Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие управления и менеджмента





ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по дисциплине «Основы теории управления» предназначено для студентов второго курса, изучающих данную дисциплину. Учебное пособие разработано в соответствии с общеобразовательной программой по направлению «Управление персоналом» и рабочей программой дисциплины.

Целью освоения дисциплины является формирование теоретических и прикладных профессиональных знаний и умений в области функционирования современных организаций с учетом достижений зарубежного и отечественного опыта, а также развитие навыков творческого инициативного использования теоретических знаний в практической деятельности. Задачи дисциплины: сформировать комплекс знаний в области менеджмента; изучить подходы к эволюции менеджмента; развить навыки индивидуальной и командной работы в процессе анализа и обсуждения проблемных ситуаций.

Учебное пособие включает рассмотрение теоретических вопросов и проработку тестовых заданий по темам, что направлено на приобретение знаний по дисциплине, и задачи, задания и ситуации для дискуссии, которые предполагают формирование навыков критического анализа текущих управленческих ситуаций, принятия управленческих решений и публичных выступлений.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями: знанием основных этапов эволюции управленческой мысли и способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений.

 

 

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Управление – профессиональная деятельность,

которой можно и нужно учиться

И. Верещагин [4]

Вопросы темы

1.1. Понятие управления и менеджмента

1.2. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация»

1.3. Подходы к определению менеджмента

1.4. Содержание и особенности управленческого труда

1.5. Разделение труда в управлении

1.6. Менеджер, его роль и место в организации

1.7. Виды менеджмента

 

Понятие управления и менеджмента

Возникнув в конце 19 в., менеджмент приобрел особую популярность в 30 – е гг. 20 века.

Менеджмент - происходит от английского слова management – управление, происходит от латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» вошли в наш обиход наряду с терминами «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление», но существенным отличием менеджмента и управления является та среда, в которой происходит процесс.

Управление имеет более широкое значение. Управление возникло и развивалось как потребность людей в согласованности их действий для достижения определенных результатов. В индивидуальной деятельности управление сводится к согласованию своих собственных действий для достижения желаемого результата. Развитие сознания человека привело к пониманию того, что совместными усилиями можно достичь таких результатов, которых невозможно добиться индивидуально. От управления определенным процессом зависит предвидение результатов, четкость и согласованность действий по достижению результата, время его получения, т.е. управление определяет качество результата.

По мере усложнения деятельности человека управление выделяется в особый вид деятельности и позднее специализируется. Появляется система управления, состоящая из субъекта и объекта управления, между которыми имеются определенные взаимоотношения, точнее субъект оказывает управляющее воздействие на объект управления, а объект управления, в свою очередь, может отвечать или не отвечать на такое управляющее воздействие, что определяется психологическими особенностями управленческого процесса.

Более того, управление можно рассматривать с позиции 3 подходов.

1 подход: Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Из данного аспекта управления следует, что существует три класса управления:

- в неживой природе (технических системах – управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами),

- в организмах (биологических системах, управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов – управление биологическими системами),


- в обществе (социальных системах – управление людьми, наиболее сложная область управления). Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности (управление государством, армией, церковью, библиотекой, больницей, предприятием и т.д.). В этой массе организаций имеются те, которые ставят своей целью получение прибыли, управление в этих организациях носит название менеджмент.

Менеджмент – вид управления в социально-экономической системе. Этим он и отличается от управления войсками, государственного управления, бюрократического управления и т.д.

Управление используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими предприятиями. В этом случае управление проявляется как совокупность различных аспектов, которые используются для определения понятия менеджмент.[3]

Менеджмент имеет место в тех случаях, когда производство функционирует в условиях рынка, наблюдается высокая степень самостоятельности в действиях управленческих работников, которых называют менеджерами. Однако содержание работы менеджеров также имеет некоторые особенности. На начальных этапах становления общества и производства управленческие функции выполнялись самими владельцами предприятий, однако, по мере роста производства управление усложнялось, и управленческие функции пришлось распределить среди специально подготовленных людей – менеджеров, выполняющих управленческие функции для реализации управленческого процесса.

2 подход. Управление – это воздействие субъекта (административное, административно-авторитарное, авторитарно-организационное, экономическое или социально-психологическое) на все то, что он пытается подчинить своей воле, изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели.

Управление начинается с проявления волевого акта, выдачи организатором команды сигнала, указания, задания, наряда и т.д. Осуществляется посредством контроля, надзора, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров и траектории движения к цели; завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при положительных результатах либо заменяется применением санкций в случае неудач. [3]

Основными признаками, присущими управлению являются:

- целенаправленность: исходный пункт управления – постановка целей. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, т.е. будущее состояние, которого необходимо достичь. Целью может служить и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.

- воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющий изменить характер деятельности системы (организации) и перевести ее в новое состояние (использование различных ресурсов, разработка проектов, обучение персонала, приказы, распоряжения).

В управлении можно выделить объект и субъект управления, т.е. управляющую и управляемую подсистему. Элементы, на которые направлена эта деятельность (управление), называется объектом управления. Это управляемая подсистема. Направление управленческой деятельности осуществляет субъект управления (управляющая подсистема). Любая организация есть совокупность управляемой и управляющей подсистем (рис. 1.1). [3]


Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Управление представляет собой планомерную деятельность управляющей подсистемы, направленную на оптимальное функционирование и на развитие управляемой подсистемы.

Субъект (орган) управления (управляющая система)

       
 
   
 

 

 


Объект управления (управляемая система)

 

Рис.1.1. Принципиальная схема управления

(контур управления)

 

3 подход. Управление рассматривается как социальное управление, т.е. воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования развития.

По мнению П.В. Шеметова, управление трактуется как:

1. элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности – что уже было рассмотрено;

2. особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу;

3. соединение искусства науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;

4. искусство заставить события свершиться. [29]

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, и в настоящее время известен практически каждому. В общедоступном понимании менеджмент обозначает умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Термин «менеджер» независимо от уровня управления обозначает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Менеджер – управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.

Менеджер это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.[25]

Управление - это процесс работы вместе с людьми и через них для достижения организационных целей эффективными способами.

Управление предприятием – деятельность по координации различных ресурсов организации.

Это определение управления отличается от определения управления в прошлом тем, что менеджеры не только отдают приказы, они работают вместе с людьми и через других людей. Менеджеры сегодня нуждаются в творческом воображении и активном продвижении смелых новых направлений этическими и чувствительными методами. Хорошие, эффективные менеджеры являются игроками одной команды, действующими по желанию и при активной поддержке других людей, которыми управляют противоречивые личные интересы.


 

1.2.Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство»,

«администрирование», «организация»

С понятием менеджмента тесно связаны понятия организации, руководства и администрирования.

Можно выделить 3 подхода к определению организации:

1. организация как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных или автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. организация как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. [25]

Организация – группа людей, работающих для достижения одной цели. [5]

Организация представляет собой совокупность людей и других ресурсов, необходимых для достижения определенных целей на основе установленных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. [20]

Характерные черты организации:

цели, которые отражают предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

персонал, или работники, обладающие соответствующей квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей,

разделение труда в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;

коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;

формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;

уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации. [20]

О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют организацию как систематизированное сознательное объединение людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление.[5] Руководство - «надфункция», «сверхфункция» управления, позволяющая интегрировать усилия разных специалистов для достижения общей цели.

Термин «администрирование» ввел в научный и практический обиход основоположник классической школы в управлении Анри Файоль. По его мнению, административные функции состоят из умения предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.

Сегодня этот перечень имеет следующий вид - содержание функции администрирования:

1. установление целей (определение будущего состояния предприятия),

2. разработка стратегии (определение способов достижения цели),

3. планирование работы (определение задач конкретным специалистам),

4. проектирование работы (определение рабочих функций исполнителям),

5. мотивирование работы (целенаправленное воздействие на работника),

6. координация работы (согласование усилий исполнителей),

7. учет и оценка работы (измерение результатов и их анализ),

8. контроль работы (сопоставление результатов с целями),

9. обратная связь (корректировка целей).

Под администрированием следует понимать более конкретную работу, связанную с необходимостью выполнять конкретные действия.

Администрирование – деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления (приказы, распоряжения и т.д.).

Административный подход к управлению – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения). [15]







Date: 2015-08-15; view: 1255; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию