Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый конспект главы III 2 page
В. И. ЛЕНИН
№ 5: + Огосударствление рабочей силы, как оно выражено в английском законе о военном снаряжении, в германской «вспомогательной службе отечеству» и т. д., является неизбежным следствием этого процесса развития.
путем особой системы так называемых «смешанных предприятий», где общими владельцами являются государство и экономические организации предпринимателей. То же самое происходит и в сфере транспорта. Введение государственных торговых монополий, слияние государственных и «частных» кредитных учреждений (банков), твердые цены, вмешательство государства в распределение продуктов — все это означает поглощение экономической жизни государственной организацией. «Народное хозяйство» становится все больше и больше «государственным хозяйством», «государственно-капиталистическим трестом». № 5. Но не только государственная и чисто экономическая организация буржуазии объединяются вместе, ту же самую тенденцию обнаруживают и все другие буржуазные и классовые организации. Наука, партии, церковь, союзы предпринимателей втягиваются в государственный аппарат. Таким образом образуется одна-единственная организация, современное империалистическое ] государство в качестве всемогущей организации господствующей буржуазии, с бесчисленными функциями и гигантской властью, как духовной ([разл ичные методы одурачивания: религия, печать, школа и т. д.), так и материальной (полиция, войско). Эта сила проникает во все поры финансово-капиталистического общества и накладывает на наше время особый, специфический отпечаток. И мы видим здесь диалектику истории: государство, \ которое было сначала единственной организацией господствующего класса, превращается в организацию, существующую наряду с другими, с тем, чтобы снова превратиться в единственную, впитавшую в себя все другие, организацию. Таково современное чудовище, современный Левиафан государственности. —Прикрываясь сладкими словами о «военном социализме», желтые «социал-демократы» прославляют не что иное, как империалистическое разбойничье государство. - ' МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА» III
Развитие мирового хозяйства ведет к самой резкой борьбе государственно-организованных «народных хозяйств». С другой стороны, империалистические войны оказывают обратное влияние на структуру государств. И если вышеописанный тип представляет собой, так сказать, идеальную № 6 картину империалистического государства, ступень, которой достигли только наиболее развитые государства, то каждый день и, в особенности, каждый день войны, влечет к расширению этого явления. Это ставит перед пролетариатом задачу приспособления к новой ситуации. Ясно, что империалистическое |разб ойничье | государство |(мы называем его разбойничьим государством потому, что его культурная миссия вовне заключается в систематическом ограблении слабых наций, колониальных стран и т. д.)| является высшей формой буржуазной классовой организации. Средства насилия этой организации колоссальны. Достаточно вспомнить только современный милитаризм. Таким образом рабочие противостоят объединенным силам всей буржуа- является сила масс, массовые действия — непременное средство поое-доносной борьбы. Для социал-демократии, которая является или, по крайней мере, должна быть воспитательницей масс, теперь более, чем когда-либо, необходимо подчеркивать свою принципиальную враждебность к государству. Тот является предателем социализма, кто — как теперешние социал-патриоты — толкает рабочих к взаимному истреблению под предлогом защиты отечества, потому что в действительности война есть наступление государ- № 6 «реальную» (в № 25) (явно опечатка!! или описка). X X —№ 7 — Вместо всего этого конца в №25 «Arbeiterpolitik» совсем иной конец, что-де «мы леворадикалы» согласны с социал-империалистами в том, что капитал В. И. ЛЕНИН
совершает здесь работу для социализма, но отличаемся от них тем, что признаем необходимой «п о -беду пролетариата над империалистическим государством». (Sic!) ства, смертельного врага социалистического пролетариата.
Теперешняя война показала, как глубоко корни государственности^ гро: никли в души рабочих. Но та же самая война показала, что эта психология все больше и больше отступает на задний план. Это процесс, который имеет известную аналогию в прежней эпохе. Как прежде рабочие, которые жили в патриархальных отношениях со своим хозяином, считали интересы своего эксплуататора своими собственными, так и теперь пролетарий борется за интересы своих эксплуататоров и грабителей. Но точно так же, как фабричный молот разбил эти идиллические отношения, империализм уничтожит холопство рабочих, и под давлением войны, под гнетом бешеного насилия пролетариат объявит единственно «справедливую войну», войну против господства Нота-Бене X χ X χ = выпущено в № 25 «Arbeiterpolitik».
Написано в ноябре, не ранее 18 (1 декабря), и в декабре, не ранее 5 (18), 1916 г на немецком и русском языках Впервые напечатано в 1933 г. в брошюре: В. И. Ленин «Замечания на статьи Н. И. Бухарина о государстве» Печатается по тексту газеты «Jugend-Internationale» с замечаниями В. И. Ленина Перевод с немецкого * — Так! Ред. МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»____________ 339 3 ПЛАН СТАТЬИ «к вопросу о роли государства»254 К вопросу о роли государства Коммунист или социал-демократ? Социализм и коммунизм. (Полная общность предметов потребления или хотя бы необходимых из них.) Демократия есть тоже государство. Absterben... «Отмирание» государства. Почему не Abschaffung и не Sprengung? «Allmähliches Einschlafen» одной функции за другой. Без демократии = без управления людьми. «Корни государственности в душах рабочих»? Оппортунизм и революционная социал-демократия. Диктатура пролетариата. Употребление государства против буржуазии. Отпор ее попыткам реставрации. Революционные войны. Введение и защита демократии. Роль демократии: Воспитание масс Перевод их к новому строю Форма соц. революции: союзы 1905 года. — уничтожение. Ред. — взрыв. Ред. — «Постепенное засыпание». Ред. 340__________________________ В. И. ЛЕНИН Империализм: государство и экономические организации капиталистов. «Государственно-капиталистические тресты»...
Демократические реформы империалистов и соц. революция. Marx в 1844 («Nachlaß», П. Band, S. 50*, конец предпоследнего абзаца)255. Энгельс («Dell'Autorità» о революции... (+) об организации...256 (+) Marx (ebenda) ((«Neue Zeit», 32, I, 1913—1914)) о политическом воздействии и борьбе за уступки — о революционном использовании государственной вла-сти...257 Два направления в политике (политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства), оппортунистическое и революционное, или два направления в отношении к «государственности»? Демократия реформистов и демократия революции. Два разных содержания: меньшинство и масса. Успокоение массы? содействие борьбе массы? Подчинение массы авторитету вождей? восстание против вождей? «Низшая масса» у Энгельса versus «масса» за оппортунистическими вожаками. Сводится к револю- ции versus оппортунизм. Написано не ранее 18 ноября (1 декабря) 1916 г. Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи в Ленинском сборнике XXI * — «Наследство», II том, стр. 50. Ред. — «Об авторитете». Ред. — там же. Ред. — по отношению к. Ред. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ 1 Книга «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» написана В. И. Лениным в подполье (в Разливе и Гельсингфорсе) в августе — сентябре 1917 года. Это произведение является результатом огромной научно-исследовательской работы, проделанной Лениным за сравнительно короткий срок, в основном за январь — февраль 1917 года. Вопрос о характере пролетарской государственной власти, по словам Н. К. Крупской, особенно занимал Ленина в последние годы эмиграции. Мысль о необходимости теоретической разработки вопроса о государстве была высказана Лениным во второй половине 1916 года. «... На очереди дня теперь, — писал Ленин А. Г. Шляпникову, — не только продолжение линии, закрепленной у нас (против царизма и пр.) в резолюциях и брошюре.., но и очистка ее от назревших нелепостей и путаницы отрицания демократии (сюда относится разоружение, отрицание самоопределения, теоретически неверное отрицание «вообще» защиты отечества, шатания в вопросе о роли и значении государства вообще и пр.)» (Сочинения, 4 изд., том 35, стр. 184). Антимарксистские полуанархические взгляды на государство и диктатуру пролетариата во второй половине 1916 года отстаивал в ряде статей Н. И. Бухарин. В декабре 1916 года в заметке «Интернационал Молодежи» Ленин подверг резкой критике позицию Бухарина и обещал написать подробную статью об отношении марксизма к государству (см. Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 225—229). Осенью 1916 года и в начале 1917 года, как отмечает Н. К. Крупская, Ленин с головой ушел в теоретическую работу. Живя в то время в Цюрихе, он усиленно работал в библиотеке, изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве. 4 (17) февраля 1917 года Ленин сообщал А. М. Коллонтай, что он почти подготовил материал по вопросу об отношении марксизма к государству. Записи 344 ПРИМЕЧАНИЯ были сделаны мелким убористым почерком в тетрадке с синей обложкой, озаглавленной «Марксизм о государстве». В ней были собраны цитаты из произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также выдержки из книг и статей К. Каутского, А. Паннекука и Э. Бернштейна с критическими замечаниями, выводами и обобщениями Ленина (см. настоящий том, стр. 123—307). 3 (16) апреля 1917 года В. И. Ленин вернулся из Швейцарии в Россию. Занятый практической революционной деятельностью, Владимир Ильич не мог продолжить задуманную работу. Но мысль о ней не оставляла Ленина. В июне 1917 года Ленин составил список книг, которые были ему необходимы для работы над вопросом об отношении марксизма к государству, а также сделал запрос о порядке работы в Публичной библиотеке в Петрограде. После июльских дней 1917 года, скрываясь от преследования Временного правительства, Ленин получил возможность начать работу над книгой «Государство и революция». Он попросил доставить в Разлив «синюю тетрадь», в конце июля — начале августа в списке поручений товарищам перед отъездом в Гельсингфорс Ленин просил выслать ему работу Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», а несколько позднее — помочь найти для спешной работы книгу К. Маркса «Нищета философии» и «Манифест Коммунистической партии» на немецком и русском языках. С приездом в Гельсингфорс Ленин вплотную приступил к написанию книги «Государство и революция», о чем он сообщает в августе М. И. Ульяновой: «Засел за работу о государстве, которая меня давно интересует» (Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 451). Работая над книгой «Государство и революция», В. И. Ленин использовал далеко не весь материал, содержащийся в рукописи «Марксизм о государстве». По сравнению с подготовительными материалами Ленин включил дополнительно в § 4 главы I книги «Государство и революция» цитату Энгельса из «Анти-Дюринга» о роли насилия (см. настоящий том, стр. 20—21) и в § 2 главы VI — цитату из брошюры Каутского «Социальная революция» (см. настоящий том, стр. 108) и др., которые отсутствовали в тетрадке «Марксизм о государстве». Представляет интерес следующая запись на стр. 10 рукописи книги «Государство и революция», сделанная, по-видимому, до получения работы Энгельса: «Найти в «Анти-Дюринге» и перевести с немецкого то место (кажется, в конце одной из глав «теории насилия»), где он говорит, что Дюринг только с оханьем и аханьем допускает мысль о насильственной революции, тогда как всякая насильственная революция играет величайшую роль, перевоспитывая массы, переобучая их, поднимая необыкновенно их самосознание, самоуважение и т. д.». Получив экземпляр ПРИМЕЧАНИЯ 345 «Анти-Дюринга», Ленин заменил эту запись необходимой ему цитатой. По плану книга «Государство и революция» должна была состоять из семи глав, но последняя, седьмая глава «Опыт русских революций 1905 и 1917 годов» Лениным не была написана. Сохранились лишь подробно разработанные планы этой главы и план «Заключения» (см. настоящий том, стр. 313—314, 323—324). В записке к издателю книги Ленин писал, что если он «слишком опоздает с окончанием этой, VII главы, или если она непомерно распухнет, тогда первые шесть глав надо издать отдельно, как выпуск первый». Планы, конспекты и заметки к книге «Государство и революция» см. в настоящем томе, стр. 308—328. 13 (26) сентября 1917 года через Н. К. Крупскую Ленин заключил договор с представителем издательства «Жизнь и знание» В. Д. Бонч-Бруевичем на издание семи книг, в число которых входила книга «Государство и революция». На первой странице рукописи автор книги обозначен «Φ. Φ. Ивановский». Под таким псевдонимом Ленин предполагал выпустить свою работу, чтобы Временное правительство не конфисковало ее. Так как издание книги «Государство и революция» было осуществлено в 1918 году, необходимость в этом псевдониме отпала, и книга вышла под известным литературным псевдонимом Владимира Ильича «В. Ильин (Н. Ленин)» тиражом 30 700 экземпляров. Широкой популяризации произведения Ленина способствовала публикация в газете «Правда» 17 (30) декабря 1917 года предисловия к книге и §§ 1 и 2 главы I. Книга печаталась также местными издательствами. Второе издание книги «Государство и революция» было осуществлено в 1919 году. Автор внес во вторую главу новый параграф «Постановка вопроса Марксом в 1852 году». Книга Ленина «Государство и революция» получила широкое распространение в СССР и за рубежом. В СССР с 1918 по 1961 год она издавалась 190 раз, тиражом 6592 тысячи экземпляров на 46 языках народов СССР. За границей, по неполным данным, книга Ленина вышла на 35 языках. — 1. Фабианцы — члены Фабианского общества — английской реформистской организации, основанной в 1884 году; свое название общество получило по имени римского полководца III века до н. э. Фабия Максима, прозванного «Кунктатором» («Медлителем») за его выжидательную тактику, уклонение от решительных боев в войне с Ганнибалом. Членами Фабианского общества были преимущественно представители буржуазной интеллигенции — ученые, писатели, политические деятели (С. и Б. Вебб, Р. Макдональд, Б. Шоу и др.); они отрицали необходимость классовой борьбы пролетариата и социалистической революции и утверждали, 346 ПРИМЕЧАНИЯ что переход от капитализма к социализму возможен только путем мелких реформ, постепенных преобразований общества. В. И. Ленин характеризовал фабианство как «направление крайнего оппортунизма» (Сочинения, 5 изд., том 16, стр. 338). В 1900 году Фабианское общество вошло в лейбористскую партию. «Фабианский социализм» служит одним из источников идеологии лейбористов. В годы первой мировой войны (1914—1918) фабианцы занимали позицию социал-шовинизма. Характеристику фабианцев см. в статье В. И. Ленина «Английский пацифизм и английская нелюбовь к теории» (Сочинения, 5 изд., том 26, стр. 266—272). — 3. 3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 23— 178. — 6. 4 Теорию государства Гегель изложил в заключительной части книги «Grandlinien der Philosophie des Rechts» («Основы философии права»), изданной в 1821 году. Развернутый анализ книги Гегеля (§§ 261—313, где трактуется вопрос о государстве) Маркс дает в работе «К критике гегелевской философии права» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 219—368, 414—429). О выводах, которые сделал Маркс в результате критического анализа взглядов Гегеля, Энгельс писал в статье «Карл Маркс»: «Отправляясь от гегелевской философии права, Маркс пришел к убеждению, что не государство, изображаемое Гегелем «венцом всего здания», а, напротив, «гражданское общество», к которому Гегель относился с таким пренебрежением, является той областью, в которой следует искать ключ к пониманию процесса исторического развития человечества» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 16, стр. 378—379). — 6. 5 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 169—170. — 7. 6 Социалисты-революционеры (эсеры) — мелкобуржуазная партия в России; возникла в конце 1901 — начале 1902 года в результате объединения различных народнических групп и кружков («Союз социалистов-революционеров», партия социалистов-революционеров и др.). Взгляды эсеров представляли собой эклектическое смешение идей народничества и ревизионизма; эсеры пытались, по выражению Ленина, «прорехи народничества» исправлять «заплатами модной оппортунистической «критики» марксизма» (Сочинения, 5 изд., том 11, стр. 285). В годы первой мировой войны большинство эсеров стояло на позициях социал-шовинизма. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года эсеры вместе с меньшевиками были главной ПРИМЕЧАНИЯ 347 опорой буржуазного Временного правительства, а лидеры партии (Керенский, Авксентьев, Чернов) входили в его состав. Партия эсеров отказалась от поддержки крестьянского требования ликвидации помещичьего землевладения, выступила за сохранение помещичьей собственности на землю; эсеровские министры Временного правительства посылали карательные отряды против крестьян, захватывавших помещичьи земли. Накануне Октябрьского вооруженного восстания партия открыто перешла на сторону контрреволюционной буржуазии, защищая капиталистический строй, и оказалась изолированной от масс революционного народа. В конце ноября 1917 года левое крыло эсеров образовало самостоятельную партию левых эсеров. Стремясь сохранить свое влияние в крестьянских массах, левые эсеры формально признали Советскую власть и вступили в соглашение с большевиками, но вскоре встали на путь борьбы против Советской власти. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны эсеры вели контрреволюционную подрывную работу, активно поддерживали интервентов и белогвардейцев, участвовали в контрреволюционных заговорах, организовывали террористические акты против деятелей Советского государства и Коммунистической партии. После окончания гражданской войны эсеры продолжали враждебную деятельность внутри страны и в стане белогвардейской эмиграции. — 7. 1 Гентильная, родовая организация общества — первобытнообщинный строй, или первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников, объединенных хозяйственными и общественными связями. В своем развитии родовой строй прошел два периода: матриархат и патриархат. Патриархат завершился превращением первобытного общества в классовое и возникновением государства. Основой производственных отношений первобытнообщинного строя являлись общественная собственность на средства производства и уравнительное распределение продуктов. Это в основном соответствовало низкому уровню развития производительных сил и их характеру в тот период. О первобытнообщинном строе см. К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (Архив Маркса и Энгельса, т. IX, 1941) и работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 23— 178). — 8. i См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 170—171. — 9. 348 ПРИМЕЧАНИЯ 9 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171. — 11. 10 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 22, стр. 214— 225. — 11. π См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171. — 11
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171—172. — 13.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 172—173. — 13.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 173. — 14.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 173. — 15.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 291—292. — 17. Имеются в виду работы К. Маркса «Критика Готской программы» (IV раздел) и Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», а также письмо Ф. Энгельса А. Бебелю от 18—28 марта 1875 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 19, стр. 26— 32; т. 20, стр. 291—292; т. 19, стр. 1—8). — 20. 18 К. Маркс. «Капитал», т. I (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 761). — 20. 19 Тридцатилетняя война 1618—1648 годов — первая общеевропейская война, явившаяся результатом ПРИМЕЧАНИЯ 349 20 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 189. — 21. 21 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 184—185. — 22. 22 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 459. — 22.
Готская программа — программа Социалистической рабочей партии Германии, принятая в 1875 году на съезде в Готе при объединении двух существовавших до того отдельно немецких социалистических партий: эйзенахцев (руководимых А. Бебелем и В. Либкнехтом и находившихся под идейным влиянием Маркса и Энгельса) и лассальянцев. Программа страдала эклектизмом и была оппортунистической, так как эйзенахцы по важнейшим вопросам сделали уступки лассальянцам и приняли лассальянские формулировки. К. Маркс в работе «Критика Готской программы» и Ф. Энгельс в письме А. Бебелю от 18—28 марта 1875 года подвергли проект Готской программы уничтожающей критике, рассматривая его как значительный шаг назад по сравнению с эйзенахской программой 1869 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 19, стр. 9—32, 1—8). — 22. 24 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 184. — 23. 25 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 435, 446. — 24. 26 В работе «Марксизм о государстве» имеется такая запись Ленина: «Найти и справиться, говорили ли Date: 2015-08-07; view: 334; Нарушение авторских прав |