Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шрифты надписей
Шрифты надписей очень часто выполняют роль картографических знаков, характеризуя некоторые качественные или (и) количественные особенности объектов, к которым надписи относятся. Подобно собственно картографическим знакам (см. § 3.1) шрифты могут различаться по своей форме (рисунку, виду шрифта), размеру (высоте букв), цвету, ориентировке (прямому или наклонному начертанию букв), светлоте (например, при растровом воспроизведении надписей), «структуре» (соотношению толщины основных и соединительных элементов букв, изменению ширины внутрибуквенного просвета), наконец, в зависимости от использования прописных и строчных букв. Например, на советской карте масштаба 1:1000 000 для названий городов и поселков городского типа используют прописные буквы прямых шрифтов, а для сельских поселений - строчные буквы наклонных шрифтов, причем рисунок и размер шрифта выбирают в зависимости от численности населения. При взгляде на карту надписи прежде всего привлекают внимание и формируют первоначальное мнение о ней. Поэтому выбор шрифтов и исполнение надписей относятся к ответственным моментам оформления карт. Хорошая читаемость, компактность, изящество, пригодность для воспроизведения - таковы качества, необходимые для картографических шрифтов. Для различных шрифтов, используемых на одной карте, существенна также контрастность между собой. Очень важно, чтобы надписи на карте воспринимались быстро, безошибочно и не требовали чрезмерного напряжения зрения. Трудности вытекают из особенностей карты. Текст книги печатается на белой бумаге, а надписи карты даются обычно по цветному фону и перекрываются условными знаками. В книге все слова известны читателю и узнаются с беглого взгляда; напротив, на карте многие названия могут быть незнакомыми. Поэтому для правильного и быстрого чтения надписей на карте имеет значение каждая буква - она должна опознаваться даже будучи частично утраченной под условным знаком или на сгибе карты. Для хорошей читаемости шрифтов обязательны: простота очертаний, четкость форм и различаемость отдельных букв между собой. Простота шрифтов оказывает влияние и на восприятие основного содержания карты - надписи отвлекают некоторую долю внимания и тем большую, чем сложнее рисунок шрифтов. Большая компактность (убористость) шрифта, определяемая площадью, занимаемой надписями, позволяет либо усилить нагрузку карты, либо при неизменном количестве надписей уменьшить занимаемое ими пространство и облегчить чтение основного содержания карты. Пригодность шрифта для воспроизведения - техническое требование, обусловливаемое способами печати карт. При издании карт гравюрой на меди долгое время руководствовались латинскими шрифтами, первоисточником которых служила древнеримская резьба на камне. Этим шрифтам были свойственны округлые, плавные формы, равномерная насыщенность, отсутствие резкого контраста по толщине в отдельных элементах букв, умеренное применение подсечек. Они совершенствовались великими художниками Возрождения Леонардо да Винчи и Дюрером. Способность гравюры прекрасно передавать тончайшие линии и острые сопряжения элементов букв привела в дальнейшем к постепенному видоизменению шрифтов: буквы становятся уже по ширине, вводятся в изобилии подсечки и волосные линии, резко контрастирующие с утолщенными элементами букв. Шрифты, разработанные для гравюры, оказались малопригодны для плоской печати с использованием фотографии. Острые сопряжения букв забивались краской, сочные линии еще более утолщались, а тонкие приобретали рваный вид. Поэтому в употребление стали вводить Шрифты «гротеск» с одинаковой толщиной всех элементов, без подсечек, четкие, но менее компактные. В настоящее время надписи для карт готовят преимущественно на фотонаборных установках - ручных и автоматических, для которых разработаны специальные шрифты, отвечающие указанным выше требованиям. Новое видоизменение шрифтов стало необходимым для их приспособления к автоматическому воспроизведению и считыванию, для чего приобретают еще большее значение простота очертаний, четкость и различимость букв. Эта задача еще требует своего решения. Пока что надписи, выполняемые при автоматизированном изготовлении карт, проигрывают в качестве, особенно в эстетическом отношении. Обычно с рисунком шрифтов и цветом надписей связывают качественные различия объектов, с размером букв - их величину или относительное значение. Цвет надписей позволяет непосредственно относить их к определенным явлениям или их категориям, например на общегеографических картах надписи синего цвета к гидрографии, коричневого цвета - к рельефу, красного - к политико-административному делению и т. д. Выигрышно использование цветных надписей на тематических картах, например на исторических, где этим способом можно указать или подчеркнуть политическую принадлежность объектов расстановку сил противников, последовательность событий и т. п. Иногда для дифференциации объектов по значению их названия печатают красками разной силы (например, черной и оливково-серой, темно-синей и голубой и т. п.), что зрительно отводит часть объектов на второй план. В одноцветных надписях рисунком шрифта удобно выявлять существенные особенности объектов, например подразделять реки на судоходные, сплавные и др. Весьма употребительно использование размера букв названий для характеристики величины или значения объектов, например населенных пунктов, по их людности или административному рангу. Но шрифты одного рисунка, близкие по размерам, слабо различаются между собой, в особенности когда надписи удалены одна от другой и перемежаются с другими деталями карты. Если разница между наименьшим и наибольшим размерами букв невелика, то комплект шрифтов одного рисунка практически оказывается ограниченным. Поэтому шрифты различного рисунка нередко вводят и для однородных объектов, например для характеристики населенных пунктов по людности, комбинируя одновременно два признака: размер и рисунок шрифтов (а также применяя для некоторых надписей лишь прописные буквы). Вопрос о количестве шрифтов для использования на одной карте разрешается неодинаково для различных типов карт. Когда шрифты служат условными знаками для качественной и количественной характеристики объектов, комплект шрифтов не следует брать чрезмерно большим. Иначе сведения, передаваемые через рисунок шрифтов, будут восприниматься с трудом даже опытным читателем. Ведь надписи, с рисунком шрифтов которых связан определенный смысл, являются как бы шифром; пользование им тем легче, чем проще ключ. В других случаях, например на школьных картах, где разнообразие шрифтов лишь облегчает дифференциацию объектов разного рода и позволяет лучше сочетать надписи с основным содержанием карты, большое количество шрифтов не является недостатком карты.
Для анализа надписей как элемента географических карт существенны вопросы о видах шрифтов, их размерах, размещении надписей на картах и некоторые другие, но они подробно рассматриваются и иллюстрируются в учебнике «Оформление карт» (Востокова, 1985). Заметим лишь, что расположение надписей должно отражать закономерность размещения соответствующих объектов в натуре, например различия в их плотности на местности.
Стали возможны любое целесообразное сближение профилей, введение двух систем перпендикулярных профилей, взаимно компенсирующих маловыразительные участки каждой системы, а также изменения в положении центра проекции (его азимута, высоты и удаленности), что устранило надобность в дополнении рисунка штриховкой или отмывкой и, главное, позволило получать блок-диаграммы во многих вариантах, в любом ракурсе для поиска наиболее выразительных вариантов (рис. 4.19). Разумеется, программы должны предусматривать исключение участков профилей, невидимых из центра проекции, и выделять тем самым выступающие в перспективе возвышенности. Заметим, что блок-диаграммы получают признание и в океанографии для передачи ложа океанов, течений и структуры водных масс, в частности как сопровождение морских тематических карт.
Date: 2015-08-15; view: 767; Нарушение авторских прав |