Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространственное моделирование политических процессов
65. Теоретико – игровые модели в политическом анализе и прогнозировании. Моделирование представляет собой процесс создания модели, т.е. более точного образа объекта, заменяющего его, с целью получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью. В данном контексте игру можно представить как форму воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношений, характерных для определенного вида практики. При этом удалось выявить ряд особенностей игрового моделирования. Так, наиболее существенной специфической особенностью, как игрового моделирования, так и самого игрового действия является то, что при наличии разработок, заготовок мы тратим большую часть своих усилий на создания хаоса. В этом проявляется многомерная и противоречивая природа игры, которая стремиться к свободе, к неизвестности, и требует наличие правил и реальных образов. Чем больше стремление к свободе, тем более тщательно должны быть продуманы игровые модели во всех пространствах игры. Мы выявили следующие преимущества игрового моделирования политических процессов. Первая причина, побуждающая к игровому моделированию политического процесса, состоит в том, что большая часть событий в политической жизни являются ожидаемыми, поэтому их появление можно предсказать. Игровые модели как раз и помогают выразить подобные неформальные прогнозы. Во-вторых, формальная модель помогает преодолеть свободные формулировки допущений неформальной модели и дать точный и способный к проверке прогноз. Третьим преимуществом формальных моделей является их способность систематически оперировать с сущностями более высокого уровня сложности. Математика изначально применялась как средство логического вывода и систематического оперирования понятиями. Преимуществом моделирования является также то, что оно позволяет различным научным дисциплинам обмениваться своими исследовательскими средствами и приемами. Наконец, модели полезны тем, что способны увидеть глубинную однородность явлений, которая может быть не доступна для других средств. Замена объекта-оригинала позволяет получить следующие полезные эффекты. Во-первых, модель дешевле и доступнее оригиналов, следовательно, уменьшаются расходы на исследование. Благодаря этому при равных финансовых затратах использование метода моделирования может дать гораздо больше наблюдений, чем в традиционных научных методах. Во-вторых, модель гораздо компактнее оригинала, что особенно наглядно проявляется в математических и вообще знаковых моделях. Из таких компактных элементов можно построить чрезвычайно сложные научные теории, которые при традиционных методах практически невозможны. В-третьих, модели можно подвергать таким преобразованиям, которым нельзя подвергать оригиналы. Метод моделирования становится все более значимым, и исследователи находят его достаточно эффективным для изучения политических процессов. Прежде всего, метод применяется для исследования и сопровождения процесса принятия решений. Моделирование позволяет определять механизмы развития политического процесса, помогает ориентироваться в сложном электоральном процессе, а также находить связи между элементами процесса, недоступные другим методам изучения политического процесса. Методика политического моделирования, разработанная, может использоваться, например, в ходе политических переговоров, в разрешении политических конфликтов, при разработке политического проекта. С помощью метода моделирования проводятся исследования общественно-политической ситуации и формулируются стратегии политического поведения. Игровое моделирование в политике обладает методологической ценностью, которая обладает большой исследовательской ценностью и выражается в следующих аспектах: - четко определяет структуру политического процесса как совокупности субъекта, объекта и целей процесса; - определяет роль специфической формы деятельности – общения (коммуникации) в политическом процессе; - отражает природу политического процесса, как совокупности процессов различного масштаба, реализующихся на личностном и общественном уровнях; - демонстрирует отношение "личность – общество", реализующееся как взаимодействие открытых систем; - раскрывает механизм появления новых качеств, которые в рамках общих закономерностей проявляются на различных уровнях схематизации политической жизни; - учитывает "человеческий фактор", вносящий в систему элементы случайности и непредсказуемости, показывая политический процесс как открытую систему. Если говорить об игротехнике: Само понятие игры имеет в области методов политических исследований два значения: (1) в некоторых случаях речь идет о коллективных усилиях поиска оптимального политического решения, (2) в других — о варианте математического моделирования политических процессов, т.е. в обоих случаях преимущественно касается прикладных исследований. Игровым методам при решении политических проблем отдается предпочтение в следующих случаях: 1) когда исследователи должны найти решение в области, в которой применение системных алгоритмов мышления затруднено, т.е. в ситуациях с высокой степенью неопределенности (а динамика политических процессов — как раз этот вариант); 2) когда исследователи имеют склонность к образно-эмоциональным способам оценки информации; 3) когда сроки поиска политического решения исключительно сжатые; 4) когда при выработке политического решения необходимо использовать не командно-административные методы, а нахождение оптимального решения коллективом, в котором сформированы хорошие межличностные отношения и которому потом предстоит эти решения внедрять в политическую практику. Имитационные (деловые) и репрезентационные (открытые) игры позволяют дать обоснованное управленческое решение и сплотить группы людей, создать «сыгранные» управленческие команды, а также скорректировать мотивацию политической деятельности людей. Деловые игры условно делят на три типа: учебные, которые используются при переподготовке кадров, производственные (обучающие навыкам практической деятельности) и исследовательские, которые позволяют получать новые знания и решения. С течением времени постепенно меняется представление об оптимальной продолжительности деловых игр: если изначально они планировались как достаточно длительные мероприятия для формирования устойчивых навыков управленческой работы, то в наше время самое главное — исключительно быстрое получение конечного результата — новой информации, итогового отчета. Участники имитационной игры заранее распределяют роли и в заданной организаторами ситуации проигрывают определенные сценарием ситуации. По окончании игры обязателен этап обсуждения, в ходе которого восстанавливается последовательность событий, оценивается эффективность принятых решений с точки зрения отдельного игрока, команды в целом и возможных последствий. Полученная информация обобщается и выстраивается в цепочки причинно-следственных связей. Деловые игры сопровождаются разработкой обязательной документации. Для поиска нестандартных управленческих решений с 1952 г началась разработка репрезентационных (открытых) игр. Этот тип игротехники отличается определенной свободой, он не требует незнакомой для участников информации, способы решения заранее неизвестны, требуется полная личностная включенность в ситуацию игры. Этот тип игр противоположен формально-рациональным методам, так как он основан на совмещении взаимного обучения и поиска нестандартных решений. Инновационные игры используются для поиска нестандартных решений сложных проблем. Обычный день на игре включает разнообразные формы: групповую работу, дискуссии между группами, общение в «клубном режиме», когда последовательно сменяют друг друга лекции, «круглые столы», рекреационные формы общения. Исключительно важно, распределяя людей по подгруппам, учитывать некоторые правила: потенциал людей в одной команде должен быть примерно одинаков, группы следует формировать с учетом таких факторов, как пол, возраст, образование, должностной статус. Допускается включение в одну группу конфликтующих между собой людей. Считается, что этот принцип обеспечит соревновательность участников и эффективную работу. Проведение игры требует распределения участников на подгруппы: • социальных инженеров («модераторов», консультантов, методистов), владеющих специальными методиками творческого поиска; • исследователей, осуществляющих сбор первичной информации, формулирующих проблему; • непосредственных участников игры; • экспертов, отбирающих наилучшие предложения; • административную организационно-техническую группу. Рассмотрение игротехники с точки зрения математического моделирования политических процессов, то есть через представление политического процесса как конфликта несовпадающих интересов и путей для достижения своих целей между участниками политических процессов. В эмпирических политических исследованиях все чаще решаются вопросы, связанные не только с получением новой информации о текущих событиях, но и с прогнозированием развития конфликтных ситуаций, выработкой управленческих решений. В результате все чаще политологи наряду с традиционными методами сбора информации вынуждены прибегать к социальной инженерии (в первую очередь — к игровым методам). Игровые методы чаще всего находят свое применение в ситуациях: - когда решение нужно там, где его принятие затруднено; - существует высокий уровень неопределенности; - когда исследователи имеют склонность к образно-эмоциональному изложению; - когда ставка делается не на командно-административные методы, а решение надо найти коллективом, в котором и будут внедрены достижения впоследствии. Кроме того, принимается в качестве аксиомы, что априорная оценка вероятности развития событий невозможна. В этой трактовке игра — математическая модель, формализующее содержательное описание конфликта. Игроками выступают участники конфликта. Важно отметить, что единым игроком может выступать не только отдельный человек, но и коллектив (политическая партия, элитная группа, социальное движение, масса и т.д.). Теория игр изучает модели оптимального поведения игроков. В данном контексте можно выделить три варианта игр. (1) антагонистические игры, которые моделируют конфликты двух игроков с противоположными интересами, т.е. у них нет никаких оснований для согласованных действий. Понятно, что интересы несистемной оппозиции и, например, «партии власти» в Госдуме будут противоположными. Исход антагонистической игры оценивается количественно («вещественным числом»). Каждая из сторон стремится максимально увеличить свой выигрыш, который в антагонистической игре равен проигрышу (потерям) противоположной стороны. Антагонистические игры в свою очередь делятся на следующие три модели: 1. Конечные антагонистические (матричные) игры. Считается, что в этих играх участники для достижения своих целей располагают конечным числом возможных для них действий (стратегий), которые они могут выбирать независимо друг от друга. Участникам антагонистической игры нет никакой выгоды отклоняться от своих оптимальных стратегий или договариваться с другими участниками заранее о выборе совместного плана действий. 2. Бесконечные антагонистические игры. Они отличаются от первой модели тем, что оба игрока имеют возможность выбора бесконечного числа стратегий. Конечно, в политике такой вариант встречается довольно редко. В реальном политическом процессе игроки ограничены временем, идеологическими установками, финансовыми возможностями, они вынуждены ориентироваться на социальные группы поддержки и покровителей — представителей финансовой и политической элиты, что значительно ограничивает свободу выбора ими стратегий. 3. Многошаговые игры. Они имеют очень много вариантов. Особенностью этих игр является то, что участники игры совершают свой выбор не раз и навсегда, а последовательно во времени, т.е. они располагают информацией о развитии ситуации в прошлом и могут менять стратегию не хаотично, в надежде на удачу, а осмысленно, с учетом опыта. Вероятно, большинство политических процессов может быть описано с помощью данного метода. (2) неантагонистические бескоалиционные игры. В этом случае интересы игроков не являются диаметрально противоположными, они могут даже совпадать. Игроки стремятся к ситуации равновесия, отклонение от которого любым отдельным игроком может привести к его проигрышу. Такая ситуация возможна, например, при описании политической ситуации в странах, где парламент строится на пропорциональной основе, но ни одна из партий не относится к крайней позиции политического спектра и не имеет доминирующей позиции в глазах общественности. Игрок, взламывающий ситуацию равновесия, оказывается в проигрыше, если другие участники стремятся сохранить существующее положение. Однако если от ситуации равновесия отклоняются одновременно несколько, а тем более большинство игроков, то они могут выиграть (3) игры с бесконечным числом игроков. Этот тип игр описывает ситуации, в которых успех игрока определяется его собственным выбором какой-либо стратегии и числом других игроков, сделавших такой же выбор. За аксиому принимается условие, согласно которому каждый из игроков может совершать равное и ограниченное количество действий. (4)нестратегические (кооперативные) игры. Различают две модификации: кооперативные игры с конечным числом игроков и кооперативные игры с бесконечным числом игроков. Эти модели игры используются, когда природа анализируемых конфликтов между участниками допускает сотрудничество (кооперирование, согласование способов действий, обмен информацией), т.е. участники могут использовать совместную стратегию. В этом случае исход игры определяется множеством возможных выигрышей как отдельных игроков, так и их групп (коалиций). Date: 2015-08-15; view: 1495; Нарушение авторских прав |