Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды подведомственности гражданских дел





1. Правовой статус гражданина, а также других субъектов российского права включает в себя множество разнообразных прав и обязанностей, закре­пленных правовыми нормами. Государство стремится обеспечить всемерную защиту субъективных прав. В этих целях им создаются различные органы, компетенция которых включает деятельность по защите права. Кроме того, законы РФ предусматривают возможность создания и функционирования негосударственных органов, также осуществляющих такую защиту.

Так, в соответствии со ст. 11 ГК защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, арбитражным или третейским су­дом. Защита может осуществляться и в административном порядке, но лишь в случаях, предусмотренных законом, и принятое при этом решение может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется су­дом, а в случаях, предусмотренных СК, государственными органами или органами опеки и попечительства.

Статья 382 ТК устанавливает, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Особый много­ступенчатый порядок предусмотрен для рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК). Наряду с негосударственными органами, специально созда­ваемыми в процессе разрешения коллективного трудового спора (примири­тельная комиссия, посредник, трудовой арбитраж), а также Службой по урегу­лированию коллективных трудовых споров, являющейся государственным ор­ганом (ст. 401, 407 ТК), на завершающем этапе такой спор полномочен рассматривать суд субъекта Федерации, вынося решение по заявлению проку­рора или работодателя о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК).

Статьей 64 ЗК определяется, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке, кроме того, такие споры могут быть переданы сторо­нами на разрешение в третейский суд.

Едва ли не каждый нормативный акт материального права содержит нормы, указывающие на возможные формы защиты прав, и в РФ немало различных органов, компетентных решать гражданские дела1. Это суды (общей юрисдикции и арбитражные), нотариат, КТС, третейские суды, Палата по патентным спорам, органы опеки и попечительства, окружные и Центральная избирательные комиссии и др. При этом одни органы, на­пример суды, специально созданы для защиты прав и интересов путем разрешения споров, другие осуществляют деятельность по разрешению конфликтов как одну из своих функций, будучи органами исполнительной власти, например, органы опеки и попечительства, избирательные комис­сии. Учитывая наличие различных органов, к компетенции которых отно­сится защита прав и охраняемых законом интересов, необходимо правиль­но и точно разграничивать их полномочия в указанной сфере, чему и слу­жит институт подведомственности.

1 Здесь этот термин используется в самом широком смысле, а не только как судебные гражданские дела.

Традиционно подведомственность определяют как относимость нуж­дающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государст­венно-общественных) органов и третейских судов1. Иными словами, подве­домственность имеет задачей определение круга гражданских дел, разре­шение которых законом отнесено к компетенции определенного государ­ственного органа или общественной организации.

Несмотря на множество различных государственных органов и обще­ственных организаций, полномочных осуществлять защиту субъективных прав, следует выделять три формы защиты - судебную, административную и общественную (см. § 1 гл. 1 учебника). В соответствии с этим различает­ся подведомственность судебная (общему или арбитражному суду), адми­нистративная, подведомственность дел общественным организациям (тре­тейскому суду и др.).

2. Судебная подведомственность очерчивает круг дел, входящих в ком­петенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда, рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита принадлежащих ему прав и сво­бод. Это конституционное положение является определяющим для закреп­ления института подведомственности в гражданском процессуальном за­конодательстве. Подведомственность дел суду общей юрисдикции устанав­ливает ст. 22 ГПК, арбитражному суду - ст. 27-33 АПК.

Компетенция судов общей юрисдикции установлена таким образом, что эти суды играют определяющую роль в решении задачи защиты прав и охраняемых законом интересов всех без исключения субъектов права, и в первую очередь граждан, во всех регулируемых правом сферах общест­венной жизни, исключая предпринимательскую деятельность.


Закрепляя подведомственность гражданских дел общим судам, законо­датель учитывал разграничение исковых (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК) и неисковых (п. 2-6 ч. 1 ст. 22 ГПК) дел.

Подведомственность исковых дел определяется по совокупности двух признаков: наличие спора о праве и отсутствие отнесения такого спора к компетенции арбитражных судов. При этом характер материальных пра­воотношений, из которых возник спор, не является определяющим факто­ром. Это могут быть гражданские, семейные, трудовые, жилищные, зе­мельные, экологические и другие правоотношения. Круг лиц, чей спор подведомствен общим судам, обозначен в ГПК предельно широко и, сле­довательно, тоже не может выступать в качестве критерия подведомствен­ности. Так, ст. 22 перечисляет практически всех субъектов права, это: гра­ждане, организации, органы государственной власти, органы местного са­моуправления, а также иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации.

Подведомственные суду общей юрисдикции неисковые дела — это ука­занные в ст. 245 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений; Дела особого производства, перечисленные в ст. 262 ГПК, а также впервые Упомянутые в статье о подведомственности, но и ранее рассматривавшиеся

1 См.: Курс советского гражданского процессуального права. М., 1981. Т. 2. С. 6.

Раздел I. Общие положения

Глава 7. Подведомственность гражданских дел

судами дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче испол­нительных листов на принудительное исполнение решений третейских су­дов, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (см. главы 23 и 27 учебника).

К компетенции судов общей юрисдикции отнесено также рассмотре­ние заявлений о выдаче судебного приказа.

3. В научной и учебной литературе по гражданскому процессуальному праву высказаны различные точки зрения в отношении видов судебной под­ведомственности^ Обычно выделяют исключительную, альтернативную, до­говорную и императивную подведомственность2.

Исключительная судебная подведомственность означает, что данное гражданское дело может быть рассмотрено только судом (общим или ар­битражным) и решение дела иным органом исключается.

Например, только судом общей юрисдикции могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей; о восстановлении на работе, о признании недействительным орде­ра, выданного на жилое помещение, и множество других споров, возник­ших из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотно­шений. Только арбитражным судом могут быть рассмотрены дела о несо­стоятельности (банкротстве).

Альтернативная, договорная и императивная подведомственность яв­ляется множественной, т. е. дело может быть рассмотрено не только су­дом, но и другими органами.

Альтернативной принято называть подведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересо­ванного лица как в суде, так и в ином государственном органе или обще­ственной организации. Например, если гражданин считает, что действия­ми должностного лица нарушены его права и свободы, он вправе по сво­ему усмотрению обратиться с жалобой как в суд, так и к вышестоящему должностному лицу. При этом использование административного порядка разрешения спора не лишает лицо права на последующее обращение в суд. В литературе высказано мнение, что в настоящее время альтернатив­ная подведомственность практически утратила свое самостоятельное пра­вовое значение и трансформировалась в смешанную подведомственность, поскольку альтернатива выступает не в чистом виде из-за сохранения пра­ва на последующее обращение в суд3.


Эту позицию следует поддержать с той лишь оговоркой, что, избрав при выборе подведомственности сразу судебный порядок рассмотрения спора, заинтересованное лицо окончательно реализует альтернативу и, бу­дучи недовольным решением суда, не вправе обращаться за разрешением тождественного спора в иной орган.

Договорная подведомственность схожа с альтернативной. По ней также есть возможность выбора органа, разрешающего спор, однако происходит

1 Наиболее полно и основательно этот вопрос был разработан Ю. К. Осипо-вым (см. Осипов Ю. К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973).

2 См.: Курс советского гражданского процессуального права. М., 1981. Т. 2. С. 6-9.

3 См.: Решетникова И. В., Яркое В. В. Гражданское право и гражданский про­цесс в современной России. Екатеринбург; М., 1999. С. 90.

это по взаимному согласию сторон, т. е. путем заключения договора о пе­редаче спора на разрешение третейского суда (см. § 6 гл.13, § 1 гл.11, гл.27 учебника).

В отдельных случаях, предусмотренных федеральным законом или до­говором, дело становится безусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Такое правило характерно, в частности, для индивидуальных трудовых споров, большее число которых, исключая предусмотренные в ч. 2 и 3 ст. 391 ТК и некото­рые другие, рассматриваются в суде лишь при условии их предварительно­го разрешения в КТС. Такую подведомственность называют условной или императивной. В теории существование императивной подведомственно­сти подвергалось критике с позиций противоречия ее ст. 46 Конституции1. Вместе с тем ГПК 2002 г. фактически вновь подтвердил ее наличие.







Date: 2015-08-15; view: 628; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию