Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Основные показатели двигателей





 

§ 4.1. Эффективные показатели двигателей.

Под эффективными показателями любого двигателя понимают данные, характеризующие его рабочий процесс как источник полезной механической работы.

 

Рабочий процесс турбореактивного двигателя служит для увеличения кинетической энергии газов и, следовательно, требуемую для этого работу можно считать полезной. Поэтому работоспособность процесса характеризуется эффективной удельной работой Lе, т. е. работой, полученной от 1 кг воздуха, которая может быть использована на повышение кинетической энергии газов при их движении относительно двигателя.

При определении величины Le можно считать, что расход воздуха равен расходу газов Gв = Gг и давление на срезе сопла равно атмосферному давлению рс = рн. При этих допущениях работа Le представляет собой приращение кинетической энергии 1 кг газов при увеличении скорости их движения относительно двигателя от начальной, равной скорости полета до скорости истечения :

. (1)

 

Развиваемая двигателем эффективная мощность Nе характеризует всю его работоспособность.

. (2)

 

Тепловая экономичность рабочего процесса оценивается эффективным КПД ηе, показывающим, какая доля затраченного тепла преобразуется в эффективную работу. Следовательно:

. (3)

 

При этом под затраченным теплом q1 подразумевают количество тепла, которое может выделиться при полном сгорании использованного топлива. Поскольку Le относится к 1 кг поступающего в двигатель воздуха, то (пренебрегая отбором воздуха из компрессора):

и

. (4)

Преобразуя уравнения (3) и (4), можно написать, что

.

Из этого уравнения видно, что работоспособность рабочего процесса, характеризуемая работой Le, как и в идеальных условиях, обусловлена удельным количеством подведенного тепла и степенью превращения этого тепла в работу . Вместе с тем эффективная работа Le определяет величину скорости истечения газов при данной скорости полета, так как по уравнению (1):

. (5)

Уравнение (5) характеризует важную особенность рабочего процесса турбореактивного двигателя. Поскольку в этом двигателе получаемая работа от газа не отводится, а идет на увеличение его же кинетической энергии, то величина Le однозначно определяет и скорость истечения газов при данной скорости полета.

При этом повышение работоспособности процесса, т. е. увеличение эффективной работы Lе, неизбежно приводит и к росту скорости на срезе сопла .

 

Практическое значение имеет не тепловая, а топливная экономичность рабочего процесса. Она при прочих равных условиях обусловливает то количество топлива, которое необходимо иметь на борту летательного аппарата.

Топливная экономичность характеризуется эффективным удельным расходом топлива Се, которая представляет собой количество топлива, расходуемое за 1 ч на 1 кВт эффективной мощности:

, (6)

где – часовой расход топлива в кг/ч.

 

Если эффективный КПД ηе определить для 1 кВт∙ч работы (3,6∙106 Дж), то

, (7)

где – количество тепла, затраченного на 1 кВт∙ч работы.

Тогда

.

Как видно, снижение Се может достигаться не только увеличением тепловой экономичности рабочего процесса, но и применением более теплоценных топлив, т. е. топлив с более высокой теплотворностью Нu.

Для современных двигателей в стендовых условиях (при ) = 600...700 м/с, соответственно Le = (180...250)∙103 Дж/кг; при этом ηе = 0,25...0,35; Се = 0,26...0,36 кт/кВт∙ч.

 

 

§ 4.2. Тяговые показатели двигателей.

Непосредственным назначением турбореактивных двигателей является создание силы тяги. Однако в условиях полета, когда двигатель вместе с летательным аппаратом перемещается в пространстве, сила тяги совершает тяговую работу.

Сила тяги R представляет собой воздействующую на двигатель в направлении его оси внешнюю силу, т. е. равнодействующую проекций на ось двигателя всех сил (кроме силы веса), неуравновешенных в самом двигателе. Они могут быть приложены как к внутренним, так и к наружным поверхностям элементов конструкции.

 

 

Силы, приложенные к внутренним поверхностям, представляют собой силы реакции, возникающие при ускорении газового потока. Непосредственное определение осевой равнодействующей этих сил РВН связано с практически непреодолимыми трудностями. Поэтому величина РВН определяется с помощью уравнения количества движения, согласно которому увеличение секундного количества движения в каком-либо направлении равно равнодействующей Р всех приложенных к потоку сил в том же направлении. Как рисунка видно (воздействующие на поток силы показаны штриховыми стрелками), что


Р = РВХ + РПВ – РС,

где:

РВХ = рВХ ∙ FВХ – сила, действующая на поток во входном сечении;

РПВ – сипа, приложенная к потоку со стороны поверхностей внутренних стенок двигателя;

РС = рС ∙ FС – сила, действующая на поток в выходном сечении сопла.

 

Равнодействующая сила Р увеличивает секундное количество движения части потока, ограниченной сечениями Н' – Н' и с – с, вследствие чего скорость потока возрастает от до . Считают, расход воздуха равен расходу газов Gв = Gг. Тогда

,

откуда

.

 

Обычно скорость воздуха начинает уменьшаться до поступления его во входное устройство двигателя с некоторого сечения Н – Н, поэтому , а . Такое соотношение скоростей и давлений обусловлено соотношением площадей FBX и FH и способом выполнения входного устройства на самолете. При определении тяги собственно двигателя принимается и , считая, что все торможение потока происходит в двигателе (FBX = FH). При этом условии:

.

Поскольку сила РВН является силой реакции, то она равна силе РПВ по величине, но действует в обратном направлении.

При определении тяги не рассматривают возможное влияние обтекающего двигатель воздушного потока, т. е. воздействие на двигатель внешних аэродинамических сил. Эти силы учитываются отдельно для каждого частного случая размещения двигателя на самолете (как и влияние начального торможения воздуха). Поэтому принимают во внимание воздействие на наружные поверхности двигателя лишь сил, обусловленных атмосферным давлением.

Из рисунка видно, что при осевая слагающая сил давления атмосферного воздуха не уравновешена и равна

.

Поскольку сила РНР, направлена по движению газа, а сила РВН, как реактивная, против движения, то полная тяга двигателя может быть определена как:

 

Данное уравнение показывает, что тягу двигателя можно рассматривать как сумму двух составляющих:

,

где:

– динамическая составляющая, обусловленная увеличением скорости газов;

– статическая составляющая, которая является следствием неодинаковой величины давления по внешнему контуру двигателя.

 

 

Свойство рабочего процесса, как средства для получения тяги, характеризуется так называемой удельной тягой Rуд, которая представляет собой тягу, отнесенную к единице расхода газа:

.

Зная, что расход газа может определяться как:

,

можно написать:

Как видно, при данных условиях полета величина Rуд определяется только параметрами рабочего процесса, что и позволяет ее использовать как характеристику тяговых свойств двигателя.

 

Тягу можно представить как:

.

Следовательно, тяга R зависит от двух основных факторов:

1. секундного расхода воздуха Gв, величина которого при прочих равных условиях определяется размерами двигателя;

2. удельной тягой Rуд, обусловленной характером протекания рабочего процесса.

 

Очевидно, что для снижения массы и размеров двигателя желательно иметь Rуд возможно более высокой, так как это позволяет получить требуемую тягу R при меньшем секундном расходе воздуха Gв.


 

В условиях полета, когда сила R перемещается вместе с летательным аппаратом, она совершает работу

,

где S – расстояние, на которое переместилась сила R в направлении ее действия.

Если считать, что тяга действует в направлении полета и полет равномерный, то

,

где τ – время, в течение которого пройдено расстояние S.

Тогда:

,

где G – количество воздуха, прошедшего через двигатель за время τ.

Таким образом, удельная тяговая работа LR, т. е. работа, полученная с помощью 1 кг прошедшего через двигатель воздуха, будет:

.

 

 

Соответственно, развиваемая в полете тяговая мощность NR

,

или, заменяя LR на ,

.

Источником получения тяговой мощности NR является мощность, развиваемая двигателем в результате использовании тепловой (химической) энергии затрачиваемого топлива, т. е. эффективная мощность Nе.

 

 

Сопоставление используемой на полет мощности NR с эффективной мощностью Nе делается с помощью полетного (тягового) КПД ηП:

.

Заменяя в этом соотношении мощности удельными работами, получим

.

Величина ηП в значительной мере определяет экономичность двигателя в эксплуатации. Чтобы выяснить основные факторы, влияющие на тяговый КПД, следует считать, что газ в сопле всегда расширяется полностью, т. е. вместо действительной скорости истечения брать условную скорость . Поскольку при таком допущении
pC = pH, то

и соответственно

.

 

Тогда:

.

Поскольку , то , т. е. используемая на полет работа LR всегда меньше работы Le, получаемой в двигателе с помощью рабочего процесса. Для выяснения причин такой закономерности следует рассмотреть изменение кинетической энергии воздуха в его движении не только относительно двигателя, но и относительно земли.







Date: 2015-08-15; view: 763; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию