Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о картографических источниках





В картографии источниками (или менее удачно, картографическими материалами (Поскольку картографическими материалами в прямом понимании этого термина можно считать бумагу, краски и т. п.)) называют любые графические и текстовые документы, используемые для составления карт.

Как известно, лабораторное и камеральное производственное изготовление карт продолжает и в определенной степени завершает собой другие исследования и работы: астрономо-геодезические, топографические, естественно-исторические, социальные, экономические и многие другие. К нему обращаются, когда возникает необходимость в карте - наглядной пространственной образно-знаковой модели изучаемых явлений, которая обобщает результаты предыдущих исследований и вместе с тем является средством для более глубокого познания этих явлений.

Разнообразие тематики и назначения современных географических карт обусловливает исключительное многообразие источников, привлекаемых для их составления. Среди таких источников с известной долей условности различают:

астрономо-геодезические, к которым относятся результаты астрономических, триангуляционных, трилатерационных, полигонометрических и нивелирных работ по созданию плановой и высотной геодезической опоры, представляемые главным образом в цифровой форме;

съемочно-картографические - всевозможные карты, в том числе-полученные в результате съемочных работ, а также материалы аэрокосмических съемок и их обработки, в частности фотокарты, пространственные цифровые модели и т. п.

Разнообразные тематические источники: графические (например, геологические профили, почвенные разрезы и т. д.); цифровые (наблюдения метеостанций, материалы переписей и т. п.), текстовые - рукописные и печатные - результаты географических и различных отраслевых исследований, исторических изысканий и т. д.

Обзор и анализ астрономо-геодезических источников относятся к задачам геодезических наук.

Исследование съемочно-картографических источников входит в компетенцию картографии, топографии, фотограмметрии, аэрофотосъемки и космических методов изучения Земли соответственно в отношении географических карт, топографических работ, результатов наземных и аэрокосмических дистанционных исследований и т. д.

Тематические источники, особенно разнообразные по содержанию и форме, могут быть материалами непосредственных обследований в натуре или результатами кабинетной обработки, являться первичными данными или трудами обобщающего значения, иметь характер официальных документов или даже законодательных актов и т. д. Их значение для картографии вытекает из того факта, что составление многих тематических карт основывается на такого рода источниках. Например, климатические и агроклиматические справочники используются для составления климатических карт, переписи населения - для карт размещения и состава населения, статистическая документация - для многих экономических карт, материалы летописей, хроник, дипломатические акты, законодательные памятники и другие - для исторических карт и т. п. Изучение и анализ многоликих тематических источников - дело соответствующих наук и тематических отраслей картографии, например климатической, населения, экономической, исторической и т. д.

Собственно картографические источники - карты и другие пространственные модели - могут и должны рассматриваться более широко, как особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени. Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики. Именно такой аспект изучения картографических источников свойствен картоведению в нашей книге.

Но, чтобы умело пользоваться картографической информацией, надо иметь представление о существующих в мире картах и атласах, знать, как выявлять и привлекать необходимые картографические источники, а затем выбирать среди них наилучшие для решения конкретных задач. С этой целью в данной главе помещен обзор важнейших картографических источников по общей, тематической и комплексной картографии, а далее рассмотрены: в гл. 9 - применение в картографии принципов и средств картографической библиографии и информатики, а затем в гл. 10 - методы анализа и оценки карт и атласов.

 

 

§ 8.5 Морские карты

Море занимает 71% поверхности Земли. Этот факт уже сам по себе говорит о значении морских карт. Картографирование морей является задачей государственной важности, выполняемой гидрографическими службами (в СССР Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР), назначение которых состоит в обеспечении безопасности судоходства. Поэтому специальные навигационные (гидрографические) карты для судовождения, предназначенные для прокладки пути корабля и определения его места, составляли до недавнего прошлого безраздельно господствующую категорию морских карт. Но в последнее время получают энергичное развитие два других направления морской картографии: тематическое картографирование открытого моря (что связано с усиливающимся использованием естественных минеральных и пищевых богатств Мирового океана и с новой техникой кораблевождения) и детальное топографическое картографирование шельфа (для эксплуатации его ресурсов). Морские навигационные карты для подводного и надводного плавания (рис. 8.3) изображают с особой полнотой и подробностью нави-гационно-гидрографические элементы: на море - береговую линию и осушку, т. е. зону между самым низким и самым высоким уровнем воды; рельеф морского дна с помощью отметок глубин и изобат; грунты морского дна (песок, ил, глина, галька, гравий, валуны, кораллы и т. д.) посредством буквенных знаков (П, И, Гл и т. п.); навигационные опасности - подводные и надводные (банки, мели, рифы, скалы, камни, буруны, затонувшие суда и т. п.); течения постоянные, переменные и приливно-отливные (не на всех картах); склонение компаса, его годовое изменение, магнитные аномалии; навигационное оборудование (плавучие маяки, буи, вехи и т. п.), фарватеры, каналы, якорные стоянки; границы государственные, водных районов и др.; на берегу - характер берега (скалистый, обрывистый, песчаный с мангровыми зарослями и т. п.), определяющий доступность побережья моря и возхможность его опознавания; береговой рельеф (приметные возвышенности, вершины и т. п.), используемый для опознавания берега и определения места корабля; навигационное оборудование (маяки, огни, створы и т. п.); молы, волноломы, доки и т. п.; предметы и строения на берегу, имеющие значение навигационных ориентиров.



Рис. 8.3. Фрагмент листа морской навигационной карты (одноцветная репродукция многокрасочной карты)

Некоторые карты иногда дают подробную топографическую характеристику суши, однако в связи с назначением карт считается целесообразным обобщенное изображение суши и только в пределах ее видимости или радиолокационного обзора с моря.

Типической особенностью морских навигационных карт является преимущественное использование меркаторской проекции, удобной для, навигатора тем, что путь корабля, идущего, постоянным курсом (по определенному азимуту), изображается на ней прямой линией.

Наряду с сеткой меридианов и параллелей на некоторые карты дополнительно наносят специальные координатные сетки радионавигационных изолиний (Линий равных значений какого-либо навигационного параметра, например расстояний до береговой радиостанции.) для определения положения корабля радионавигационными средствами. Выделяются также объекты, дающие отражение на экранах локаторов.

В СССР принято подразделять навигационные карты по их назначению и масштабу на четыре группы:

1) планы в масштабах 1: 25 000 и крупнее, используемые для входа в порты, гавани, при постановке на якорь, а также для проектирования гидротехнических сооружений;


2) частные карты в масштабах от 1:25 000 до 1:75 000, используемые для плавания в непосредственной близости от берега, при проходе узкостями, когда курс судна определяется по местным предметам;

3) путевые карты в масштабах от 1: 100 000 до 1:1 000 000, предназначенные для плаваний вдоль побережий, иногда с полной потерей видимости берега;

4) генеральные карты в масштабах 1: 1 000 000 и мельче, применяемые для изучения условий плавания и при плавании в открытом море (За рубежом используются сходные классификации, но термины для обозначения групп могут быть иными.).

В указанных группах особое значение имеют путевые и генеральные карты, покрывающие полностью отдельные бассейны, тогда как планы и частные карты изготовляются только для некоторых участков побережья. Различия физико-географических и навигационных условий обусловливают использование для путевых карт различных масштабов. Однако в пределах отдельных морей или широтных поясов советские карты обычно сохраняют общий главный масштаб, относимый к средней параллели бассейна (моря). Нарезка листов путевых карт не единообразна, она определяется удобством покрытия листами карты соответствующего бассейна (или перехода от одного порта к другому). Смежные листы для облегчения прокладки курса корабля при переходе на соседний лист имеют перекрытия (§ 2.8). Рамки всех навигационных карт, имеющихся для бассейна, и номера, присвоенные картам, обозначаются на сборном листе (§ 2.8). По нему можно судить об обеспечении бассейна навигационными картами и выбирать необходимые карты по их номерам. Сборные листы имеются в каталогах карт, издаваемых гидрографическими службами разных стран, и сопровождают лоции - руководства для плавания, содержащие описания водных бассейнов, поясняющие и дополняющие морские навигационные карты, а также гидрометеорологическую информацию.

Общее число морских навигационных карт, публикуемых гидрографическими службами различных стран, оценивается в 34-40 тыс. Из них 8,7 тыс. издается в США, более 4 тыс. - в Великобритании, около 2 тыс. - во Франции и немного более 1 тыс. - в ФРГ. Только часть карт относится к собственным прибрежным водам (например, в США около 1 тыс.). По данным ООН на 1980 г., таких карт насчитывается несколько более 15 тыс. Вне национальных вод многие карты дублируют друг друга. Поэтому Международная гидрографическая организация ставит своими задачами помощь взаимному обмену картами между странами, стандартизацию навигационных карт и, что особенно важно, изготовление в порядке международного сотрудничества стандартных карт. Выполнены карты мира масштабов 1:10 000000 и 1:3500000.

В настоящее время нет прибрежных зон, для которых не было бы морских навигационных карт. Однако океаны и моря изучены в гидрографическом отношении неполно и неравномерно. Наиболее подробны и точны карты шельфов, где расположено большинство навигационных опасностей: банок, мелей, рифов и т. д. Для открытого моря имеется ограниченное число путевых и генеральных карт, составленных преимущественно по гидрографическим работам пониженной точности (Этот факт был связан с ограниченной точностью гидрографических работ при определении положений промерного судна средствами мореходной астрономии или радионавигация дальнего действия (с ошибкой в 2-3 км) и при измерении глубин эхолотом. Теперь эти препятствия устранены при определении положения по искусственным спутникам Земли (с ошибкой до 0,2 км) и при введении прецизионных эхолотов.). Считается, что только 5 % площади Мирового океана обеспечено вполне точными навигационными картами, преимущественно у побережий развитых в экономическом отношении стран. Но активность гидрографических служб крупных держав выходит далеко за пределы морей, их омывающих.


Замечательная особенность морских навигационных карт состоит в их регулярном обновлении, в поддержании на уровне современности, т. е. в приведении в соответствие с действительным состоянием местности. Этот процесс в отношении морских карт называют корректурой (Вообще в картографии под корректурой понимают технический контроль за качеством изготовления карты.). Например, из 4 тыс. английских карт 500 перепечатывают с необходимыми исправлениями 4 раза в год, 500 - 2 раза в год, 2 тыс. ежегодно и 1 тыс. - один раз каждые 2 года.

Наиболее полное сводное собрание навигационно-географических карт Мирового океана включено в трехтомный советский Атлас океанов (1974-1981), содержащий в дополнение к тематическим картам однотипные карты океанов и морей мира и планы важнейших портов (§8.8).

В последние годы получили распространение морские навигационные карты особого назначения: для решения специальных задач военно-морского флота, рыболовства, спорта и др.

Тематическое картографирование океанов и морей предполагает их многостороннее изучение в батиметрическом, гидрометеорологическом и геолого-геофизическом отношениях. Решение этой грандиозной задачи имеет два аспекта - относительно подробное и постепенное изучение и картографирование отдельных природных явлений (и их комплексов) для ограниченных по площади акваторий и создание мелкомасштабных сводных карт и атласов на основе обобщения накопленных материалов, еще неравноценных в различных частях Мирового океана (с повторением сводок по мере накопления новых данных). Наиболее ранней сводной работой, призванной обобщать знание о рельефе дна Мирового океана, явилась Генеральная батиметрическая карта океанов масштаба 1:10 000000 (General Bathymetric Chart of the Oceans - GEBCO), предпринятая по инициативе VII Международного географического конгресса 1899 г. и вышедшая в 1975-1982 гг. в 5-м обновленном издании на 18 листах в проекции Меркатора между параллелями 72° северной и южной широты и в стереографической проекции для полярных районов в масштабе 1:6000000 на параллели 75°.

Сводки в виде комплексных атласов будут указаны в § 8.6-10. Мировой океан не расчленен политическими границами и потому международное сотрудничество широко используется при его картографировании.

Топографические карты щельфа являются продолжением топографических карт суши и выполняются в тех же масштабах, проекции (Гаусса) и разграфке. Они служат для эксплуатации и охраны природных ресурсов шельфа - полезных ископаемых, растительности и животных, для планирования, проектирования и эксплуатации различных сооружении и многих других целей, но не заменяют навигационных карт. К главным элементам содержания карт шельфа относятся: инженерно-технические сооружения; рельеф морского дна, изображаемый отметками глубин, горизонталями (изобатами) и специальными знаками характерных форм-бровок, уступов, каньонов и т. д.; донные отложения (грунты), обозначаемые подписями в условных сокращениях; донные растения, показываемые в местах значительных скоплений условными знаками и подписями, и малоподвижные донные животные; искусственные сооружения и фарватеры.

 

 

Топографические карты – подробные, единые по содержанию, оформлению и математической основе географические карты, на которых изображаются природные и социально-экономические объекты местности с присущими им качественными и количественными характеристиками и особенностями размещения. Предназначены для многоцелевого хозяйственного, научного и военного применения.

Топографические карты строятся по законам проектирования физических тел на плоскость, имеют опорную геодезическую сеть и стабильную систему обозначений, что в совокупности обусловливает возможность получения по ним наглядной, точной и сопоставимой (для различных масштабов, районов и лет съемки) общегеографической информации о местности. Документальность топографических карт позволяет использовать их как источник детальных данных о той или иной территории и надежное средство ориентирования в натуре, вести по ним изучение местности и многих проявлений естественных процессов и человеческой деятельности, устанавливать содержание, границы и площади угодий, плановое и высотное положение точек, расстояния и уклоны между ними и выполнять другие измерения и расчеты (см. Картометрия). Топографические карты неооходимы для проведения различных исследований и инженерных изысканий и как основа при нанесении их результатов, для составления отраслевых тематических карт (см. Картография) и проектов преобразования территории, для рационального ведения хозяйства и охраны природы.

В нашей стране топографические карты составляются в поперечно-цилиндрической равноугольной проекции Гаусса-Крюгера.

Топографические карты разделяются на обзорно-топографические, топографические и топографические планы. По каждой из данных групп масштабы карт, их проекции, содержание и точность в различных странах в основном сходны. В России к первой группе относят карты масштабов 1:1000000, 1:500000, ко второй - 1:200000, 1:100000 (мелкомасштабные) 1:50000, 1:25000 (среднемасштабные), 1:10000, 1:5000 (крупномасштабные), к третьей - 1:2000, 1:1000, 1:500. Обзорно-топографические карты создаются преимущественно методами картосоставления по топографическим картам более крупных масштабов; для тех же целей начато использование материалов высотной аэросъемки и космической съемки. Собственно топогорафические карты изготовляют или обновляют в основном аэрофототопографическими методами (см. Топография), а топографические планы – как этими же методами, так и с применением наземной, в особенности тахеометрической съемки.

Топографические карты составляют в таких картографических проекциях, которые позволяют получать полное геометрическое подобие очертаний местности и практически сохранять по любым направлениям постоянство масштаба. Обусловлено это тем, что искажения за счет проектирования остаются в данном случае за пределами возможной точности измерений по картам. В России для топографических карт принята равноугольная поперечноцилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера, вычисленная по элементам эллипсоида Красовского (исключение – карта масштаба 1:1000000, которая во всем мире строится в видоизмененной поликонической проекции, используемой как многогранная). Применительно к созданию обзорно-топографических и собственно топографических карт поверхность Земли проектируют по шестиградусным зонам, топографических планов - по трехградусным, в каждой из которых строят самостоятоятедьную систему прямоугольных координат, имеющую в качестве осей средний меридиан зоны и экватор. Соответственно на топографических картах, в отличие от других географических карт, дается не только градусная сетка долгот и широт, но и километровая квадратная сетка. Геодезической опорой современной топографической карты являются в плановом отношении пункты триангуляции и полигонометрии в единой системе координат 1942 года, в высотном отношении пункты нивелирования в Балтийской системе высот (от нуля Кронштадтского футштока). При изготовлении топографических карт эту опору развивают инструментальными методами, принятыми в геодезии и фотограмметрии, и создают так называемую планово-высотную основу карт. Величины средних и предельных ошибок в положении точек этой основы относительно пунктов геодезической опоры, а также в положении контуров и местных предметов, отметок высот и горизонталей относительно ближайших к ним точек самой планово-высотной основы являются критериями точности карт. Допустимые ошибки различны для топографических карт разных масштабов и разных территорий (например, открытых и залесённых).

Каждый лист топографической карты представляет собой ограниченную выпрямленными дугами меридианов и параллелей трапецию, размер которой обусловлен масштабом карты и широтой местности. Топографические карты издают, как правило, многолистными сериями, имеющими ту или иную схему разграфки и порядкового обозначения листов (так называемую номенклатуру). В качестве основы этих схем принят лист карты масштаба 1:1000000 в международной разграфке (с размерами: 4° – по широте, 6° – по долготе), обозначаемый буквой латинского алфавита и арабской цифрой. Для листов карт более крупных масштабов на ту же территорию, в соответствии с разделением листа более мелкого масштаба на определенное число частей, к исходной номенклатуре добавляют другие буквенные и цифровые значки. По схеме, действующей в России, топографическим картым присвоены, например, такие обозначения: лист карты масштаба 1:1000000 – N-37, 1:500000 – N-37-Г, 1:200000 – N-37-XXXVI, 1:100000 – N-37-144, 1:50000 – N-37-144-Г, 1:25000 – N-37-144-Г-г, 1:10000 – N-37-144-Г-г-4, 1:5000 – N-37-144(256). По номенклатуре обзорно-топографических и собственно топографических карт всегда можно определить не только их масштаб, но также географическое положение и площадь территории, изображенной на данном листе. Применительно к перечисленным листам она составляет в км2: 175000, 43780, 4860, 1220, 305, 76, 19 и 4,8. Топографические планы, изготовляемые на ограниченные участки, в отличие от остальных топографических карт, принято давать с разграфкой не на трапеции, а на стандартные квадраты 50x50 см. Для их обозначения в качестве исходного берётся лист карты масштаба 1:5000, разделяемый на 4 части; затем так же делятся эти соответствующие части и т.д. В результате топографические планы получают, например, такую номенклатуру: 1:2000 – 1-Г, 1:1000 – 1-Г-IV, 1:500 – 1-Г-16.

Топографическая карта и топографический план хоть и представляют собой уменьшенное изображение на плоскости бумаги проекций участков местности, однако между ними имеются существенные различия. Так, масштаб в пределах плана есть величина постоянная; на карте масштаб изменяется от точки к точке и по направлениям. Установленный для данной карты масштаб соблюдается только по одному из направлений (по одному меридиану или параллели), этот масштаб называется главным. В остальных частях карты масштабы отличаются от главного и называются частными.

Содержание топографических карт, то есть совокупность сведений о местности, выражаемая топографическими условными знаками, в целом характеризуется высокой степенью унификации. Однако оно имеет и ряд частных особенностей, определяющихся масштабом карты, конкретным ее назначением и типом местности. На этих картах показываются: гидрографическая сеть и приуроченные к ней природные образования (мели, наледи и др.), выходы подземных вод, рельеф поверхности – горизонталями, отметками высот и дополнительными обозначениями (для обрывов, бровок, промоин и др.), растительность – древесная, кустарниковая, травянистая – с подразделением по сомкнутости покрова, грунты каменистые, песчаные и др., ледники и снежники, болота и солончаки с показом их проходимости, основные с.-х. угодья (пашни, плантации, сады и др.), населенные пункты с передачей их структуры, типа (город, рабочий посёлок и др.), политико-административные значения и численности населения, различные строения и сооружения, геодезические пункты и местные предметы-ориентиры, железные и автогужевые дороги, линии проволочных передач, трубопроводы и ограждения, границы разных рангов. На топографических картах даются также числовые характеристики объектов, пояснительные надписи и географические наименования. Детальность изображения местности регулируется специальными цензами; особое значение из них имеют принятые для воспроизведения рельефа. Применительно к передаче контуров также разработана система их отбора и обобщения, то есть выделения наиболее существенных элементов за счет исключения подробностей, упрощения начертания, замены группы знаков одним общим, объединения ряда характеристик и т.д. Например, на карте масштаба 1: 5000 в городах выделяется каждое здание, 1: 25 000 – застроенная часть квартала, 1: 100 000 – квартал в целом, 1: 500 000 – общий контур и основная планировка города (см. также Генерализация картографическая). В России требуемое содержание топокарт обеспечивается единой системой их редактирования, выполняемого на всех основных этапах создания или обновления карт, начиная от составления проекта аэросъемки данного участка и кончая редакционным контролем издательских оттисков.

За рамкой листа топографической карты помещают его номенклатуру, название соответствующей политико-административной единицы и главного населенного пункта, численный и линейный масштабы, сведения о системах координат и высот, сечении рельефа, методе и годе изготовления. Кроме того, на зарамочных полях обзорно-топографических карт дают условные знаки к данному листу, шкалу ступеней высот, схему границ; собственно топографических карт – схему сближения меридианов и магнитного склонения, шкалу заложений, дополнительные обозначения объектов; топографических планов – название площадки, схему всего участка съемки и тексты о назначении плана, увязке урезов вод и т.п. Для обзорно-топографических, мелко- и среднемасштабных карт предусмотрено многоцветное полиграфическое издание, крупномасштабных – многоцветное и одноцветное, топографических планов – размножение в нескольких экземплярах фотографическим, электрографическим или др. упрощённым способом.

В Российской Федерации обзорно-топографические карты используются для общегеографического изучения крупных районов страны, генерального планирования мероприятий промышленного значения по освоению природных ресурсов и хозяйственному строительству. Собственно топографические карты необходимы для всех стадий проектно-изыскательских работ, выполняемых в целях обеспечения таких отраслей, как мелиорация, сельское и лесное хозяйство (устройство и учет земель и лесов), геологическая разведка, разработка полезных ископаемых (горнодобывающая и нефтегазодобывающая промышленность), планировка и застройка населенных пунктов, промышленное, энергетическое, сельское, транспортное и другое строительство. По топографическим планам составляют рабочие чертежи и ведут разбивку участков, разработку недр и различные строиельные, работы.

 

ешифрирование аэроснимков, один из методов изученияместности по её изображению, полученному посредством аэросъёмки. Заключается в выявлении ираспознавании заснятых объектов, установлении их качественных и количественных характеристик, а такжерегистрации результатов в графической (условными знаками), цифровой и текстовой формах. Д. имеетобщие черты, присущие методу в целом, и известные различия, обусловленные особенностями отраслейнауки и практики, в которых оно применяется наряду с др. методами исследований.

 

Для получения аэроснимков с наилучшими для данного вида Д. информационными возможностямиопределяющее значение имеют учёт при аэрофотографировании природных условий (облика ландшафтов,освещённости местности), размерности и отражательной способности объектов, выбор масштаба,технических средств (тип аэроплёнки и аэрофотоаппарата) и режимов аэросъёмки (лётносъёмочные ифотолабораторные работы).

Эффективность Д., т. е. раскрытия содержащейся в аэроснимках информации, определяется особенностямиизучаемых объектов и характером их передачи при аэросъёмке (дешифровочными признаками),совершенством методики работы, оснащённостью приборами и свойствами исполнителей Д. В рядудешифровочных (демаскирующих) признаков различают прямые и косвенные (нередко с выделениемкомплексных). К прямым признакам относят: размеры, форму, тени собственные и падающие (иногда ихсчитают косвенным признаком), фототон или цвет и сложный признак ‒ рисунок или структуру изображения.К косвенным ‒ указывающие на наличие или характеристику объекта, хотя он и не получилнепосредственного отображения на аэроснимке в силу условий съёмки или местности. Например,растительность и микрорельеф являются индикаторами при Д. задернованных почв.

В методическом отношении для Д. характерно сочетание полевых и камеральных работ, объём ипоследовательность которых зависят от их назначения и изученности местности. Полевое Д. заключается всплошном или выборочном обследовании территории с установлением необходимых сведений принепосредственном изучении дешифрируемых объектов. На труднодоступных территориях полевое Д.осуществляют с применением аэровизуальных наблюдений. Камеральное Д. заключается в определенииобъектов по их дешифровочным признакам на основе анализа аэроснимков с использованием различныхприборов, справочно-картографических материалов, эталонов (полученных путём полевого Д. «ключевых»участков) и установленных по данному району географических взаимозависимостей объектов(«ландшафтный метод»). Хотя камеральное Д. значительно экономичнее полевого, но его полностью незаменяет, т.к. некоторые данные могут быть получены только в натуре.

Ведутся разработки по автоматизации Д. в направлениях: а) отбора аэроснимков, обладающих нужнойинформацией, и преобразования их с целью улучшения изображения изучаемых объектов, для чегоиспользуются методы оптической, фотографической и электронной фильтрации, голографии, лазерногосканирования и др.; б) распознавания объектов сопоставлением при помощи ЭВМ закодированных формы,размеров данного изображения и плотности фототона данного изображения и эталонного, что может бытьэффективным только при стандартизованных условиях аэросъёмки и обработки снимков. В связи с этимближайшие перспективы автоматизации Д. связывают с применением так называемой многоканальнойаэросъёмки, позволяющей получать синхронные изображения местности в различных зонах спектра.

Для Д. используются приборы: увеличительные ‒ лупы и оптические проекторы, измерительные ‒параллактические линейки и микрофотометры и стереоскопические ‒ полевые переносные и карманныестереоскопы и стереоскопические очки и камеральные настольные стереоскопы, частью с бинокулярными иизмерительными (например, стереометр СТД) устройствами. Стационарным прибором, разработаннымспециально для целей Д., является интерпретоскоп. Д. аэроснимков проводят и на универсальныхстереофотограмметрических приборах в комплексе работ по составлению оригинала карты. В зависимостиот задачи Д. может выполняться по негативам аэроснимков или их отпечаткам (на фотобумаге, стекле илипозитивной плёнке), на смонтированных по маршруту или площадям фотосхемах и на точных фотопланах.Д. осуществляют в проходящем или отражённом свете с вычерчиванием (или гравированием) егорезультатов в одном или нескольких цветах на самих материалах аэросъёмки или наложенных на них листахпрозрачного пластика.

К исполнителям Д. предъявляются особые профессиональные требования в отношении восприятияяркостных и цветовых контрастов и стереоскопичности зрения, а также способностей к эффективномуопознаванию и определению объектов по их специфическому изображению на аэроснимках. Наряду с этимисполнители Д. должны знать особенности природы и хозяйства данной территории и иметь сведения обусловиях её аэросъёмки.

Различают общегеографическое и отраслевое Д. К первому относят топографическое и ландшафтное Д., ковторому ‒ все остальные его виды. Топографическое Д., характеризующееся наибольшим применением иуниверсальностью, имеет своими объектами гидрографическую сеть, растительность, грунты, угодья, формырельефа, ледниковые образования, населённые пункты, строения и сооружения, дороги, местные предметы,геодезические пункты, границы. Ландшафтное Д. завершается региональным или типологическимрайонированием местности. Основные из отраслевых видов Д. применяются при выполнении следующихработ: геологическое ‒ при площадном геологическом картировании и поисках полезных ископаемых,гидрогеологических и инженерно-геологических работах; болотное ‒ при разведке торфяных месторождений;лесное ‒ при инвентаризации и устройстве лесов, лесохозяйственных и лесокультурных изысканиях;сельскохозяйственное ‒ при создании землеустроительных планов, учёте земель и состояния посевов;почвенное ‒ при картировании и изучении эрозии почв; геоботаническое ‒ при изучении распределениярастительных сообществ (преимущественно в степях и пустынях), а также для индикационных целей;гидрографическое ‒ при исследовании вод суши и площадей водосбора и исследовании морей в отношениихарактера течений, морских льдов и дна мелководий; геокриологическое ‒ при изучении мерзлотных форм иявлений, а гляциологическое ‒ ледниковых и сопутствующих им образований. Д. применяется также вметеорологических целях (наблюдения за облаками, снеговым покровом и др.), при поиске промысловыхживотных (особенно тюленей и рыб), в археологии, при социально-экономических исследованиях (например,контроле движения транспорта) и в военном деле при обработке материалов аэрофоторазведки. Прирешении многих задач Д. носит комплексный характер (например, для целей мелиорации).

В ряде отраслей науки и практики наряду с Д. аэрофотоснимков ведутся работы по Д. космическихфотоснимков, выполняемых с пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, а также сискусственных спутников Земли. В последнем случае получение фотоснимков полностью автоматизировано;доставка их на Землю осуществляется с помощью контейнеров или передачей изображения телевизионнымпутём. Благодаря снимкам из космоса обеспечивается возможность непосредственного Д. объектовглобального и регионального характера и Д. динамики природных процессов и проявлений хозяйственнойдеятельности сразу на значительных пространствах за короткий промежуток времени (см. Космическаясъёмка). Начато (60-е гг. 20 в.) Д. снимков, полученных с обычных высот и из космоса не только прифотографической съёмке, но и при различных видах фотоэлектронной съёмки (см. Аэрометоды).

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ, ШЕЛЬФА И ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМОВ. М., ЦНИИГАиК ГУГК СССР, 1988, 34 с. (ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ, КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ, НОРМЫ И ПРАВИЛА).

Настоящие Основные положения определяют специфику топографических карт и планов шельфа и внутренних водоемов, устанавливают общие требования к математической и геодезической основе, точности, содержанию и методам создания этих карт. Они подготовлены как самостоятельный нормативный акт, дополняющий и развивающий действующие Основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000, 1:1 000 000 (М.,РИО ВТС, 1984 г.) в части топографо-геодезических работ на акваториях и предназначены для организаций и предприятий, выполняющих такие работы, а также использующих топографические карты шельфа и внутренних водоемов.

Основные положения по созданию топографических карт шельфа и внутренних водоемов разработаны в Центральном ордена «Знак Почета» научно-исследовательском институте геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф.Н. Красовского (ЦНИИГАиК), с учетом замечаний и предложений организаций и предприятий Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР (ГУГК СССР), Военно-топографического управления Министерства обороны, Центрального картографического производства Военно-Морского флота, Министерства газовой промышленности, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства речного флота РСФСР и др.

Основные положения составлены и отредактированы Б.Н. Морозовым при участии Э.Н. Акопова и А.И. Кощеева (ЦНИИГАиК), В.П. Окунева (ЦКГФ), Г.К. Добрынина и В.В. Щербо (ГУГК).

Утверждены и вводятся в действие с 1 июля 1989 года приказом Начальника ГУГК СССР № 340п от 29 июня 1988 года.

 

© ГУГК СССР, 1988 г.

 

 







Date: 2015-08-15; view: 2286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию