Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Характеристика понятия и основные показатели готовности детей седьмого года жизни к обучению в школе





Одной из задачи дошкольного обучения является подготовка детей к школе. (Крылова С.А., Тарунтаева). Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Воготский назвал «кризисом семи лет».

Результатом подготовки является готовность к школе (Козлова С.А., Куликова Т.А.). Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школе. Следовательно, в дошкольных учреждениях должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтения, письмо, окружающий мир).

В содержании понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая результат связь. Поэтому, очень важно, чтобы педагог знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. (Комарова Т.С., Баранова С.П.).

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимость общей подготовки к школе приводит формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи формированию личности ребенка.

Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учиться. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.



Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма к ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д. В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучении и состоянии здоровья. поэтому уже с раннего возраста ребенка, воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. /С.М. Громбах, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, О.А. Лосева, Н.Т. Теехова и др./

Овладевать новыми знаниями, умениями, нормами, правилами поведения, проявлять при этом необходимый уровень активности.

Интеллектуальная готовность включает в себя в первую очередь, сформированность у ставших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.Н. Подъяков, Т. В. Тарунтаева и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда (которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности).

В содержании социально-психологической, нравственной волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать е довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.И. Истомина).



Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова и др.) умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Новый образ жизни требует определенных личностных качества, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку легко, как показывают исследования Е.В. Субботского, Т.И. Пониманской, Л.А. Пеньевской, если в дошкольном детстве заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне них.

По мнению Д.В. Сергеевой, Т.А. Куликовой, К.С. Климова, готовность к обучению можно формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую обстановку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя и др.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям , на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: как возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. Отметка представляет собой педагогическую Бабу – Ягу, переодетую в добрую фею, - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы (Г.Н. Годин, С. А. Козлова)

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условии для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми – учениками, рассказов взрослых о школе, как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного» (С.А. Козлова). Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец», «Потому, что там учится мой брат» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения (Хочу многому научиться, хочу научиться читать, писать, решать задачи). Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослого.

Из наблюдений Азарова Ю.П., Куликовой Т.А., следует, что в последние год учителя, родители, стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения.

Исследователями выявлено, что указанные трудности – следствия не только внешних условий: недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы, сколько внутренних, отражающих особенностей развития детей поступающих в школу.

Специальная готовность к обучению в школе уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром / Н.В.Дурова, А.Н. Давидчук, И.Е. Журова, Л.Н. Невская, Т.В. Тарунтаева и др./.

К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфическими детскими видами деятельности /прежде всего игрой, конструированием и рисованием/ ребенок начинает проявлять осознанность и произвольность, которые делают возможным контроль и планирование, осознание и обобщение способов решения различных задач, что и является основной предпосылкой учебной деятельности.

По мнению Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко и др., готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс определенных умений; сохранять по собственному желанию рабочую позу. Входить в общий ритм и теми работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнера по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.

Подготовка детей к школе должна быть для педагогов ДОУ не самоцелью, а результатам полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересам и потребностям на протяжении всего дошкольного детства.

Для решения проблемы преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы не обходима координация деятельности педагогических коллективов данных образовательных учреждений.

Правильно организованная координационная работа, основная цель которой заключается в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьной жизни, включает в себя следующие параметры:

1. Выработать общие взгляды на ребенка , как субъекта образовательного процесса, на процесс его вхождения в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в дальнейшем в школе.

2.Согласовать учебные программы, по которым работают ДОУ и начальная школа, чтобы избежать дублирования знаний и умений.

3.Организовать взаимодействие воспитателей ДОУ и учителей начальной школы на таком уровне, когда они смогут на своем педагогическом языке говорить о будущем первокласснике, вырабатывать текущие оперативные оценки, определяющие успешность и неспешность выбранных самим педагогом способов работы с конкретным ребенком. Это позволит им высказываться более свободно и доверительно, постепенно превращая взаимоотношении с детьми в субъект - субъектные.

Основные формы преемственности в работе ДОУ и начальной школы на этапе модернизации российского образования:

* Проведение совместных /ДОУ и школа/ Советов педагогов, совещаний и круглых столов по координации проблемы преемственности;

* Организация приема детей в начальную школу на базе ДОУ;

* Общение учителей 1ых классов со своими будущими учениками /в подготовительной группе детского сада/;

* Организация совместных /дошкольники и первоклассники/ календарно - обрядовых праздников на базе ДОУ и начальной школы;

* Взаимосвязь психологических служб ДОУ и начальной школы и др.

Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонента образования /целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации/, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Только при таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.

Краткое содержание.

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. неподготовленность к школе как фактор препятствует освоению ребенком задач школьного обучения.

Переход ребенка в школу - новый этап в его развитии, связанный с изменением «социальной ситуации развития», личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом 7 лет. Результатом подготовки является готовность к школе.

Готовность к школе - внутренняя позиция, направленная на достижения, присущие школьникам. Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.

Специальная подготовка - это приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих ем у успешное овладение содержанием обучения в первом классе школы.

В содержание понятия «общая подготовка» - /готовность/ входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Психологическая готовность – включает интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно - моторной координации.

Врачи рассматривают школьную зрелость как определенный уровень морфофункциональных систем, развития глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму.

Педагоги используют термин «готовность к школе», связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая.

Специальная готовность включает развитие речи, знание основ математики, подготовку к письму, формирования представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению уровень развития ребенка, обеспечивающий школьного обучения.

Компонентами готовности являются: физическая, интеллектуальная, эстетическая, нравственная, трудовая, готовность в сфере общения.

Базовую основу составляет физическая готовность, предполагающая высокий уровень здоровья, основных движений, физических качеств, высокую работоспособность, низкую утомляемость. Показатели физической подготовленности разработаны А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, в образовательных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» даны содержательные характеристики физической готовности по возрастным группам.

В содержании интеллектуальной готовности выделяется уровень компетентности, умственных способностей, навыков учебной деятельности, культуры умственного труда.

Социально-нравственная готовность включает: готовность к сфере общения, новой позиции школьника, социальному статусу (ученик), другому образу жизни.

Коммуникативная готовность - умение детей стоимость свои отношения со взрослыми и сверстниками. Педагогическими условиями являются: организация различных видов и форм общения ребенка со взрослыми и детьми. Развитие произвольности поведения, изменение позиции ребенка по отношению к взрослому и детям. Формирование социально-нравственной готовности предполагает учет типа поведения детей в условиях обучения - приход от игровой ситуации общения со взрослыми к коммуникативной.

Содержательную характеристику социально-нравственной готовности дополняет готовность трудовая. В исследованиях Л.И. Сайгушевой определен термин «Трудовая активность – показателями которой являются – инициативность, готовность к труду, осознание необходимости трудиться на благо других людей, удовлетворенность процессом труда и его результатам».

Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотивов учения. Показателями мотивационной готовности: желание идти в школу; осведомленность о школе как социальном институте; ярко выраженный познавательный интерес; позитивное отношение к школе, учителю, будущей деятельности.

Основные идеи готовности ребенка к школе в исследованиях: развитие самостоятельности /К.П. Кузовкова, Г.Н. Година/, формирование ответственности /К.С. Климова/, уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированными, усидчивым /Н.С. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре/, а также наличие интереса к знаниям /Р.И. Жуковская/, умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками /Т.А. Репина, Р.И. Иванова/, общаться с детьми и взрослыми /М.И. Лисина, А.Г. Рузская/, развитие личностных качеств: честность, умелость, оптимизм /Е.В. Субботский, Л.И. Пеньевская и др/.

Для успешного функционирования системы «детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя этими социальными институтами. Преемственность – основная форма связи между детским садом и школой. Варианты взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями:

¶ Начальные классы общеобразовательных учреждений размещаются в ДОУ.

¶ Объединение общеобразовательных учреждений в комплексы. /На основе заключения договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности/

Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями: преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.

В условиях модернизации образования, перехода на 12 летний срок обучения остро ставится вопрос об особенностях шестилетних детей. Разработана Комплексная программа педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде /2007/. Данная программа направлена на формирования и развитие навыков, которые помогут первоклассникам преодолеть проблемы, возникающие в процесса школьной адаптации.

 








Date: 2015-08-15; view: 2205; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию