Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Менеджер, его роль и место в организации
Центральное место в управлении занимает руководитель, управляющий, менеджер. Руководитель – работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы. Руководитель – работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива. В круг обязанностей входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления. [3] Руководитель предприятия – по законодательству Российской Федерации – возглавляющее предприятие должностное лицо, которое: - без доверенности действует от имени предприятия, - представляет интересы предприятия, - распоряжается имуществом предприятия, - заключает (трудовые) договоры, - выдает доверенности, - открывает в банках расчетный и другие счета, - пользуется правом распоряжения средствами, - утверждает штаты, - издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. Менеджер – руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в условиях рынка (ориентации на потребителя). Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджер - 1) член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решения по эффективному взаимодействию людей для достижения намеченных целей; 2) наемный профессиональный управляющий. [25] Менеджер – предприимчивый руководитель, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и развитие организации. Деятельность менеджеров отличается определенной самостоятельностью, что можно охарактеризовать следующим образом: 1. менеджер по своему служебному положению наделяется правомочными функциями и большими правами для принятия решений, т.е. он может действовать самостоятельно в любых производственных и коммерческих операциях, 2. самостоятельность менеджера проявляется в отношении его к капиталу организации, на которую он работает, т.е. речь идет об отношении собственности. Это возникает из следующего: начинающий бизнесмен на первой стадии своей деятельности сам осуществляет управление своим капиталом, производственными формами и людьми. По мере накопления капитала и расширения производства у него возникает необходимость в более профессиональном управлении. Тогда он приглашает на определенные управленческие роли профессионала, который осуществляет управление соответствующей отраслью производства. Это внешняя сторона отношений собственности и управленческих отношений. На первых порах предприниматель сам олицетворял отношения собственности управленческие отношения. Тогда же, когда появился управленческий работник – менеджер, и ему были переданы функции управления, произошло разделение этих отношений. Предприниматель теперь является владельцем своего капитала и олицетворяет отношения форм собственности, а менеджер – управленческие отношения. Самостоятельность менеджеров проявляется и в том, что менеджеры свободны от собственности организации, в которой они работают, т.е. они не связаны в своих действиях какими-либо экономическими ограничениями, но в то же время им не запрещено иметь часть капитала в виде акций фирмы. Менеджер, руководитель – субъект управления, действующий в организации; профессиональный управляющий, осознающий, что он особой профессии; работник, прошедший специальную подготовку. Для того, чтобы стать менеджером, необходимо занять управленческую должность, стать руководителем, осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить знания, относящиеся к менеджменту, придерживаться стандартов, внешних атрибутов поведения, которые присущи менеджерам, уметь хорошо управлять, достигать поставленных целей. Менеджер не имеет однородности в своей работе. Для менеджера характерна кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. [23] М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что содержанием работы менеджера является роль руководителя. Г. Минцберг определяет роль «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкурентной должности». Им выделяются 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени (табл. 1.3). [15] Г. Минцберг отмечает, что роли не могут быть независимы одна от другой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Межличностные роли делают руководителя сосредоточением информации; он действует в качестве центра обработки информации. Принимая межличностные и информационные роли, руководитель играет роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. перечисленные роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от особенностей организаций (табл.1.3). Объективной причиной существования менеджеров является основополагающее положение о том, что организация не может существовать без менеджеров в условиях рыночных отношений. Г. Минцберг видит их в следующем. Менеджеры: - вырабатывают стратегии организаций. - разрабатывают и устанавливают взаимодействия между процессами, протекающими в организациях. - направляют деятельность организаций на пользу тем лицам и учреждениям, которые имеют контроль над организацией. - служат основным информационным каналом связи организаций с окружающей средой. - несут ответственность за конечные результаты деятельности организаций. - представляют организации на официальных мероприятиях. - направляют организации на осуществление их миссий. Таблица 1.3 Роли менеджера по Генри Минцбергу
Существует применяемый к любой организации процесс управления, который заключается в реализации функций, которые должен выполнять любой руководитель. Необходимость выполнения указанных функций управления определяет особенности труда менеджеров, которые, в свою очередь, определяют черты и свойства, необходимые менеджеру (рис.1.2). [20]
Рис. 1.2. Особенности труда менеджеров, черты и свойства, необходимые менеджеру
Несмотря на то, что менеджеры играют определенные роли и выполняют определенные функции, работы они делают различные. При большом объеме управленческой работы она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения труда менеджеров носит горизонтальный характер (горизонтальное разделение труда). Менеджеры распределяются во главе функциональных областей и подразделений. Для выполнения производственных работ горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована. Отдельным менеджерам приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей. Менеджеры, в свою очередь, тоже могут координировать работу руководителей. Так до уровня менеджера, который координирует работу неуправленческого персонала. Неуправленческий персонал организации представляют работники, которые физически изготавливают продукцию, выполняют проектные работы, оказывают производственные услуги (рабочие, рядовые производственные инженеры, экономисты, кладовщики, водители транспортных средств). Например, главный инженер, заместители руководителя предприятия по производству, финансам, коммерческой деятельности, персоналу, маркетингу. Вертикальное разделение труда образует уровни управления. Вне зависимости от существования в организации уровней управления, руководителей делят на 3 категории. Т. Парсонс предлагает рассматривать категории менеджеров с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Это технический уровень, управленческий уровень и институционный уровень. Институционный уровень – уровень социальных структур – так называемых «институтов», выполняющих определенные общественные функции. Согласно Т. Парсонсу, менеджеры на техническом уровне в основном занимаются ежедневными управленческими процессами и действиями, необходимыми для эффективной работы организации. Руководители на управленческом уровне заняты управлением и координацией внутри организации. Руководители на институционном уровне заняты разработкой стратегии, долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.[15] Общепринятый способ описания уровней менеджеров в организации состоит в выделении менеджеров (руководителей) низового звена, менеджеров (руководителей) среднего звена и менеджеров (руководителей) высшего звена (топ менеджеров – главных управляющих). Основу такой классификации составляет иерархия, которая определяется как расположение частей в порядке от высшего к низшему. В соответствии с иерархией управления (вертикального разделения управленческого труда) работа менеджеров каждого уровня имеет определенную специфику. Организация производства на предприятиях относится к сфере деятельности линейных менеджеров: генерального директора, директора, начальника производства, начальника цеха и участка, мастера, бригадира. Линейный менеджер несет всю полноту ответственности за состояние и высокий уровень организации производства. Менеджеры низового звена – это младшие начальники (в машиностроительном производстве – мастера). Они выполняют управленческие действия на организационном уровне, находящемся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). В обязанности младших управленцев входит выдача и осуществление контроля за выполнением производственных заданий, предоставление информации о правильности выполнения этих заданий. Они могут отвечать за непосредственное использование выделенных ресурсов (сырья, оборудования). Руководители низового звена составляют большую часть руководителей в организации. Большинство менеджеров начинают свою управленческую карьеру с этого уровня. Работа руководителя низового звена характеризуется напряженностью и наполненностью разнообразных действий, переходами от одной задачи к другой. Задачи в основном краткие, порой исчисляются минутами. Временной период для реализации решений короткий (до двух недель). Около половины своего рабочего времени младшие руководители проводят в общении, в основном с подчиненными. Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями среднего звена. На уровне производственного участка и бригады – низовом уровне управления – профессиональная деятельность менеджера должна быть направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий и стимулирования выпуска продукции высокого качества, повседневное выполнение производственных заданий, полное использование рабочего времени, оборудования, соблюдение производственной дисциплины. Мастера, бригадиры должны привлекать рабочих к решению задач организации производства и активизировать творческую активность в процессе труда. В зависимости от организационной необходимости средний уровень управления может быть подразделен на верхний средний (начальник цеха), низший средний (старший мастер). Характер работы руководителя среднего звена изменяется внутри организации и от одной организации к другой. Некоторые организации предоставляют руководителям среднего звена больше полномочий. Их работа становится похожей на руководителей высшего уровня управления. Менеджеры среднего звена обычно возглавляют крупное подразделение в организации – отдел, цех. Особенность работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям. Менеджеры среднего уровня управления испытывают сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера, например, дробление и слияние организаций, компьютеризация процессов сбора информации. Область профессиональной деятельности менеджера на среднем уровне управления предприятием, уровне производственной единицы – цеха – решаются задачи постоянного совершенствования организации производства, обеспечения деятельности по эффективному использованию всех видов ресурсов, создания условий для активизации творческой активности персонала. Руководители высшего звена, высшего уровня управления в организации гораздо малочисленнее других. Типичные представители должностей высших руководителей, например, для открытого акционерного общества, - представитель совета директоров, президент или генеральный директор, вице-президенты. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Работа высшего руководителя характеризуется напряженностью и большим объемом и не имеет четкого завершения, поскольку организация продолжает действовать. На высшем уровне управления в профессиональную деятельность менеджера входят работа по непрерывному совершенствованию организации производства; утверждению организационных проектов, планов реорганизации производства и контролю за их выполнением; привлечение научных учреждений и консультантов для решения организационных задач, руководство работой по подготовке и переподготовке кадров, выработка и осуществление политики в области качества. Пределы, в которых распространяется деятельность менеджеров в организации, определяются функциональными группами или функциональными областями процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности. Области профессиональной деятельности менеджеров в управлении производством: - подготовка производства (выполнение научных исследований, опытно-конструкторских работ, разработка технологических процессов, изготовление оснастки); - производственные процессы (основные производственные процессы: заготовительные, обрабатывающие, сборочные, вспомогательные производственные процессы, обеспечивающие производственные процессы); - материально-техническое снабжение, обеспечение качества продукции. Профессиональная деятельность менеджеров в организации в области маркетинга заключается в исследовании рынка, рекламе и пропаганде, ценообразовании, реализации продукции. Деятельность в организации финансового менеджера охватывает вопросы организации финансовой работы, разработки прогнозов, проектов и планов вложения капитала, разработки перспективных и текущих финансовых планов, участия в разработке бизнес-плана организации, финансовых нормативов, организации коммерческого расчета, проведения кредитной политики, анализа финансового состояния организации. Профессиональная деятельность менеджера в области управления персоналом (HR – менеджмент, human resource management, управление человеческими ресурсами) связана с набором и отбором кадров, профессиональной подготовкой и повышением квалификации, профориентацией и адаптацией, оценкой трудовой деятельности, управлением продвижением по службе. Менеджер в области эккаутинга (accounting) занимается учетом и анализом хозяйственной деятельности организации, сравнением фактической деятельности организации с ее возможностями и деятельностью организаций-конкурентов.[3]
Date: 2015-08-15; view: 1945; Нарушение авторских прав |