Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс обучения





Процесс обучения гимнастическим упражнениям сводится к формированию двигательных навыков. Этот процесс условно мож­но разделить на три тесно связанные между собой фазы:

1. Создание предварительного представления об упражнениях.

2. Разучивание упражнений.

3. Закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Создание предварительного представления о движении — весь­ма важный и сложный этап обучения. Двигательные представления лежат в основе сознательного освоения любых спортивно-гимнасти­ческих движений. Создавая у занимающихся четкие двигательные представления, преподаватель способствует осуществлению важ­нейшего дидактического принципа обучения — принципа созна­тельности.

Для создания предварительного представления о движении при­меняется ряд приемов:

1) знакомство с терминологическим названием упражнения;

2) изучение наглядных пособий;

3) демонстрация техники выполнения упражнения;

4) объяснение техники;

5) выполнение пробных попыток.

Словесное (терминологически точное) наименование упражне­ния играет в процессе обучения важную роль. Термины, как пра­вило, значительно короче обычного описания техники. Поэтому ес­ли занимающиеся хорошо знают терминологию, то преподаватель тратит гораздо меньше времени на всякие пояснения в процессе обучения. Чем лучше знание терминологии, тем быстрее формиру­ется в сознании представление о движении.

Применение наглядных пособий также необходимо для созда­ния двигательных представлений. Наиболее рациональным нагляд­ным пособием в процессе обучения гимнастическим упражнениям является кино. Чем с большей скоростью произведена съемка, тем более подробное представление о технике изучаемого элемента можно получить. Современный технический прогресс позволяет пользоваться в учебных целях видеомагнитофоном.

Использование кино и видеомагнитофона полезно и для устра­нения ошибок в технике. С этой целью снимают гимнаста, выполня­ющего упражнение с ошибками, а затем воспроизводят на экране или телевизоре его попытки, указывают на ошибки и на способы их устранения.


В практике широко используется простейший наглядный способ показа — имитация движений руками. Если нужно показать, как двигаются ноги при выполнении махов на коне, преподаватель изо­бражает это указательным и средним пальцами, которые в данном случае обозначают левую и правую ноги.

Преподаватель может изобразить на доске промежуточные по­зы, которые создаются в процессе выполнения элемента.

Большое значение для создания представлений имеет умелое выполнение упражнения самим преподавателем. Плохой показ не только не создает правильного представления о движениях, но и снижает авторитет преподавателя.

Если преподаватель не может показать изучаемое упражнение (а таких случаев в практике очень много, особенно на занятиях с группами гимнастов старших разрядов), то необходимо использо­вать другие педагогические приемы. К ним относится показ упраж­нения одним из учеников, который умеет выполнять это упражне­ние хотя бы удовлетворительно. Если такого ученика в группе нет, то можно пригласить гимнаста из другой группы.

Можно пользоваться наглядными пособиями, значение которых в практике работы пока явно недооценивается.

При показе упражнения преподаватель должен направлять вни­мание занимающихся на детали, наиболее существенные на дан­ном этапе обучения.

Объяснения должны раскрывать внутреннее содержание эле­мента. Чем выше квалификация гимнастов, тем содержательнее должны быть объяснения. Квалифицированным гимнастам необхо­димо пояснить не только то, что нужно сделать, но и почему так нужно поступить.

После показа упражнения и объяснения наиболее важных дета­лей ученики пробуют выполнить его. В процессе выполнения пер­вых пробных попыток преподаватель дает уже более' подробные объяснения.

Опробование упражнения осуществляется после того, как уче­ник получил первое предварительное представление о технике его выполнения. Необходимо стараться, чтобы в первых пробных по­пытках было как можно меньше ошибок: чем меньше ошибок в са­мом начале, тем быстрее сформируется новый двигательный навык. Однако первые попытки, как правило, бывают связаны с больши­ми трудностями.

Обычно попытки сопровождаются объяснениями и замечаниями преподавателя. Весьма полезно после попыток предлагать- учени­кам самим вслух анализировать свои действия, вскрывать имеющи­еся ошибки.

Для создания необходимого представления о движении целесо­образно проделывать его не только на самом деле, но и мысленно. При мысленном выполнении упражнения у гимнаста активизируют­ся механизмы, воспроизводящие упражнение. Внимательное обду­мывание всех деталей техники элемента и воображаемое выполне­ние его играют весьма значительную роль в процессе обучения, так



 




как чем правильнее гимнаст представляет себе упражнение, тем меньше уйдет времени на его освоение.

Разучивание упражнения. В процессе разучивания упражнения гимнаст решает одновременно несколько задач:

а) уточняет представление об упражнении;

б) контролирует свои действия;

в) устраняет ошибки в технике исполнения упражнения.

Уточнение представления об упражнении. При создании пред­варительного представления об упражнении формируется лишь об­щее понятие о технике его выполнения. Спортсмен знакомится с внешней формой элемента, осознает, как он выглядит со стороны. Что касается собственных двигательных представлений, то они ча­ще всего еще неясны.

Чтобы знать, как выполняется упражнение, нужно получить соб­ственные мышечные, тактильные, зрительные и даже слуховые представления. В решении этой задачи важнейшую роль играют органы чувств — анализаторы.

В процессе разучивания занимающийся должен получить соб­ственные четкие двигательные представления, а не только те, кото­рые возникли при первых пробных попытках. Он должен сам про­чувствовать все действия, которые связаны с правильным выполне­нием элемента.

Уточнение представлений об упражнениях — весьма трудоемкий и сложный процесс, в котором преподаватель может оказать учени-» кам помощь, используя различные приемы:

1) применение подводящих упражнений, т. е. сходных по техни­ке с разучиваемыми;

2) сообщение о характере личных двигательных представлений, полученных в результате выполнения упражнения;

3) проведение устных отчетов учеников о тех представлениях, которые они получат в результате правильных попыток;

4) обсуждение техники выполнения упражнения с учениками, освоившими и не освоившими его;

5) оказание физической помощи ученикам в процессе выполне­ния упражнения и при фиксации отдельных положений;

6) осуществление срочной объективной информации о времен­ных, пространственных и силовых параметрах двигательных дейст­вий, совершаемых гимнастами.

Обычно преподаватель оценивает качество выполнения упраж­нений, технику, которой пользуется гимнаст, субъективно и делает такие замечания: «быстрее», «медленнее», «дальше», «ближе», «сильнее», «слабее», «выше», «ниже» и т. п. Между тем исследова­ния показали, что точная количественная оценка двигательных действий гимнастов ускоряет процесс освоения спортивной техники. Несложные приспособления позволяют вести также срочную объек­тивную информацию о параметрах двигательных действий при ра­зучивании конкретных маховых элементов на снарядах.

Нами вскрыта важная закономерность применения срочной объ­ективной информации. Выяснилось, что даже одна точная количест-


венная оценка выполняемого движения сразу же помогает внести су­щественные поправки в упражнение в целом. В этом ничего удиви­тельного нет: ведь все двигательные действия гимнаста в любом упражнении на снаряде связаны в единую цепь. Если дать, напри­мер, точную количественную оценку разбега гимнаста в опорном прыжке, указать ему, насколько он ошибается в скорости, и таким образом исправить ошибку в разбеге, то это положительно скажет­ся на качестве прыжка в целом.


Таким образом, срочная объективная информация (количест­венная характеристика) тех двигательных действий, которые со­вершает гимнаст, позволяет уточнять его двигательные представ­ления об элементе и вносить нужные поправки в технику дви­жений.

Самоконтроль гимнаста в процессе обучения. При освоении уп­ражнений гимнаст должен систематически контролировать свои действия. Такой самоконтроль содействует уточнению представле­ний об изучаемом упражнении.

Нередко в процессе выполнения упражнения гимнаст не контро­лирует себя, а поэтому не может представить, что он делал при каж­дой попытке.

Вдумчивые спортсмены стараются контролировать свои дейст­вия при выполнении каждого упражнения, анализируют ощущения, которые возникают в процессе совершаемых действий. Если упраж: нение выполнено с ошибками, то, пользуясь данными самоконтро­ля, они могут при следующей попытке внести необходимые исправ­ления.

Самоконтроль за движениями в процессе их выполнения необ­ходим для освоения и совершенствования двигательных навыков.

Контролируя свои действия, гимнаст должен следить за сохра­нением необходимого ритма. Если ученик имеет ясное представле­ние о ритмичном рисунке данного упражнения, то может его быстрее освоить, так как сумеет определить правильность испол­нения элемента по ритму, в котором он выполнен. Особенно полез­но применять звуколидеры, воспроизводящие ритмическую картину движения в виде коротких музыкальных фраз монотонного звуча­ния (Р. В. Галстян):

Большое значение при контроле за своими действиями имеют также и внешние ориентиры, используя которые гимнасту легче себя контролировать. С помощью ориентира можно уточнять на­правление движения тела (или отдельных его частей) при выполне­нии опорных прыжков, соскоков, подъемов и махов ногами, а так­же находить нужные формы движений, их направление, что уско­ряет процесс овладения ими.

Одним из наиболее надежных способов самоконтроля за движе­ниями являются использование устройств, позволяющих гимнастам получать срочную объективную количественную информацию о вре­менных, пространственных и силовых характеристиках движений.

Устранение ошибок в технике исполнения упражнений. Для уст­ранения ошибок гимнасты пользуются рядом приемов: уточняют


 




представления об изучаемых элементах, контролируют свои дейст­вия, анализируют объяснения преподавателя и др.

Внимательное выслушивание объяснений преподавателя, пра­вильное понимание его замечаний, вдумчивый анализ совершаемых попыток, оценка всех удач и неудач — вот важнейшие средства, обеспечивающие формирование навыка, а также устранение и пре­дупреждение ошибок.


По мере повторения упражнения ошибки постепенно устраняют­ся. При этом важно уметь подмечать (особенно в начале формиро­вания навыка) основные ошибки, влияющие на структуру движе­ния. Лишь только после устранения этих ошибок ликвидируют ошибки стиля, чистоты исполнения.

В устранении ошибок чрезвычайно важную роль играет наблю­дение преподавателя или товарища за выполнением движения. Это важно в связи с некоторым несоответствием между формой упраж­нения и субъективными ощущениями, возникающими при его вы­полнении. Такое несоответствие чаще всего встречается на началь­ных этапах овладения движением.

Сопоставляя субъективные ощущения, полученные при попытке, с объективной картиной, сообщенной тренером в результате на­блюдений, а также объективных характеристик, зарегистрирован­ных с помощью приборов для срочной объективной информации спортсмена, гимнаст довольно быстро устраняет возникающие ошибки.

Для успешного устранения ошибок надо прежде всего найти их причины и не принимать следствия за причину. Ошибок в технике выполнения гимнастических элементов обычно больше, чем причин. Только распознав причины возникновения ошибки, можно найти способ для ее устранения.

Чаще всего причины ошибок заключаются в следующем: непра­вильное распределение действий во времени, в пространстве и не­соответствующие мышечные усилия. Все эти три фактора тесней­шим образом связаны между собой.

В зависимости от того, на чем нужно сосредоточить внимание гимнаста, применяются различные методические приемы. Когда не­обходимо акцентировать внимание гимнаста на времени действий, применяются дополнительные слуховые раздражители — звуковые сигналы; в тех случаях, когда нужно обратить внимание на проет-ранственные показатели, используются зрительные ориентиры; ес­ли не прилагается нужных усилий, преподаватель оказывает по­мощь, поддержку.

Иногда ошибки возникают только потому, что гимнаст не при­держивается правильной последовательности обучения. Замечено, что некоторые элементы как бы мешают друг другу в процессе изу­чения. Как ни странно, мешают элементы несколько похожие. Ког­да осваиваются совершенно различные элементы, дифференцировки протекают значительно легче и ошибок возникает меньше. Если преподаватель не может быстро найти причины ошибок, многократ­ное повторение элемента с ошибкой приведет в конце концов к за-


креплению стойкого динамического стереотипа, устранить который будет очень трудно.

Закрепление и совершенствование двигательного навыка. Ког­да все ошибки устранены и движение выполняется правильно, гим­наст переходит от разучивания к закреплению и совершенствова­нию двигательного навыка. Закрепление двигательного навыка свя­зано с его стабилизацией, с повышением надежности выполнения. Если в начале закрепления движения спортсмен может точно вы­полнившего только в определенных условиях (в привычном гимна­стическом зале, на привычных снарядах и т. п.), то после заверше­ния стабилизации навыка условия, в которых выполняется Движе­ние, не имеют такого значения. Непривычные условия, например соревнования, уже не сбивают гимнаста, и он успешно выполняет упражнения.

Долгое время в теории физического воспитания (и, естественно, в гимнастике) господствовало мнение о том, что закрепление дви­гательного навыка строится на стереотипном многократном повто­рении заданного движения. Между тем исследования показали, что под влиянием различных факторов гимнаст довольно часто варьирует свои движения: он фактически не повторяет каждый раз одно и то же, а, наоборот, часто вносит поправки. Под влиянием утомления или сильных эмоций техника движений, даже хорошо закрепленная, может изменяться.

Стабилизация навыка предусматривает воспитание умения про­
тивостоять при выполнении движения сбивающим воздействиям
внутренних и внешних факторов. •

Как уже было сказано, двигательный навык закрепляется много­кратным повторением освоенного упражнения. Причем это повто­рение должно протекать вначале в стандартных, стабильных усло­виях до тех пор, пока упражнение не будет выполняться правильно в большинстве попыток. Затем следует приступать к варьированию двигательных задач.

Для совершенствования двигательного навыка кроме приемов, которые используются в процессе разучивания, рекомендуются при­емы, стимулирующие лучшее выполнение упражнения. Полезен ме­тод дополнительного ориентирования. Если, например, установить ориентир на расстоянии необходимой амплитуды махового движе­ния, то гимнаст будет добиваться именно этой величины амплиту­ды, не большей и не меньшей.

Во всех случаях, когда совершенствование качества выполне­ния упражнения требует максимальной амплитуды перемещения тела, могут быть использованы самые различные ориентиры.

Наряду с чисто техническими приемами стимулирования лучше­го выполнения упражнений используются и педагогические приемы, повышающие эмоциональное состояние занимающихся.

Высокий уровень эмоционального состояния занимающихся по­зволяет лучше усвоить разучиваемый элемент. Повышение эмоцио­нального состояния в процессе занятий достигается не только бла­годаря успешному овладению упражнениями (хотя это и играет


 




                   
     
       
 
 
 
     
 
 


чрезвычайно важную роль), но также и с помощью поощрений, а иногда — порицаний.

Решая задачи совершенствования двигательных навыков, необ­ходимо не только стимулировать лучшее выполнение элементов в стандартных условиях, но и приучать занимающихся выполнять их в изменяющихся условиях. Повторяя элемент в различных услови­ях, гимнаст под руководством преподавателя вносит поправки, до­биваясь совершенствования двигательного навыка.

Совершенствование двигательного навыка в изменяющихся ус­ловиях осуществляется путем применения ряда методических прие­мов. Важнейшие из них следующие:

1. Изменение высоты снаряда, на котором выполняется данное упражнение.

2. Перестановка снарядов на другие места.

3. Соединение данного элемента с другими.

4. Включение разученного элемента в различные комбинации.

5. Выполнение упражнения на тренировках, проводимых в не­привычных условиях.

Итак, обучение даже одному какому-либо элементу представля­ет собой сложную задачу. Для успешного решения подобных за­дач в настоящее время прибегают к предписаниям алгоритмическо­го типа (см. раздел «Методика занятий гимнастикой в школе»).







Date: 2015-08-07; view: 489; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию