Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонололия в языкознании 20 века





Фонология – раздел языкознания, занимающийся изучением звукового строя языка, строения и функционирования мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем).

Фонология отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль, которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Поэтому фонологию иногда называют функциональной фонетикой.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы.

Фонология как самостоятельная лингвистическая дисциплина в её современном понимании сложилась в 20–30-е гг. 20 века.

На развития фонологии повлияли идеи Ф. Де Соссюра, особенно антиномия «речи» и «языка».

На базе исследований Бодуэна де Куртенэ (1868г. высказал мысль о несовпадении физических и функциональных свойств звуков) сложились две отечественные фонологические школы:

ленинградская (Л. В. Щерба, Матусевич, Гвоздев) – выдвигает на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицу языка.

московская (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский) – рассматривает фонему как строевую единицу в составе морфемы.

В европейской лингвистике проблемы фонологии разрабатывались в трудах членов Пражского лингвистического кружка. Именно в русле Пражской школы складывалась фонология как первая дисциплина, где был применен структурно-функциональный подход

Пражский лингвистический кружок ( 1926 г ) – главный фонологический центр в Европе. Их основная идея — представление о языке как о функциональной системе, т. е. как о системе средств выражения, служащей какой-либо определённой цели.

Фонема (по ПЛК) – пучок дифференциальных признаков. С точки зрения ПЛК все варианты одной фонемы должны обладать набором одних и тех же дифференциальных признаков, а различаться интегральными.

Основные положения фонологии Трубецкого:

1. фонема – инвариант – пучок дифференциальных признаков;

2. учение о функциях фонем: главная – смыслоразличительная;

7. Учение об оппозициях (соотношение элементов):

а) привативная – отличительные признаки, которые отсутствуют у одной (немаркир.), присущи другой (маркир.) фонеме (глухость - звонкость);

б) градуальная – разная степень признака (полудолгие, долгие гласные; в рус.: о, у (огублен.));

в) эквиполентная – равноправны логически, оба члена маркир. Но самостоят.признаки различны. (<п> — губная согласная, а <к> — заднеязычная)

8. В языке много фонем, различающихся по одному признаку: т/д = с/з…

Изолированные: r (дрожащий) / l (боковой)

9. учение о нейтрализации фонем – потеря различных признаков в определенном положении.

Фонология – важнейшее достояние структурализма.

В США - дескриптивная лингвистика (основоположник Блумфильд), 1933-1957 гг. Главным критерием при установлении фонем - их дистрибуция, т.е. выявление окружения тех или иных единиц, их сочетаемости с другими единицами.

1) контрастная (2 элемента (звука) находятся в контрастной дистрибуции, если они встречаются в одном окружении и при этом различают значения: начальные согласные: д ал- м ал- в ал- б ал)

2) дополнительная (каждый из элементов встречается в определенных, закрепленных за ним окружениях, в которых другие звуки не встречаются: звук [ и] может стоять после гласных (арми и) и согласных (к и но), но не может стоять после твердых согласных (ш и ло) => звуки [ ы] и [ и] находятся в дополнительной дистрибуции).

3) дистрибуция свободного варьирования (если 2 звука могут заменять друг друга в любом огружении, причем значение слова не меняется: г ород – г’ ород).

54. Проблема произвольности / мотивированности языкового знака

Проблема произвольности / мотивированности языкового знака поднималась на протяжении всей истории языкознания.

1) В античности - спор между сторонниками тесей и фюсей.

- фюсей - язык имеет божественное происхождение, есть истинные имена, и они отражают природу данного явления. Сторонники:

а) Гераклит - имена - это тени, и у каждого предмета есть имя; дело философа - открыть это имя; если это не удается, то оно производит просто шум.

б) движение стоиков - имена произошли от природы вещей: разрабатывали теорию звукосимволизма, полагали, что одни слова являются звукоподражательными, либо на человека воздействуют так же, как и предмет, то есть предполагается, что каждый из них определенно на нас влияет. Хорошо сконструированные слова сконструированы так, что мы по ним понимаем, какова природа этой вещи. Если предмет назван неверно, то и деятельность с ним не будет успешной.


- тесей - слова создаются и существуют по договоренности, значит, они произвольны (предмет можно назвать так, а можно по-другому). Они ссылались на наличие в языке синонимов и омонимов. Платона изначально звали Аристокл, "платон" - прозвище, означающее "широкоплечий". Но при этом, назови Аристокла Платоном - человек не изменится.

2) В дальнейшем стало доминировать положение о произвольности языкового знака. В эпоху Просвещения язык понимался как результат общественного договора. Доказательства - в языках есть омонимы, синонимы, и просто существуют разные языки, а значит языковой знак произволен.

3) В 19 веке доминирует сравнительно историческое языкознание: показало что звучание и значение слова развиваются неодновременно. Слово по фонтическим законам может поменять звучание, но значение сохранится.

Однако проблема мотивированности языкового знака тоже привлекала внимание ученых. В 19 веке Потебня занимался проблемой мотивированых слов (слова с внутренней формой); считал, что сначала все слова были мотивированны, но со временем слово может потерять мотивировку (заимствование, трансформации слова). Речь шла о семантико-морфологической мотивировке (окно - око дома). Потебня считал что эти мотивированные слова - поэтические, чем их в языке больше, тем язык выразительнее. Русский язык был вполне удачным в этом плане, самый непоэтический - французский.

4) В 20 веке. Соссюр - языковой знак произволен, связь означающего с означаемым произвольна. Например, «сестра» не связано никакими внутренними отношениями с последовательностью звуков, могло бы быть выражено любым другим сочетанием звуков. Важность этого принципа огромна, ибо он подчиняет себе всю лингвистику языка. Однако произвольность лингвистического знака ограничивается законами развития данного языка. Абсолютно произвольным знаком можно считать лишь некоторую часть слов; в большинстве же слов в общей системе языка произвольность знака отнюдь не исключает мотивированности. Если мы возьмем слово сорок, то оно ни чем не мотивированно, внутренняя форма его неясна. Но слово пятьдесят, соотносящееся с составляющими его частями (пять и десять), уже мотивированно. Внутренняя форма в слове пятьдесят так же прозрачна, как, например, в слове ледокол, а происхождение слов пять и десять без этимологического анализа уже не ясно. Существование мотивированности слов облегчает человеку овладение системой языка, так как полная произвольность знаков затруднила бы запоминание. Языки с максимальной мотивированностью называются лексическими, а с минимальной – грамматическими. По мнению Соссюра, в английском языке значительно больше немотивированного, чем в немецком; примером ультралексического языка является китайский, а ультраграмматическогосанскрит.

В 20 веке принцип звукосимволизма поддерживают многие психолингвисты, которые полагают, что звуки производят на человека определенное впечатление. Психолингвисты проводят эксперименты: наиболее распространенные - с искусственно-созданными словами (урщук и мамлыга), с запоминанием слов (группе детей дают лист слов с правильными переводами, другой - с перепутанными переводами, они их учат; оказывается что лучше запоминали те слова, которые с правильным переводом).


Есть гипотеза, что если звучание и значение очень резко различаются, то слово выходит из употребления (юноша - больше подходит для чего-то женственного).

5) Сейчас доминирует точка зрения, что языковые знаки произвольны.







Date: 2015-08-15; view: 1267; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию