Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Партии в философии и философские безголовцы 6 page





118 Поворот к Гегелю во второй половине XIX века был характерен для развития буржуазной философии
ряда европейских стран и США. В Англии он начался с выходом в свет в 1865 году книги Джона Гут-
чисона Стерлинга «The Secret of Hegel» («Секрет Гегеля»). В период перерастания домонополистиче­
ского капитализма в империализм эмпирическая философия (Иеремия Вентам, Джон Стюарт Милль,
Герберт Спенсер) с ее принципом этического индивидуализма уже не удовлетворяла интересы кон­
сервативных кругов английской буржуазии. Внимание ее идеологов привлек абсолютный идеализм
Гегеля, открывавший широкие возможности для теоретического обоснования религии. Образовалось
своеобразное философское направление, получившее название «англо-гегельянства», представители
которого (Т. Грин, братья Эдуард и Джон Кэрд, Фрэнсис Брэдли и др.) активно выступали против ма­
териализма и естествознания, особенно — дарвинизма. «Англо-гегельянцы» использовали реакцион­
ные стороны учения Гегеля, в частности — понятие абсолютного духа, абсолюта. Под влиянием субъ­
ективно-идеалистической традиции Беркли и Юма они отказа-


ПРИМЕЧАНИЯ 421

лись от гегелевского рационализма, от его идеи развития; элементы гегелевской диалектики использо­вались только для софистического оправдания агностицизма. Брэдли, например, повторяя отчасти ар­гументацию Канта, из противоречивого характера человеческого мышления делал вывод о том, что оно движется лишь в области явлений, так как подлинная сущность бытия якобы непротиворечива, гармонична, абсолютна. В области социологии «англо-гегельянцы» доказывали необходимость созда­ния могущественного централизованного государства, которому были бы всецело подчинены интере­сы отдельных граждан.

В скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) влияние философии Гегеля также возросло во второй половине XIX века. Попытку ее возрождения в Швеции сделал Иоганн Якоб Борелиус, про­тивопоставивший гегельянство господствовавшей субъективно-идеалистической философии (Хри­стофор Якоб Бострём, Сигур Риббинг и др.). В Норвегии правые гегельянцы Маркус Якоб Монрад, Георг Вильгельм Линг и др. истолковывали философию Гегеля в духе мистицизма, отступая от ее ра­ционализма, пытаясь подчинить науку религии. С тех же позиций гегелевская философия подверга­лась критике в Дании, где она получила распространение еще при жизни Гегеля.

Распространение гегелевской философии не привело к ее возрождению. Противоречивый характер философии Гегеля породил два противоположных направления в ее критике: Маркс и Энгельс, отчас­ти — русские революционные демократы развили ее революционную сторону, диалектику; буржуаз­ные эпигоны Гегеля развивали (главным образом, в духе субъективного идеализма) различные сторо­ны его консервативной философской системы. Последнее направление подготовило почву для воз­никновения в конце

XIX — начале XX века неогегельянства — реакционного направления буржуазной философской мысли эпохи империализма, пытавшегося приспособить философию Гегеля к фашистской идеологии. — 359.

119 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 340. — 360.

120 Прагматизм — субъективно-идеалистическое направление буржуазной (главным образом американ­
ской) философии эпохи империализма; возник в конце 70-х годов XIX века в США как отражение
специфических черт развития американского капитализма, сменив господствовавшую религиозную
философию. Основные положения прагматизма были сформулированы Чарлзом Пирсом; как само­
стоятельное философское течение он оформился в конце XIX — начале XX века в работах Уильяма
Джемса и Фердинанда Шиллера;


422 ПРИМЕЧАНИЯ

дальнейшее развитие прагматизм получил в инструментализме Джона Дьюи.

Центральной проблемой философии прагматисты считают проблему достижения истинного зна­ния, однако самое понятие истины они совершенно извращают. Уже Пирс рассматривал познание как чисто психологический, субъективный процесс достижения верования. Джемс подменял понятие ис­тинности, т. е. объективно верного отражения действительности в сознании, понятием «полезности», успеха, выгоды. С его точки зрения любые понятия, в том числе и религиозные, истинны в той мере, в какой они полезны. Еще дальше пошел Дьюи, объявивший все научные теории, все нравственные принципы и социальные учреждения лишь «инструментами» для достижения личной цели индиви­дуума. Критерием «истинности» (полезности) знания прагматисты считают опыт, понимаемый не как общественная практика человека, а как непрерывный поток индивидуальных переживаний, субъек­тивных явлений сознания; этот опыт они рассматривают как единственную реальность, объявляя по­нятия материи и духа «устаревшими». Как и махисты, прагматисты претендуют на создание «третьей линии» в философии, пытаются стать выше материализма и идеализма, отстаивая на деле одну из раз­новидностей идеализма. Материалистическому монизму прагматизм противопоставляет точку зрения «плюрализма», согласно которой во вселенной нет никакой внутренней связи, никакой закономерно­сти; она подобна мозаичной картине, которую каждый человек составляет по-своему, из своих инди­видуальных переживаний. Поэтому, исходя из потребностей данного момента, прагматизм считает возможным одному и тому же факту давать различные, даже противоречивые объяснения; какая-либо последовательность объявляется ненужной: если человеку выгодно, он может быть детерминистом или индетерминистом, может признавать или отрицать существование бога и т. п.

Опираясь на субъективно-идеалистическую традицию английской философии от Беркли и Юма до Джона Стюарта Милля, используя отдельные стороны учений Канта, Маха и Авенариуса, Ницше и Анри Бергсона, американские прагматисты создали одно из самых реакционных философских течений современности, являющееся удобной формой теоретической защиты интересов империалистической буржуазии. Именно поэтому прагматизм получил очень широкое распространение в США, стал почти официальной американской философией. Сторонники прагматизма в различное время имелись в Анг­лии, Италии, Германии, Франции, Чехословакии и других странах. — 363.

121 «Заграничная Газета» («Gazette Etrangère») — еженедельник группы русских эмигрантов; выходил в Женеве с 16 марта


ПРИМЕЧАНИЯ 423

по 13 апреля 1908 года. В четырех номерах газеты, вышедших за это время, освещалась главным обра­зом жизнь русских эмигрантов и помещались материалы о событиях в России и за границей. Во вто­ром номере была опубликована речь В. И. Ленина на интернациональном митинге в Женеве 18 марта 1908 года «Уроки Коммуны». На страницах газеты велась пропаганда «богостроительства» и махизма (статьи А. Богданова, А. В. Луначарского).

В. И. Ленин приводит слова из «Очерков современной русской литературы» А. В. Луначарского, которые были опубликованы в №№ 2 и 3 «Заграничной Газеты». — 365.

122 «Образование» — ежемесячный легальный литературный научно-популярный и общественно-
политический журнал; выходил в Петербурге с 1892 по 1909 год. В 1902—1908 годах в журнале «Об­
разование» печатались статьи социал-демократов. В № 2 «Образования» за 1906 год были напечатаны
главы V—IX работы Ленина «Аграрный вопрос и «критики Маркса»» (см. Сочинения, 5 изд., том 5,
стр. 150— 221). —365.

123 Ленин имеет в виду две книжки меньшевиков-махистов, вышедшие в 1908 году: Н. Валентинова «Фи­
лософские построения марксизма» и П. Юшкевича «Материализм и критический реализм». — 377.

124 Рукопись «Добавление к § 1-му главы IV. С какой стороны подходил Н. Г. Чернышевский к критике
кантианства?»
была послана Лениным А. И. Ульяновой-Елизаровой во второй половине марта, когда
книга была уже в печати. В письме сестре 10 или 11 (23 или 24) марта 1909 года Ленин писал по пово­
ду этого добавления: «Посылаю добавление. Задерживать из-за него не стоит. Но если время есть,
пусти в самом конце книги, после заключения, особым шрифтом, петитом, например. Я считаю крайне
важным противопоставить махистам Чернышевского» (Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 345). — 381.


УКАЗАТЕЛЬ

ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ,

ЦИТИРУЕМЫХ И УПОМИНАЕМЫХ

В. И. ЛЕНИНЫМ

Авенариус, Р. Критика чистого опыта. Пер. с нем. И. Федорова. Т. 1. Пер. со 2-го нем. изд., испр. И. Петцольдтом по указаниям, оставшимся после смерти автора. Спб., Шестаковский и Федоров, 1907. XVIII, 124 стр. — 151.

Адлер, Ф. Диалектический материализм и эмпириокритицизм. (Фридрих Энгельс и естествознание). — В кн.: Исторический материализм. Сборник статей Энгельса, Каутского, Лафарга и др. Сост. и пер. С. Бронштейн (С. Семковский). С предисл. и указателем литературы об историческом материализме на русск. и иностранных языках. Спб., тип. «Общественная Польза», 1908, стр. 351—377. — 48, 59, 95.

Аксельрод, Л. И. (Ортодокс). Философские очерки. Ответ философским критикам исторического мате­риализма. Спб., Дружинина и Максимова, 1906. VIII, 233 стр. — 342.

Базаров, В. Мистицизм и реализм нашего времени. — В кн.: Очерки по философии марксизма. Философ­ский сборник. Спб., [«Зерно»], 1908, стр. 3—71. — 9, 14, 79, 80—81, 82— 83, 84, 106—107, 110—115, 118—118, 144, 175, 192, 205— 206, 221, 225—226, 244—245, 251, 299, 351, 365.

Беркли, Д. Трактат о началах человеческого знания, в котором исследуются главные причины заблуж­дения и трудности наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия. Пер. Ε. Φ. Деболь-ской под ред. Н. Г. Дебольского. Спб., Попова, 1905. 183 стр. (Образовательная б-ка. Серия VI, № 9). — 15.

Берман, Я. А. Диалектика в свете современной теории познания. М., «Московское Книгоиздательство», 1908. 236 стр. — 9, 327—328.


УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ________________ 425

О диалектике. — В кн.: Очерки по философии марксизма. Философский сборник. Спб., [«Зерно»],
1908, стр. 72—106. — 9, 351.

Богданов, А. Авторитарное мышление. — В кн.: Богданов, А. Из психологии общества. (Статьи 1901— 1904 г.). Спб., Дороватовский и Чарушников, 1904, стр. 95—156. —57— 88.

Из психологии общества. (Статьи 1901—1904 г.). Спб., Дороватовский и Чарушников, 1904. 215
стр. — 87—88, 174, 342—343, 346—347.

Общественный подбор. (Основы метода). — В кн.: Богданов, А. Эмпириомонизм. Кн. III. Спб., Доро­
ватовский и Чарушников, 1906, стр. 1—30. — 347—348.

Основные элементы исторического взгляда на природу. Природа. — Жизнь. — Психика. — Общест­
во. Спб., «Издатель», 1899. 251 стр. —45, 53, 54, 173, 243, 277, 284—286, 289.

Отзвуки минувшего. («От марксизма к идеализму». Сборник статей г. С. Булгакова. Спб., 1904). — В
кн.: Богданов, А. Из психологии общества. (Статьи 1901—1904 г.). Спб., Дороватовский и Чарушни­
ков, 1904, стр. 191—215. — 174.

Предисловие [к кн. III «Эмпириомонизма»]. — В кн.: Богданов, А. Эмпириомонизм. Кн. III. Спб., До­
роватовский и Чарушников, 1906, стр. I—XLVIII. — 53, 54, 123—124, 133—134, 138, 139—140, 146,
149, 153, 157, 221, 237—239, 241, 252, 288—289, 342.

Развитие жизни в природе и в обществе. — В кн.: Богданов, А. Из психологии общества. (Статьи
1901—1904 г.). Спб., Дороватовский и Чарушников, 1904, стр. 35—94. — 342—343.

Страна идолов и философия марксизма. — В кн.: Очерки по философии марксизма. Философский
сборник. Спб., [«Зерно»], 1908, стр. 215—242. — 9, 19, 299, 351.

Чего искать русскому читателю у Эрнста Маха? — В кн.: Мах, Э. Анализ ощущений и отношение
физического к психическому. Разрешенный автором пер. с рукописи 5-го доп. нем. изд. Г. Котляра. С
предисл. автора крусск. пер. и с вступит, статьей А. Богданова. [М], Скирмунт, [1907], стр. III—XII.

92, 94, 229—230, 233, 321.

Что такое идеализм? — В кн.: Богданов, А. Из психологии общества. (Статьи 1901—1904 г.). Спб.,
Дороватовский и Чарушников, 1904, стр. 11—34. — 346347.


426______________ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ

Богданов, А. Эмпириомонизм. Кн. I—III. M. — Спб., Дороватовский и Чарушников, 1905—1907. 3 т. — 236, 243, 319.

Кн. I. Статьи по философии. 2-е изд. М, 1905. 185 стр. — 42, 45—46, 54, 55, 62, 125, 126, 153—154, 174, 194,239—240.

Кн. П. Статьи по философии. 2-е изд., Спб., 1907, 181 стр. — 122, 153.

Кн. III. Спб., 1906. XLVII1, 159 стр. — 53, 54, 123—124, 133—134, 138, 139—140, 146, 149, 153—154, 157, 221, 237— 239, 241, 252, 288—289, 305, 342, 347—348.

Валентинов, Н. Философские построения марксизма. Диалектический материализм, эмпириомонизм и змпириокритическая философия. [М., кн. маг. «Сотрудник Провинции», 1908]. 307 стр. (Критические очерки. Кн. 1-я). —Я 31—32, 83—84, 157, 194, 222, 225, 251, 252, 260, 273—274, 277, 377.

«Вопросы Философии и Психологии», М., 1889, кн. I, стр. 127 — 146. — 319320.

1907, кн. IV (89), сентябрь — октябрь, стр. 324—366. — 317—319, 374.

Гелъфонд, О. И. Философия Дицгена и современный позитивизм. — В кн.: Очерки но философии мар­ксизма. Философский сборник. Спб., [«Зерно»], 1908, стр. 243—290. — 9, 161, 162, 256, 351.

Гоголь, П. В. Мертвые души.57, 234, 260.

Ревизор.3 72.

Дауге, П. Г. Г. Плеханов и И. Дицген. Ко второму русскому, изданию «Лквизита философии». — В кн.: Дицген, И. Аквизит философии и письма о логике. Специально демократически-пролетарская логика. Пер. с 2-го нем. изд. И. Г. Наумова под ред. П. Дауге. С предисл. к 1-му русск. изд. Е. Дицгена. С прил. статьи «Г. Плеханов и И. Дицген» П. Дауге. 2-е, вновь перераб. изд. М, Дауге, 1908, стр. 253— 284. — 261.

Дицген, И. Аквизит философии и письма о логике. Специально демократически-пролетарская логика. Пер. с 2-го нем. изд.


УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ________________ 427

И. Г. Наумова под ред. П. Дауге. С предисл. к 1-му русск. изд. Е. Дицгена. С прил. статьи «Г. Плеха­нов и И. Дицген» П. Дауге. 2-е, вновь перераб. изд. М, Дауге, 1908. XIV, 285 стр. — 261.

Сущность головной работы человека. Новая критика чистого и практического разума. С биогр. очер­
ком автора Е. Дицгена. С предисл. А. Паннекука. Пер. с нем. Б. С. Вейнберга, под ред. П. Дауге. М,
Дауге, 1907. XXVII, 124 стр. — 257.

«Заграничная Газета», Женева, 1908. № 2, 23 марта, стр. 3—6; № 3, 30 марта, стр. 3—5. — 365.

Исторический материализм. Сборник статей Энгельса, Каутского, Лафарга и др. Сост. и пер. С. Брон­штейн (С. Семковский). С предисл. и указателем литературы об историческом материализме на русск. и иностранных языках. Спб.,тип. «Общественная Польза», 1908. II, 403 стр. — 25, 48, 59, 95, 107, ПО.

Каутский, К. Этика и материалистическое понимание истории. С прил. статьи того же автора «Жизнь, паука и этика». Пер. с нем. И. Постмана. [Спб.], Скирмунт, 1906. 146 стр. — 213.

Ленин, В. И. Аграрный вопрос. Ч. I. Спб., [«Зерно», январь] 1908. 263 стр. Перед загл. авт.: Вл. Ильин. — 99.

Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М.,
«Звено», [май] 1909. III, 438 стр. Перед загл. авт.: Вл. Ильин. — 11, 12.

Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. С прил.
статьи В. И. Невского «Диалектический материализм и философия мертвой реакции». 2-е изд. М.,
Гиз, 1920. 384, IV стр. Перед загл. авт.: Н. Ленин (Вл. Ульянов). — 12.

Письмо А. М. Горькому. 12 (25) февраля 1908 г. — 6.

Лесевич, В. В. Что такое научная философия? Этюд. Спб., тип. Скороходова, 1891. 257 стр. — 51.

Лопатин, Л. М. Физик-идеалист. (Памяти Н. И. Шишкина). — «Вопросы Философии и Психологии», М., 1907, кн. IV (89), сентябрь — октябрь, стр. 324—366. — 317—319, 374.


428______________ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ

Луначарский, А. В. Атеизм. — В кн.: Очерки по философии марксизма. Философский сборник. Спб., [«Зерно»], 1908, стр. 107—161. — 9, 10—11, 195, 196, 299, 351, 364—365, 366, 367.

Очерки современной русской литературы. — «Заграничная Газета», Женева, 1908, № 2, 23 марта,
стр. 3—6; № 3, 30 марта, стр. 3—5. — 365.

Письмо в редакцию. — «Образование», Спб., 1908, № 1, стр. 163—164. — 365.
Маркс, К. Капитал.
Критика политической экономии. Т. I—III. 1867—1894 гг. — 358.

Карл Маркс о Фейербахе. (Написано в Брюсселе весной 1845 года). — В кн.: Энгельс, Ф. Людвиг
Фейербах. Пер. с нем. Г. Плеханова. С двумя прилож., с новыми объяснительными примеч. и с новым
предисл. переводчика. Женева, 1905, стр. 65—68. (Б-ка научного социализма. Изд. 2-е. Серия I. Вып.

I). — 103, 104.

Критика некоторых положений политической экономии. (Zur Kritik der politischen Ökonomie). Пер. с
нем. П. П. Румянцева под ред. А. А. Мануйлова. М, Бонч-Бруевич, 1896. XII, 163 стр. — 342.

Письма Карла Маркса к члену Интернационала Кугельману. С предисл. К. Каутского. Пер. с нем. А.
Гойхбарга. [Спб.], 1907. 106 стр. (Б-ка научного социализма). — 138, 260, 261, 349, 358.

[Письмо Л. Кугельману. 5 декабря 1868 г.]. — В кн.: Маркс, К. Письма Карла Маркса к члену Интер­
национала Кугельману. С предисл. К. Каутского. Пер. с нем. А. Гойхбарга. [Спб.], 1907, стр. 53—55.
(Б-ка научного социализма). — 138, 260, 261.

[Письмо Л. Кугельману. 27 июня 1870 г.]. — В кн.: Маркс, К. Письма Карла Маркса к члену Интерна­
ционала Кугельману. С предисл. К. Каутского. Пер. с нем. А. Гойхбарга. [Спб.], 1907, стр. 83—84. (Б-
ка научного социализма). — 349, 358.

[Письмо Л. Кугельману. 13 декабря 1870 г.]. — В кн.: Маркс, К. Письма Карла Маркса к члену Интер­
национала Кугельману. С предисл. К. Каутского. Пер. с нем. А. Гойхбарга. [Спб.], 1907, стр. 85—88.
(Б-ка научного социализма). — 358.


УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ________________ 429

Послесловие ко второму немецкому изданию первого тома «Капитала». 1867 г. — 358.

Предисловие [к книге: «К критике политической экономии»]. — В кн.: Маркс, К. Критика некоторых
положений политической экономии. (Zur Kritik der politischen Ökonomie). Пер. с нем. П. П. Румянцева
под ред. А. А. Мануйлова. М., Бонч-Бруевич, 1896, стр. IX—XII. — 342.

Мах, Э. Анализ ощущений и отногиение физического к психическому. Разрешенный автором пер. с руко­писи 5-го доп. нем. изд. Г. Котляра. С предисл. авт. к русск. пер. и с вступит, статьей А. Богданова. [М.], Скирмунт, [1907]. XII, 304 стр. — 36— 39, 40, 47, 48—49, 52, 63—64, 73, 85, 92, 94, 127, 140—141, 143, 148, 175, 177—178, 202, 218—219, 228, 229—230, 233, 235, 321, 388.

Предисловие автора к русскому переводу [книги: «Анализ ощущений»]. — В кн.: Мах, Э. Анализ
ощущений и отношение физического к психическому. Разрешенный автором пер. с рукописи 5-го
доп. нем. изд. Г. Котляра. С предисл. автора к русск. пер. и с вступит, статьей А. Богданова. [М.],
Скирмунт, [1907], стр. I—4. — 218—219, 228, 233.

Предисловие к 4-му изданию [книги: «Анализ ощущений»]. — В кн.: Мах, Э. Анализ ощущений и от­
ношение физического к психическому. Разрешенный автором пер. с рукописи 5-го доп. нем. изд. Г.
Котляра. С предисл. автора к русск. пер. и с вступит, статьей А. Богданова. [М.], Скирмунт, [1907],
стр. 8—10. — 218.

Невский, В. И. Диалектический материализм и философия мертвой реакции. —В кн.: [Ленин, В. И.] Ма­териализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. С прил. статьи В. И. Невского «Диалектический материализм и философия мертвой реакции». 2-е изд. М., Гиз, 1920, стр. 371—384. Перед, загл. авт.: Н. Ленин (Вл. Ульянов). — 12.

«Образование», Спб., 1908, № 1, стр. 163—164. — 365. Ортодокссм. Аксельрод, Л. И.

Очерки по философии марксизма. Философский сборник. Спб., [«Зерно»], 1908. 329 стр. — 5, 6, 911,

14, 19, 79, 80—81, 82—83, 84, 106—107, 110—115, 116—118, 144, 161, 162,


430______________ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ

172—173, 175, 192, 195, 196, 205—207, 221, 225—226, 244— 245, 251, 256, 299, 319, 351—356, 364— 365, 366, 367.

Плеханов, Г. В. Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса. — В кн.: Плеханов, Г. В. Критика наших критиков, Спб., [тип. «Общественная Польза»], 1906, стр. 167—184. — ПО.

Критика наших критиков. Спб., [тип. «Общественная Польза»], 1906. VII, 400 стр. — ПО.

Предисловие переводчика ко второму изданию [книги Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах»]. — В кн.: Эн­
гельс, Ф. Людвиг Фейербах. Пер. с нем. Г. Плеханова. С двумя прилож., с новыми объяснительными
примеч. и с новым предисл. переводчика. Женева, 1905, стр. VII—XXXII. (Б-ка научного социализма.
Изд. 2-е. Серия I. Вып. I). — 155.

Примечания [переводчика к книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах»]. — В кн.: Энгельс, Ф. Людвиг
Фейербах. Пер. с нем. Г. Плеханова. С двумя прилож. и с объяснительными примеч. переводчика.
Женева, тип. «Социал-Демократа», 1892, стр. 73—105. (Б-ка современного социализма. Серия П. Вып.

I). — 244, 251.

Примечания [переводчика к книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах»]. — В кн.: Энгельс, Ф. Людвиг
Фейербах. Пер. с нем. Г. Плеханова. С двумя прилож., с новыми объяснительными примеч. и с новым
предисл. переводчика. Женева, 1905, стр. 69—125. (Б-ка научного социализма. Изд. 2-е. Серия I. Вып.

I). — 79—80, 81, 144.

Пуанкаре, А. Ценность науки. Пер. с франц. под ред. А. Бачинского и Н. Соловьева. М., «Творческая Мысль», 1906. 195 стр. —47, 170.

Риги, А. Современная теория физических явлений. Пер. с 3-го итальянского изд. Одесса, Матезис, 1908. 156, 16 стр. —273.

«Русское Богатство», Спб. — 333.

Суворов, С. А. Основания социальной философии. — В кн.: Очерки по философии марксизма. Философ­ский сборник. Спб., [«Зерно»], 1908, стр. 291—328. — 9, 351, 352—356.

Тургенев, И. С. Дым. — 99, 103, 104, 116, 194, 214, 215, 216, 309.


_________________ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ________________ 431

Житейское правило.86.

Новь.—336.

Отцы и дети.175, 353.

Чернов, В. М. Марксизм и трансцендентальная философия. — В кн.: Чернов, В. М. Философские и со­циологические этюды. М, «Сотрудничество», 1907, стр. 29—72. — 98, 99—101, 103—104, 130, 194,

221—222.

Философские и социологические этюды. М., «Сотрудничество», 1907. 379 стр. — 13, 98, 99101,
103—104, 130, 194, 221—222.

Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т. X, ч. 2. Отдельные статьи (1849—1863). Статьи последнего времени (1885—1889). Спб., Чернышевский, 1906. VIII, 1072 стр. — 381—384.

Предисловие к третьему изданию «Эстетических отношений искусства к действительности». — В
кн.: Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т. X, ч. 2. Отдельные статьи
(1849—1863). Статьи последнего времени (1885—1889). Спб., Чернышевский, 1906, стр. 190— 197.

381—384.

Шишкин, П. И. О психофизических явлениях с точки зрения механической теории. — «Вопросы филосо­фии и Психологии», М, 1889, кн. I, стр. 127—146. — 319—320.

Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах. Пер. с нем. Г. Плеханова. С двумя прилож. и с объяснительными примеч. переводчика. Женева, тип. «Социал-Демократа», 1892. IV, 105 стр. (Б-ка современного социализма. Серия П. Выи. I). — 244, 251.

Людвиг Фейербах. Пер. с нем. Г. Плеханова. С двумя прилож., с новыми объяснительными примеч. и с
новым предисл. переводчика. Женева, 1905. XXXII, 125, 2 стр. (Б-ка научного социализма. Изд. 2-е.
Серия I. Вып. I). — 79—80, 81, 99—100, 101—102, 103, 104, 144, 155.

Об историческом материализме. — В кн.: Исторический материализм. Сборник статей Энгельса, Ка­
утского, Лафарга и др. Сост. и пер. С. Бронштейн (С. Семковский). С предисл. и указателем литерату­
ры об историческом материализме


432______________ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ

на русск. и иностранных языках. Спб., тип. «Общественная Польза», 1908, стр. 162—183. — 25, 107, ПО.

Энгельс, Ф. Развитие социализма от утопии к науке. 1877 г. — 354.

Юшкевич, П. С. Материализм и критический реализм.философских направлениях в марксизме). Спб., «Зерно», 1908. IV, 193 стр. — 6, 9, 57—58, 61, 66, 179—180, 214, 264, 377.

Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма. — В кн.: Очерки по философии мар­ксизма. Философский сборник. Спб., [«Зерно»], 1908, стр. 162—214. — 9, 172—173, 277, 299, 351, 367.

Adler, F. W. The Discovery of the World Elements. — «The International Socialist Review», Chicago, 1908, Vol. VIII, N 10, April, p. 577—588. — 48.

Die Entdeckung der Weltelemente. (Zu Ernst Machs 70. Geburtstag). — «Der Kampf», Wien, 1908, Jg. 1,
Hft. 5, 1. Februar, S. 231—240. — 47—48, 53, 230.

Vorbemerkung des Übersetzers. — In: Duhem, P. Ziel, und Struktur der physikalishen Theorien. Autorisierte
Übers. Von F. Adler. Mit einem Vom. von E. Mach. Leipzig, Barth, 1908, S. V—VIL — 330.

«Annalen der Naturphilosophie», Leipzig, 1907, Bd. 6, S. 443 —450. — 170—171.

«L'Année Philosophique», Paris, 1904, An. 15, p. 178—181. —221.

«LAnnée Psychologique», Paris, 1908, An. 14, p. 95—109. — 273.

«Archiv für systematische Philosophie», Berlin, 1898, Bd. IV, Hft. 1, S. 44—64.201.

— 1898—1899, Bd. V, Hft. 2, S. 159—184. —233, 249—251, 272, 300.

— 1900, Bd. VI, Hft. 1, S. 86—88. — 93, 201, 233.

Aus dem literarischen Nachlaß von K. Marx, F. Engels und F. Lassalle. Hrsg. von F. Mehring. Bd. III. Gesammelte Schriften von K. Marx und F. Engels. Von Mai 1848 bis Oktober 1850. Stuttgart, Dietz, 1902. VI, 491 S. — 10.


УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РАБОТ И ИСТОЧНИКОВ________________ 433

Avenarius, R. Anmerkung zu der vorstehenden Abhandlung. — «Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie», Leipzig, 1894, Jg. 18, Hft. 1, S. 29—31. — 219.

Bemerkungen zum Begriff des Gegenstandes der Psychologie. — «Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche
Philosophie», Leipzig, 1894, Jg. 18, Hft. 2, S. 137—161; Hft. 4, S. 400—420; 1895, Jg. 19, Hft. 1, S. 1—18;
Hft. 2, S. 129—145. —52, 63, 65, 72, 73—75, 76, 82, 85—86, 147—148, 155.

Kritik der reinen Erfahrung. Bd. 1—2. Leipzig, Fues (Reisland), 1888—189Ö. 2 Bd. — 56, 63, 155—156.
Bd. 2. Reisland, 1890. IV, 528 S. — 151—152.

Der menschliche Weltbegriff. Leipzig, Reisland, 1891. XXIV, 133 S. — 42, 56, 65, 69, 71, 76, 84—85, 215,
220, 368.

Der menschliche Weltbegriff. 2. nach dem Tode des Verfassers hrsg. Aufl. Leipzig, Reisland, 1905. XXIV,

134 S. — 63, 85.

Philosophie als Denken der Welt gemäß dem Prinzip des kleinsten Kraftmaßes. Prolegomena zu einer Kritik
der reinen Erfahrung. Leipzig, Fues (Reisland), 1876. XIII, 82 S. — 20, 42, 43—45, 48, 56, 62, 67, 76, 127,
162—163, 175, 202—203, 205, 367—368.

Philosophie als Denken der Welt gemäß dem Prinzip des kleinsten Kraftmaßes. Prolegomena zu einer Kritik
der reinen Erfahrung. 2. unveränd. Aufl. Berlin, Guttentag, 1903. 85 S. — 54.

Vorwort [zum Buch: «Der menschliche Weltbegriff»]. — In: Avenarius, R. Der menschliche Weltbegriff.
Leipzig, Reisland, 1891, S. VII—XIII. —42.

Vorwort [zum Buch: «Philosophie als Denken der Welt...»]. — In: Avenarius, R. Philosophie als Denken der
Welt gemäß dem Prinzip des kleinsten Kraftmaßes. Prolegomena zu einer Kritik der reinen Erfahrung.
Leipzig, Fues (Reisland), 1876, S. III—VII. — 202—203.

Baumann, J. Über Ernst Machs philosophische Ansichten. — «Archiv für systematische Philosophie», Berlin, 1898, Bd. IV, Hft. 1, S. 44—64. — 201.

Βαχ, Ε. Β. The Roots of Reality. Being suggestions for a philosophical reconstruction. London Richards, 1907. X, 331 p. — 153.


Date: 2015-08-07; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию