Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Teopetumeckue основы псикологичЕСкоа роботы с петьиш





ка ~ собака. Я привязывала к ней воображаемый поводок и так ходила с ней. А родители продолжали говорить, что подарят настоящую, но уже на день рождения. Дни рожде­ния наступали, но долгожданный подарок не был подарен. Я выросла, но детская обида осталась. С тех пор я не люблю справлять свой день рождения.

(Рассказала Кузнецова М.).

Почему столь важна для ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную роль. Во-первых, она является для него идеальным Другим. Она всегда принимает и любит его. Она готова слушать про все самое сокровенное и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет ее видеть ребенок: умной или глупой, одетой в платье или голенькой. Можно сказать, что ребенок через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, сопере­живать, заботиться.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него само­го. На нее он проецирует свои желания и качества. Она мо­жет быть сильной, красивой, выходить замуж за принца или водить машину, то есть делать то, что хочется самому ребен­ку. Именно поэтому при расставании с любимой игрушкой ре­бенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значи­мая часть самого себя.

В-третьих, игрушка является символическим ключом к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, абсолютно подвластный ему. Во взрослом мире от ребен­ка мало что зависит. Ведь сам он слишком мал. А в мире иг­рушек он большой, сильный, делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания.

Поэтому необходимо убедить взрослых в том, что нужно с уважением относиться к игрушкам детей и быть внимательны­ми к ситуациям, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Возможно, это сигналы его внутрен­него неблагополучия.


 

 

Глава 3. Оозрйстные особенности дошкольников или некоторые «штрихи» к портрет»

Как дела, Вика?

Я устала, не хочу больше ходить в садик!

Почему?

Там нет моей любимой игрушки. А мне без нее плохо

А какая игрушка у тебя любимая?

Самая первая — тигренок. С ней мы вместе всегда.
Сейчас я уже большая, но все равно она моя любимая. Да­
вай построим для нее домик.

Викой трех с половиной лет беседовала Кучмук В.)

Следующее, на чем необходимо остановиться, — это об­щение дошкольника с родителями. Некоторые из них, в особенности молодые по возрасту, недооценивают довольно важные моменты. Первое — это недопустимость грозить ухо­дом от ребенка, сдать его в детский дом и т.п. Ребенок хотя умом и понимает, что этого не произойдет, но в данный кон­кретный момент верит этому. Ситуации мнимого ухода роди­телей являются настоящим горем для ребенка, травмируют его и, иногда надолго.

Я могу рассказать о себе один случай, который запом­нился мне очень четко и ясно. Я до сих пор помню все пе­режитые тогда мной ощущения.

Мне было три года. Мама забирала меня из детского сада. Помню, что это было зимой, так как на мне была надета тяжелая шуба. Мы шли с мамой домой в солнечный морозный день. Вдруг мама стала от меня убегать (так она со мной играла). Но в тот момент я подумала, что мама убежит и никогда не вернется. Я помню, как попы­талась догнать ее, но бежать в зимней шубе оказалось сложно. От страха было трудно дышать. Я стала громко плакать и кричала: «Мама, подожди!» Бежала, падала, но все равно вставала и еще громче плакала. Наверное, это длилось секунды, но мне казалось, что это было очень дол­го. Мама стала меня успокаивать, взяла на руки. И даль­ше я уже ничего не помню. Но этот эпизод, пока я сейчас писала, стоял перед глазами, как будто это было вчера.

{Записала Соловьева А., 19 лет)


Слаба 3. Возрастные особенности дошкольников или некоторые «штрини» к портрету



 


Когда я привела дочку первый раз в детский сад, была зима. Не успела я ее раздеть, как она тут же пошла со все­ми знакомиться. Я поговорила с воспитательницей, и та, увидев, что ребенок увлекся игрой, посоветовала мне неза­метно уйти. Когда я пришла за ней через два часа, то уви­дела горько плачущего ребенка и растерянную воспитатель­ницу. Последняя рассказала, что через пять минут после моего ухода дочка стала искать меня и, не обнаружив в раз­девалке, расплакалась, постоянно повторяя при этом: «Мама быва, быва и ушла. Забыва Дашу...»

И так продолжалось все два часа, пока я не появилась.

Мне пришлось просить прощения, что ушла не попрощавшись.


мамой трехлетней Даши беседовала Горлова Д.)

Второй очень важный момент, который для психологов яв­ляется очевидным и отчасти надоевшим, но при этом далеко не всегда известный родителям, — это необходимость безус­ловной любви к ребенку, то есть не за что-то и в каких-либо условиях, а несмотря ни на что. При этом любовь должна иметь те или иные внешние проявления.

Мы долго играли с Леночкой, потом я задала ей самый сокровенный вопрос: «Лена, а кого больше всего на свете

любит твоя мама?»

Лена тихим голоском прошептала: «Это большой сек­рет. Ты его не знаешь?» — «Нет»,ответила я.

Тут девочка с широкой улыбкой поделилась со мной сво­им секретом: «Больше всего на свете мамуля, конечно, лю­бит меня — свое сокровище».

(С Леной трех лет восьми месяцев беседовала Шалиманова Н.)

Однако бывают ситуации, когда мать горячо любит ребен­ка, а сказать это ему не может, и каждый из них замыкается в своем одиночестве. А иногда есть вполне объективные при­чины, по которым родители не всегда могут быть рядом, уде­ляя необходимое ребенку тепло и внимание. Но если они бу-


дут знать о последствиях своих действий, то многие найдут способ оставить в своем сердце место для ребенка.

Первое, что сказала сестра, увидев меня: «Я же хоте­ла братика. А нельзя ее отвезти в роддом и поменять на братика?»

Когда у родителей завязался спор о моем имени, Таня
авторитетно заявила, что раз уж ей обещали братика, а
подсунули сестру, пусть меня хотя бы назовут по ее воле
Наташкой.
/-""

У меня была тяжелая родовая травма, поэтому роди­телям приходилось огромное количество времени уделять моему здоровью. И у Тани сложилось впечатление, 4то она никому не нужна. Подобное перенесение родительского вни­мания сильно отразилось на ней. Ведь ей самой было еще три года.

Сейчас мне 18. Ей — 21. Но ревность ко мне проявля­ется у нее до сих пор не только относительно родителей, но даже в плане друзей.

(Рассказала Арбузова Н.)

Внутреннее одиночество ребенка-дошкольника может про­являться по-разному. Обычный вариант — некоторая демонст-ративность, привлечение к себе внимания всеми доступными способами — от нарушения поведения до требования индиви­дуального внимания на занятиях. Иногда это дополняется «прилипанием» к тому или иному взрослому при отторжении других.

Ване 5 лет. Мама занимается своей жизнью. Его пере­доверила няням. К одной он привязался, у них свои отно­шения. В детском саду первый год и никак не адаптирует­ся. Правила выполнять отказывается. Не спит, не ест. На занятиях, правда, работает, потому что воспитатель­ницу принял, ей он доверяет и ходит за ней «хвостиком». От нее ни на шаг. Ни к психологу, ни к логопеду не идет, начинает громко кричать.

(Рассказала Козырева Н., детский психолог.)


Часть I. Teopetuheckue основы психологической рйботы с астьти

Но для ребенка значимо не только принятие его роди­телями, ему во всех жизненных областях очень хочется быть хорошим. И грамотные взрослые могут использовать это открытое желание ребенка в тех или иных воспитательных целях.

Мы учим цифры, через пять минут малышу становит­ся скучно. Приношу ему игрушечную собаку и предлагаю ей, совершенно неграмотной, учиться у сына читать. Мальчик мгновенно оживляется и на протяжении четверти часа хвалится своими познаниями перед собакой: «Смотри, собака, это цифра семь, а это три, видишь, ты не знаешь,


а я знаю».

(С мамой четырехлетнего Леши беседовала Соловьева В.)

Важно отметить, что родители для дошкольника — образ­цы для подражания. Они могут даже не внушать ребенку ка­кие-то истины, ценности, а просто следовать им. А ребенок в этом возрасте — «губка» — быстро и глубоко впитывает их.

Здравствуй, как тебя зовут?

Саша.

Чем ты любишь заниматься?

— Смотреть телевизор. Я смотрю мультики разные.
Но больше всего мне нравится фильм «Бригада». Мы с па­
пой его смотрим. Такой классный во-о-ще! Я когда в школу
пойду, я тоже себе таких друзей хочу. Мы вместе всех мо-

, чить будем.

— А что значит мочить?

А это значит бить. А еще я пистолет у папы
возьму, ну это когда из армии вернусь. Он уже старый бу­
дет, ему не нужно.

Ты хочешь быть похожим на этих мужчин? Почему?

Конечно, они сильные. Чё захотели, то и берут. Им

все можно.

— Разве нельзя получить то, что хочешь, не применяя

силы?


 

 

Глава 3. Возрастные особенности дошкольников или некоторые «штрихи» к портрету

Нет. Папа говорит — нельзя. Побеждает везде са-
мый-самый сильный, у кого пистолет есть. Пистолета все
боятся, и папу боятся.

А ты папу боишься?

Да.

(С Сашей шести лет беседовала Никитская Е.)

Иногда родители или другие взрослые обижаются на ре­бенка и даже наказывают его, не понимая, что ребенок нахо­дится в процессе освоения речи и зачастую придает словам не те значения, что взрослые. Кроме того, дошкольники еще не умеют (и не должны уметь) скрывать свои чувства и открыто проявляют их. Необходимо дать право на существование так называемой детской непосредственности, которая является от­ражением процесса творческой переработки ребенком впечат­лений от окружающего мира и соответственно залогом его бу­дущей познавательной активности.

Однажды сели обедать. Мама предложила Олесе перец и спросила:

— Какой ты будешь перчик — свежий или фарширо­
ванный?

Олеся переспросила:

— Как это фаршиёванный?

Мама стала объяснять, что вот он перчик, а внутри мясо и рис. И тут Олеся говорит:

— А, знаю, знаю. Я все время вижу машины, фашиёван-
ные людьми.

(С Олесей трех лет беседовала Гришина О.)

Папа замечает:

— Посмотри, какая у нас мама красавица, верно?
Сын с хвастовством:

—Да, мамакрасавица. Я — тоже красавица. Папа... Оценивающе смотрит на папу и с огорчением: —Папа — не красавица.


I Тропинка








Date: 2015-08-07; view: 357; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию