Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения ОБСЕ, факторы ее первичной привлекательности для внешнеполитического курса РФ





 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Организация, являющаяся региональным соглашением в контексте главы 8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая контроль над вооружением, превентивную дипломатию, меры по укреплению доверия, права человека, наблюдения за проведением выборов, экономическую и экологическую безопасность. Решения принимаются на базе консенсуса - все входящие в организацию государства имеют равный статус. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

ОБСЕ (изначально Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств (Европа + США и Канада). Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

1. 3 — 7 июля 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел,

2. 18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,

3. 30 июля — 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).

1975 – Хельсинский заключительный акт зафиксировал основные принципы поведения государств-участников СБСЕ по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между собой.

До 1990 – встречи и конференции, на которых вырабатывались нормы и обязательства.

1990 – Парижская встреча. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регулярную основу, а работа Совещания приобрела более систематизированный характер. Подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ограничение количества и размещения вооружений). Создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.

1994 – Будапештская встреча – переименовали в ОБСЕ (переговорный форум -> постоянно действующая организация). Произошло значительное расширение круга участников ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии (способствовало интеграции новых государств в мировое сообщество).

2-3 декабря 1996 — Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий.

5 декабря 2006 — на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.

+ для РФ: открытый форум, все участники равноправны, самая представительная региональная организация, входят страны, изначально вступившие в противостоящие блоки.

18. ОБСЕ и формирующаяся система безопасности в Европе.

В современных условиях ОБСЕ остается единственным региональным форумом, охватывающим евро-атлантический и евразийский регионы, обладающим уникальной, амбициозной концепцией безопасности, основанной на общих ценностях, согласованных обязательствах и фундаментальном достоинстве личности. В своем нынешнем положении ОБСЕ способна отвечать на меняющиеся геополитические вызовы в Европе.


"ОБСЕ - это широко представительная, всеобъемлющая организация для проведения консультаций, принятия решений и сотрудничества в ее регионе", Организация действует в рамках всех трех измерений: военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном. Необходимо также отметить, что подавляющая часть усилий ОБСЕ на сегодня сконцентрирована в области гуманитарно-правозащитной деятельности, что грозит потерей ОБСЕ своей ниши в архитектуре европейской безопасности.

Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности. Это обусловлено тем, что ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. И нельзя не отметить достижения ОБСЕ в данной сфере. Долгосрочные миссии этой организации с целью политического мониторинга, поощрения контактов между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятельность способствовали известному ослаблению напряженности в ряде потенциально конфликтных ситуаций (например, в связи с положением русскоязычного населения в некоторых странах Балтии).

На данном этапе фокус организации постепенно переходит с налаживания международных конфликтов на внутренние конфликты государств-участников.

Дополнительно:

Распад социалистического содружества и затем Советского Союза, равно как и происшедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения, осуществленные по целому ряду направлений, и одновременно непрекращающиеся дебаты о функциональном предназначении этой структуры и ее роли в организации международной жизни в Европе.

В деятельности ОБСЕ стало уделяться повышенное внимание проблемам международно-политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области "человеческого измерения" и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.


Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

 

Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года. Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Руководящий совет (заменивший Комитет старших должностных лиц) периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств (этот орган раз в год собирается в качестве Экономического форума). Основным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем; эти функции выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-членов на протяжении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествовавшего и последующего председателей (вместе они образуют институт "тройки"), может назначать и направлять личных представителей, инициировать создание специальных целевых групп; он также поддерживает контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ. Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене.

 

 

19. Роль и место СБСЕ/ОБСЕ в европейской подсистеме международных отношений

 

1973 г. – дипломатический форум в составе 35 государств (почти все страны Европы, США и Канада), главный инструмент

· раннего предупреждения и предотвращения конфликтов

· регулирования кризисов

· постконфликтноговосстановления в Европе.


Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) положили начало диалогу между сторонниками ОВД и НАТО в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом.
До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически проводилось рассмотрение их выполнения. Поворотным моментом в его деятельности стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны.
В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружениями – Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Распад социалистического лагеря – отпечаток на деятельность СБСЕ.
На Будапештской встрече в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

 

ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая

· контроль над вооружением

· превентивнуюдипломатию

· меры по укреплению доверия

· права человека

· наблюдения за проведением выборов (конфликт на Парламенских (2007) и президентских (2008) выборах в РФ – ОБСЕ отказалась предоставлять наблюдателей)

· экономическую и экологическую безопасность.

Важное направление деятельности СБСЕ – открытость итранспарентностьвоенной деятельности государств-участников. Дальнейшее развитие мер по повышению взаимного доверия в военной области предусматривались документами:

· Стокгольм 1986г.

· Вена 1990 г.

· Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.

· Договор по открытому небу 1992 г.

Смена «совета» на «организацию»:

· Хельсинки 1992 г. – документ «Вызов времени перемен»

· Будапешт 1994 г. – смена названия (ОБСЕ, действующая на постоянной основе)

· Расширение круга участников: приняты все постсоветские государства и страны, возникшие на территории бывшей Югославии.

ОБСЕ сильна в вопросах раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Но прямое воздействие на конфликты удаётся с трудом. Конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье → декларации и призывы оставались без практических последствий.

 

Долгосрочные миссии этой организации с целью политического мониторинга, поощрения контактов между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятельность способствовали известному ослаблению напряженности в ряде потенциально конфликтных ситуаций (например, в связи с положением русскоязычного населения в некоторых странах Балтии).

 

Значительные усилия были приложены ОБСЕ для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Под ее эгидой функционирует так называемая Минская группа, нацеленная на выработку решения по этой конфликтной ситуации.

 

Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, в виду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция кмаргинализациироли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации рассматривались лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО.

 

Разработанная в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности попыталась нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

 

 

Вопросы, решаемые ДОВСЕ, и причины его адаптации.

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников ОВД (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992 года.

Вопросы, решаемые ДОВСЕ:

ДОВСЕ подвёл черту под эпохой межблокового противостояния и за счёт крупных сокращений обычных вооружений значительно снизил роль военно-силового фактора в межгос отношениях на Европейском континенте. Он устанавливал равновесие сил двух союзов на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений в районах, прилегавших к линии соприкосновения ОВД и НАТО.

Договор обязывал ФРГ существенно сократить арсеналы, доставшиеся в наследство от ГДР. Он обеспечивал такую степень транспарентности в отношении обычных вооружённых сил государств - участников договора, которая позволяла осуществлять военное планирование и строительство исходя не из “наихудшего сценария”, а из реальных тенденций развития обстановки. Применительно к ВС СССР имелось в виду сделать их более мобильными, компактными и эффективными, избавившись от устаревших вооружений и техники образца 30-60-х годов.

Договор, известный как ДОВСЕ, по сути стал краеугольным камнем европейской безопасности. Главная цель первоначального варианта этого документа - ограничение общего количества обычных вооружений и техники в границах его действия в пределах 40 тысяч танков, 60 тысяч боевых бронированных машин, 40 тысяч артиллерийских единиц, 13.600 боевых самолетов и 4.000 ударных вертолетов.

Причины адаптации ДОВСЕ:

В связи с изменением ситуации в мире - ликвидацией Варшавского Договора, расширением НАТО, распадом СССР, появлением на карте Европы новых гос-в, потребовалась значительная адаптация документа к новым условиям.

В концепции НБ РФ ставится задача адаптации существующих соглашений по контролю над вооружениями к новым условиям, а также разработки при необходимости новых соглашений. Это в полной мере относится и к ДОВСЕ.

С прекращением существования ОВД, а затем и СССР, выводом советских/российских войск из ЦВЕ, Балтии и республик СНГ, возникновением очагов конфликтов договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали терять эффективность. =>

Уже с конца 1993 - начала 1994 года российская сторона начала глубокую проработку перспективных проблем договора. На основе проведённого анализа был разработан и внесён на рассмотрение государств - участников договора целый пакет российских предложений по модернизации ДОВСЕ.

В обобщённом виде эти предложения были представлены на первой Конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ в мае 1996 года. Переговоры по адаптации договора начались 21 января 1997 года в рамках Совместной консультативной группы. Основными задачами переговоров российская сторона определила “разжатие” фланговых ограничений и выработку механизмов, минимизирующих военные последствия “первой волны” расширения НАТО в части, касающейся обычных вооружённых сил.







Date: 2015-08-15; view: 1023; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию