Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специальные международные судебные учреждения
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. серьезно изменилась политическая карта мира, появились новые государства, распались старые. В результате национальной политики некоторых стран и территориальных вопросов возникли этнические конфликты, приведшие к гибели огромного количества людей, к гуманитарной катастрофе на Кавказе, в Северо-Восточной Азии, Восточной Европе, Африке. Мировое сообщество различными способами пыталось восстановить нарушенный миропорядок. В 1993 г. решением СБ ООН был учрежден Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. При этом территория Югославии представляла собой в тот период огромный внутригосударственный конфликт между отдельными административно-этническим единицами: Хорватией, Боснией, Герцеговиной, Сербией, Македонией, Косово. Этот конфликт имеет исторические корни, долгие годы эти народы борются за свою независимость, территорию и религию. Как отмечает проф. И. С. Марусин, главной целью всех югославских войн было создание моноэтнического государства, а средствами ее достижения - изгнание, истребление всех жителей иной национальности спорной территории, уничтожение культурных сооружений религии и памятников культуры. В 1994 г. был создан еще один Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. На территории Руанды также возник этнически-социальный конфликт, приведший к стремлению уничтожения одной группой людей (хуту) другой (тутси). Данный конфликт берет свое начало во времена колонизации африканских территорий, когда искусственно местное население постепенно было разделено на два сословия, одно из которых было приближено к колониальной власти. С момента получения независимости на территории Руанды периодически возникали конфликты, сформировались преступные бандформирования, стремившиеся прийти к власти. В результате в начале 1990-х гг. произошел внутригосударственный конфликт, приведший к широкомасштабным последствиям. Данные международные трибуналы схожи по механизму своей деятельности, имеют общего обвинителя, поэтому анализ их деятельности будет представлен единообразно. Юрисдикция Согласно Уставам юрисдикция Трибуналов включает в себя серьезные нарушения международного гуманитарного права, геноцид и преступления против человечности. То есть ее можно разделить на несколько групп: Нарушение общепризнанных обычных норм о защите жертв войны в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. Это такие преступления, как: умышленное убийство; пытки и биологические эксперименты; умышленное причинение страданий или серьезного ущерба здоровью; массовые разрушения и захват собственности, не оправданные военной необходимостью; преднамеренное лишение военнопленного или гражданского лица права на справедливый суд; незаконная депортация или заключение гражданского лица; захват заложников. Гаагская конвенция о законах и обычаях войны 1907 г. и приложения к ней. Сюда относятся: применение отравляющих веществ или иного оружия, рассчитанного на причинение излишних страданий; варварское разрушение городов или сел, не оправданные военной необходимостью; нападение или бомбардировка незащищенных городов и сел или зданий; захват, разрушение или умышленное причинение вреда учреждениям религиозным, благотворительным или образовательным, а также произведениям искусства и науки; грабеж общественной или частной собственности. Геноцид - в соответствии с Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Преступления против человечности: убийство, истребление, обращение в рабство, депортация, заключение под стражу, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым и религиозным признакам. Организация Трибуналы находятся на территории нейтральных государств: Трибунал для Югославии - Гаага, Нидерланды; Трибунал для Руанды - Аруша, Танзания. Трибуналы состоят из камер - две судебные и одна апелляционная для обоих Трибуналов, обвинителя и секретаря. Количество судей постоянно меняется в сторону увеличения, поскольку существует большое количество уголовных дел в рассмотрении. Судьи должны обладать высокими моральными и профессиональными качествами, необходимым опытом и знаниями в области уголовного и международного права. Кандидаты в судьи предлагаются государствами и по представлению Совета Безопасности и избираются ГА ООН сроком на пять лет, могут быть переизбраны. Обвинитель действует независимо, назначается по представлению Генерального секретаря ООН Советом Безопасности на четыре года. Обвинитель Трибунала для Югославии, как уже было отмечено, является одновременно обвинителем Трибунала для Руанды. Председатели Трибуналов избираются на два года абсолютным большинством голосов. Председатель координирует работу камер и контролирует деятельность секретариата. Должностные лица Трибуналов пользуются дипломатическим иммунитетом. Обвинитель вправе начинать расследование по собственной инициативе или информации, полученной от правительств, органов ООН, межправительственных и неправительственных организаций. Обвинительное заключение передается судье судебной камеры, который, рассмотрев его, решает вопрос о его утверждении. В последнем случае судья по запросу обвинителя издает ордера на арест, заключение под стражу и иные процессуальные действия. Обвинитель действует независимо и является отдельным органом Трибуналов, имеет заместителей, которые рассматривают вопросы в отсутствие обвинителя. Процесс идет в присутствии обвиняемого и является открытым. Приговор выносится большинством судей камеры и оглашается публично. Допускается особое мнение судей. При определении наказания принимается во внимание судебная практика Югославии и Руанды соответственно. Основанием для обжалования приговора может быть ошибка в праве или факте. Обжалование может быть как осужденным, так и обвинителем. Решение апелляционной камеры является окончательным и не подлежит обжалованию. Рабочими языками Трибуналов являются английский и французский. Тюремное заключение отбывается в государстве, определяемом Трибуналом на основе списка государств, давших согласие на это. В отношении дел, которые подведомственны Трибуналам, действует параллельная юрисдикция. То есть национальные суды также вправе рассматривать дела и преследовать лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права. С одной стороны, это обосновано загруженностью Трибуналов, с другой - власти Югославии и Руанды не стремятся способствовать международному правосудию и часто не реагируют на запросы Трибунала. Поэтому, учитывая, что серьезные нарушения международного гуманитарного права представляют собой международные преступления, имеющие универсальную юрисдикцию и отсутствие сроков давности, суд любого государства на основании своего уголовного законодательства может осуществить судебное преследование. Так, в 1997 г. суд Мюнхена приговорил к 5 годам тюремного заключения гражданина Джайича, признав его виновным в совершении и соучастии в массовых убийствах. Адвокат подсудимого оспаривал юрисдикцию суда на том основании, что конфликт в Югославии был внутренним, а не международным. Однако суд отверг это мнение, ссылаясь на Устав Трибунала. Аналогичные процессы имели место и в других европейских странах. В то же время юрисдикция Международных трибуналов имеет приоритет по отношению к национальным судам. На любом этапе судебного разбирательства трибуналы могут просить о передаче им производства по делу. В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1503 от 28 августа 2003 г. Международные трибуналы по Югославии и Руанде должны завершить свою судебную деятельность в 2010 г. Однако до сих пор на рассмотрении находится достаточно большое количество уголовных дел, которые должны быть доведены до конца именно Трибуналами. В 2000 г. была создана еще одна международная уголовная судебная структура в результате подписания соглашения между ООН и Правительством Сьерра-Леоне об учреждении Специального Суда по Сьерра-Леоне, призванного привлечь к ответственности лиц, совершивших тяжкие преступления во время гражданской войны в этой стране. Основанием деятельности данного Суда помимо соглашения являются также его Устав и Акт о ратификации соглашения Парламентом Сьерра-Леоне. Следует отметить ряд особенностей в деятельности данного учреждения. Во- первых, в отличие от выше рассмотренных трибуналов, государство само обратилось за помощью в ООН для восстановления правопорядка на своей территории. Во-вторых, Специальный Суд расположен на территории Сьерра-Леоне, тем самым его правительство попыталось показать своему народу стремление восстановить законность и справедливость на территории и привлечь к ответственности преступников. В-третьих, особенность заключается и в перечне преступлений, которые относятся к юрисдикции Суда. Юрисдикция Исходя из содержания Устава, можно выделить три группы преступлений: Преступления против человечности и нарушения Женевских Конвенций о защите жертв войны 1949 г., Дополнительного протокола II. К преступлениям против человечности Уставом относятся убийства, принуждение к проституции, преследование по политическим, расовым, этническим или религиозным основаниям, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население. Другие серьезные нарушения международного гуманитарного права - использование детей, не достигших 15 лет, в военных действиях, умышленное нападение на гражданское население или отдельных лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях. Нарушение национальных законов Сьерра-Леоне. Акт о предотвращении жестокости по отношению к детям 1926 г., который предусматривает ответственность за развратные действия в отношении девочек моложе 14 лет, их похищение в аморальных целях. Другим преступлением этой группы является умышленный поджог жилых домов, общественных и иных зданий, предусмотренное Законом об умышленном причинении вреда 1861 г. Юрисдикция Специального Суда распространяется также участников миротворческих операций на территории Сьерра- Леоне, совершивших правонарушения, если национальный суд посылающего государства не желает или неспособно провести реальное расследование или судебное преследование. В данном случае Специальный Суд должен быть уполномочен Советом Безопасности ООН на осуществление своей юрисдикции в отношении таких лиц. Организация Специальный Суд состоит из судебной палаты, апелляционной палаты, обвинителя и его службы, Секретариата во главе с Секретарем. Действует параллельная юрисдикция Суда и национального правосудия, однако преимуществом обладает Специальный Суд. Судьи назначаются Генеральным секретарем ООН и Правительством Сьерра-Леоне (каждый назначает определенное количество судей во все палаты). Кандидатуры судей предлагаются Генеральному секретарю государствами-членами ООН. В соответствии с соглашением, особое внимание должно быть уделено кандидатам от стран-членов Экономического Сообщества западно-африканских государств. Каждая палата имеет своего председателя, а председатель Апелляционной палаты одновременно является председателем Суда. Обвинитель назначается по согласованию между Генсекретарем ООН и правительством государства, а его заместитель - по согласованию обеих сторон и обвинителя. Рассмотренные международные уголовные судебные учреждения носят временный характер и были созданы с определенными целями. Мировой практике известны и другие подобные учреждения, периодически создаваемые под эгидой ООН. Однако главной целью мирового сообщества является создание и развитие деятельности постоянно действующего международного судебного органа, к компетенции которого относится привлечение к международной уголовной ответственности физических лиц, совершивших международные преступления.
Date: 2015-08-15; view: 881; Нарушение авторских прав |