Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в вечности





 


СМЕРТЬ

 

В ло­га­риф­ми­чес­кой шка­ле жиз­ни че­ло­ве­ка мы по­дош­ли к де­вя­той ве­хе и ос­та­но­ви­лись. Де­вя­тая ве­ха - это смерть. В кру­ге жиз­ни де­вя­тая ве­ха яв­ля­ет­ся так­же ну­лем или на­ча­лом, за­ча­ти­ем. Смерть и за­ча­тие - од­но, та­ко­ва тай­на люб­ви и смер­ти. На каж­дой ве­хе по­яв­ля­ет­ся все бо­лее мощ­ная энер­гия: на пер­вой - для пи­ще­ва­ре­ния, на вто­рой - для дви­же­ния, на чет­вер­той - для стро­итель­с­т­ва те­ла, на пя­той - для мыш­ле­ния, на седь­мой - для страс­т­но­го дей­с­т­вия, на вось­мой - для сек­са, твор­чес­т­ва и са­мо­кон­т­ро­ля.

На де­вя­той ве­хе по­яв­ля­ет­ся энер­гия та­кой мо­щи, что для обыч­ною че­ло­ве­ка она ока­зы­ва­ет­ся аб­со­лют­ной и ко­неч­ной, как огонь аб­со­лю­тен и ко­не­чен для по­ле­на. Ин­ди­ви­ду­аль­ность че­ло­ве­ка пол­нос­тью в ней ис­че­за­ет. Он раз­ру­ша­ет­ся и вос­п­ри­ни­ма­ет это как смерть.

Однако эта энер­гия, ко­то­рая при­хо­дит к обыч­но­му че­ло­ве­ку лишь для то­го, что­бы его раз­ру­шить, для дру­гих су­ществ мо­жет иметь со­вер­шен­но дру­гой смысл. Энер­гия пла­ме­ни све­чи гу­бит мо­тыль­ка, а че­ло­ве­ку да­ет воз­мож­ность ви­деть. Она слиш­ком ве­ли­ка для мо­тыль­ка, но она же на­де­ля­ет че­ло­ве­ка но­вым вос­п­ри­яти­ем.

Энергия смер­ти - это энер­гия, ко­то­рая объ­еди­ня­ет все ве­щи, сли­ва­ет их в од­ну, по­доб­но то­му, как по­ло­жен­ные в огонь по­ленья объ­еди­ня­ют­ся в еди­ном жа­ре и в еди­ном пеп­ле. Обыч­ный че­ло­век не в си­лах про­ти­вос­то­ять этой энер­гии и по­это­му не мо­жет знать, в чем смысл это­го еди­не­ния.

Что он зна­ет о смер­ти? Все, что мы обыч­но о ней го­во­рим, это чис­то фи­зи­чес­кие приз­на­ки: ос­та­нов­ка ды­ха­ния и би­ения сер­д­ца, пос­те­пен­ное ох­лаж­де­ние (за 15-20 ча­сов) те­ла, вол­на око­че­не­ния, мед­лен­но про­хо­дя­щая от че­люс­тей к ступ­ням и так же ис­че­за­ющая, че­рез два-три дня на­ча­ло раз­ло­же­ния...

Все это сви­де­тель­с­т­ву­ет лишь об ис­чез­но­ве­нии че­ло­ве­чес­ко­го те­ла с ли­нии ис­то­ри­чес­ко­го вре­ме­ни, но ни­че­го не го­во­рит о том, что про­ис­хо­дит с сущ­нос­тью че­ло­ве­ка, с его ин­ди­ви­ду­аль­нос­тью, и ни­че­го не со­об­ща­ет о том, что про­ис­хо­дит с его соз­на­ни­ем, ес­ли он его при­об­рел, не про­ли­ва­ет све­та на то, что оз­на­ча­ет еди­не­ние в смер­ти.

Куда нап­рав­ля­ет­ся пос­ле смер­ти сущ­ность че­ло­ве­ка? Что оз­на­ча­ет тай­на смер­ти и за­ча­тия, яв­ля­ющих­ся од­ним и тем же? Ни обыч­ное зна­ние, ни обыч­ный опыт, ни обыч­ный "спи­ри­тизм" ров­но ни­че­го нам об этом не го­во­рят.

А меж­ду тем мы уже наш­ли ключ к смер­ти. Из на­шей шка­лы вре­мен мож­но ус­та­но­вить, что с каж­дым ды­ха­ни­ем все мо­ле­ку­лы че­ло­ве­чес­ко­го те­ла "уми­ра­ют" и за­ме­ня­ют­ся но­вы­ми. С каж­дым ды­ха­ни­ем че­ло­век об­ре­та­ет со­вер­шен­но но­вое мо­ле­ку­ляр­ное те­ло. И как мож­но наб­лю­дать в очень сла­бой пуль­са­ции его вни­ма­ния, его "са­мость" - все, что он зна­ет, по­ни­ма­ет, пом­нит, все его при­выч­ки, сим­па­тии, ан­ти­па­тии, все, что он на­зы­ва­ет сво­им "я" - за­сы­па­ет и вновь про­сы­па­ет­ся, что­бы об­рес­ти все та­ким же, как преж­де.

Точно так же каж­дую ночь, ког­да "он" спит, клет­ки его те­ла уми­ра­ют и за­ме­ня­ют­ся но­вы­ми. Ут­ром он по­лу­ча­ет но­вое кле­точ­ное те­ло. Од­на­ко, ког­да он про­сы­па­ет­ся, его но­вое те­ло име­ет точ­но та­кую же фор­му, струк­ту­ру и здо­ровье, как и ста­рое, и в нем про­сы­па­ет­ся то же са­мое "я", ко­то­рое оби­та­ло в преж­нем.

Так че­ло­век пос­то­ян­но уми­ра­ет и пос­то­ян­но рож­да­ет­ся за­но­во. Од­на­ко его "са­мость", его ин­ди­ви­ду­аль­ность ос­та­ет­ся преж­ней, ибо те час­ти, ко­то­рые уми­ра­ют, вос­соз­да­ют­ся точ­но та­ки­ми, как бы­ли. Лишь од­но кро­шеч­ное из­ме­не­ние по­яв­ля­ет­ся с каж­дым но­вым рож­де­ни­ем - то са­мое, ко­то­рое за де­сят­ки ты­сяч пов­то­ре­ний соз­да­ет раз­ни­цу меж­ду мо­ло­дос­тью и ста­рос­тью.

В чем при­чи­на это­го пос­то­ян­с­т­ва? В от­но­ше­нии ми­ров, в от­но­ше­нии их из­ме­ре­ний. Вре­мя клет­ки об­ра­зу­ет­ся не по­ко­ле­ни­ями мо­ле­кул, а их воз­в­ра­ще­ни­ем, то есть чет­вер­тым из­ме­ре­ни­ем. Вре­мя че­ло­ве­ка об­ра­зу­ет­ся не по­ко­ле­ни­ями кле­ток, а их воз­в­ра­ще­ни­ем, их веч­нос­тью.

С каж­дым ды­ха­ни­ем мо­ле­ку­ляр­ное те­ло че­ло­ве­ка уми­ра­ет и рож­да­ет­ся за­но­во. Че­ло­век на мгно­ве­ние за­сы­па­ет, и в это мгно­ве­ние каж­дая мо­ле­ку­ла воз­в­ра­ща­ет­ся, рож­да­ет­ся за­но­во. Она рож­да­ет­ся за­но­во в том же Мес­те и в той же клет­ке, где на­хо­ди­лась до это­го, в тот же мо­мент сво­ей смер­ти, сос­то­ит из то­го же ма­те­ри­ала и нас­ле­ду­ет все те воз­дей­с­т­вия, ко shy;то­рые она ока­зы­ва­ла на свое ок­ру­же­ние - она воз­рож­да­ет­ся той же са­мой Мо­ле­ку­лой. Ес­ли бы это­го не бы­ло, клет­ка не мог­ла бы су­щес­т­во­вать Даль­ше.

Каждую ночь кле­точ­ное те­ло че­ло­ве­ка уми­ра­ет и рож­да­ет­ся за­но­во. Че­ло­век за­сы­па­ет. В этом сне каж­дая его клет­ка воз­в­ра­ща­ет­ся, рож­да­ет­ся за­но­во. Она рож­да­ет­ся за­но­во в том же мес­те че­ло­ве­чес­ко­го те­ла, ко­то­рое она за­ни­ма­ла, в тот же мо­мент сво­ей смер­ти, сос­то­ит из то­го же ма­те­риа-ла и нас­ле­ду­ет все те воз­дей­с­т­вия, ко­то­рые она ока­зы­ва­ла на свое ок­ру­же-

ние - она воз­рож­да­ет­ся той же са­мой клет­кой. Ес­ли бы это­го не бы­ло, че­ло­ве­чес­кое те­ло не мог­ло бы су­щес­т­во­вать даль­ше.

Каждую жизнь че­ло­ве­чес­кое те­ло уми­ра­ет и рож­да­ет­ся за­но­во. Че­ло­век за­сы­па­ет. В этом сне его те­ло воз­в­ра­ща­ет­ся, рож­да­ет­ся за­но­во. Оно рож­да­ет­ся за­но­во в том же мес­те в че­ло­ве­чес­т­ве, ко­то­рое оно за­ни­ма­ло, к тот же мо­мент сво­ей смер­ти, сос­то­ит из то­го же ма­те­ри­ала и нас­ле­ду­ет все те воз­дей­с­т­вия, ко­то­рые оно ока­зы­ва­ло на свое ок­ру­же­ние - оно воз shy;рож­да­ет­ся тем же са­мым те­лом. Ес­ли бы это­го не бы­ло, че­ло­ве­чес­т­во не мог­ло бы су­щес­т­во­вать даль­ше.

Мы поз­во­ли­ли се­бе не пре­ры­вать эту ана­ло­гию. Что же оз­на­ча­ет столь стран­ный и страш­ный ре­зуль­тат? Он оз­на­ча­ет толь­ко то, что каж­дая за­вер­ша­юща­яся жизнь ос­тав­ля­ет нас­лед­с­т­во воз­дей­с­т­вий - на при­ро­ду, ок­ру­же­ние, дру­гих муж­чин и жен­щин, - ко­то­рые ав­то­ма­ти­чес­ки­ми ста­но­вят­ся при­чи­на­ми сле­ду­ющей жиз­ни. От­пе­ча­ток, ос­тав­лен­ный де­ла­ми это­го те­ла, - точ­ная фор­ма для от­лив­ки сле­ду­юще­го те­ла. Этот от­пе­ча­ток - след бы­тия че­ло­ве­ка. Этот след - об­раз при­чи­ны его бы­тия и при­чи­на сле­ду­юще­го об­ра­за бы­тия. Бы­тие и его воз­дей­с­т­вия - од­но и то же.

В мо­мент смер­ти фор­ма этих воз­дей­с­т­вий, пре­об­ра­зо­ван­ная кос­ми­чес­кой мол­ни­ей смер­ти в один сим­вол, от­пе­ча­ты­ва­ет­ся че­рез не­ко­то­рое вре­мя на под­жи­да­ющем его эм­б­ри­оне. Вот тай­на то­го, что про­ис­хо­дит с че­ло­ве­чес­кой сущ­нос­тью пос­ле смер­ти. Она яв­ля­ет­ся при­чи­ной то­го, что то же са­мое те­ло рож­да­ет­ся сно­ва, в том же са­мом мес­те, у тех же са­мых ро­ди­те­лей, в то же са­мое вре­мя.

Эта воз­мож­ность не мо­жет при­над­ле­жать обыч­но­му вре­ме­ни, то есть чет­вер­то­му из­ме­ре­нию че­ло­ве­ка. Она при­над­ле­жит его пя­то­му из­ме­ре­нию, его воз­в­ра­ще­нию, его веч­нос­ти.

Смерть и за­ча­тие - од­но и то же в веч­нос­ти. Жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка про­те­ка­ет во вре­ме­ни, но сум­ма его жиз­ней пре­бы­ва­ет в веч­нос­ти. Точ­ка, в ко­то­рой од­на жизнь со­еди­ня­ет­ся со сле­ду­ющей, - это точ­ка, в ко­то­рой вре­мя со­еди­ня­ет­ся с веч­нос­тью. В этой точ­ке воз­дей­с­т­вия его жиз­ни пе­ре­те­ка­ют из од­но­го вре­ме­ни в дру­гое. То, что бы­ло, соз­да­ет то, что бу shy;дет. И все, что че­ло­век на­зы­ва­ет сво­ей "са­мос­тью", дол­ж­но зас­нуть и вновь прос­нуть­ся в том же са­мом те­ле, в том же ок­ру­же­нии, с те­ми же проб­ле­ма­ми, ко­то­рые он ос­та­вил, - не по­доз­ре­вая, что это мог­ло бы быть как-то ина­че.

Поскольку мы не мо­жем не­пос­ред­с­т­вен­но про­ник­нуть в низ­шие ми­ры, мы не до­га­ды­ва­ем­ся, ка­кое ос­леп­ля­ющее раз­ру­ше­ние, взрыв и эк­с­та­ти­чес­кое сли­яние при­но­сит мо­ле­ку­лам кро­ви кис­ло­род на­ше­го ды­ха­ния. Од­на­ко мы по­ни­ма­ем, что пот­ря­се­ние, от­де­ля­ющее ко­нец од­ной жиз­ни от на­ча­ла сле­ду­ющей, отъ­еди­ня­ющее сущ­ность от тру­па и сно­ва вкла­ды shy;ва­ющее ее в се­мя, - это са­мое ужас­ное, с чем приз­ван стол­к­нуть­ся че­ло­век. В са­мом де­ле, это слиш­ком силь­ное пот­ря­се­ние для обыч­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый не име­ет дру­го­го вы­бо­ра, кро­ме как за­быть и зас­нуть.

Мы уже срав­ни­ва­ли рож­де­ние и ко­нец дет­с­т­ва с дву­мя кри­ти­чес­ки­ми точ­ка­ми, в ко­то­рых пар прев­ра­ща­ет­ся в во­ду, а во­да - в лед. Мо­мент смер­ти и за­ча­тия мож­но упо­до­бить точ­ке, в ко­то­рой в од­ной вспыш­ке лед про­хо­дит все эти ста­дии в об­рат­ном по­ряд­ке, рас­щеп­ля­ет­ся на кис­ло­род и во­до­род и в то же мгно­ве­ние сно­ва кон­ден­си­ру­ет­ся в пар. Для то­го, что­бы рас­ще­пить мо­ле­ку­лу на сос­тав­ля­ющие ее ато­мы и сно­ва соб­рать эти ато­мы, не­об­хо­ди­мо не толь­ко теп­ло, но и силь­ный элек­т­ри­чес­кий удар. По-ви­ди­мо­му, энер­гия смер­ти ока­зы­ва­ет та­кое же воз­дей­с­т­вие на все бы­тие че­ло­ве­ка, рас­щеп­ляя его на сос­тав­ные час­ти (те­ло, сущ­ность, лич­ность, жизнь) и в то же мгно­ве­ние со­еди­няя за­но­во и по-дру­го­му то, что ос­та­ет­ся в жи­вых.

Тот миг, ког­да все при­чи­ны, ос­тав­ши­еся в прош­лой жиз­ни не­за­вер­шен­ны­ми, вы­ры­ва­ют­ся из тру­па смер­тью, это тот са­мый страш­ный миг оп­ло­дот­во­ре­ния, ког­да ге­ны, или про­об­раз те­ла, ус­т­рем­ля­ют­ся все вмес­те в свой но­вый об­раз. Это есть то.

Старое те­ло гни­ет и воз­в­ра­ща­ет­ся в зем­лю. Маг­нит­ное по­ле, ко­то­рое бы­ло его жиз­нью, уле­та­ет на Лу­ну. Лич­ность, в лю­бом слу­чае от­ра­же­ние, ис­че­за­ет вмес­те с пред­ме­том, ко­то­рый ее от­ра­жал. А сущ­ность, эта квин­тэс­сен­ция на­коп­лен­ных при­чин, мгно­вен­но про­хо­дит че­рез вре­мя, что­бы дать те­ло дру­гой жиз­ни.

Но обыч­ный че­ло­век не име­ет соз­на­тель­ной ду­ши, что­бы пос­ле­до­вать за ней. По­это­му он не зна­ет, ни что та­кое смерть, ни что та­кое еди­не­ние в смер­ти. При­чи­ны пе­ре­хо­дят из од­ной жиз­ни в дру­гую, а соз­на­ние их не соп­ро­вож­да­ет. Ес­ли бы че­ло­век имел соз­на­тель­ную ду­шу, смерть име­ла бы Для не­го ка­кой-то дру­гой смысл.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

 

Обычно че­ло­век изоб­ра­жа­ет свое пу­те­шес­т­вие к кон­цу вре­ме­ни так же, как в сред­ние ве­ка изоб­ра­жа­ли пу­те­шес­т­вие на край све­та. Счи­та­лось, что Зем­ля плос­кая и что в оп­ре­де­лен­ном мес­те пу­те­шес­т­вен­ник до­хо­дит До ее края и нав­сег­да об­ры­ва­ет­ся в не­из­вес­т­ное. Лишь ког­да один от­важ­ный мо­реп­ла­ва­тель, при­дер­жи­ва­ясь од­но­го нап­рав­ле­ния, с пре­ве­ли­ки­ми труд­нос­тя­ми и прик­лю­че­ни­ями вер­нул­ся к тем же мес­там, от­ку­да от­п­ра­вил­ся в путь, все по­ня­ли, что Зем­ля круг­лая и что он обог­нул ее.

Так же и мы те­перь по­ни­ма­ем, что вре­мя круг­лое, и что на­ше пу­те­шес­т­вие по не­му не­умо­ли­мо при­ве­дет нас к тем го­дам, ко­то­рые мы ос­та­ви­ли по­за­ди. Это труд­ное и опас­ное зна­ние. Ког­да лю­ди уз­на­ли, что Зем­ля круг­лая, их ощу­ще­ние из­вес­т­но­го рас­ши­ри­лось, а ощу­ще­ние не­из­вес­т­но­го ос­лаб­ло. Та­ко­во ис­ку­ше­ние но­во­го зна­ния. Из­вес­т­ное, да­же са­мое уди­ви­тель­ное, все­го лишь нуль по срав­не­нию с бес­ко­неч­ным не­из­вес­т­ным. Толь­ко с этим спа­си­тель­ным ощу­ще­ни­ем мо­жет че­ло­век ис­поль­зо­вать силь­ные идеи.

Например, мы ска­за­ли, что след­с­т­вия од­ной жиз­ни ста­но­вят­ся при­чи­на­ми жиз­ни сле­ду­ющей. Од­ни и те же при­чи­ны при­во­дят к од­ним и тем же след­с­т­ви­ям, а од­ни и те же след­с­т­вия - к тем же са­мым при­чи­нам. Это и есть воз­в­ра­ще­ние. Но те­перь мы мо­жем до­ба­вить, что од­но из очень нем­но­гих из­ме­ня­емых след­с­т­вий, ко­то­рые мо­гут ока­зы­вать не­пос­ред­с­т­вен­ное воз­дей­с­т­вие на жизнь че­ло­ве­ка, соз­да­ет­ся его от­но­ше­ни­ем к но­во­му зна­нию.

Чтобы под­го­то­вить се­бя к идее воз­в­ра­ще­ния, не­об­хо­ди­мо по­нять, что слу­чаи и со­бы­тия, ко­то­рые неп­ре­рыв­ным по­то­ком про­ис­хо­дят с на­ми от рож­де­ния до смер­ти, при­хо­дят к нам со­вер­шен­но по-раз­но­му. При­чи­ны этих со­бы­тий на­хо­дят­ся от нас на раз­ных, так ска­зать, рас­сто­яни­ях. И нам очень важ­но на­учить­ся для лю­бо­го со­бы­тия раз­ли­чать, нас­коль­ко близ­ко или да­ле­ко на­хо­дит­ся его при­чи­на.

Например, су­щес­т­ву­ет класс со­бы­тий, при­чи­на ко­то­рых на­хо­дит­ся в них са­мих, в нас­то­ящем. Я иду по ули­це сво­ей обыч­ной до­ро­гой. Вдруг ка­кой-то че­ло­век вы­бе­га­ет из ма­га­зи­на, на­ле­та­ет на ме­ня, стал­ки­ва­ет в ка­на­ву и ис­че­за­ет в тол­пе. Я боль­ше ни­ког­да не уви­жу это­го че­ло­ве­ка, и на этом ин­ци­дент ис­чер­пы­ва­ет­ся. Со­бы­тия, ко­то­рые не выз­ва­ны ни­чем в прош­лом и при­чи­на ко­то­рых пре­бы­ва­ет внут­ри са­мо­го мо­мен­та, мы на­зы­ва­ем слу­ча­ями.

Другой класс про­ис­хо­дя­щих с на­ми со­бы­тий - это со­бы­тия, яв­ля­ющи­еся след­с­т­ви­ем об­щей тен­ден­ции, ко­то­рая ха­рак­тер­на для прош­ло­го. Каж­дый день я во­жу ма­ши­ну по та­кой-то до­ро­ге, пре­вы­шая ско­рость. Трид­цать пять дней ни­че­го не слу­ча­ет­ся. На трид­цать шес­той ме­ня ос­та­нав­ли­ва­ют и штра­фу­ют. Нель­зя ска­зать, что штраф был выз­ван толь­ко мо­им на­ру­ше­ни­ем пра­вил в тот день; он, бе­зус­лов­но, яв­ля­ет­ся сум­мар­ным ре­зуль­та­том всех трид­ца­ти шес­ти на­ру­ше­ний, ибо ес­ли бы это не слу­чи­лось в тот день, зна­чит слу­чи­лось бы нес­коль­ки­ми дня­ми поз­же. Со­бы­тия, яв­ля­ющи­еся ре­зуль­та­том ти­пич­ной и про­дол­жи­тель­ной тен­ден­ции, при­чи­ны

которых ле­жат во вре­ме­ни, это при­мер­но то, что на Вос­то­ке на­зы­ва­ют "кар­мой". Они - про­дукт при­чин и след­с­т­вии, пре­бы­ва­ющих во вре­ме­ни.

Для треть­его клас­са со­бы­тий, ко­то­рые бе­зус­лов­но име­ют для че­ло­ве­ка са­мое глу­бо­кое и сок­ро­вен­ное зна­че­ние, в пре­де­лах ею ны­неш­ней жиз­ни при­чи­ну най­ти не­воз­мож­но. Я ро­дил­ся в та­ком-то го­ду, в та­кой-то день, в та­ком-то мес­те, у та­ких-то ро­ди­те­лей. Со­вер­шен­но оче­вид­но, что в этой жиз­ни я ни­че­го не сде­лал (и не мог сде­лать), что мог­ло бы на это пов­ли­ять, ибо все про­изош­ло до то­го, как я на­чал соз­да­вать при­чи­ны. Нас­коль­ко это ка­са­ет­ся ме­ня, эти со­бы­тия яв­ля­ют­ся мо­ей судь­бой, и, ве­ро­ят­но, мож­но ска­зать, что их при­чи­ны пре­бы­ва­ют не во вре­ме­ни, а в воз­в­ра­ще­нии или в веч­нос­ти, то есть в ка­кой-то пре­ды­ду­щей жиз­ни или жиз­нях.

Теоретически для че­ло­ве­ка воз­мо­жен и чет­вер­тый класс со­бы­тий, при­чи­на ко­то­рых ле­жит не в нас­то­ящем, не в прош­лом и да­же не в воз­в­ра­ще­нии. Толь­ко ес­ли мы нач­нем осоз­на­вать ту поч­ти не­от­в­ра­ти­мую власть, ко­то­рую судь­ба че­ло­ве­ка име­ет над лю­бой сто­ро­ной его жиз­ни, мы пой­мем, что с его точ­ки зре­ния та­кие со­бы­тия бу­дут чу­де­са­ми.

Становится яс­но, что ес­ли кто-то хо­чет изу­чить воз­мож­ность воз­в­ра­ще­ния, он дол­жен осо­бо изу­чить соб­с­т­вен­ную судь­бу и на­учить­ся раз­ли­чать, ка­ко­го ро­да со­бы­тия при­над­ле­жат этой судь­бе.

Итак, ес­ли жизнь яв­ля­ет­ся воз­в­ра­ще­ни­ем той, что пред­шес­т­во­ва­ла ей, тог­да то, что мы вос­п­ри­ни­ма­ли как круг че­ло­ве­чес­кой жиз­ни, на са­мом де­ле яв­ля­ет­ся спи­ралью. Судь­ба че­ло­ве­ка, или вся со­во­куп­ность че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия, ока­зы­ва­ет­ся не кру­гом, су­щес­т­ву­ющим во вре­ме­ни, "длин­ным те­лом" че­ло­ве­ка, а спи­ралью, су­щес­т­ву­ющей в веч­нос­ти, зак­ру­чен­ной пос­ле­до­ва­тель­нос­тью его "длин­ных тел". Ее фор­ма пов­то­ря­ет спи­раль дви­же­ния Лу­ны вок­руг Зем­ли, Зем­ли вок­руг Сол­н­ца, Сол­н­ца вок­руг га­лак­ти­чес­ко­го цен­т­ра. Жизнь рас­к­ру­чи­ва­ет­ся из прош­лой жиз­ни, от­де­ля­ясь от нее изо­ля­то­ром смер­ти, по­доб­но то­му как день рас­к­ру­чи­ва­ет­ся из вче­раш­не­го дня, от­де­ля­ясь от не­го изо­ля­то­ром сна.

Это то са­мое веч­ное воз­в­ра­ще­ние, ко­то­рое пос­тиг Ус­пен­с­кий и о ко­то­ром пи­сал Ниц­ше: "Же­лай жить сно­ва, по­то­му что в лю­бом слу­чае это бу­дет тво­им уде­лом." Круг жиз­ни рас­по­ло­жен па­рал­лель­но кру­гу жиз­ни пос­ле­ду­ющей и кру­гу жиз­ни пред­шес­т­ву­ющей, соз­да­вая пов­то­ря­ющий­ся во всех под­роб­нос­тях об­раз. День рож­де­ния че­ло­ве­ка в этой жиз­ни ле­жит ря­дом с днем его рож­де­ния в жиз­ни прош­лой и в жиз­ни пос­ле­ду­ющей; День свадь­бы - ря­дом с днем его свадь­бы в дру­гих жиз­нях; день смер­ти -ря­дом с дня­ми всех его дру­гих смер­тей. И каж­дый взгляд, каж­дый звук, каж­дое дви­же­ние, ко­то­ры­ми бы­ли на­пол­не­ны его дни, бу­дут на­пол­нять их сно­ва и сно­ва.

Когда че­ло­век впер­вые слы­шит об этой идее, он спра­ши­ва­ет: "Отку­да мне это знать? По­че­му я ни­че­го не пом­ню?" Обыч­ным спо­со­бом он не мо­жет уз­нать и не мо­жет вспом­нить. Он не пом­нит свои преж­ние жиз­ни по той же при­чи­не, по ко­то­рой не в си­лах пом­нить боль­шую часть сво­ей ны­неш­ней жиз­ни - он не осоз­на­ет свое су­щес­т­во­ва­ние в ней.

Его фор­ма вос­п­ри­ятия, как нам из­вес­т­но, - это чуть теп­лое, или бод­р­с­т­ву­ющее, пят­но, мед­лен­но прод­ви­га­юще­еся впе­ред, всег­да в од­ном нап­рав­ле­нии - не толь­ко по кру­гу жиз­ни, но и по спи­ра­ли мно­гих жиз­ней. Его теп­ла, или про­буж­ден­нос­ти, хва­та­ет лишь на то, что­бы вос­п­ри­ни­мать "нас­то­ящее" се­кунд или ми­нут и нам­но­го бо­лее смут­но схва­ты­вать дни и не­де­ли. Даль­ше это­го, впе­ре­ди и по­за­ди дви­жу­ще­го­ся пят­на - хо­лод и пол­ное от­сут­с­т­вие па­мя­ти, ес­ли не счи­тать нес­коль­ких яр­ких мо­мен­тов, как пра­ви­ло, бе­зот­но­си­тель­ных к че­му-ли­бо и не свя­зан­ных друг с дру­гом.

В гла­ве "Пси­хо­ло­гия че­ло­ве­ка" мы уз­на­ли, ка­кое зна­че­ние име­ет соз­на­ние и па­мять по от­но­ше­нию к кру­гу жиз­ни и то, что мо­мен­ты уси­ле­ния соз­на­ния по­доб­ны точ­кам вне­зап­но­го уси­ле­ния теп­ла, ко­то­рые пе­ре­да­ют им­пуль­сы вслед уда­ля­юще­му­ся мо­мен­ту вос­п­ри­ятия и дос­ти­га­ют его как па­мять. Обыч­ная па­мять со­от­вет­с­т­ву­ет яв­ле­нию про­во­ди­мос­ти теп­ла по про­во­ду жиз­ни.

Как пред­с­та­вить се­бе воз­мож­ность па­мя­ти о дру­гой жиз­ни? Не­сом­нен­но, чем силь­нее соз­на­ние, тем даль­ше по ли­нии вре­ме­ни мо­жет про­ник­нуть па­мять. Но ког­да соз­на­ние ока­зы­ва­ет­ся вы­ше оп­ре­де­лен­но­го уров­ня нап­ря­жен­нос­ти - или ког­да точ­ка ра­зог­ре­ва­ет­ся вы­ше оп­ре­де­лен­ной тем­пе­ра­ту­ры - воз­ни­ка­ет со­вер­шен­но но­вая воз­мож­ность. Пред­по­ло­жим, что пос­ле­до­ва­тель­ные вит­ки спи­ра­ли в на­шей мо­де­ли не ка­са­ют­ся друг дру­га, а от­де­ле­ны не­боль­шим про­ме­жут­ком. В этом слу­чае, не­кая точ­ка, нап­ри­мер, на пят­над­ца­том го­ду жиз­ни на­хо­дит­ся точ­но под та­кой же точ­кой в сле­ду­ющем воз­в­ра­ще­нии, но слег­ка от­де­ле­на от нее.

Если бы эта точ­ка на пят­над­ца­том го­ду, до­пус­тим, на­ка­ли­лась до­бе­ла, она ста­ла бы наг­ре­вать со­от­вет­с­т­ву­ющие ей точ­ки на спи­ра­ли вы­ше и ни­же - на этот раз пос­ред­с­т­вом из­лу­че­ния. Пе­ре­да­ча теп­ла пос­ред­с­т­вом из­лу­че­ния под­чи­ня­ет­ся со­вер­шен­но иным за­ко­нам, чем пе­ре­да­ча пос­ред­с­т­вом про­во­ди­мос­ти, и для это­го пот­ре­бу­ет­ся, ко­неч­но, го­раз­до боль­ше теп­ла. Тем не ме­нее имен­но та­ким об­ра­зом воз­ни­ка­ет мо­мент соз­на­ния нас­толь­ко мощ­ный, что он соз­да­ет в дру­гой жиз­ни па­мять.

На са­мом де­ле в нас су­щес­т­ву­ет спо­соб­ность, ко­то­рая зна­ет на­шу судь­бу, то есть сох­ра­ня­ет па­мять о преж­них воз­в­ра­ще­ни­ях. При­ме­ры то­му бес­чис­лен­ны, хо­тя они ос­та­нут­ся не­до­ка­зан­ны­ми, по­ка не под­т­вер­дят­ся ре­аль­ны­ми со­бы­ти­ями. Стен­даль пи­сал сво­ему близ­ко­му дру­гу: "Я счи­таю что уме­реть на ули­це вов­се не смеш­но, при ус­ло­вии, что че­ло­век не де­ла­ет это­го на­роч­но." Че­рез год пос­ле этих слов он умер на ули­це - вряд ли на­роч­но.

Эта спо­соб­ность не име­ет ни­че­го об­ще­го с обыч­ным не­га­тив­ным во­об­ра­же­ни­ем и, ка­жет­ся, на са­мом де­ле ра­бо­та­ет толь­ко при его от­сут­с­т­вии или в тех лю­дях, ко­то­рые из­ба­ви­лись от не­га­тив­но­го во­об­ра­же­ния от­но­си­тель­но се­бя, - как сде­лал это Стен­даль, что вид­но из то­го же пись­ма. "Я не стал спра­ши­вать вра­ча, как на­зы­ва­ет­ся бо­лезнь, - пи­сал он, - что­бы не за­би­вать се­бе го­ло­ву мрач­ны­ми мыс­ля­ми". Спо­соб­ность знать свою судь­бу, по-ви­ди­мо­му, раз­ви­ва­ет­ся у тех лю­дей, кто уже вы­ра­бо­тал в се­бе бес­п­рис­т­рас­т­ное к ней от­но­ше­ние. Па­мять про­буж­да­ет­ся у тех, кто об­рел уве­рен­ность, поз­во­ля­ющую смот­реть за пре­де­лы па­мя­ти.

Во вся­ком слу­чае мож­но ска­зать, что рост соз­на­ния в ны­неш­ней жиз­ни че­ло­ве­ка оз­на­ча­ет его рост во всех нап­рав­ле­ни­ях, то есть не толь­ко в прош­лое и бу­ду­щее вре­ме­ни, но и в прош­лое и бу­ду­щее веч­нос­ти.

Представив об­раз мно­гих жиз­ней че­ло­ве­ка в ви­де спи­ра­ли воз­в­ра­ще­ния, поп­ро­бу­ем те­перь пред­с­та­вить се­бе, как бу­дет выг­ля­деть в воз­в­ра­ще­нии связь меж­ду раз­ны­ми людь­ми. Пред­по­ло­жим, муж­чи­на в рас­ц­ве­те жиз­ни и его же­на, мо­ло­дая жен­щи­на, за­чи­на­ют ре­бен­ка. Мы по­лу­ча­ем три пе­ре­се­ка­ющих­ся кру­га: пер­вый - на вось­мой ве­хе, вто­рой - на седь­мой, тре­тий (жизнь их ре­бен­ка) - на де­вя­той. У лю­дей обыч­но­го ур­с­з­ня это род­с­т­во бу­дет зак­реп­ле­но нав­сег­да, и не­воз­мож­но се­бе пред­с­та­вить, что­бы от­но­си­тель­ный воз­раст му­жа, же­ны и ре­бен­ка ког­да-ли­бо из­ме­нил­ся, сколь­ко бы жиз­ней ни прош­ло. Пос­коль­ку этот сов­па­да­ющий день бу­дет од­ним и тем же для каж­до­го из них в от­дель­нос­ти, он дол­жен быть од­ним и тем же для всех тро­их вмес­те.

В воз­в­ра­ще­нии мы по­лу­чим три пе­реп­ле­та­ющих­ся спи­ра­ли, ко­то­рые пе­ре­се­ка­ют­ся в од­ной со­от­вет­с­т­ву­ющей точ­ке на каж­дой спи­ра­ли. Из этой кон­с­т­рук­ции вид­но, что жиз­ни всех лю­дей оди­на­ко­вы и за­вер­ше­ны не­за­ви­си­мо от то­го, до­жи­вет ли муж до 100, же­на до 50, а их ре­бе­нок толь­ко До 10 лет. Имея де­ло с воз­в­ра­ще­ни­ем, мы вы­нуж­де­ны от­ка­зать­ся от из­ме­ре­ния вре­ме­ни го­да­ми, ко­то­рое, как мы ви­де­ли в за­мед­ля­ющей­ся шка­ле од­но­го жиз­нен­но­го цик­ла, да­же там име­ет лишь от­но­си­тель­ное зна­че­ние.

Вместе с тем мы дол­ж­ны пом­нить, что пе­ре­се­че­ние раз­ных жиз­нен­ных спи­ра­лей - лишь один из спо­со­бов ви­деть воз­в­ра­ще­ние, ибо лю­ди встре­ча­ют­ся и на дру­гом уров­не энер­гии - чис­то фи­зи­чес­ким кон­так­том, об­щ­нос­тью мыс­ли, чув­с­т­вен­ным и фи­зи­чес­ким при­тя­же­ни­ем, а так­же выс­шей лю­бовью, бла­го­го­ве­ни­ем и чис­тым по­лом. Еще бо­лее важ­но то, что все эти ре­ак­ции че­ло­век мо­жет ли­бо ис­пы­ты­вать со­вер­шен­но сле­по. ли­бо пе­ре­жи­вать их соз­на­тель­но. По-ви­ди­мо­му, это мож­но из­ме­нить, и ес­ли бы это дей­с­т­ви­тель­но из­ме­ни­лось, то все ока­за­лось бы и тем же са­мым, и со­вер­шен­но дру­гим.

Как мы ви­де­ли, воз­в­ра­ще­ние - это один из спо­со­бов по­нять пя­тое из­ме­ре­ние. Пред­с­тав­лен­ное та­ким об­ра­зом, пя­тое из­ме­ре­ние выг­ля­дит как бес­ко­неч­ное про­жи­ва­ние за­но­во чет­вер­то­го из­ме­ре­ния, ко­то­рое сос­тав­ля­ет од­ну жизнь че­ло­ве­ка. Но не су­щес­т­ву­ет ли дру­гих спо­со­бов пос­тичь это пя­тое из­ме­ре­ние?

Четвертое из­ме­ре­ние из­ме­ря­ет­ся про­дол­жи­тель­нос­тью вре­ме­ни от за­ча­тия до смер­ти, дня­ми, ме­ся­ца­ми и го­да­ми - в ви­де ли­нии, не име­ющей тол­щи­ны. Но мы прек­рас­но зна­ем, что на­ше вос­п­ри­ятие всех этих дней и ми­нут ни­чуть не по­хо­же на ли­нию без тол­щи­ны. В са­мом де­ле, це­лые дни про­хо­дят аб­со­лют­но "плос­ко", но за­тем нас­ту­па­ет мо­мент, ког­да вре­мя вне­зап­но рас­ши­ря­ет­ся в сто­ро­ны. Этот мо­мент име­ет не­ве­ро­ят­ную нап­ря­жен­ность, или глу­би­ну, и эта нап­ря­жен­ность свя­за­на с нез­на­ко­мы­ми преж­де кар­ти­на­ми, от­к­ры­ва­ющи­ми­ся под пря­мы­ми уг­ла­ми к пу­ти вре­ме­ни, -так ска­зать, во все сто­ро­ны от вре­ме­ни. Час, ко­то­рый вче­ра про­хо­дил меж­ду вы­со­ки­ми сте­на­ми, ни­че­го не от­к­ры­вав­ши­ми и ни о чем не го­во­рив­ши­ми, се­год­ня длит­ся столь­ко же, но про­хо­дит че­рез не­объ­ят­ный пей­заж, рас­ки­нув­ший­ся под прос­тор­ным не­бос­во­дом до да­ле­ких гор. Из­ме­не­ние в нап­ря­жен­нос­ти, или глу­би­не, мо­мен­та яв­ля­ет­ся, ве­ро­ят­но, еще од­ним спо­со­бом вос­п­ри­ятия пя­то­го из­ме­ре­ния.

И вновь не­об­хо­ди­мо по­нять, что эта нап­ря­жен­ность за­ви­сит преж­де все­го от уров­ня на­ше­го соз­на­ния, что толь­ко рост соз­на­ния да­ет сред­с­т­во про­ник­нуть в пя­тое из­ме­ре­ние, и что муж­чи­на, жен­щи­на и ре­бе­нок со­еди­не­ны вмес­те не толь­ко воз­рас­том и фун­к­ци­ями, но и - над всем этим - уров­нем соз­на­ния, пре­одо­ле­ва­ющим и пре­об­ра­зу­ющим эти ог­ра­ни­че­ния.

Постараемся те­перь пред­с­та­вить вза­имос­вязь не трех, а со­тен раз­ных жиз­ней, соп­ри­ка­са­ющих­ся с каж­дым че­ло­ве­ком меж­ду его рож­де­ни­ем и смер­тью, и не один мо­мент, а воз­в­ра­ща­ющи­еся мо­мен­ты или про­дол­жи­тель­ные пе­ри­оды их вза­имос­вя­зи, - и мы по­лу­чим со­вер­шен­но не­во­об­ра­зи­мую кар­ти­ну воз­в­ра­ще­ний.

Невообразима она по­то­му, что в оче­ред­ной раз из­ме­ни­лось из­ме­ре­ние. По­нят­но, что ес­ли мы рас­ши­рим сис­те­му вза­имос­вя­зан­ных спи­ра­лей, вклю­чив в нее всех жи­ву­щих на зем­ле лю­дей, то по­лу­чит­ся фи­гу­ра нас­толь­ко слож­ная, что, фак­ти­чес­ки, она бу­дет твер­дым те­лом. Со­во­куп­ность всех спи­ра­лей воз­в­ра­ще­ния всех лю­дей об­ра­зу­ет те­ло че­ло­ве­чес­т­ва точ­но так же, как воз­в­ра­ще­ние всех кле­ток об­ра­зу­ет те­ло че­ло­ве­ка.

Мы мо­жем да­же по­лу­чить смут­ное пред­с­тав­ле­ние об этом те­ле: оно ока­жет­ся сво­е­об­раз­ным ков­ром, сот­кан­ным из мил­ли­ар­дов ни­тей, ко­то­рые, нес­мот­ря на их не­пос­ти­жи­мо за­пу­тан­ные спле­те­ния, все нап­рав­ле­ны в од­ну сто­ро­ну, в сто­ро­ну веч­нос­ти. Мож­но пред­по­ло­жить, что все эти ни­ти име­ют раз­ную при­ро­ду или цвет, в со­от­вет­с­т­вии с уров­нем энер­гии, пре­об­ла­да­ющей во всей со­во­куп­нос­ти жиз­ней каж­дой из них. И мы об­на­ру­жи­ли бы, что на боль­ших учас­т­ках, или пе­ри­одах ис­то­рии че­ло­ве­чес­т­ва, в узо­ре пре­об­ла­да­ет ка­кое-то од­но ка­чес­т­во или цвет - крас­ный цвет чис­то фи­зи­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния, жел­тый цвет ум­с­т­вен­ной де­ятель­нос­ти, зе­ле­ный цвет дви­га­тель­ной спо­соб­нос­ти и ощу­ще­ния.

Вспомнив о су­щес­т­во­ва­нии лю­дей с соз­на­тель­ны­ми ду­ша­ми и с соз­на­тель­ным ду­хом, мы пред­с­та­вим их как ни­ти из со­вер­шен­но ино­го ма­те­ри­ала, ко­то­рые рез­ко вы­де­ля­ют­ся на этом ков­ре, ко­то­рые со­об­ща­ют жизнь все­му ос­таль­но­му и вок­руг ко­то­рых фор­ми­ру­ет­ся твер­дое те­ло че­ло­ве­чес­т­ва.

Эти ни­ти яв­ля­ют­ся ни­тя­ми толь­ко в на­шей ме­та­фо­ре, на са­мом же де­ле они жи­вые и вся их мас­са жи­вая. Они пред­с­тав­ля­ют со­бой клет­ки, ка­пил­ля­ры и нер­вы еди­но­го те­ла, Ада­ма Кад­мо­на каб­ба­лы, че­ло­ве­чес­т­ва.

 

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЗВРАЩЕНИЯ

 

Жизнь че­ло­ве­ка, его, так ска­зать, про­тя­же­ние по плос­кос­ти ис­то­рии, сос­тав­ля­ет его соб­с­т­вен­ное "вре­мя", и за пре­де­ла­ми это­го вре­ме­ни не­пос­ред­с­т­вен­ным опы­том он обыч­но ни­че­го уз­нать не мо­жет. Это его чет­вер­тое из­ме­ре­ние.

Идея о веч­ном воз­в­ра­ще­нии жиз­ни, бес­ко­неч­ном пов­то­ре­нии од­но­го и то­го же ис­то­ри­чес­ко­го от­рез­ка вво­дит нас во вто­рое из­ме­ре­ние вре­ме­ни, то есть в пя­тое из­ме­ре­ние че­ло­ве­ка.

Теоретически, это из­ме­ре­ние под­ра­зу­ме­ва­ет аб­со­лют­ное и не­умо­ли­мо точ­ное пов­то­ре­ние пьесы жиз­ни во всех ее под­роб­нос­тях, как ли­цо бес­ко­неч­но от­ра­жа­ет­ся меж­ду дву­мя зер­ка­ла­ми. Ибо ес­ли мы пред­по­ла­га­ем, что хо­тя бы что-то - мель­чай­шее сло­во, жест - ока­жет­ся в пов­тор­ной жиз­ни Дру­гим, зна­чит мы ут­вер­ж­да­ем тем са­мым еще од­но из­ме­ре­ние, по­доб­но то­му как мель­чай­шее от­к­ло­не­ние пря­мой ли­нии пред­по­ла­га­ет плос­кость, или как да­же са­мое нез­на­чи­тель­ное из­ме­не­ние вы­ра­же­ния в од­ном из от­ра­жен­ных лиц оз­на­ча­ет чу­до.

Если пред­по­ло­жить, что в дру­гой жиз­ни че­ло­век мог бы ус­лы­шать неч­то, че­го он рань­ше не слы­шал, встре­тить ко­го-то, ко­го он рань­ше не встре­чал, по­бы­вать в ка­ком-то мес­те, где он рань­ше не был, то мы дол­ж­ны до­пус­тить воз­мож­ность дви­же­ния - пусть да­же са­мо­го нез­на­чи­тель­но­го - в треть­ем из­ме­ре­нии вре­ме­ни, то есть в шес­том из­ме­ре­нии че­ло­ве­ка. Как мы ви­де­ли во вто­рой гла­ве, шес­тое из­ме­ре­ние лю­бо­го ми­ра - это то, в ко­то­ром ре­али­зу­ют­ся все его воз­мож­нос­ти. И да­же ес­ли ре­али­зо­ва­на все­го од­на воз­мож­ность, не ре­али­зо­ван­ная рань­ше, это уже оз­на­ча­ет на­ча­ло дви­же­ния в шес­том из­ме­ре­нии.

Итак, пер­вый прин­цип, ко­то­рый не­об­хо­ди­мо ус­во­ить, это прин­цип пов­то­ре­ния: од­ни и те же при­выч­ки и склон­нос­ти дол­ж­ны сно­ва и сно­ва соз­да­вать од­ни и те же об­с­то­ятель­с­т­ва и си­ту­ации в сот­не жиз­ней с той же не­из­беж­нос­тью, с ка­кой они де­ла­ли это в од­ной жиз­ни, и с каж­дым ра­зом еще не­из­беж­нее, чем рань­ше. Но вто­рой прин­цип, ко­то­рый так­же не­об­хо­ди­мо ус­во­ить, та­ков: нич­то не мо­жет всег­да ос­та­вать­ся од­ним и тем же, и имен­но бла­го­да­ря са­мо­му ко­ли­чес­т­ву пов­то­ре­ний ве­щи в кон­це кон­цов ме­ня­ют­ся. По­воз­ка, час­то про­ез­жа­ющая по од­ним и тем же ко­ле­ям, дол­ж­на ра­но или поз­д­но ли­бо сов­сем из­но­сить эти ко­леи и на­ко­нец ос­та­но­вить­ся, ли­бо ос­во­ить но­вый спо­соб пе­ред­ви­же­ния и под­нять­ся в воз­дух. Прин­цип пов­то­ре­ния сам по се­бе под­ра­зу­ме­ва­ет, что ве­щи дол­ж­ны ста­но­вить­ся луч­ше или ху­же, то есть в кон­це кон­цов пе­рей­ти в шес­тое из­ме­ре­ние.

Поэтому мы дол­ж­ны приз­нать, что идея воз­в­ра­ще­ния жиз­ней - хо­тя она аб­со­лют­но не­об­хо­ди­ма - очень не­пол­на. За ее пре­де­ла­ми для че­ло­ве­ка су­щес­т­ву­ет еще од­но из­ме­ре­ние, в ко­то­ром все воз­мож­но. Имен­но в этом из­ме­ре­нии на­хо­дят­ся воз­мож­нос­ти рая и ада, оза­ре­ния и веч­ных мук и все дру­гие пред­с­тав­ле­ния о со­вер­шен­но но­вых сос­то­яни­ях, не ре­али­зо­ван­ных рань­ше, ко­то­рые за­ни­ма­ют умы лю­дей с са­мо­го за­рож­де­ния мыс­ли. Ес­ли та­кие пред­с­тав­ле­ния во­об­ще со­от­но­сят­ся с ка­кой-ли­бо ре­аль­нос­тью, эта ре­аль­ность дол­ж­на су­щес­т­во­вать в шес­том из­ме­ре­нии.

Огромной ошиб­кой лю­дей ока­за­лось то, что они пред­по­ло­жи­ли воз­мож­ность из­ме­не­ния до то­го, как до­га­да­лись о гро­мад­ной и страш­ной ис­ти­не воз­в­ра­ще­ния, то есть по­пы­та­лись пред­с­та­вить се­бе шес­тое из­ме­ре­ние без пя­то­го. Эта су­щес­т­вен­ная ошиб­ка ис­ка­зи­ла все идеи о рае и аде и поз­во­ли­ла лю­дям ду­мать о них как о прос­том рас­ши­ре­нии их фи­зи­чес­ких сос­то­яний и лич­ных жиз­ней. На са­мом де­ле ду­мать о все­мо­гу­щес­т­ве, вез­де­сущ­нос­ти и бес­смер­тии - свой­с­т­вах шес­то­го из­ме­ре­ния - без по­ни­ма­ния бес­си­лия, нез­на­чи­тель­нос­ти и не­от­в­ра­ти­мос­ти че­ло­ве­чес­кой судь­бы в пя-

том из­ме­ре­нии так же не­воз­мож­но, как ду­мать о пол­но­те и изо­би­лии сфе­ры, не по­няв сна­ча­ла ров­нос­ти и ба­наль­нос­ти плос­кос­ти.

Более то­го, толь­ко глу­бо­кое по­ни­ма­ние все­го ужа­са и тще­ты веч­но­го воз­в­ра­ще­ния обыч­ной жиз­ни спо­соб­но по­ро­дить в че­ло­ве­ке не­об­хо­ди­мую эмо­ци­ональ­ную си­лу, что­бы взять на се­бя тяж­кий труд про­ник­но­ве­ния соз­на­ния в не­из­вес­т­ное и не­во­об­ра­зи­мое из­ме­ре­ние за пре­де­ла­ми воз­в­ра­ще­ния.

Каким об­ра­зом воз­мож­но та­кое про­ник­но­ве­ние? Где мы на са­мом де­ле соп­ри­ка­са­ем­ся с из­ме­ре­ни­ем всех воз­мож­нос­тей? С на­ча­ла вре­мен лю­ди ин­ту­итив­но по­ни­ма­ли, что это - мо­мент смер­ти. Че­ло­век, на­де­лен­ный жи­вым соз­на­ни­ем, не нуж­да­ет­ся в до­ка­за­тель­с­т­вах то­го, что здесь он под­хо­дит к по­ро­гу со­вер­шен­но но­вых и не­пос­ти­жи­мых сос­то­яний. Са­ма не­воз­мож­ность во­об­ра­зить се­бя и свои вос­п­ри­ятия и чув­с­т­ва в от­ры­ве от фи­зи­чес­ко­го те­ла, ко­то­рое их про­из­во­дит и хра­нит, - луч­шее то­му до­ка­за­тель­с­т­во. Че­ло­век свя­зы­вал с этим не­из­вес­т­ным сос­то­яни­ем од­нов­ре­мен­но и са­мые ве­ли­чес­т­вен­ные, и са­мые ужас­ные судь­бы, ка­кие толь­ко спо­со­бен был во­об­ра­зить. Ины­ми сло­ва­ми, он от­но­сил ту­да но­вые воз­мож­нос­ти, не­сов­мес­ти­мые со всем его опы­том в ны­неш­ней жиз­ни.

Мы уже го­во­ри­ли о том, что мо­мент смер­ти и за­ча­тия яв­ля­ет­ся од­ним и тем же мо­мен­том, и в этот мо­мент че­ло­век пе­ре­хо­дит к на­ча­лу но­вой жиз­ни, ко­то­рая пред­с­тав­ля­ет со­бой не бо­лее чем пов­то­ре­ние ста­рой. Ес­ли это так, зна­чит его дви­же­ние к смер­ти про­ис­хо­дит в пя­том из­ме­ре­нии, из­ме­ре­нии веч­но­го воз­в­ра­ще­ния. Где же в та­ком слу­чае дверь в шес­тое из­ме­ре­ние? Ку­да де­лись рай и ад?

Странная идея при­хо­дит в го­ло­ву в свя­зи с ло­га­риф­ми­чес­кой шка­лой вре­ме­ни, ко­то­рую мы сог­ну­ли, что­бы по­лу­чить круг. Эта шка­ла не име­ет на­ча­ла. Как и все ло­га­риф­ми­чес­кие шка­лы, она на­чи­на­ет­ся не с ну­ля, а с еди­ни­цы. А ведь на пред­шес­т­ву­ющих ее сту­пе­нях, до еди­ни­цы, дол­ж­ны на­хо­дить­ся од­на де­ся­тая, од­на со­тая, од­на ты­сяч­ная, и так до бес­ко­неч shy;нос­ти. Ины­ми сло­ва­ми, эта шка­ла дол­ж­на ид­ти от­ку­да-то еще, из­в­не кру­га фи­зи­чес­кой жиз­ни и, сле­до­ва­тель­но, да­же из­в­не спи­ра­ли пов­то­ре­ния.

Мы об­на­ру­жи­ли, что в нап­рав­ле­нии к рож­де­нию и еще даль­ше - к за­ча­тию каж­дая еди­ни­ца вре­ме­ни за­пол­не­на бо­лее кон­цен­т­ри­ро­ван­ным опы­том, боль­шей нап­ря­жен­нос­тью рос­та. При за­ча­тии ско­рость про­цес­сов из­ме­ря­ет­ся уже не вре­ме­нем ор­га­ни­чес­ких тел, а вре­ме­нем жиз­ни клет­ки, ко­то­рое, как мы ви­де­ли в од­ной из пре­ды­ду­щих глав, во мно­го ты­сяч раз быс­т­рее вре­ме­ни взрос­ло­го че­ло­ве­ка. Ес­ли бы эти про­цес­сы про­те­ка­ли еще быс­т­рее, они ока­за­лись бы для кле­точ­ной струк­ту­ры взры­во­опас­ны­ми.

Этот круг, та­ким об­ра­зом, пред­с­тав­ля­ет пре­дел че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния в кле­точ­ной фор­ме, срок его ор­га­ни­чес­ко­го, или фи­зи­чес­ко­го, те­ла. В этом смыс­ле смерть от­ме­ча­ет его вы­ход из ми­ра кле­точ­ной ма­те­рии, а за­ча­тие - вход в нее. С оп­ре­де­лен­ной точ­ки зре­ния дверь его вхо­да - лишь об­рат­ная сто­ро­на две­ри вы­хо­да. Но не су­щес­т­ву­ет ли на этом по­ро­ге еще од­на дверь! И ес­ли да, то ку­да она ве­дет?

Ответ мо­жет быть толь­ко один: в бо­лее быс­т­рое сос­то­яние ма­те­рии. Ес­ли ло­га­риф­ми­чес­кая шка­ла про­дол­жа­ет с на­рас­та­ющей ско­рос­тью умень­шать­ся в нап­рав­ле­нии ее не­из­вес­т­но­го ис­точ­ни­ка, тог­да мы дол­ж­ны во­об­ра­зить се­бе, да­же до за­ча­тия, ин­ди­ви­ду­аль­ность, прик­реп­лен­ную не к кле­точ­ной ма­те­рии, а к ма­те­рии в мо­ле­ку­ляр­ном и да­же в элек­т­рон­ном сос­то­янии. Мы дол­ж­ны во­об­ра­зить про­об­раз че­ло­ве­ка, его мо­дель или сущ­нос­т­ную при­ро­ду, от­пе­ча­тан­ные сна­ча­ла на не­ком но­си­те­ле, по­доб­ном воз­ду­ху, а за­тем на но­си­те­ле, по­доб­ном све­ту. То есть мы дол­ж­ны во­об­ра­зить ин­ди­ви­ду­аль­ность че­ло­ве­ка, прик­реп­лен­ную к ду­ше без ка­ко­го-ли­бо те­ла и к ду­ху без ка­кой-ли­бо ду­ши.83

Конечно, ни­че­го из это­го мы во­об­ра­зить не мо­жем. На­ши мыс­ли и во­об­ра­же­ние, обус­лов­лен­ные вос­п­ри­яти­ями фи­зи­чес­ких ор­га­нов чувств, с этой за­да­чей не справ­ля­ют­ся, ведь обыч­но все на­ши фун­к­ции (да­же те, что ра­бо­та­ют в очень тон­кой, раз­ре­жен­ной и быс­т­ро рас­п­рос­т­ра­ня­ющей­ся ма­те­рии) так на­деж­но за­пер­ты в фи­зи­чес­кий мор­га­низм, что все их вос­п­ри­ятия при­ни­ма­ют­ся и ис­тол­ко­вы­ва­ют­ся в по­ня­ти­ях кле­точ­ной ма­те­рии, с точ­ки зре­ния ее удо­воль­с­т­вия, бо­ли или здо­ровья. Толь­ко в осо­бых ус­ло­ви­ях, та­ких как дол­гий пост или раз­ре­жен­ный вы­со­ко­гор­ный воз­дух, все эти раз­ные фун­к­ции нес­коль­ко от­де­ля­ют­ся друг от дру­га, и мы на­чи­на­ем улав­ли­вать проб­лес­ки смыс­ла не­ко­то­рых из них, ос­во­бож­ден­ных от тя­же­ло­го бал­лас­та пло­ти и не­отъ­ем­ле­мо­го от нее про­цес­са пи­ще­ва­ре­ния.

Как, нап­ри­мер, выг­ля­дит фун­к­ция ло­ги­чес­ко­го мыш­ле­ния без ма­те­ри­аль­но­го те­ла, про­ве­ря­юще­го вы­во­ды в ма­те­ри­аль­ном ми­ре? В чем смысл эмо­ци­ональ­ной фун­к­ции в от­ры­ве от кле­точ­но­го те­ла или по­ло­вой фун­к­ции без воз­мож­нос­ти фи­зи­чес­ко­го со­ития? Ка­ко­ва - ес­ли все те­ла соз­да­ны по од­ной схе­ме - при­ро­да се­ми фун­к­ций мо­ле­ку­ляр­но­го те­ла или се­ми фун­к­ций элек­т­рон­но­го те­ла? Ка­ко­ва ана­то­мия и пси­хо­ло­гия ду­ши и ду­ха?

83 Этот до­вод под­роб­но раз­ви­ва­ет­ся в "Те­ории веч­ной жиз­ни".

Конечно, для та­ких раз­мыш­ле­ний у нас очень ма­ло ма­те­ри­ала. Од­на­ко при­го­тов­ле­ние к сос­то­яни­ям пос­ле смер­ти или к сос­то­яни­ям до рож­де­ния как раз и пред­по­ла­га­ет за­да­чу соз­на­тель­но­го во­об­ра­же­ния. Ес­ли мы по­пы­та­ем­ся это сде­лать, то нач­нем смут­но по­ни­мать, что у че­ло­ве­чес­кой ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти, прик­реп­лен­ной к мо­ле­ку­ляр­но­му те­лу или элек­т­рон­но shy;му те­лу, эти те­ла об­ла­да­ли бы та­ки­ми спо­соб­нос­тя­ми, свой­с­т­ва­ми и осо­бен­нос­тя­ми, ко­то­рые с точ­ки зре­ния кле­точ­ных тел ка­жут­ся не­пос­ти­жи­мы­ми и чу­дес­ны­ми.

Молекулярные те­ла мог­ли бы, как га­зы, ох­ва­ты­вать и про­ни­зы­вать дру­гие те­ла; они при­ни­ма­ли бы лю­бую фор­му; бы­ли бы не­раз­ла­га­ющи­ми­ся и не­раз­ру­ши­мы­ми. При их ско­рос­ти опыт це­лой жиз­ни умес­тил­ся бы в нес­коль­ко не­дель. Элек­т­рон­ные те­ла пе­ред­ви­га­лись бы со ско­рос­тью све­та, за­ни­ма­ли бы, как свет, ог­ром­ные учас­т­ки прос­т­ран­с­т­ва, по­доб­но ра­ди­овол­нам, про­из­во­ди­ли бы на рас­сто­янии ве­щес­т­вен­ные яв­ле­ния без ви­ди­мых средств, а кро­ме то­го пре­бы­ва­ли бы в том сос­то­янии, в ко­то­ром вся ма­те­рия в Сол­неч­ной сис­те­ме име­ет од­ну при­ро­ду и вза­имо­за­ме­ни­ма. Опыт че­ло­ве­чес­кой жиз­ни был бы ос­во­ен на элек­т­рон­ной ско­рос­ти не за го­ды, ме­ся­цы или дни, а за нес­коль­ко ми­нут.

Итак, мы мо­жем пред­с­та­вить се­бе по­ми­мо кру­га че­ло­ве­чес­кой жиз­ни в кле­точ­ном ми­ре еще один, не­со­из­ме­ри­мый с ним круг жиз­ни в мо­ле­ку­ляр­ном ми­ре, и еще один, та­кой же не­со­из­ме­ри­мый, круг жиз­ни в элек­т­рон­ном ми­ре; каж­дый круг за­вер­шен в се­бе, каж­дый ве­дет к дру­гим, и все соп­ри­ка­са­ют­ся в од­ной точ­ке - мо­мен­те смер­ти и за­ча­тия, где все за­ра­нее пре­доп­ре­де­ле­но и при этом все воз­мож­но.

В на­ча­ле кни­ги мы ви­де­ли, что прос­т­ран­с­т­вен­ные из­ме­ре­ния че­ло­ве­чес­ко­го те­ла мог­ли пред­с­тав­лять со­бой вре­мя, или чет­вер­тое из­ме­ре­ние, для клет­ки, веч­ность, или пя­тое из­ме­ре­ние, для мо­ле­ку­лы, и аб­со­лют, или шес­тое из­ме­ре­ние, для элек­т­ро­на. Те­перь мы по­ни­ма­ем, что вер­но и об­рат­ное. Рас­пад пос­ле смер­ти кле­точ­но­го те­ла че­ло­ве­ка в мо­ле­ку­ляр­ный мир пред­с­тав­ля­ет его при­бы­тие в веч­ность, воз­в­ра­ще­ние, а рас­пад его мо­ле­ку­ляр­но­го те­ла в элек­т­рон­ный мир оз­на­ча­ет его вход в шес­тое из­ме­ре­ние, сли­яние с Аб­со­лю­том.

Этот прин­цип - пос­ле­до­ва­тель­но­го су­щес­т­во­ва­ния в раз­ных сос­то­яни­ях ма­те­рии - мы вы­нуж­де­ны при­нять как не­кую ме­ха­ни­чес­кую чер­ту все­лен­ной. В ней нет ни­че­го мо­раль­но­го, ни­че­го же­ла­тель­но­го или не­же­ла­тель­но­го, ни­че­го за­ви­ся­ще­го от ин­ди­ви­ду­аль­ных дос­то­инств или не­дос­тат­ков. Для ог­ром­ных масс обыч­ных лю­дей та­кой пе­ре­ход срав­ним по сво­ему зна­че­нию с пе­ре­хо­дом оп­ре­де­лен­но­го ко­ли­чес­т­ва энер­гии из уг­ля и теп­ла в ме­ха­ни­чес­кое дви­же­ние и элек­т­ри­чес­т­во. И ес­ли пос­ле смер­ти этих лю­дей их про­об­ра­зы ока­жут­ся в элек­т­рон­ном ми­ре, это ни­чем не бу­дет от­ли shy;чать­ся от круг­ло­су­точ­ной пе­ре­да­чи в этот же мир мил­ли­онов ме­ло­дий и слов пос­ред­с­т­вом ра­дио.

Смерть и воз­рож­де­ние - не­от­мен­ная судь­ба че­ло­ве­ка, ко­то­рую он не вы­би­ра­ет. Все, что он мо­жет выб­рать и из­ме­нить, - это соз­на­ние. Но из­ме­нить соз­на­ние - зна­чит из­ме­нить все, ибо те­перь мы на­чи­на­ем, на­ко­нец, ви­деть меж­ду людь­ми од­ну ог­ром­ную раз­ни­цу. Тот факт, что все они об­ла­да­ют фи­зи­чес­ким те­лом, го­ло­вой, дву­мя ру­ка­ми, дву­мя но­га­ми, ис­ку­ша­ет нас пре­умень­шить раз­ли­чие меж­ду соз­на­тель­ным че­ло­ве­ком и не­соз­на­тель­ным. Ес­ли ис­хо­дить из то­го, что у обо­их пи­ща вхо­дит внутрь, а сло­ва вы­хо­дят на­ру­жу, Хрис­тос и раз­бой­ник ока­жут­ся оди­на­ко­вы. И толь­ко рас­пад это­го об­ман­чи­во­го те­ла и пе­ре­ход то­го, что от не­го ос­та­ет­ся, в иные сос­то­яния ма­те­рии, об­на­ру­жи­ва­ет без­д­ну меж­ду спя­щим че­ло­ве­ком и че­ло­ве­ком, ко­то­рый соз­дал пос­то­ян­ный и не­ру­ши­мый прин­цип соз­на­ния.

Первый - лишь ме­ха­ни­чес­кий им­пульс, без кон­ца вос­п­ро­из­во­дя­щий са­мо­го се­бя, вто­рой - че­ло­ве­чес­кий дух, нас­ле­ду­ющий все воз­мож­нос­ти и за­да­чи во все­лен­ной. Ве­ли­чай­шая ра­бо­та - пос­т­ро­ить мост меж­ду ни­ми, по ко­то­ро­му каж­дый из них мо­жет пе­рей­ти на дру­гую сто­ро­ну. Ибо как ина­че тво­ре­нию осоз­нать свой пер­во­ис­точ­ник и как воп­ло­тить все свои бес shy;ко­неч­ные на­деж­ды?

 

 


Date: 2015-08-07; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию