Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специализированные организации в области борьбы с преступностью





В рамках данного вопроса мы рассмотрим деятельность двух международных организаций, осуществляющих правоохрани­тельные функции: Интерпол и Европол. Они имеют свою специ­фику, начиная от создания и заканчивая их компетенцией, во многом схожей с некоторыми полномочиями национальных пра­воохранительных структур.

Интерпол. Международная организация уголовной полиции была создана в 1923 г. в Вене на встрече руководителей полицей­ских служб ряда стран. Это был второй Международный кон­гресс полиции, участники которого решили создать собственное международное объединение.

Первоначально это была Международная комиссия уголов­ной полиции, т. е. вспомогательный орган Международных по­лицейских конгрессов. Конгрессы собирались один раз в четыре года, но впоследствии от их проведения отказались, а комиссия продолжала действовать, объединяя полиции около 30 стран ми­ра и ежегодно собирая их представителей. В период Второй ми­ровой войны (1938 г.) комиссия практически прекратила свое су­ществование, поскольку ее штаб-квартира располагалась на ок­купированной тогда территории.

После Второй мировой войны во многих странах мира был отмечен серьезный рост преступности. Главы полиции ряда ев­ропейских стран, а также США приняли решение возродить Ме­ждународную полицейскую организацию. В 1946 г. состоялась конференция, где и было принято такое решение.

Учредительные документы этой организации представляют собой Устав, принятый в 1956 г. и соглашение организации с Францией о штаб-квартире, где было официально подтверждено превращение Интерпола из неправительственной международной организации в полноправную межправительственную.

Структура Интерпола (ст. 5 Устава):


Генеральная Ассамблея - высший орган, ежегодные сессии. Каждая страна направляет делегацию на сессию, в состав которой входят чиновники уголовной полиции высшего ранга, служащие, функции которых в национальном масштабе связаны с деятель­ностью организации; специалисты по вопросам, включенным в повестку дня сессии ГА. Заседания обычно проходят в закрытой форме, но могут быть и открытыми по решению Ассамблеи. Ка­ждая делегация имеет один голос, все решения принимаются про­стым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов организации. При решении вопросов о вне­сении изменений в устав или принятии новых членов в организа­цию - 2/3 голосов общего количества членов. Может быть, чрез­вычайная сессия по решению Исполнительного комитета или по предложению большинства участников. Устав не содержит пе­речня оснований для такого созыва.

Согласно уставу, Ассамблея определяет основные принципы сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; на­мечает и проводит мероприятия, облегчающие установление и поддержание такого сотрудничества; принимает новых членов организации; рассматривает и утверждает план работы на год; проводит выборы должностных лиц организации; утверждает бюджет и решает финансовые вопросы. ГА может образовывать комиссии для специального изучения отдельных вопросов.

Исполнительный комитет — административный орган, ко­торый включает в себя президента, три вице-президентов от раз­ных континентов (Азия, Америка, Африка или Европа) и девять представителей от стран. Формируется с учетом географического принципа. Заседания проводятся два раза в год. Следит за прове­дением в жизнь рекомендаций ГА, контролирует деятельность генерального секретаря, готовит повестку дня очередной сессии ГА. Президент избирается ГА на четыре года, вице-президенты - на три года.

Генеральный секретариат - постоянно действующий рабо­чий аппарат во главе с генеральным секретарем. Согласно Уставу (ст. 26) выступает как международный центр борьбы с преступ­ностью. Осуществляет постоянные полномочия от имени органи­зации. Генеральный секретарь назначается ГА на пять лет по предложению исполнительного комитета, под его началом рабо­тают полицейские специалисты и административно-технический персонал. В секретариате действуют четыре отдела: администра­тивный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения.

Административный - ведет делопроизводство, полицейский - осуществляет непосредственную координацию сотрудничества полицейских органов государств-членов. Последний состоит из трех подотделов и группы по борьбе с организованной преступ­ностью. Первый подотдел собирает и обрабатывает всю посту­пающую информацию о преступлениях против собственности и торговли оружием, о преступлениях против личности, междуна­родном терроризме. Второй - обрабатывает информацию о фи­нансовых и экономических преступлениях. Третий - информа­цию о незаконном распространении наркотических средств.

Институт советников — занимается научной проработкой отдельных проблем, решение по которым предстоит принять на сессии ГА. Для этого Генеральный секретарь приглашает специа­листов в конкретной области, при согласии последнего на прове­дение исследования, он назначается ГА на должность консуль­танта сроком на три года. Они могут быть наблюдателями на сес­сиях ГА и по приглашению президента могут принять участие в обсуждении вопросов повестки дня.

Национальное Центральное Бюро — при вступлении каждое государство создает свое национальное центральное бюро, кото­рое представляет интересы Интерпола и способствует вовлече­нию правоохранительных органов в борьбу с преступностью.

На практике секретариат, специализированный и информа­ционный центр и национальные центральные бюро всех стран составляют единый механизм сотрудничества полиции в борьбе с преступностью в неотложных, срочных и повседневных ситуаци­ях. Секретариат в данном случае выполняет функцию междуна­родного центра системы оперативно-розыскных картотек и кри­миналистических учетов, в рамках которой собраны и постоянно пополняются персональные сведения о преступных группах и объединениях, действующих в межнациональных масштабах, и о совершаемых ими противоправных деяниях.

Информация, содержание которой должны знать во всех странах, в обязательном порядке и незамедлительно рассылается им. У Интерпола имеются свои средства связи, обеспечивающие оперативные контакты и взаимодействие с полицией разных стран.

Цели Интерпола (спи 2):

Обеспечивать и развивать полицейское сотрудничество ме­жду странами для предупреждения международной преступности.

Передавать правонарушителей в руки правосудия и за­щищать людей и собственность106.

Исходя из целей можно выделить две сферы действия орга­низации: внешняя - способствовать взаимным прямым контактам уголовной полиции стран-участниц; внутренняя - создание в штаб-квартире организации различных подразделений и техниче­ских служб, работа которых в целом представляет собой деятельность специализированного и информационного центра Секретариата.

Первая цель реализуется посредством заключения межпра­вительственных соглашений об оказании ведомственной уголов- но-полицейской помощи. В первую очередь, соглашение между странами-соседями, что дало возможность ускорить и упростить прямые контакты их уголовной полиции при решении вопросов по конкретным преступлениям, затрагивающим их интересы. Первоначально их заключали только в странах Западной Европы, затем и Восточная Европа переняла такую договорную практику.

В работе Интерпола решающую роль играют НЦБ. Для стран они представляют собой службу, через которую нацио­нальная полиция имеет возможность оперативно запрашивать помощь и получать ее от своих коллег по сотрудничеству в борь­бе с преступностью. А для Организации НЦБ стали связующими звеньями с полицией стран-членов, его опорными пунктами в поддержании такого сотрудничества в целом. В своей стране бю­ро поддерживает связь с различными национальными учрежде­ниями (суд, прокуратура, таможенные и миграционные службы), а на международном уровне - с НЦБ других стран и с Генераль­ным секретариатом. Именно через бюро осуществляется вся ра­бота с организацией от лица государства.

Принципы сотрудничества:

Обеспечение неотвратимости ответственности за совер­шенное противоправное деяние.

Участие в сотрудничестве всех правоохранительных ор­ганов, в функции которых входят предупреждение, раскрытие, расследование преступлений, розыск преступников и без вести пропавших лиц. В данном случае следует отметить, что при рас­смотрении Интерпола и его Устава под уголовной полицией сле­дует понимать не конкретную административную структуру, а функции по участию в раскрытии и расследовании преступлений и розыске преступников.

Сотрудничество на национальном уровне должно опи­раться на прочную организационную основу: НЦБ.

В каждой стране особым государственным актом должно быть четко определено место НЦБ в общегосударственном меха­низме международного сотрудничества в борьбе с преступно­стью, объем и границы его функциональной компетенции во взаимоотношениях с другими правоохранительными органами.

Сотрудничество должно быть проникнуто духом взаим­ности, обязательности выполнения поступающих от партнеров и генерального секретариата просьб.

Сотрудничество может осуществляться только по делам об общеуголовных преступлениях. Отказ в помощи по делам по­литического, религиозного, военного или расового характера.

В борьбе с преступностью большое значение придается сбо­ру уголовно-розыскной и иной криминалистической информа­ции. Еще в 1914 г. на первом Международном конгрессе полиции было решено создать международное бюро идентификации с едиными приемами описания и системой классификации объек­тов уголовной регистрации.

Сегодня такой деятельностью занимается Интерпол. Вся ин­формация переводится на единый язык изложения и помещается на унифицированных носителях, чтобы все страны могли ее ис­пользовать без необходимости «перевода». Все данные подразде­ляются в зависимости от объекта и его идентификационных при­знаков на две группы: общая и специальная регистрация. Объек­ты общей регистрации - сведения о преступниках и преступлени­ях. Объекты специальной регистрации - отпечатки пальцев и фо­тоснимки преступников. Объекты специальной регистрации учи­тываются в двух картотеках: дактилоскопической и картотеке учета лиц по чертам внешности, фотографии по видам преступ­ной квалификации субъектов.

Каждый объект регистрируется отдельно.

Интерполом ведутся следующие виды учета:

1. Алфавитный пофамильный учет всех известных преступников.

Фиксирование документов и названий. К документам от­носятся паспорта и иные удостоверения личности их данные, ко­торыми пользовались преступники. Отдельно фиксируются до­кументы на право владения самолетом, автомобилем, огне­стрельным оружием и т. д. к названиям относятся названия мор­ских судов, самолетов, автомашин, на которых были случаи кон­трабандного провоза наркотиков или золота, алмазов, культур­ных ценностей и т. д., названия фирм, причастных к какому-либо преступлению.

Учет преступлений по видам или видовым группам. От­ражается способ совершения.

Учет украденных автомобилей, похищенных произведе­ний искусства, ценных ювелирных изделий.

Картотека лиц, пропавших без вести и неопознанных трупов.

Помимо различного учета, Интерпол занимается также меж­дународным розыском. Международный розыск - это розыск, проводимый за пределами государства, где было совершено пре­ступление, на территории не менее двух стран. Уголовная поли­ция каждой из них ведет его собственными силами, с соблюдени­ем своих национальных законов.

Розыскные операции, проводимые Интерполом, можно клас­сифицировать по четырем видам:

розыск преступников с целью их выдачи;

розыск подозреваемых с целью наблюдения за их поведением;

розыск пропавших без вести лиц;

розыск похищенных ценностей.

В практике Интерпола известны два вида розыска - обыч­ный и срочный. Они начинаются при наличии одного из двух до­кументов: ордера на арест разыскиваемого лица или приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. При обычном розыске просьба представляется в НЦБ, которое прове­ряет соответствие просьбы уставу организации и направляет в генеральный секретариат Интерпола. Последний составляет красный циркуляр на разыскиваемого, копии которого рассыла­ются по НЦБ всех стран. Каждое НЦБ проверяет циркуляр на со­ответствие своему уголовному законодательству и решает вопрос о допустимости объявления розыска на своей территории. При положительном решении осуществляются розыскные мероприя­тия. Обнаружение, арест, о чем извещается НЦБ страны, где бы­ли осуществлены эти действия. НЦБ уведомляет об аресте пре­ступника Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска. Далее следует процедура экстрадиции.

При срочном розыске процедура минует генеральный секре­тариат и сотрудничает непосредственно с НЦБ страны временно­го нахождения разыскиваемого преступника. Генеральный секре­тариат извещается о проводимом мероприятии. Если срочный розыск в течение трех месяцев не принес результатов, то он за­меняется на обычный. Иногда объявляется смешанный розыск. К странам, с которыми инициатор розыска имеет договор о выдаче, обращаются с просьбой о розыске с целью ареста и выдачи пре­ступника. Ко всем остальным странам - следить за перемещени­ем преступника и его деятельностью.

Европол. В начале 1990-х гг. страны-члены Европейского союза (ЕС) решили выработать совместную политику в области уголовного правосудия. В результате был создан Европейский отдел по борьбе с наркотиками, в задачу которого входил обмен информацией о лицах, разыскиваемых за правонарушения, свя­занные с наркотиками. К 1995 г. в соответствии с новой конвен­цией (Конвенция об учреждении Европейской полицейской орга­низации), на базе этого органа была учреждена структура под названием Европол (Европейская полицейская организация) с расширенными полномочиями, направленными на улучшение взаимодействия органов полиции в борьбе с незаконным оборо­том наркотиков, терроризмом, отмыванием денег, торговлей кра­деными автомобилями, нелегальной иммиграцией и другими ви­дами международной преступности.

Конвенция по Европолу гласит: «Европол должен вести компьютеризованную систему сбора информации... ограничен­ного и четко определенного содержания, обеспечивающую быст­рый доступ к сведениям, которыми располагают страны-члены ЕС и Европол».

Европол выявил три ключевые задачи, решение которых по­зволило бы повысить эффективность работы: внедрение системы криминалистического анализа, создание системы индексации и построение системы взаимодействия. В начале 1996 г. был на­чат долгосрочный проект по созданию всех этих систем с целью предоставить европейской полиции возможность сотрудничества и обмена знаниями для более эффективной борьбы с междуна­родной преступностью.

Согласно Конвенции Европол осуществляет свою деятель­ность по борьбе со следующими видами преступлений: незакон­ная торговля наркотиками, незаконная миграция, терроризм, под­делка денег и других средств оплаты, фальшивомонетничество, торговля людьми, детская порнография, незаконная торговля транс­портными средствами, иные преступления против личности, финан­совые преступления и преступления организованного характера.

Деятельность осуществляется посредством направления за­проса, как государством-членом ЕС, так и самим Европолом в какое-либо из этих государств. Важным условием является нали­чие фактических признаков совершения преступлений на терри­тории нескольких государств.

Структура Европола

Основным органом организации является Совет, который состоит из представителей всех государств-участников. На совете председательствует одно из государств-членов организации. Ру­ководит организацией Директор, который назначается Советом на четыре года не более чем один раз. Также в структуре есть Финансовый контролер, назначаемый Советом и подотчетный ему; Бюджетный комитет, состоящий из представителей всех го- сударств-членов.

Между специализированными международными организа­циями Интерполом и Европолом существует соглашение о со­трудничестве. К тому же, Европол имеет право принимать уча­стие в совместных расследованиях государств-членов ЕС и тре­бовать от них проведения расследования.

 

Date: 2015-08-15; view: 752; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию