Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений





Все дела, возникающие из публичных правоотношений, характеризу­ются специфическим предметом судебного разбирательства и особым субъектным составом. Специфика спорного правоотношения, находящего­ся на рассмотрении арбитражного суда, состоит в том, что публичные пра­воотношения строятся по принципу власти и подчинения. Поэтому одним из обязательных субъектов такого правоотношения является лицо, наде­ленное законом властными полномочиями (орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо и т. д.).

Отмеченные особенности оказывают влияние и на процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений.

Глава 26. Порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражных судах

1. По заявлению юридического лица, индивидуального предпринима­теля, а в случаях, предусмотренных законом, и других организаций и граж­дан в арбитражном суде может быть признан недействующим нормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, регулирующий предпринимательскую и иную экономическую деятельность. При этом заявитель должен обосно­вать, что оспариваемый акт (его отдельные положения) не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в той или иной форме нарушает его права и законные интересы (ч. 1 ст. 192 АПК). ^

Согласно ч. 2 ст. 192 АПК право возбуждения указанных дел принад­лежит также прокурору.

Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию заявления, ст. 193 АПК обязывает заявителя указать:

1) наименование органа государственной власти, органа местного са­моуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспаривае­мый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспа­риваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействую­щим;

6) перечень прилагаемых документов, включая оспариваемый норма­тивный правовой акт.

Возбуждение дела в арбитражном суде не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Дело рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе в сокращенные сроки — в течение двух месяцев со дня поступления заяв­ления в суд.

Не ограничиваясь доводами заявителя, арбитражный суд в полном объеме проверяет оспариваемый акт на соответствие нормативным право­вым актам большей юридической силы, а также выясняет полномочия ор­гана или должностного лица на принятие оспариваемого акта.

При вынесении решения по делу арбитражный суд вправе:

1) признать оспариваемый акт или отдельные его положения соответ­ствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) признать оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полно­стью или в части.

В соответствии с ч. 4 ст. 195 АПК решение арбитражного суда по та­ким делам вступает в законную силу немедленно после его принятия и подлежит незамедлительному опубликованию в официальном издании, в котором был опубликован оспариваемый акт.

18'

Часть II. Арбитражный процесс

Глава 26. Порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражных судах

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда субъекта РФ обжалуется в кассационном порядке. Тем самым исключается возмож­ность их обжалования в апелляционном порядке.

2. Порядок возбуждения и рассмотрения дел об оспаривании ненор­мативных правовых актов1, решений и действий (бездействия) государст­венных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж­ностных лиц лишь немногим отличается от судебного разбирательства дел о признании недействующими нормативных правовых актов.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК заявление об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) указанных органов и должност­ных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно­сти может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и за­конных интересов. Пропуск срока обращения в арбитражный суд не явля­ется препятствием для возбуждения дела. Признав уважительными причи­ны пропуска данного срока, по ходатайству заявителя арбитражный суд вправе восстановить его в судебном заседании.


Рассмотрение заявления осуществляется судьей единолично не позже двух месяцев, а по делам об оспаривании решений и действий (бездейст­вия) судебного пристава-исполнителя — десяти дней со дня его поступле­ния в арбитражный суд.

Установив в судебном заседании, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов заявителя, своим решением арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявления.

Если вышеуказанные обстоятельства находят свое подтверждение в су­дебном заседании, то арбитражный суд выносит решение о признании не­нормативного правового акта недействительным или действия (бездейст­вия) незаконным.

Решение вступает в законную силу немедленно, и в пятидневный срок его копия направляется органу (должностному лицу), принявшему оспари­ваемый акт (решение) или совершившему действие (бездействие).

3. АПК предусматривает порядок рассмотрения дел:

1) о привлечении к административной ответственности;

2) об оспаривании решений административных органов о привлече­нии лица к административной ответственности.

Заявителями по делам о привлечении к административной ответствен­ности выступают органы и должностные лица, уполномоченные в соответ­ствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (административные органы), а по делам об оспаривани решений административных органов - юридические лица и индивиду­альные предприниматели, привлекаемые к административной ответствен-

1 В судебно-арбитражной практике под ненормативными или индивидуаль­ными принято понимать акты органов государственной власти и местного само­управления, которые не содержат общих правил поведения, а устанавливают конкретные предписания.

ности за совершение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения (житель­ства) лица, привлекаемого (привлеченного) к административной ответст­венности, и должно содержать общие сведения. Согласно ст. 204, 209 АПК в заявлении следует дополнительно указывать данные о совершенном ад­министративном правонарушении (протокол о совершении правонаруше­ния или решение административного органа о привлечении к администра­тивной ответственности).

Ограничивая срок обращения в арбитражный суд 10 днями с момента v получения заявителем решения административного органа, ч. 3 ст. 20#""в" АПК допускает возможность его восстановления в случае пропуска по ува­жительной причине.

Разбирательство дел об административных правонарушениях осущест­вляется судьей единолично. Согласно ч. 1 ст. 205 АПК заявление о привле­чении к административной ответственности рассматривается в срок, не превышающий 15 дней, который по ходатайству лиц, участвующих в деле, или при необходимости исследования дополнительных доказа­тельств арбитражный суд может продлить до одного месяца. Срок рас­смотрения дел об оспаривании решений административных органов не должен превышать 10 дней.


В судебном заседании по делам о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет, имел ли место факт совер­шения административного правонарушения и совершено ли оно лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правона­рушении, имелись ли основания для составления протокола об админист­ративном правонарушении и полномочия административного органа, со­ставившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответ­ственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, и с учетом этого определяет меры административной ответственности (ч. 6 ст. 205 АПК).

Проверяя законность решения административного органа, арбитраж­ный суд устанавливает наличие соответствующих полномочий у админист­ративного органа, принявшего решение, и законных оснований для при­влечения к административной ответственности, соблюдение установлен­ного порядка привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 АПК).

Если указанные обстоятельства не получили подтверждения в судеб­ном заседании, арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявления.

В случае удовлетворения заявления арбитражный суд выносит реше­ние о привлечении лица к административной ответственности, а при оспа­ривании решения административного органа — о признании незаконным и об отмене решения полностью (частично) либо об его изменении.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десятидневного срока, установленного для апелляционного обжалования (ч. 4 ст. 206, ч. 5 ст. 211 АПК).

4. Заявителями по делам о взыскании обязательных платежей и санк­ций выступают государственные органы, органы местного самоуправле-

Часть II. Арбитражный процесс

ния, другие органы, осуществляющие контрольные функции в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности.

Обращению в арбитражный суд должен предшествовать отказ заявите­ля уплатить взыскиваемую сумму в добровольном порядке или пропуск указанного в таком требовании срока уплаты.

В заявлении дополнительно следует указать: наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы; нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добро­вольном порядке. К заявлению дополнительно прилагается документ, под­тверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемо­го платежа в добровольном порядке.

Согласно ст. 215 АПК такие дела рассматриваются единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня получения заявления арбитражным судом. При этом в судебном заседании арбитражный суд выясняет следую­щие обстоятельства: имеются ли основания для взыскания суммы задол­женности; полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании; правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В зависимости от доказанности указанных обстоятельств арбитражный суд либо удовлетворяет заявленное требование, либо отказывает в его удовлетворении.







Date: 2015-08-15; view: 458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию