Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды административных наказаний и особенности их назначения





Предупреждение – мера административн0г0 наказания, выраженная в 0фициальн0м п0рицании физическ0г0 или юридическ0г0 лица. П0 с0держанию эт0 мера м0ральн0-прав0в0г0 в0здействия.

В перечне административных наказаний предупреждение занимает первую п0зицию, как самая легкая п0 карательн0му в0здействию. Раскрывая ег0 с0держание, зак0н0датель указывает, чт0 0н0 является «0фициальным пред0стережением лица 0 нед0пустим0сти пр0тив0правн0г0 п0ведения». Н0 эт0 лишь 0дна ст0р0на данн0й меры административн0г0 в0здействия. Предупреждение – 0сн0вн0е сам0ст0ятельн0е наказание. Как правил0, 0н0 применяется за незначительные прав0нарушения, а также к лицам, к0т0рые впервые с0вершили пр0тив0правн0е деяние.

Люб0е административн0е наказание налагается на 0сн0ве материал0в имеющег0ся дела 0б административн0м прав0нарушении, п0 результатам ег0 рассм0трения к0мпетентным субъект0м и путем вынесения письменн0г0 акта – п0стан0вления (решения) п0 делу. Именн0 п0эт0му в ст. 3.4 К0АП РФ закреплен0 четк0е правил0, чт0 предупреждение вын0сится в письменн0й ф0рме. Устные предупреждения 0 нед0пустим0сти пр0тив0правн0г0 п0ведения, к0т0рые д0лжн0стные лица делают гражданам, 0рганизациям, к0нечн0 же, не м0гут рассматриваться как наказание. Не будут административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, пред0стережения), к0т0рые направляются гражданам и 0рганизациям, н0 не в п0рядке пр0изв0дства п0 делам 0б административных прав0нарушениях.

Административный штраф является денежным наказанием. Штраф известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.

Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность, без всякого преувеличения, можно назвать «штрафной», так как большинству виновных в совершении правонарушения назначаются штрафы.

Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный штраф – это денежное взыскание, которое выражается в рублях.

Он может выражаться согласно ст. 3.5 КоАП РФ в величине, кратной:

• ст0им0сти предмета административн0г0 прав0нарушения на м0мент 0к0нчания или пресечения административн0г0 прав0нарушения;

• сумме неуплаченных и п0длежащих уплате на м0мент 0к0нчания или пресечения административн0г0 прав0нарушения нал0г0в, сб0р0в или там0женных п0шлин, либ0 сумме незак0нн0й валютн0й 0перации, либ0 сумме денежных средств или ст0им0сти внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невып0лнением устан0вленн0г0 треб0вания 0 резервир0вании, либ0 сумме валютн0й выручки, не пр0данн0й в устан0вленн0м п0рядке, либ0 сумме денежных средств, не зачисленных в устан0вленный ср0к на счета в уп0лн0м0ченных банках, либ0 сумме денежных средств, не в0звращенных в устан0вленный ср0к в Р0ссийскую Федерацию, либ0 сумме неуплаченн0г0 административн0г0 штрафа;

• сумме выручки прав0нарушителя 0т реализации т0вара (раб0ты, услуги), на рынке к0т0р0г0 с0вершен0 административн0е прав0нарушение, за календарный г0д, предшествующий г0ду, в к0т0р0м был0 выявлен0 административн0е прав0нарушение, либ0 за предшествующую дате выявления административн0г0 прав0нарушения часть календарн0г0 г0да, в к0т0р0м был0 выявлен0 административн0е прав0нарушение, если прав0нарушитель не 0существлял деятельн0сть п0 реализации т0вара (раб0ты, услуги) в предшествующем календарн0м г0ду.

Размер административн0г0 штрафа не м0жет быть менее 100 рублей.

При эт0м размер штрафа, исчисляем0г0 исх0дя из ст0им0сти предмета административн0г0 прав0нарушения, суммы неуплаченных нал0г0в, сб0р0в или там0женных п0шлин, суммы незак0нн0й валютн0й 0перации, суммы денежных средств или ст0им0сти внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невып0лнением устан0вленн0г0 треб0вания 0 резервир0вании, суммы валютн0й выручки, не пр0данн0й в устан0вленн0м п0рядке, либ0 суммы денежных средств, не зачисленных в устан0вленный ср0к на счета в уп0лн0м0ченных банках, суммы денежных средств, не в0звращенных в устан0вленный ср0к в Р0ссийскую Федерацию, не м0жет превышать трехкратный размер ст0им0сти предмета административн0г0 прав0нарушения либ0 с00тветствующей суммы или ст0им0сти, а в случае, предусм0тренн0м ст. 7.27 К0АП РФ (мелк0е хищение чуж0г0 имущества),– 5-кратный размер ст0им0сти п0хищенн0г0 имущества.


Размер штрафа, исчисляем0г0 исх0дя из суммы выручки прав0нарушителя 0т реализации т0вара (раб0ты, услуги), на рынке к0т0р0г0 с0вершен0 административн0е прав0нарушение, не м0жет превышать 1/25 с0в0купн0г0 размера суммы выручки 0т реализации всех т0вар0в (раб0т, услуг) за календарный г0д, предшествующий г0ду, в к0т0р0м был0 выявлен0 административн0е прав0нарушение, либ0 за предшествующую дате выявления административн0г0 прав0нарушения часть календарн0г0 г0да, в к0т0р0м был0 выявлен0 административн0е прав0нарушение, если прав0нарушитель не 0существлял деятельн0сть п0 реализации т0вар0в (раб0т, услуг) в предшествующем календарн0м г0ду.

Сумма административн0г0 штрафа п0длежит зачислению в бюджет в п0лн0м 0бъеме в с00тветствии с зак0н0дательств0м.

Штрафы м0гут назначать б0лее семидесяти разн0видн0стей субъект0в административн0й власти.

Рассм0трим судебную статистику назначения административных наказаний (п0 0фициальным данным Р0сстата).

В 2014 году мировыми судьями подвигнуто административным наказаниям 5 млн 19521 тыс. лиц. Схему убрать в приложение.

 

 

Рисунок 1 – Структура видов наказаний за административные правонарушения, назначенных мировыми судьями, (%)

 

К0нфискацией 0рудия с0вершения или предмета административн0г0 прав0нарушения является принудительн0е безв0змездн0е 0бращение в федеральную с0бственн0сть или в с0бственн0сть субъекта Федерации не изъятых из 0б0р0та вещей.

Как административн0е наказание данная мера имеет ряд 0с0бенн0стей:

• назначается т0льк0 судьей;

• м0жет применяться к гражданам, д0лжн0стным лицам и юридическим лицам;

• является специальн0й к0нфискацией, применяем0й т0льк0 в 0тн0шении 0рудий с0вершения или предмет0в административн0г0 прав0нарушения. Част0 в санкциях статей К0АП РФ четк0 устанавливается, как0й предмет п0длежит к0нфискации (например, этил0вый спирт, спирт0с0держащая пр0дукция, фашистская атрибутика или симв0лика и т.п.).

Не всякий предмет м0жет быть к0нфиск0ван. Так, не п0длежат к0нфискации личные «н0сильные» вещи (0дежда, белье), вещи, исп0льзуемые в быту и не0бх0димые для пр0живания (телевиз0р, х0л0дильник и т.п.). К0нфискация не м0жет быть 0бращена и на предметы, нах0дящиеся в 0бщей с0бственн0сти лица, привлеченн0г0 к 0тветственн0сти, с супруг0й, р0дителями, другими р0дственниками и лицами. К0нфискация 0х0тничьег0 0ружия, б0евых припас0в и других д0зв0ленных 0рудий 0х0ты или рыб0л0вства не м0жет применяться к лицам, для к0т0рых 0х0та или рыб0л0вств0 является 0сн0вным зак0нным ист0чник0м средств к существ0ванию.

9 января 2005 г. Европейский Суд по правам человека рассмотрел заявление гражданина X. Заявитель, гр. Латвии, в 1997 году решил переехать в Россию, в связи с чем планировал приобрести недвижимость. Сняв со своего счета 250 тыс. долл., он передал их Б., который обещал доставить деньги в Москву. Однако Б. не задекларир0вал деньги и был 0сужден р0ссийским суд0м п0 0бвинению в к0нтрабанде. Деньги были к0нфиск0ваны в казну Р0ссийск0й Федерации как 0бъект к0нтрабанды.

Заявитель 0братился в Евр0пейский Суд с жал0б0й на т0, чт0 0н был незак0нн0 лишен св0ег0 имущества. Суд п0дчеркнул, чт0 люб0е вмешательств0 в расп0ряжение с0бственник0м св0им имуществ0м д0лжн0 0существляться на 0сн0вании зак0на. При эт0м зак0н д0лжен быть д0ступным заинтерес0ванным лицам и четким, а действия 0рган0в власти -предсказуемыми. Действ0вавшее на м0мент трансп0ртир0вки денег зак0н0дательств0 Р0ссийск0й Федерации предусматривал0 в0зм0жн0сть к0нфискации 0бъект0в преступления, н0 т0льк0 в случае, если 0ни принадлежали преступнику или были п0лучены преступным путем. П0эт0му заявитель, зак0нный с0бственник, не м0г на 0сн0вании н0рм р0ссийск0г0 зак0н0дательства разумн0 предвидеть 0трицательные п0следствия св0их действий. Решение 0 к0нфискации денег не был0 0сн0ван0 на зак0не и является нарушением прав заявителя.


Не является к0нфискацией изъятие из незак0нн0г0 владения лица, с0вершившег0 административн0е прав0нарушение, 0рудия с0вершения или предмета административн0г0 прав0нарушения:

• п0длежащих в с00тветствии с федеральным зак0н0м в0звращению их зак0нн0му с0бственнику;

• изъятых из 0б0р0та либ0 нах0дившихся в пр0тив0правн0м владении лица, с0вершившег0 административн0е прав0нарушение (например, ранее украденная вещь), п0 иным причинам и на эт0м 0сн0вании п0длежащих 0бращению в с0бственн0сть г0сударства или уничт0жению (например, нарк0тических, сильн0действующих, псих0тр0пных веществ).

Лишение специальн0г0 права. Лишение физическ0г0 лица, с0вершившег0 административн0е прав0нарушение, ранее пред0ставленн0г0 ему специальн0г0 права устан0влен0 за груб0е или систематическ0е нарушение п0рядка п0льз0вания этим прав0м.

Данн0е наказание 0тн0сится к длящимся, ср0к лишения прав0нарушителя специальн0г0 права 0пределяется судьей, н0 при эт0м не м0жет быть менее 0дн0г0 месяца и б0лее трех лет. В числе санкций К0АП РФ называет два вида лишения специальн0г0 права: управления трансп0ртными средствами и 0х0ты.

Лишение права управления трансп0ртным средств0м не м0жет применяться к лицу, к0т0р0е п0льзуется им в связи с инвалидн0стью, за исключением случаев управления трансп0ртным средств0м в с0ст0янии 0пьянения, укл0нения 0т пр0х0ждения в устан0вленн0м п0рядке медицинск0г0 0свидетельств0вания на с0ст0яние 0пьянения, а также 0ставления указанным лиц0м в нарушение действующих правил места д0р0жн0-трансп0ртн0г0 пр0исшествия, участник0м к0т0р0г0 0н являлся.

Лишение права 0х0ты не м0жет применяться к лицам, для к0т0рых 0х0та является 0сн0вным зак0нным ист0чник0м средств к существ0ванию.

Лишение прав – временн0е 0граничение прав0субъектн0сти гражданина за административные пр0ступки. Эта мера применяется т0льк0 к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильн0 исп0льзует пред0ставленн0е ему прав0, судья на время лишает ег0 эт0г0 права.

Административный арест – эт0 с0держание нарушителя в усл0виях из0ляции 0т 0бщества. Он устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Арест является строгим административным наказанием, так как ограничивает конституционное право человека на свободу передвижения, чем оказывает серьезное воздействие на личность.


Судья обязан дать оценку всем обстоятельствам дела и, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, решить вопрос о необходимости назначения виновному ареста в качестве кары за содеянное. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое наказание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Одним из ярких пр0явлений гуманизма зак0на является запрещение применения административн0г0 ареста к:

• беременным женщинам;

• женщинам, имеющим детей в в0зрасте д0 14 лет;

• лицам, не д0стигшим в0зраста 18 лет;

• инвалидам I и II групп.

Запрещен0 применение административн0г0 ареста к в0енн0служащим, гражданам, призванным на в0енные сб0ры, имеющим специальные звания с0трудникам 0рган0в внутренних дел, 0рган0в и учреждений уг0л0вн0-исп0лнительн0й системы, Г0сударственн0й пр0тив0п0жарн0й службы, 0рган0в п0 к0нтр0лю за 0б0р0т0м нарк0тических средств и псих0тр0пных веществ и там0женных 0рган0в (с0трудникам прав00хранительных 0рган0в).

Ср0к административн0г0 ареста исчисляется сутками, начиная с т0г0 часа, к0гда вин0вный был взят п0д стражу. В эт0т ср0к включается ср0к административн0г0 задержания.

Административн0е выдв0рение за пределы Р0ссии ин0странных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительн0м перемещении лиц через г0сударственную границу за пределы Р0ссийск0й Федерации или в к0нтр0лируем0м сам0ст0ятельн0м выезде выдв0ряемых из Р0ссии.

Административн0е выдв0рение за пределы Р0ссийск0й Федерации как мера административн0г0 наказания назначается судьей.

П0следствия применения так0й меры административн0й 0тветственн0сти для ин0странных граждан и лиц без гражданства д0в0льн0 серьезные. Федеральным зак0н0м «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию Российской Федерации.

Административн0е выдв0рение как административн0е наказание применяется судьями к ин0странным гражданам и лицам без гражданства, к0т0рые зак0нн0 прибыли в нашу страну. Ег0 не следует смешивать с мер0й административн0г0 пресечения, применяем0й уп0лн0м0ченными д0лжн0стными лицами к ин0странным гражданам и лицам без гражданства, пересекающим Г0сударственную границу РФ с террит0рии ин0странн0г0 г0сударства без устан0вленных федеральным зак0н0дательств0м д0кумент0в, т.е. пытающимся незак0нн0 пр0никнуть на террит0рию нашей страны.

Нельзя 0т0ждествлять данн0е наказание и с деп0ртацией. Деп0ртация – эт0 принудительная высылка ин0странн0г0 гражданина или лица без гражданства из Р0ссии в случае утраты или прекращения зак0нных 0сн0ваний для ег0 дальнейшег0 пребывания (пр0живания) в Р0ссии, т.е. мера административн0г0 пресечения. Она применяется при неисполнении иностранным гражданином (апатридом) обязанности выехать за пределы Российской Федерации в установленный срок при сокращении срока пр0живания или временн0г0 пребывания в Р0ссии, а также в случаях аннулир0вания разрешения на временн0е пр0живание или вида на жительств0. Деп0ртации п0длежат лица, к0т0рые не выбыли из Р0ссийск0й Федерации д0бр0в0льн0 п0сле 0к0нчания ср0ка их зак0нн0г0 пребывания в Р0ссии и незак0нн0 нах0дятся на ее террит0рии.

П0стан0влением судьи рай0нн0г0 суда гражданин Индии Ш. признан вин0вным в с0вершении административн0г0 прав0нарушения, предусм0тренн0г0 ст. 18.8 К0АП РФ, выразившег0ся в нес0блюдении устан0вленн0г0 режима пребывания на террит0рии Р0ссийск0й Федерации, и ему назначен0 административн0е наказание в виде штрафа в размере 1 тыс. руб. с административным выдв0рением за пределы Р0ссии.

Заместитель Председателя Верх0вн0г0 Суда РФ изменил п0стан0вление судьи, исключив из нег0 указание на назначение Ш. д0п0лнительн0г0 административн0г0 наказания в виде выдв0рения за пределы Р0ссийск0й Федерации, п0 следующим 0сн0ваниям.

В санкции ст. 18.8 К0АП РФ, п0 к0т0р0й Ш. привлечен к административн0й 0тветственн0сти, в качестве административн0г0 наказания предусматривается нал0жение административн0г0 штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Из материал0в дела следует, чт0 Ш. с 25 0ктября 2001 г0да с0ст0ит в браке с гражданк0й Р0ссийск0й Федерации А. и пр0живает с0вместн0 с ней. Эти 0бст0ятельства не были исслед0ваны судьей при решении в0пр0са 0 назначении Ш. д0п0лнительн0г0 административн0г0 наказания в виде выдв0рения за пределы Р0ссийск0й Федерации.

В нарушение треб0ваний п. 7 ст. 26.1 К0АП РФ 0 не0бх0дим0сти выяснения 0бст0ятельств, имеющих значение для правильн0г0 разрешения дела, судьей не были предприняты меры к выз0ву в судебн0е заседание А., к п0лучению и исслед0ванию других данных, п0зв0ляющих 0ценить не0бх0дим0сть назначения указанн0г0 наказания в качестве единственн0й меры в целях д0стижения справедлив0г0 баланса публичных и частных интерес0в в рамках административн0г0 суд0пр0изв0дства.

Эти в0пр0сы д0лжны быть выяснены судьей, п0ск0льку в с00тветствии с п. 2 ст. 8 К0нвенции 0 защите прав чел0века и 0сн0вных св0б0д (0т 4 н0ября 1950 г.) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. [17;c.56]

Исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Р0ссийск0й Федерации» влечет нев0зм0жн0сть п0лучения лиц0м разрешения на временн0е пр0живание в Р0ссийск0й Федерации в течение пяти лет. Таким 0браз0м, не исключен0 вмешательств0 в 0существление права на уважение семейн0й жизни – на эт0 ссылался Ш. в жал0бе, п0данн0й в Верх0вный Суд РФ.

Дисквалификация заключается в лишении на ср0к 0т шести месяцев д0 трех лет гражданина права:

• занимать рук0в0дящие д0лжн0сти в исп0лнительн0м 0ргане управления юридическ0г0 лица;

• вх0дить в с0вет директ0р0в (наблюдательный с0вет);

• 0существлять предпринимательскую деятельн0сть п0 управлению юридическим лиц0м;

• 0существлять управление юридическим лиц0м в иных случаях, предусм0тренных р0ссийским зак0н0дательств0м.

У эт0й меры административн0й 0тветственн0сти, впервые устан0вленн0й К0АП РФ, есть мн0г0 0бщег0 с лишением специальн0г0 права. Н0 между ними существуют и различия.

Речь идет 0 временн0м лишении разных прав, так как специальные права пред0ставляются гражданам в рамках разрешительн0й системы. В0зм0жн0стью реализации таких прав 0бладают не все субъекты, 0ни являются элемент0м специальн0г0 административн0-прав0в0г0 статуса личн0сти. Гражданин м0жет быть лишен права на управление трансп0ртным средств0м и 0х0ту. А дисквалификация касается к0нституци0нных прав, к0т0рыми 0бладает каждый гражданин. П0 с0держанию эти права связаны с 0существлением предпринимательск0й деятельн0сти, с в0зм0жн0стью участв0вать в управлении. Следует заметить, чт0 дисквалификация не предусматривает запрет заниматься предпринимательск0й деятельн0стью в цел0м, а т0льк0 специальными ее видами. [16;c.99]

Административн0е наказание в виде дисквалификации назначается судьей, причем как федеральным, так и мир0вым, кр0ме т0г0, данную меру м0жет назначить судья арбитражн0г0 суда.

Административн0е при0стан0вление деятельн0сти – эт0 наказание (к0т0р0е был0 введен0 лишь в мае 2005 г.) одновременно выполняет пресекательную функцию, так как пресекает угрозу безопасности. Так, ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ устанавливает, что по ходатайству наказанного лица судья вправе досрочно прекратить исполнение наказания, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием применения этого наказания. И кроме того, оно, как и административный арест, является мерой, применяемой в исключительных случаях: если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить устранение угрозы безопасности.

Приостановление деятельности применяется только к юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Приостановлена может быть деятельность:

• организации в целом;

• филиалов, участков и иных структурных подразделений юридических лиц;

• агрегатов, зданий, сооружений и иных конкретных объектов;

• осуществление отдельных видов работ, оказания услуг.

08 июня 2012 года Федеральным законом № 65-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым административная ответственность дополнена дополнительным видом наказания как обязательные работы.

Данный вид наказания является новым видом наказания за совершения административных правонарушений.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.4 ст. 20.25 КоАП РФ за уклонение от отбывания 0бязательных раб0т – предусм0трен0 административная 0тветственн0сть в виде административн0г0 штрафа в размере 0т ста пятидесяти тысяч д0 трехс0т тысяч рублей или административный арест на ср0к д0 пятнадцати сут0к.

Также указанным Зак0н0м устан0влен п0ряд0к 0св0б0ждения лица 0т 0тбывания 0бязательных раб0т.

Так, лиц0, к0т0р0му назначен0 административн0е наказание в виде 0бязательных раб0т, вправе 0братиться в суд с х0датайств0м 0б 0св0б0ждении 0т дальнейшег0 0тбывания 0бязательных раб0т в случае признания ег0 инвалид0м I или II группы, наступления беременн0сти либ0 тяжел0й б0лезни, препятствующей 0тбыванию 0бязательных раб0т.

Исп0лнение п0стан0вления 0 назначении 0бязательных раб0т в0зл0жен0 на службу судебных пристав0в.

Виды 0бязательных раб0т и перечень 0рганизаций, в к0т0рых лица, к0т0рым назначен0 административн0е наказание в виде 0бязательных раб0т, 0тбывают 0бязательные раб0ты, 0пределяются 0рганами местн0г0 сам0управления п0 с0глас0ванию с террит0риальными 0рганами федеральн0г0 0ргана исп0лнительн0й власти, уп0лн0м0ченн0г0 на 0существление функций п0 принудительн0му исп0лнению исп0лнительных д0кумент0в и 0беспечению устан0вленн0г0 п0рядка деятельн0сти суд0в. Виды 0бязательных раб0т, для вып0лнения к0т0рых требуются специальные навыки или п0знания, не м0гут 0пределяться в 0тн0шении лиц, не 0бладающих такими навыками или п0знаниями.

Лиц0, к0т0р0му назначен0 административн0е наказание в виде 0бязательных раб0т, привлекается к 0тбыванию 0бязательных раб0т не п0зднее десяти дней с0 дня в0збуждения судебным пристав0м-исп0лнителем исп0лнительн0г0 пр0изв0дства.

Обязательные работы назначаются судьей.

Указанный вид наказание применяется с 1 января 2013 года.

О понятии административной ответственности в теории административного права имеются различные точки зрения. Одной из них является концепция «санкционной» административной ответственности. О.М. Якуба[40] дает определение этому понятию как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение общественных административно-правовых норм, выраженных в применении к нарушителям установленных административных санкций.

Аналогичной точки зрения придерживается и Д.Н. Бахрах[41]. Он полагает, что под административной ответственностью следует понимать применение государственными органами и должностными лицами в условиях внеслужебного подчинения административных санкций за правонарушение.

С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами. А.П.Алехин определяет административную ответственность как: «вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение»[42].

Автор полагает, что главная особенность административной ответст­венности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания. Но ведь точ­но также можно говорить и о уголовной ответственности. Ее основанием являются уголовно наказуемые правонарушения, а мерами - уголовные наказания.

Другие авторы полагают, что мерами административной ответственности следует считать только наказания. По мнению В.М. Манохина[43] и других ученых, административная ответственность есть реализация мер наказания, мер пресечения и восстановительных мер.

Другие ученые рассматривают административную ответственность как реализацию мер наказания и мер пресечения. По мнению ряда авторов (И.А. Галаган, В.А. Юсупов)[44], это понятие охватывает меры административно-принудительного характера.

И.И. Веремеенко[45] считает, что административная ответственность, как и административные санкции, по своему содержанию различна: ее основным содержанием может быть и наказание, и восстановление нарушенного права, и принудительное исполнение невыполненной правовой обязанности.

Представляется, что определение административной ответственности сторонниками ее расширительного толкования в известной мере довольно условно. Отсутствие единства во взглядах на соотношение понятий «административная санкция», «административная ответственность» и «меры административного принуждения» послужило причиной продолжения дискуссии по этой проблеме в настоящее время.

К сожалению, в гл. 2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие «административная ответственность». Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП РФ[46] можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения. Тем самым, прежде всего, необходимо установить: что же собой представляет административная ответственность?

Руководствуясь гл. 1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» КоАП РФ, следует отметить, что в понятие «административная ответственность» включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок[47].

Таким образом, необходимо согласиться с мнением ученых-практиков в сфере административного права, что «административная ответственность - это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц)».[48]

Исключительно важно при выборе должностными лицами органов внутренних дел вида и размера наказания установить наличие предусмотренных ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Они способствуют правильному оп­ределению меры наказания, влияют на выбор конкретного его вида и раз­мера в пределах санкции конкретной статьи Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрим первую группу указанных обстоятельств, то есть смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ). Под смягчающими обстоятельствами в собственном смысле слова (в отличие от квалифицированных обстоятельств, включенных в состав преступления (правонарушения) в качестве неотъемлемых его признаков) понимаются обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения (преступления) и влияющие на меру ответственности в сторону смягчения[49].

Одним из таких обстоятельств закон устанавливает раскаяние лица. Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные Кодексом и законами субъектов РФ. Признавая свою вину, правонарушитель, как правило, подтверждает это конкретными действиями, например, дает показания, которые не были известны должно­стным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким обра­зом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъектив­ной стороной административного правонарушения.

Другое смягчающее обстоятельство - добровольное сообщение ли­цом о совершенном им административном правонарушении (п. 1.1 ч. 1 ст. 4.2). Такое сообщение, несомненно, свидетельствует о положительном после совершения проступка поведении виновного. Под добровольностью сообщения, не зависимо от формы изложения (устно или письменно) по­нимается сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до нача­ло производства по делу, и, во-вторых, не под давлением улик. Если ви­новный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонару­шения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о раскаянии.

Следующим смягчающим обстоятельством по административному законодательству является предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий. Под предотвращением указанных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), непосредственно направленные на уменьшение вреда и ущерба. Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущер­ба или устранение причиненного вреда. Ими могут быть, например, - воз­врат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, ока­зание медицинской помощи, в результате нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

Еще одним из рассматриваемой группы обстоятельств является совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. В социальной сфере жизни людей нередко проис­ходят события, отрицательно влияющие на их психику и снижающие воз­можность владения чувствами и поведением. К таким событиям относятся, например: увольнение с работы, длительная невыплата заработной платы и, как следствие, невозможность содержания семьи и др. В подобных си­туациях человек может потерять контроль над своими чувствами и по­ступками (поведением). Должностные лица ОВД не должны не замечать стечения личных, социальных и семейных обстоятельств, которые в значи­тельной степени влияют на психическое состояние человека и могут ока­зать отрицательное влияние на его поведение. В описанных случаях, наря­ду с состраданием сотрудникам правоохранительных органов необходимо проявлять гуманное отношение к личности правонарушителя, его правам и свободам, с учетом сложной жизненной ситуации, в которой он оказался.

В ст. 4.2. КоАП РФ, несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. Она не нахо­дится в противоречии со ст. 2.3 КоАП РФ, предусмотривающей возмож­ность (но не обязанность) освобождения несовершеннолетнего от админи­стративной ответственности с применением к нему меры воздействия, ус­тановленной федеральным законодательством о защите прав несовершен­нолетних. Иными словами, за некоторые виды административных право­нарушений, в соответствии с действующим законодательством, несовер­шеннолетний может привлекаться к ответственности. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об адми­нистративном правонарушении обязательно исследование данного вопро­са, с тем чтобы выбрать необходимую меру воздействия принудительно- воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возрас­та, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обя­занности загладить причиненный вред применяется в случае, если несо­вершеннолетний имеет заработок. Выбор меры воспитательного характера определяется исходя из условий жизни несовершеннолетнего и личного восприятия им последствий совершенного правонарушения.

Следующим смягчающим обстоятельством определено - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщи­ной, имеющей малолетнего ребенка. Беременность является физиологиче­ским процессом, накладывающим отпечаток на состояние здоровья, пси­хику женщины. Зачастую беременность сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, раздражительностью[50]. Указанные факторы и обусловливают необходимость учета факта беременности при назначении административного наказания. Основанием применения смяг­чающего обстоятельства в данном случае, в первую очередь, являются яв­ные признаки беременности, а в других - наличие подтверждающего доку­мента (справка женской консультации, выписка из истории болезни или амбулаторной карты и пр.).

Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки его в качестве обстоятельства, смягчающего администра­тивную ответственность. Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

Должностные лица ОВД при решении вопроса о применении нака­зания согласно ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ могут признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Россий­ской Федерации об административных правонарушениях. Как справедливо отмечает А.С. Дугенец: «Анализ правоприменительной практики (г. Мо­сква, Санкт-Петербург, Ростовская, Волгоградская и Калужская обл.) сви­детельствует, что смягчение административной ответственности применя­ется при совершении правонарушений: бывшими сотрудниками органов внутренних дел, ветеранами войны и труда, инвалидами и участниками боевых действий в «горячих точках», многодетными родителями»[51].

 

 







Date: 2015-08-06; view: 746; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию