Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сетевой анализ политической коммуникации
Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление, приходится на 50-е – 60-е годы, а также стремительного развития кибернетики – области знания, изучающей наиболее общие закономерности процессов информационного обмена и управления. Весьма изощренным средством изучения коммуникации в исходной части комуникативной цепи, стал контент-анализ; К.Дойч Родерс Марш Модель по Г. Лассуэлу: В процессе коммуникации выделяют 5 элементов: Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение) Что - сообщение Как - способ передачи сообщения, канал Кому - аудитория, которой адресуется сообщение Зачем - с каким эффектом, эффективность Основой для выделения нового метода исследования – сетевого анализа – должны были служить определенные изменения в обществе. М.Кастельса. Переход основан на революции в информационных технологиях. Традиционный подход должен быть заменен концепцией возникновения международных сетей, как базовой организационной формы информационально-глобальной коммуникации. Фундаментальными компонентами социальных сетей являются узлы (nodes) и связи (connections). В процессе развития концепции сетей понятие узел иногда заменяется понятием актор, а связь – социальным взаимодействием и границей. Таким образом, социальные сети можно рассматривать как серию прямых и непрямых взаимодействий одного актора с другими. Социальная сеть определяется как "заключение соглашений между двумя взаимодействующими акторами". Существуют две основные школы, которые применяют сетевой подход как методологию политических исследований. Англосаксонская школа считает плодотворным его использование при изучении взаимодействия государства и групп интересов. Здесь концепция политических сетей обеспечивает связь между микроуровневым анализом, и макроуровневым исследованием. Немецкая школа видит в политических сетях современную форму государственного управления, отличную от иерархической и от рыночной. Теория политических сетей пытается опереться на коммуникативные процессы в постиндустриальном обществе и демократическую практику современных политий. Как подчеркивает Т.Берцель, в ситуации растущей взаимозависимости между общественными и частными акторами доминантной моделью управления становятся политические сети. Направления исследования политической коммуникации социальных сетей: Исследования сетей в очень большой мере допускают - и даже предполагают – 1.высокоматематизированные позитивистские подходы, базирующиеся на обработке социометрической информации, с одной стороны, 2. вероятностное моделирование межсетевых взаимодействий и взаимных эффектов сетей и иерархий, с другой, и, наконец, 3. оценивание издержек во внутрисетевых, межсетевых и сетево-иерархических трансакциях, Л.В.Сморгунов анализирует сетевой подход в его применении к исследованию политики и государственного управления. Сетевой подход к политике и управлению строит свою исследовательскую стратегию, исходя из нового характера отношений между государством и обществом, между публичной и частной сферами общественной жизни, то есть исходит из того, что изменилась система политической коммуникации. В качестве аналитического инструмента анализа неустойчивости и открытости взаимодействия множества политических акторов, Общие методологические установки концепции политических сетей. Сетевой подход к политике и публичному управлению является ответом на изменения условий, в которых осуществляется политика и управление общественными делами. Выросшая плюрализация общественных структур, сложность взаимоотношений между различными группами населения, возросшее влияние международного фактора на внутреннюю политику государства, информатизация общества, падение доверия населения к центральным органам управления позволило развиться этой технологии. реконструирует отношения между государственным управлением и современным обществом. сетей восстанавливает связи между управлением и политикой. Сетевой подход предлагает новый тип управления - “руководство” (governance), общая характеристика которого нашла выражение в формуле “управление без правительства” данная теория государственного управления близка к политической философии и ценностно-ориентированному подходу. не институты, а связи и отношения составляют ключевой пункт рассмотрения сетевого анализа. проблема эффективности управления рассматривается в аспекте отношения “цели-процессы”. 56. Q-методология в политических исследованиях: значение, процедура, интерпретация результатов.
Один из исследовательских методов, занимающий промежуточное положение между качественными и количественными методами, — Q-методология. Цель этого метода заключается в определении внутренней структуры установок и мнений потребителей. Q-методология является качественным методом в том смысле, что используются выборки небольших размеров, и в то же время количественным, так как для анализа данных используются сложные статистические методы. Q-методология— это простое, но исключительно эффективное средство сбора информации об установках и мнениях потребителей о самих себе, пользователях торговой марки и товара, товарных категориях, рекламодателях и рекламе. В простейшем случае Q-методологии респонденту предлагаются совокупность утверждений (Q-выборка), которые он должен рассортировать вдоль оси (Q-сортировка) в соответствии с указанным критерием (например, «расположите данные утверждения в соответствии с тем, насколько каждое из них сходно с вашей точкой зрения, или отличается от нее»). Раскладка утверждений респондентами затем подвергается анализу для определения сходств и различий в том, как каждый из них приписывает утверждения определенной позиции на оси измерения. Различные паттерны приписывания утверждений вскрывают различия в глубинной структуре установок и мнений потребителей. Качество данных и выводов, сделанных по результатам исследований на основе Q-методологии, зависит от строгости разработки и отбора утверждений, особенностей метода сортировки, а также применения адекватных статистических методов. Исследования с использованием Q-методологии начинаются точно так же, как и другие типы количественных исследований. Сначала следует определить информационные потребности, затем убедиться, что Q-методология — наиболее подходящий способ получения необходимой информации. Эти решения влекут за собой выявление представляющих интерес понятий и формулировку их подробных, явно заданных операциональных определений. Завершив таким образом подготовительный этап, переходят непосредственно к планированию исследований на основе Q-методологии. Планирование и проведение исследований с использованием Q-методологии предполагает восемь этапов: 1) Составление и редактирование утверждений. Существует множество способов разработки утверждений и множество источников исходного материала. Так, утверждения могут создаваться на основе: • предыдущих исследований с применением Q-методологии; • предыдущих исследований с применением опросов; • ответов на открытые вопросы глубинного интервью; • высказываний участников фокус-групп; • метода мозговой атаки или совещаний по генерации идей. Целью этого этапа является создание как можно большего количества утверждений, невзирая на возможные повторы и грамматическую форму. 2) Утверждения для Q-сортировки. Составив утверждения, их сводят независимо от источника в один набор, представляющий генеральную совокупность, после чего переходят к их изучению и редактированию. Утверждения редактируются с точки зрения соответствия определению, ясности высказанной в них мысли, независимости, диапазона утверждений, представленных в общей совокупности, а также с точки зрения грамматики. • Соответствие утверждения отражает соотношение между утверждением и операциональным определением понятия, к которому оно относится. В совокупности оставляют только те утверждения, которые имеют так называемую очевидную валидность. Утверждения с низкой очевидной валидностью, т.е. утверждения, в которых не чувствуется сильная прямая зависимость с операциональным определением понятия, исключаются из совокупности. • Под ясностью подразумевается в данном случае понятность утверждения. Непонятные или двусмысленные утверждения удаляются из совокупности. Утверждения, которые передают более чем одну идею, разбиваются на части или же удаляются из совокупности вообще. • Независимость утверждения относится к мысли, выраженной в каждом из утверждений совокупности. Утверждения, близкие по формулировке, передаваемому отношению или идее, группируются. Из группы выбирается лишь одно утверждение, а остальные удаляются из совокупности. • Диапазон утверждений относится к характеристикам утверждений, вошедших в совокупность. Важно помнить о том, что генеральная совокупность утверждений в окончательной редакции должна быть несмещенной. • Если все утверждения совокупности должны относиться к одному операциональному определению понятия, рекомендуется подготовить одинаковое число положительных, отрицательных и нейтральных утверждений. Если этих групп утверждений нет в совокупности, следует создать их дополнительно и подвергнуть рассмотренному выше процессу редактирования. • Все утверждения должны иметь одинаковую грамматическую форму. Наиболее распространенная форма изложения утверждений — простое повествовательное предложение. Утверждения, составленные по другой форме, переписывают. 3) Отбор утверждений для Q-сортировки. После тщательного просмотра и редактирования совокупности утверждений приступают к их отбору для Q-сортировки. Количество утверждений, необходимых для конкретного исследования в соответствии с Q-методологией, зависит от сложности изучаемых установок. Чем сложнее область исследования, тем большим должно быть количество утверждений. Обычно для проведения исследований с использованием Q-методологии отбирают от 50 до 100 утверждений. Совокупность утверждений для проведения исследования называют Q-выборкой. Если мы рассматриваем Q-выборку как репрезентативную по отношению к большей совокупности, для отбора утверждений из совокупности используют традиционные методы составления выборки. Выбор метода составления выборки определяется структурой генеральной совокупности утверждений таким же образом, как и в исследовании с применением опросов. Для отбора утверждений используют три метода. • Если совокупность утверждений невелика и всю ее можно использовать в ходе Q-сортировки, проводится сплошное исследование. • Случайная выборка — наиболее подходящий метод, если утверждения совокупности однородны по своему характеру и направленности. Если все утверждения генеральной совокупности относятся к одному операциональному определению понятия, то случайная выборка будет репрезентативна по отношению ко всей совокупности утверждений. • Стратифицированная случайная выборка используется тогда, когда совокупность утверждений неоднородна, т.е. в ней отражается ряд родственных, но все же отличающихся операциональными определениями понятий. Случайная выборка в пределах каждой страты (в нашем случае — это каждое из представляющих интерес понятий) позволяет отобрать совокупность утверждений, репрезентативных по отношению к генеральной совокупности утверждений. Каждое из отобранных для Q-сортировки утверждений записывают на пронумерованную каталожную карточку. 4) Выбор метода Q-сортировки. Распределение респондентом утверждений, входящих в Q-выборку, может носить как навязанный, так и произвольный характер. И навязанный, и произвольный методы раскладки, используемые в ходе исследований на основе Q-сортировки, связаны с другими процедурами оценивания и ранжирования. Однако, благодаря соблюдению особых требований Q-сортировки, появляется возможность получить результаты, отличающиеся от данных, собираемых с помощью оценивания и ранжирования. Эти различия становятся очевидными, если рассмотреть задачу респондента в каждом из подходов к сбору данных. Возьмем следующую ситуацию. Вы даете респонденту список из 40 или 50 утверждений и просите дать каждому из утверждений оценку от 1 до 7 баллов, где «1» означает, что утверждение полностью описывает его личность, а «7» — абсолютно не соответствует. Большинство респондентов читают по порядку каждое из утверждений, ставят ему оценку и переходят к следующему. Справившись с этой задачей, лишь немногие из респондентов (если вообще таковые будут) еще раз пробегут глазами список и пересмотрят свою оценку, даже если принятый ими стандарт ответа на утверждение «Очень похоже на меня» с оценкой «5», «6» или «7» изменится в процессе выполнения задания. Кроме того, оценивание и ранжирование большого количества утверждений — процесс очень трудоемкий, в результате чего работоспособность и различительная способность респондента обычно снижаются в ходе выполнения задания. Следует также добавить, что используя стандартные процедуры оценивания и ранжирования, одни респонденты неохотно ставят высшие (низшие) оценки, тогда как другие предпочитают их всем остальным. В обоих случаях различение по отношению к различным утверждениям снижается. Подобные проблемы, связанные с оцениванием или ранжированием большого числа утверждений, полностью устраняются, если использовать Q-сортировку. 5) Определение характеристик выборки респондентов осуществляется точно так же, как и при опросе. Выборка для исследований на основе Q-методологии формируется из респондентов, репрезентативных по отношению к генеральной совокупности, из числа которой они были отобраны. Объемы выборки при использовании Q-методологии обычно невелики и зависят от: • количества переменных генеральной совокупности, по предположению имеющих значение и влияние; • количества требующихся наблюдений на каждую из комбинаций установленных переменных. В большинстве исследований с использованием Q-методологии обычно используется от 3 до 5 наблюдений на каждую из комбинаций переменных. Существует 12 комбинаций значений этих переменных. Учитывая желание иметь четыре наблюдения на одну комбинацию, необходимый объем выборки составит 48 человек. (Объем выборки = число комбинаций × число наблюдений = 12 × 4 = 48). 6) Разработка инструкций по Q-сортировке. Инструкции по Q-сортировке ставят перед респондентом задание и объясняют пути его выполнения. Обычно инструкция состоит из двух частей: описание критериев, в соответствии с которыми осуществляется сортировка, и описание метода сортировки. Критерии сортировки — принципы, руководствуясь которыми респондент сортирует утверждения Q-выборки. Критерии могут быть простым запросом на согласие или несогласие, или предполагать более сложный сценарий. Простой запрос. Рассортируйте карточки с утверждениями, указав тем самым, насколько каждое из них «соответствует вашему мнению» или «не соответствует вашему мнению». Сложный сценарий. Представьте себе, что вам поручили разработать план предвыборной компании, который будут использовать партии. Вы готовы разработать план, который совмещал бы в себе многие характеристики. Рассортируйте карточки с утверждениями таким образом, чтобы указать вероятность того, что вы учтете (или не учтете) эту характеристику при разработке нового плана предвыборной компании для партии. Карточки сортируются от «скорее учту» до «скорее не учту». 7) Анализ данных, полученных в результате Q-сортировки. Данные, полученные в результате Q-сортировки, анализируются иначе, чем данные, собранные в ходе проведения обычного опроса. В соответствии с Q-методологией, переменными являются респонденты, выполняющие сортировку, а не отдельные утверждения Q-выборки. Имея это в виду, на первом этапе анализа данных следует использовать факторный анализ для установления сходства и различия закономерностей раскладки карточек респондентами. С помощью факторного анализа определяется нагрузка каждого респондента на выделенные факторы. В данной ситуации «нагрузки» указывают на степень связи между Q-сортировкой каждого отдельного респондента и обобщенной установкой, которую представляет этот фактор. Таким образом, положительная нагрузка на фактор отдельного респондента свидетельствует о том, что этот человек разделяет общую точку зрения и отношения других респондентов, нагрузка которых на этот фактор тоже является положительной. А вот отрицательное значение нагрузки указывает на то, что данный респондент не разделяет отношения или видения с другими респондентами, определившими данный фактор. Разделив респондентов по этим факторам, переходим к следующем этапу анализа данных. Теперь необходимо установить отличительные особенности каждого фактора (интерпритация). 8) Завершающим этапом исследования на основе Q-методологии является использование его результатов при принятии определенных решений. Исследования на основе Q-методологии помогают выяснить установки и мнение потребителей. Участникам предлагают рассортировать (разложить) карточки с утверждениями, отражающими одно или несколько операциональных определений понятий, на заранее установленное количество стопок вдоль описательной оси. Исследования на основе Q-методологии включают 8 этапов. Процесс исследований начинается с разработки и редактирования утверждений, которые, возможно, войдут в Q-выборку. На первом этапе утверждения собираются и составляются на основе первичных или вторичных исследовательских источников, а затем редактируются. В процессе редактирования набора утверждений особое внимание уделяется тому, чтобы они соответствовали операциональному определению понятия, были понятными, соотносились определенным образом друг с другом, покрывали определенный диапазон и имели грамматически единообразные формулировки. Утверждения, отобранные в ходе редактирования и пересмотра, составляют генеральную совокупность Q-утверждений. На втором этапе из генеральной совокупности утверждений извлекается Q-выборка. На третьем — принимается решение о том, какой метод раскладки утверждений выбрать: навязанной или произвольной сортировки. На четвертом этапе принимаются решения относительно характеристик выборки и объема выборки респондентов. На пятом — разрабатываются инструкции с указанием критериев и процедур сортировки. После этого (на шестом этапе) Q-сортировка предъявляется респондентам. На седьмом этапе, предполагающем анализ данных, проводится факторный анализ для выделения групп респондентов на основании сходств и различий установок и восприятия. На восьмом этапе изучаются возможности использования результатов при принятии решений.
Date: 2015-08-15; view: 973; Нарушение авторских прав |