Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, основные черты и основания административной ответственности





Ответственность - многоплановое и сложное социальное явление. Она включает в себя:

а) осознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение;

б) оценку поведения и его социально-значимые последствия;

в) наложение взыскания от имени государства.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды ответственности:

- административную;

- материальную (для лиц, на которых не распространяются действия норм трудового права);

- дисциплинарную.

С учетом этого необходимо различать понятия "ответственность по административному праву" и "административная ответственность". Второе понятие значительно уже первого. На основе норм административного права могут применяться, кроме норм юридической ответственности, различные меры общественного воздействия. Эти меры близки к дисциплинарной и административной ответственности, но не к первой, ни ко второй они не относятся. Одни виды ответственности на основе норм административного права имеют главной целью укрепить дисциплину, гарантировать служебную подчиненность, другие - компенсировать в административном порядке имущественный ущерб, причиненный неправильными действиями подчиненных.

В сфере дисциплинарной ответственности наблюдается тесное переплетение норм трудового и административного права. Это определяется тем, что государственные служащие и работники государственного аппарата подпадают, в принципе, под действие норм трудового права. Но имеется и специфика служебного статуса руководящих работников и некоторых других служащих. В отдельных областях государственного управления дисциплинарная ответственность наступает только на основе административного права (военнослужащие и приравненные к ним лица).

Материальная ответственность военнослужащих, применяемая командованием, регулируется нормами административного права. Материальная ответственность в "гражданских" ведомствах наступает по нормам трудового права, но с учетом специфики должностного положения лиц, а оно определяется нормами административного права. Материальная ответственность имеет много общего с гражданско-правовой имущественной ответственностью, однако, в отличие от нее связана с исполнением виновным трудовых или служебных обязанностей.

Одна из характерных особенностей ответственности по административному праву состоит в том, что она применяется чаще всего органами исполнительной власти и их должностными лицами, причем в одних случаях в рамках отношений служебной подчиненности с теми, к кому эти меры применяются, а в других случаях при отсутствии ее.

Ответственность по нормам административного права охраняет не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права государственного, трудового, финансового, земельного, лесного, водного и других. Это особо ярко проявляется при рассмотрении административной ответственности.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая во всех случаях есть результат неправомерного поведения лица и выражается в применении к нему полномочными органами или должностными лицами в установленном законом порядке соответствующих юридических санкций.

Административная ответственность наступает при наличии состава правонарушения, т.е. действия либо бездействия, противоречащего предписаниям той или иной правовой нормы. Ответственность есть реакция государства и общества на правонарушение. Она влечет определенное последствие - предусмотренное правовыми нормами (их санкциями) наказание за содеянное. Вместе с тем административная ответственность имеет особенности, которые четко проявляются при сравнении ее с иными видами ответственности.

Во-первых, административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, главным источником которых является Кодекс РФ об административных правонарушениях от 1 июля 2002 года.

Во-вторых, для административной ответственности характерно особое основание - административное правонарушение.

В-третьих, административная ответственность, как и все меры административного принуждения, применяется, как правило, во внесудебном порядке, т.е. непосредственно полномочными органами исполнительной власти. Применение мер административной ответственности есть одна из наиболее показательных форм проявления административной юрисдикции, т.е. реализации предоставленной органам управления юрисдикционной компетенции. В случаях, специально предусмотренных законодательством, меры административной ответственности могут применяться судами (судьями), но в порядке осуществления административной юрисдикции.


В-четвертых, преимущественно внесудебный порядок применения мер административной ответственности не означает, что все случаи использования юридических санкций в таком порядке можно квалифицировать как административную ответственность. В частности, не являются административной ответственностью административно-предупредительные меры и меры административного пресечения, которые применяются во внесудебном порядке. Существенно отличается от нее и дисциплинарная ответственность, привлечение к которой осуществляется во внесудебном порядке.

В-пятых, административная ответственность выражается в наложении на лицо, совершившее административное правонарушение, полномочным органом исполнительной власти особого административного наказания, которое по своей сути и есть мера административной ответственности. Это существенно отличается от основ уголовной ответственности, где за преступления предусмотрено уголовное наказание. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении взысканий за противоправные проступки в порядке подчиненности.

Имущественные санкции являются выражением применения материальной ответственности.

В-шестых, субъектами административной ответственности могут выступать как физические лица, так и коллективные образования (объединения, организации). В то же время, к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица.

В-седьмых, административные наказания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. Данное условие существенно отличается от дисциплинарной ответственности, меры которой к работникам и служащим применяются в порядке подчиненности.

В настоящее время порядок установления и применения всех мер административной ответственности определен Кодексом РФ об административных правонарушениях. Он определяет круг правил, за нарушение которых устанавливается административная ответственность. Это, например, правила: дорожного движения, воинского учета, пограничного режима, паспортной системы и т.д.

Кодекс РФ об административных правонарушениях наряду с общими положениями конкретно определяет круг органов, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, содержит процессуальные нормы о порядке производства по делам об административных правонарушениях, а также систему административно-правовых запретов (составов административных правонарушений), сгруппированных по объектам посягательства.

Установлены следующие основные правила действия законодательства об ответственности за административные правонарушения.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время по месту его совершения. Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.


Как мы уже отмечали выше, основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Рассмотрим его состав более подробно.

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Под признаками (элементами) состава административного правонарушения понимают: объект; объективную сторону; субъект и субъективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Так, в ст. 19.3 КоАП РФ объектом является "законное распоряжение или требование сотрудника милиции, военнослужащего, либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка".

Объективная сторона состава правонарушения - это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние (кража, торговля, хранение и т.п.). В приведенном выше примере объективной стороной будет являться "неповиновение". Наличие объективной стороны административного правонарушения законодательство во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичность. Такие понятия, как "неоднократность", "повторность", "длящееся нарушение", характеризующие действие или бездействие, также могут входить в содержание объективной стороны административного проступка.

Особое внимание обращает на себя институт субъектов административного правонарушения, которыми признаются физические лица и организации.

Субъект административного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого административной ответственности. Посягательства на общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, могут составить содержание противоправного поведения граждан РФ, к которым относят должностных лиц и военнослужащих, юридических лиц, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

В юридической литературе существует несколько подходов к градации, присущей субъекту исходя из его признаков. Мы предлагаем вам следующий, который делит все характерные черты субъектов на две группы: общие и особенные (специальные). Общими признаются те, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности. Это, во-первых, вменяемость и, во-вторых, достижение 16-летнего возраста. Данные признаки закреплены статьями Общей части КоАП РФ.


Специальные признаки можно поделить на несколько групп которые отражают:

а) выполнение профессиональных функций субъектом либо его служебное положение (должностное лицо, капитан судна, водитель и т.д.);

б) прошлое противоправное поведение субъекта (лицо, находящееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности, злостный нарушитель);

в) иные особенности правового статуса граждан (военнослужащий, иностранный гражданин и др.)

Следующей характеризующей чертой административного правонарушения является субъективная сторона. Другими словами - это совокупность признаков, определяющих психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она выражается в виновности правонарушителя. Обязательный признак административного правонарушения есть вина, которая может проявляться в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Определение правонарушения дается в ст. 2.1 КоАП РФ, который определяет его как противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое







Date: 2015-08-15; view: 641; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию