в заседании коллегиаль­ного органа, в производстве которых находится дело об адми­нистративном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении ко­торого ведется производство по делу, потерпевшему и свидете­лям; делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в про­токол.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей спе­циалиста он несет административную ответственность, преду­смотренную КоАП РФ.

В случаях, когда при производстве по делу об администра­тивном правонарушении возникает необходимость в использо­вании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве ко­торых находится дело выносят определение о назначении экспертизы.

В определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он должен быть пре­дупрежден об административной ответственности за дачу заве­домо ложного заключения (ст. 17.9 КоАП РФ).

За отказ или уклонение эксперта от исполнения обязанностей он несет административную ответствен­ность, предусмотренную КоАП РФ.

При решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содер­жания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, привлека­емому к ответственности, необходимо выяснить у перечисленных участников производства по делу об административном правонарушении их мнение о необходимости проведения экспертизы и вопросах, которые должны быть разрешены экспертом, кандидатуре экс­перта, экспертном учреждении.

В качестве эксперта согласно ст. 25.9 КоАП РФ может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершен­нолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в на­уке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для прове­дения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан: явиться по вызову судьи, органа, должност­ного лица, в производстве которых находится дело об админис­тративном правонарушении; дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяс­нения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответствен­ности за дачу заведомо ложного заключения. Он имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключе­ния; знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, за­являть ходатайства о предоставлении ему дополнительных ма­териалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения судьи, должностного лица, в производстве которых на­ходится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отно­шении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; указывать в своем заключении на имеющие зна­чение для дела обстоятельства, которые установлены при про­ведении экспертизы и по поводу которых ему не были постав­лены вопросы.

Согласно ст. 25.10 КоАП РФ в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела со­вершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сур­доперевода, необхо­димыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Он назначается су­дьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и обя­зан явиться по вызову, и выполнить полно и точно поручен­ный ему перевод и удостоверить верность перевода своей под­писью.

Переводчик предупреждается об административной ответ­ственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей пере­водчика он несет административную ответственность, преду­смотренную КоАП РФ.

К участию в производстве по делу об административном пра­вонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной от­ветственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела.

В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу; участво­вать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключе­ния по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административ­ном правонарушении независимо от участия в деле, а также со­вершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовер­шеннолетним, а также дела об административном правонару­шении, возбужденном по инициативе прокурора.

В гл. 25 КоАП РФ, определяющей круг лиц, являющихся уча­стниками производства по делам об административных право­нарушениях, органы и должностные лица, составившие прото­кол об административном правонарушении, не перечислены, поэтому представители этих органов и должностные лица к уча­стию в деле привлекаются лишь в случае необходимости в каче­стве свидетелей.

 

Поводами к возбуждению дела об административном право­нарушении служат:

— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц;

— сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дел об административных право­нарушениях, предусмотренных ст. 14.12, 14.13, 14.21—14.23 КоАП РФ, служат непосредственно обнаруженные должностным ли­цом события правонарушения либо сообщения правоохранитель­ными и другими государственными органами, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предпри­ятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — со­брания (комитета) кредиторов.

Указанные выше материалы, сообщения, заявления под­лежат рассмотрению должностными лицами, уполномочен­ными составлять протоколы об административных правона­рушениях.

Дело об административном правонарушении может быть воз­буждено должностным лицом, уполномоченным составлять про­токолы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденнымс момента:

— составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

— составления протокола об административном правонару­шении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения ад­министративного расследования;

- оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответ­ствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ вместо протокола об администра­тивном правонарушении составляется постановление-квитанция установленного образца.

В случае отказа в возбуждении дела об административном пра­вонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбужде­нии дела об административном правонарушении.

Прокурор вместо протокола о совершении административ­ного правонарушения выносит соответствующее постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указыва­ются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, повод для возбуждения дела, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются, место, время совершения и событие право­нарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предус­матривающая ответственность за данное административное пра­вонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых воз­буждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правона­рушении физическому лицу или законному представителю юри­дического лица, в отношении которых возбуждено дело, а так­же иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается за­пись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридиче­ского лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об ад­министративном правонарушении. Указанные лица вправе пред­ставить объяснения и замечания по содержанию протокола, ко­торые к нему прилагаются.

Протокол об административном правонарушении подписыва­ется должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридиче­ского лица, в отношении которых возбуждено дело об админи­стративном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правона­рушении.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23—5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 15.10, ч. 3 ст. 19.4, ст. 19.9, 20.26 КоАП РФ, возбуж­даются прокурором. При осуществлении надзора за соблюде­нием Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правона­рушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ. Так, в соответствии с ней протокол об адми­нистративном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонаруше­ния. В случае, если требуется дополнительное выяснение обсто­ятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления.

В случае проведения административного расследования (срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуж­дения дела) протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмот­ренные ст. 28.7 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении дела выносится мотивирован­ное определение об отказе в возбуждении дела.







Date: 2015-08-15; view: 325; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию